— Два, двенадцать, восемьдесят пять, ноль, шесть — это твой номер
Инженера звали Леонид Куприянович, а устройство — ЛК-1.
TechPR
Кажется, мы уже как-то упоминали, что Газпромбанк является соучредителем премии «Вызов». Ее лауреатами становятся ученые, чьи работы не просто двигают науку вперед, но и обладают реальным потенциалом, позволяющим изменить нашу жизнь к лучшему в обозримом будущем. «Вызов» — это признание наукоемких разработок, которые могут быть внедрены в практику в течение ближайших 10 лет.
Лауреатом в номинации «Ученый года» в 2023 году стал директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ, к. м. н. Рауль Гайнетдинов. Премию он получил за «открытия в областях системы дофамина и рецепторов следовых аминов, позволившие создать новые подходы для лекарственного лечения заболеваний мозга».
Звучит довольно непонятно, но мы рискнули поговорить с Раулем, и оказалось, что все не так сложно и весьма интересно. Из этого текста вы узнаете, как работает галоперидол, можно ли облегчить болезнь Альцгеймера, восстанавливаются ли нейроны и зачем в поисках ответов ученым потребовался ладан.
Думаете, странных супергероев придумали Marvel и DC? А вот и нет. Встречайте — Джек Попрыгун, смесь Бэтмена и Росомахи, ставший одной из самых странных и массовых истерий Англии викторианской эпохи. В хрониках XIX века он отметился нападениями на дам, извозчиков и даже целый армейский гарнизон. Костюмом Джека вдохновлялись создатели комиксов, и, по сути, он является первым «злодеем маске» в истории, да еще и с суперспособностями. Кем был загадочный Джек и что такого притягательного мы находим в образе маски? Давайте разбираться.
В конце 2024 года в Дубне планируют запустить NICA (Nuclotron-based Ion Collider fAcility) — сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжёлых ионов. Устройство должно помочь учёным получить кварк-глюонную плазму (дальше объясним, что это). За разработку одного из ключевых элементов коллайдера, сверхпроводящих магнитов, заместитель директора по научной работе Лаборатории физики высоких энергий Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) Гамлет Ходжибагиян получил премию «Вызов» в номинации «Инженерное решение» (кстати, Газпромбанк — среди соучредителей премии). Мы поговорили с учёным и вместе разобрались, для чего нужно получать кварк-глюонную плазму и что ещё изменят сверхпроводящие магниты в будущем.
Выход фильмов Дени Вильнева и их успех — отдельный праздник для давних фанатов книжной эпопеи Фрэнка Герберта. Наконец-то они (мы) могут обсуждать наболевшие детали фантастической вселенной, не боясь показаться (оказаться) законченными нёрдами. Теперь каждый знает, что где-то в космосе есть планета Арракис, на которой добывают необходимый всему разумному человечеству спайс.
Сначала эта статья планировалась как текст о том, может ли вообще в реальности существовать экономическая система, подобная той, что описана в книгах Герберта (и как она может функционировать), но быстро стало понятно — уникальность спайса настолько уникальна, что любое описание упирается в сакраментальное «спайс маст флоу». Вместо этого решили рассказать, как устроена вселенная Дюны, для чего нужен спайс и про его стоимость. Ну, и экономику, конечно, зацепим. В общем, рассказ для тех, кто не читал все книги (а их, вместе с основным циклом, больше двадцати), а только смотрел фильмы Вильнева.
Победить старение человека и позволить ему обрести вечную (ну, или хотя бы более продолжительную) жизнь — одна из самых желанных и труднодостижимых целей науки. Огромное количество загадок, связанных с причинами и механизмами этого процесса, делало задачу нереальной. Но в последние годы ученые, кажется, нашли способ не просто останавливать старение, но обращать его вспять.
Вообще, этот текст совсем не похож на то, что мы обычно публикуем на Хабре. Но мимо такой темы пройти очень сложно: слишком редко в этой области случаются прорывы, подобные этому. Ну, и потом, решение вопроса старения очень похоже на попытки разобраться, как работает код, местами еще и обфусцированный, чтобы заставить приложение делать то, что нужно. На этом заканчиваем оправдываться и переходим к сути.
Вселенная культовой игры Fallout получила очередное перерождение с выходом сериала от Amazon. Хотя фабула произведения (почти) и не пересекается с играми, главная сюжетная арка осталась прежней: сливки общества укрываются в убежищах от ядерного безобразия, а выйдя на поверхность, оказываются совершенно не готовы к царящей там анархии. Как построить качественный бункер и не облажаться, и что на самом деле случится с людьми и убежищем даже не за двести, а всего за два года изоляции? Под впечатлением от сериала вспоминаем самый масштабный эксперимент по созданию «прототипа убежища» и разбираемся, насколько обнадеживающими оказались его результаты. Спойлер — не очень.
В интернете сегодня только и разговоров, что с чат-ботами (бадумтсс!). Развитие больших языковых моделей привело к небывалой популярности программ, которые поначалу появились как любопытные, но не слишком применимые в быту игрушки, затем долгое время служили интерактивными версиями раздела «Вопросы и ответы» на сайтах компаний, далее стали голосовым интерфейсом поисковых движков и наконец превратились в собеседников, которых все сложнее отличить от живых людей. Разбираемся, с чего начались, как развивались и куда движутся чат-боты.
Машины с автоматическим управлением стоят особняком даже среди потенциально революционных технологий. Скорое развитие этого направления кажется неизбежным и грозит в очередной раз перевернуть картину мира и образ жизни обывателя. Но беспилотные авто все ещё остаются экзотикой. Почему это так и что мешает идее автомобиля без водителя мирно укорениться в головах?