Представьте, что вы владелец какого-нибудь предприятия, большого такого производства, и у вас есть собственные электрические сети: кабели там, трансформаторы, воздушные линии с опорами и т. д. И тут к вам приходит представитель сетевой организации и говорит:
— Друг, а вот сколько ты сил, времени и денег тратишь на обслуживание своего энергохозяйства? Наверняка же много. А давай мы вместо тебя все это будем делать: и плановое обслуживание проводить, и ремонт аварийный выполнять, оборудование старое за свой счет поменяем где нужно. Как тебе идея?
И ты сидишь такой, думаешь, считаешь, и вроде оно выгодно даже. Опять же, головной боли поменьше будет в разы, так ещё и штат электриков-дармоедов можно распустить, на одной только ихней зарплате сэкономить солидно.
— А сколько это все стоить будет? — спрашиваешь ты.
— Не, друг, ты не понял, — улыбается представитель сетей. — Это мы будем тебе платить за то, что ты позволишь нам тут вместо тебя всё делать.
❯ 1. Выглядит как мошенничество, но это не мошенничество
На этом моменте многие деловые люди, особенно те, кто девяностые встретил уже в сознательном возрасте, начинают нервничать и подозревать развод на деньги, черные схемы, криминал. Однако нет, это все абсолютно законно и сетевые организации реально будут добросовестно за всем следить, сами все чинить в случае чего, и при этом будут платить тебе деньги. Потому что для этого сетевые организации и нужны.
Вообще структура энергоснабжения потребителей, если говорить упрощенно, выглядит так:
- Есть производители электроэнергии, которые её, собственно, и вырабатывают.
- Есть энергосбытовые организации, которые эту электроэнергию покупают всю разом, по оптовой цене, а потом продают в розницу с наценкой.
- Есть потребители, которые покупают эту электроэнергию уже в розницу и платят каждый свою цену, в зависимости от категории электроснабжения.
- И есть сетевые организации, которые осуществляют доставку купленной электроэнергии до потребителя, эдакие курьеры. За это они, как и всякий курьер, получают деньги, в нашем случае от энергосбыта и согласно своему тарифу.
Вот тут, собственно, и кроется магия того, как сети могут платить за то, что им дают работать и при этом оставаться в плюсе. В конце года каждая сетевая организация формирует отчет о своих затратах и идет защищать его в Министерство Тарифного регулирования. В отчете указывают всё то, что они взяли в аренду и обслуживают, что построили, зарплаты сотрудников, аренду своего офиса и т. д., в общем вообще все свои затраты. А после просят им эти затраты компенсировать. Собственно, чем больше затрат, тем больше будет итоговый тариф и таким вот хитрым образом сетевая организация как бы не несет никаких расходов и получает одни только прибыли. Это в теории, на практике же все намного печальнее.
Начнем с того, что тариф не возместит тебе затраты моментально: тут нужно дождаться конца года и подать отчет, защитить его, а потом смотреть как твои деньги возвращаются к тебе по капельке. При этом ты продолжаешь нести новые расходы. Эффект накопительный и в какой-то момент поток обратных денег станет весьма приличным, но до этого момента ещё надо дожить.
Второй неприятный момент заключается в том, что Министерство принимает защиту годового отчета с дотошностью ну очень строгой учительницы.
Проходи, не стесняйся. И показывай мне ВСЕ свои расходы
Сетевой организации мало подать реальные данные о расходах, им ещё и нужно доказать их целесообразность. Заменили старую линию на новые кабеля? А где подтверждение аварийного состояния старой линии? А почему кабель выбрали такой дорогой и повышенного сечения, можно же было тоньше? Что значит на вырост? И зачем вам столько людей в штате? И почему они так вольготно сидят по четыре человека на шесть квадратных метров, зачем вам такие большие площади под аренду? Ну и далее в том же духе; хорошо, если половину заявленных реальных расходов согласуют.
А еще есть такие расходы, которые ты никак официально не задокументируешь, но которые есть. Тут дело даже не в коррупции, а скорее в общем уровне криворукости штатных электромонтеров, человеческий фактор, так сказать.
Все нормально, работает специалист
И чем больше у тебя в штате человеков, тем больше и человеческий фактор.
А ещё есть потребители с заявками на новые присоединения, которые сетевая организация ОБЯЗАНА отработать.
❯ 2. Этот господин уплатит за все
До недавнего времени для всех без исключения сетевых организаций большой головной болью была услуга по технологическому присоединению. По закону сети обязаны предоставить любому обратившемуся к ним лицу, будь то физическому или юридическому, возможность подключиться к электричеству на расстоянии в 25 метров. В большинстве случаев это не сильно страшно, требует оформлении пары актов и опломбировки одного счетчика, но каждый десятый случай все равно оборачивался огромными потерями.
Дело в том, что долгое время наше государство активно поддерживало малый бизнес, во всяком случае в вопросах электроснабжения, а потому провести электричество в любые дальние дали для заявителя стоило относительно дешево. Но вот для сетевых организаций, которые и были вынуждены оплачивать весь банкет, не так чтобы очень. А ещё была льготная категория, когда 15кВт можно было получить вообще за 500 рублей, в то время как сетевики были вынуждены тащить линию за пару километров, и только для того, чтобы запитать чей-то старый сарай.
Два заявители ищут владельца ближайшего столба, чтобы подать заявку на техприсоединение
Конечно, все эти расходы потом можно подать в Министерство и получить тариф получше, но какие тут подводные камни мы уже знаем. Именно по этой причине сетевые организации по мере сил старались отбрыкаться от заявок на технологическое присоединение. Они трактовали в свою пользу различные неоднозначные моменты в постановлении о техприсоединении и федеральных законах, используя низкую осведомленность о текущих правилах у простого человека или же просто придираясь к каждой мелочи в заявке.
Справедливости ради, сетевые организации тут вовсе не белые и пушистые и со своей стороны тоже пытались нажиться на техприсоединении. По правилам сети должны предлагать заявителю на выбор два варианта расчета стоимости техприсоединения, из которых он должен выбирать любой, какой ему нравится. По факту же предлагали всегда один, самый дорогой.
Или лично у меня был случай, когда по знакомству попросили помочь одному крупному предприятию оформить техприсоединение, чтобы все было быстро и грамотно, под ключ. Подали заявку в одну очень крупную сетевую организацию, которую я на всякий случай не буду называть по имени, получили договор. А там вместо положенного по тарифу счета на миллион с копейками был совершенно необоснованный счет аж в три раза выше, и часть мероприятий, положенных к исполнению для сетевой, были прописаны на заявителя. После указания на этот момент, сетевая даже возражать не стала, тупо переделала договор и счет на правильные.
От такого произвола сетевых должно спасать Управление Федеральной Антимонопольной Службы или просто УФАС, куда любой желающий может подать жалобу. Жалоба эта разбирается полгода примерно, если у сетевиков нет возражений и желания пободаться, после чего тем выписывают штраф. Как сказал мне по секрету один инспектор, крупные сети таких жалоб не боятся, так как максимальный размер штрафа там 600 000 рублей. Из 10 обманутых заявителей сам обман могут распознать примерно половина, а пожалуются вообще от силы двое. Доход же с одного обмана перекрывает все эти издержки.
Однако это только большие организации такие дерзкие, мелким же сетевикам, коих большинство и которые расплодились как грибы после дождя в начале десятых годов, такие штрафы будут сильно поперек горла. Поэтому мелкие конторы при получении новой заявки на технологическое присоединение лишь грустно вздыхают и идут тратить деньги. Другое дело, что прям совсем мелких сетевых организаций сейчас уже не осталось практически нигде, да и средние тоже доживают свой век.
❯ 3. Золотая антилопа
Вообще, засилье сетевых организаций началось аж в начале десятых годов, когда требований к сетевым организациям практически и не было. Владеешь куском кабеля или старой подстанцией? Отлично, можешь сделать себя сетевой организацией. Бонусы же при этом были весьма приятные, так как за проход электроэнергии по твоему оборудованию тебе полагались деньги, и в отдельных случаях весьма существенные.
Сразу же увидели золотую жилу и владельцы всяких заводов-пароходов. Линии электропередач и трансформаторные подстанции им нужны в любом случае, эксплуатировать это добро надо без вариантов, но если обозвать себя сетевой организацией, то можно получать деньги за то, что поставляешь электроэнергию самому себе. Бесплатное электричество, по сути, что для крупного завода на два-три гектара площадью было очень даже весомо. Сами заводы же находились где-то на окраинах, вдали от цивилизации, так что и заявками на тех присоединение их никто не мучал. Из-за особенностей установки тарифов и налогообложения, некоторые сетевики вместо того, чтобы расширять охваты своей конторы, стали плодить конторы новые. Подсуетились и владельцы прочих энергосетей, например хозяева трамваев и троллейбусов. Счастье для всех, короче говоря.
Не счастливо было только министерство по тарифам, которому надо со всем этим всеобщим счастьем разбираться. Ну и простой обыватель тоже не очень-то был рад: вместо того, чтобы как раньше по всем вопросам идти в одну организацию, он теперь вынужден был бегать в поисках текущего владельца ближайшего столба. И хорошо еще, если у владельцев столба был штат электромонтеров и инженеров, которые могли ему помочь с текущими вопросами. Не редки были ситуации, когда человек обращался со вполне законной просьбой в ближайшую «сетевую организацию», а вся организация это директор и бухгалтер, которые только тем и заняты, что деньги целый день считают.
Другой важный минус: все сетевики хотели брать на обслуживание только хорошие сети, а старые и проблемные брать, соответственно, не хотели. Получалась парадоксальная ситуация, когда на тех участках, где работа для электросетей реально была, никаких сетевых организаций не было, а вот там, где делать ничего не нужно, только деньги получать – там сетевая организация уже была, и даже не одна.
В какой-то момент министерство сказало: «пожалуйста хватит», и ввело более жесткие требования к сетевым организациям.
Требования в основном включали нормативы по суммарной протяженности кабеля и суммарной же мощности трансформаторов, не самые строгие, надо заметить. Треть сетевых отвалилась уже на этом этапе. Оставшиеся стали заметно активнее брать в аренду «плохие» сети, дабы сохранить за собой статус сетевой организации, и как следствие приводить это старье в божеский вид. Не прям везде, не прям сразу, но лучше, чем было. Далее требования потихоньку возрастали год за годом, а количество сетевых организаций наоборот, неуклонно снижалось, и сильные пожирали слабых.
❯ 4. Чего там творится сейчас, что будет твориться дальше
На текущий момент у нас продолжается выдавливание малых игроков с рынка передачи энергии. Самый серьезный удар по мелким конторам (хотя те, что до сих пор в строю, не такие уж и мелкие) был объявлен недавно: в самом ближайшем будущем от них потребуют иметь на своем балансе электросети не просто в аренде, но в собственности, от 70% всех эксплуатируемых сетей. Это на самом деле очень много, и под такое жесткое требование попадают уже считанные единицы. В некоторых регионах даже считанная единица.
С другой стороны, доступная среда для малого бизнеса вдруг стала куда менее доступной, так как отменили льготные тарифы за техприсоединение. Больше никто тянуть линию к сараю за 3 километра от цивилизации за 500 рублей не будет. Ну и для среднего и крупного бизнеса цена тоже ощутимо выросла, так как сетевики теперь предоставляют только услуги по подключению и оформлению документов, а вот за материалы должен будет платить заявитель. Не сказать, чтобы услуга эта для электросетей вдруг стала очень рентабельной или хотя бы прибыльной, но убыток от нее должен сократиться в разы, хотя бы даже потому, что большая часть потенциальных заявителей будет отваливаться едва увидит сумму к оплате.
Видится это всё как попытка государства прийти к неофициальной монополии, когда на бумаге разрешено открывать сетевые любому желающему, а по факту выходит, что требования могут соблюдать «не только лишь все, мало кто может это делать». Что, по моему субъективному мнению, и правильно, так как попытка играть в свободный рынок в поле электроснабжения для потребителя ничем хорошим не оборачивается.
Наличие же в области всего одной-двух сетевых организаций так же сильно облегчает работу диспетчерам, а к тому же заметно ускоряет восстановительные работы. В далеком 2014, например, поиск владельцев поврежденного участка занимал едва ли не больше времени, чем работа по устранению повреждения. Так что текущий курс государства в вопросе электроснабжения лично я оцениваю положительно.
В этом и заключена великая мощь нашей родины: сначала героически всё разделить, а потом героически собрать обратно. Двойной подвиг получается.