В последнее время практически любую радиоактивную аварию принято сравнивать с Чернобылем. Авария на Фукусиме? Японский Чернобыль! Два бразильца в тихую вынесли и расковыряли капсулу с радиоактивным материалом? Бразильский Чернобыль! И если Фукусима ещё хоть как-то тянет на чернобыльские свинцовые лавры, то инцидент в Хуарезе, который повсеместно величают не иначе, как «Мексиканский Чернобыль», по масштабам разрушений или смертей, к счастью, сильно недотягивает. Однако проблем он создал весьма прилично, и часть из них, возможно, не решена до сих пор. Тем более странно, что в отличие от гораздо более локальных инцидентов (например, в эстонском Таммику, когда два молодых балбеса вломились на свалку радиоактивных отходов и спёрли контейнер с цезием), никаких докладов по нему на ресурсах МАГАТЭ нет. Виной всему стали небольшая капсула с радиоактивным материалом, и неизвестный круг безответственных людей. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, Мексика, город Сьюдад-Хуарез, 1978 год. Одно из медицинских учреждений города (Centro Medico de Especialidades) покупает в Техасе новенький аппарат для радиотерапии модели Picker С3000, где буква «С» в названии означала «Кобальт» (не путать с современным аппаратом Picker Prism 3000 — он для МРТ). Эти аппараты уже давно использовались для лечения рака по всему миру, и Мексика не стала исключением. Проблема в том, что приобрели аппарат не совсем законно (совсем незаконно, если быть точным), поэтому соответствующие органы об этом уведомлять не стали. Как выяснилось позже, это были деньги на ветер — аппарат не работал. Поэтому его, от греха подальше, убрали в кладовку.
Итак, снова Сьюдад-Хуарез, но уже 1983 год. Двум рабочим (Висенте Сотело Алардин и Рикардо Эрнандесу) начальство приказывает начать разбирать кладовку и переносить её содержимое на свалку металлолома. По другим источникам, им разрешили залезть туда и вынести всё, что приглянется. В процессе тяжёлого физического труда рабочие наткнулись на Picker, вынести который за один приём не получилось бы в любом случае.
По запросу «Picker C3000 teletherapy unit» выдаётся именно эта картинка. На самом деле, это аппарат канадской фирмы Theratron мощностью в 1000 Кюри, и он лет на 30 старше.
А это — Theraton Junior:
Базовый принцип работы установки:
Немного о том, как работает эта шайтан-машина. Основной компонент — это кобальт-60 с периодом полураспада в 5,3 года. Изотоп этот излучает гамма-лучи, которые по своей мощности сопоставимы с рентгеновским излучением, получаемым напряжением в 2 млн вольт. Огромная излучательная головка, экранированная свинцом и вольфрамом, содержит небольшой цилиндр, в котором и находится изотоп. На другом конце коромысла находится противовес, который также является противорадиационным щитом (поскольку гамма-излучение такой мощности может пробить человека насквозь с такой же лёгкостью, как «Калашников» пробивает рельсу).
Как и в случае с кражей излучательной головки от аппарата Cesspan в бразильской Гоянии, рабочие руководствовались простым правилом: тяжело = много металла, много металла = дорого. Поэтому аппарат разобрали и понесли по частям на свалку. Разобрали до такой степени, что раскурочили излучательную головку и достали оттуда капсулу с кобальтом. Однако необходимо уточнить, что кобальт-60 — это металл, и в капсуле он был в гранулированной форме. Видимо, во время активной работы молотком капсула была повреждена, поскольку часть гранул осталась в багажнике пикапа, на котором перевозили металлолом. Соответственно, эти маленькие, но очень злые капсулы активно облучали всё вокруг на протяжении 50 дней (пока пикап не нашли). Но это — мелочь по сравнению с тем, что произошло потом.
Капсула с кобальтом попала на свалку. Поскольку таскать металлолом вручную у работников желания не было, они использовали электромагнитный кран. В результате кобальт из повреждённой капсулы налип на магнит, а уже с магнита он попадал на прочие поверхности, оказавшись раскиданным по всей свалке. Если даже небольшое количество кобальта превратило пикап в радиоактивную ловушку, то что может сделать почти полная капсула? Правильно — заразить примерно 20,000 тонн металлолома. Но даже это было бы не так страшно, если бы этот металлолом так и лежал на свалке.
Его повезли на переплавку. Вместе с кобальтом, который смешался с ним.
Таким образом, из этого металла понаделали кучу арматуры, которую немедленно начали распродавать. Часть даже успели использовать по прямому назначению, для строительства зданий. Представьте себе дом-убийцу из Краматорска, только в масштабах хотя бы штата. И поймите, насколько серьёзной была проблема.
Как же факт радиоактивного заражения вообще стал известен широкой общественности? Да очень просто. Тайное стало явным 16 января 1984, когда сработали детекторы радиации в национальной лаборатории Лос-Аламос, в которой занимались такими общественно-полезными вещами, как, например, разработка ядерных бомб. Выглянув в окно, сотрудники лаборатории увидели, что у них под окнами стоит доверху гружёный арматурой грузовик. Как выяснилось позднее, водитель, следовавший в Нью-Мексико, просто-напросто потерялся, и остановился уточнить дорогу. Эта его ошибка спасла бессчётное количество жизней.
Для сравнения: во время рентгеновской процедуры человек получает около 0,2 бэра. Допустимая годовая норма облучения для рентгенолога — 50 бэр. 400 бэр — это уже серьёзное радиационное отравление с высоким шансом его не пережить. Грузовик же на протяжении месяцев ездил по населённым зонам, фоня с силой 1000 бэр.
Источник металла немедленно отследили — сначала до Мексики, потом до Хуареза, и, наконец, до конкретной свалки (даже пикап нашли). Власти США утверждают, что у себя они собрали 90% заражённой арматуры и вернули ее обратно мексиканцам. Сами же мексиканцы, в целом, особого внимания проблеме не уделили. Например, злосчастный пикап они изолировали, временно припарковав в одном из самых популярных общественных парков в городе, оградив его обычным забором. Людей в городе заставляли подметать улицы и просеивать грязь лопатами, использовать пластиковые пакеты. Министерство энергетики США предоставило вертолет, чтобы с воздуха высматривать очаги радиации — то, насколько сильно это помогло, непонятно. Помимо прочего, считается, что тысячи тонн радиоактивной стали остались в стране и были использованы в строительстве. До сих пор существует местная легенда о том, что один из крупнейших торговых центров города построен с использованием фонящего металла, однако проблему не заметили из-за того, что доллары закрывали комиссии обзор (что, естественно, было давно и неправда).
Хорошо, что на штрафстоянку не забрали
Результат этой аварии несоизмерим с размером капсулы. В 814 строениях уровни радиации показали значения выше допустимой нормы — они были снесены. Примерно 4000 человек были подвержены облучению, из них 85 — серьёзно. В самом Хуарезе был зафиксирован всплеск рождений детей с врождёнными дефектами. Что самое смешное, владелец пикапа — Висенте Сотело Алардин — практически не пострадал, и отделался временным бесплодием. Он даже от судебного преследования отделался — по факту, он ведь не был виноват в произошедшем.
Вот так одна маленькая капсула навела шороху на две страны. Мораль сей басни такова — не отправляйте разбирать сложную аппаратуру неквалифицированный персонал.
Автор: Андрей Маров
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩