Уже прошло более двух десятилетий с тех пор как Скоти (Scotty) пытался использовать компьютерную мышь как микрофон чтобы контролировать Макинтош в «Стар Трек 4».
С тех времен пользователи персональных компьютеров продолжают жить под тиранией мыши, окон, иконок и выпадающих меню, изобретенных исследовательским центром Xerox Palo Alto в 1970-х годах и популяризированными Apple и Microsoft в следующем десятилетии.
В прошедший год, однако, появление Nintendo Wii и Apple iPhone разбило затор в технологических инновациях в направлении взаимодействия между людьми и компьютерами.
Оба устройства расширяют идею прямого управления объектами на экране и смешивают эту возможность с визуально невидимым физическим ПО, которое вдыхает новую удивительную жизнь на экран компьютера. В Wii взмах руки может произвести удар по теннисному мячу в киберпространстве; в iPhone, движение пальца может переместить фотографию по экрану так, как будто это бумага на столе.
Идея прямого манипулирования информацией на экране компьютера почти так же стара как и графические терминалы, посмотрим, например 1963 год, в котором Иван Сюзерленд (Ivan Sutherland) создал систему Блокнота для рисования (Skatchpad drawning system) для своей докторской диссертации в M.I.T. После этого стали быстро развиваться научные и прикладные дисциплины вокруг этого «моста», который был назван человеко-машинным интерфейсом. Было сделано огромное количество исследований указывающих устройств, альтернативных клавиатур для ввода информации, технологий распознавания голоса и даже сенсоров, которые улавливают и взаимодействуют с волнами человеческого мозга.
Новое — это союз более мощного и менее дорогого компьютерного железа и молодые дизайнеры, которые достигли совершеннолетия после появления парадигмы пользовательского графического интерфейса 1970-80 годов.
Новое поколение «в основном до 25», говорит Джой Маунтфорд (Joy Mountford), который до прошлого месяца был вице-президентом группы по инновациям в дизайне и передового развития в Yahoo. «Они идут из мира потока информации, и они многозадачны и находятся на экстраординарном уровне.
Один из захватывающих примеров нового впечатляющего достижения в веб-навигации является программа PicLens от Cooliris, стартапа из 10 человек.
Это плагин для веб-браузеров, который пытается сделать возможным навигацию, поиск и разделение информации прямо во время просмотра изображений, видео и прочей цифровой информации, которой все больше в Сети.
Сейчас PicLens предлагает вставку маленькой иконки в каждую фотографию, которая позволит пользователям узнать что они находятся на Facebook, Google или Flickr и могут быть просмотрены с помощью программы. Нажатие на иконку пересылает пользователя с обычной веб-страницы в увлекательное пространство.
Программа, в противоположность плоскому окну браузера, предоставляет пользователю эффект полета через трехмерное пространство которое выглядит как бесконечный коридор картинок. В будущем, дизайнеры из Cooliris планирует такую возможность также для текста и видео.
«Я долгое время поражался, почему компьютерные интерфейсы нисколько не изменились за 20 лет», говорит Остин Шомакер (Austin Shoemaker), бывший инженер ПО из Apple Computer, а сейчас технический директор Cooliris, «Люди должны думать о компьютерном интерфейсе не как об инструменте, а как об их продолжении или расширении их разума.»
Некоторые из этих идей возникли в 1990-х в Медиа Лаборатории M.I.T. В 2002, Джон Ундеркофлер (John Underkoffler), будучи там студентом, претворил в жизнь идею прямого управления из фильма «Особое мнение» («Minority Report»). (В кино Том Круз управляет прозрачным настенным компьютерным дисплеем движениями рук.) Позднее, идея мультиконтактного дисплея, где изображения могли быть передвинуты или масштабированы прямыми касаниями, были претворены в жизнь двумя исследователями: Джефом Ханом (Jeff Han), исследователем компьютерных наук в Институте Математических Наук Куранта (Courant Institute of Mathematical Sciences) Нью-Йорского Университета и В. Даниелом Хиллисом (W. Daniel Hillis) и Браном Ференом (Bran Ferren), исследователями в консалтинговой фирме Applied Minds, которые разработали «touch table» мировой карты.
Эволюция к более впечатляющим дисплеям происходит из-за появления более быстро действующего компьютерного оборудования, а также и из-за появления огромного количества более мощных инструментов программирования. Эти инструменты предоставляют визуальные эффекты, которые раньше были доступны только самым сильным программистам, для более широкой аудитории, имеющей лишь начальный уровень знаний.
«Старая парадигма теряет позиции», сказал Пол Мерсер (Paul Mercer) старший руководитель отдела программирования Palm, «Раньше вам нужно было быть такими же провидцами и технологами как Микеланджело, но мы преодолеваем этот рубеж.»
В САМОМ ДЕЛЕ, более мощное графико-ориентированное ПО превратилось в создание палитры для нового поколения программно-ориентированных художников. Один новый язык программирования, Processing, это новое расширение Sun Java разработанное специально для студентов, художников, дизайнеров, исследователей и людей, увлеченных хобби, которым интересно программировать образы, анимацию и взаимодействия. Оно было обширно использовано в «Дизайне и Гибком разуме» (Design and the Elastic Mind), цифровой художественной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Голос тоже наконец начинает играть значительную роль в качестве средства интерфейса в новом поколении потребителе-ориентированных беспроводных устройствах. Многие техники теперь верят, что выискивание и долбление крошечных клавиатур мобильных и ПДА может быть заменено более быстрыми голосовыми командами, которые смогут отобразить карты, тексты или другие данные на маленьком экране.
«Мы на грани создания чего-то такого же прогрессивного, как и касания, только с голосом,» — сообщил Майк МакКью (Mike McCue), главный менеджер дочерней компании Microsoft Tellme.
Общая задача всех новых технологий будет новый вид управления.
«Если вы думаете, что же будет следующим после веб-браузера, то вот оно,» сказал Бил Джой (Bill Joy), партнер из Kleiner Perkins Caulfield & Byers, венчурная фирма, которая инвестирует в Cooliris.
ссылка на мой блог