Pull to refresh
0

Обзор лазерного проектора Epson EF-11 и впечатления после почти года эксплуатации в роли «обычного» проектора

Reading time9 min
Views21K

Потребовался целый год, но я все-таки нашел возможность собрать вместе мысли и рассказать о впечатлениях от пользования компактным лазерным проектором Epson EF-11, который приобрел в декабре 2020. Уверен, кому-то будет интересно узнать, почему я выбрал именно этот аппарат и чем он выделяется на фоне многочисленных, казалось бы, «аналогов».

Само собой, минипроекторами сегодня никого не удивишь, но мне хватит наглости заявить следующее: аналогов у Epson EF-11 нет, а сам проектор формально представляет отдельный класс устройств. И дело тут не в моей самонадеянности, а просто в том, что у этой модели «под капотом» оба главных компонента любого проектора — источник света и система формирования изображения — кардинально отличаются от схожих моделей, представленных на рынке. Вместо блока обычных светодиодов имеем блок лазерных диодов; вместо одноматричной DLP-матрицы – трехматричную 3LCD. И все это — в очень компактном корпусе и с запасом яркости 1000 люмен.

В посте я сфокусируюсь на самых важных особенностях, на которые сам обращал внимание при выборе нового проектора. И даже расскажу, почему этот пост был, собственно, целиком «на проекторе» написан.

Почему он такой... яркий?

Трехматричная технология эффективнее использует свет лампы, чем любая одноматричная (для справки рекомендую ознакомиться с постом, посвященным цветовой яркости). Компания Epson — изобретатель технологии 3LCD, и потому ставка раз за разом делается на высокую яркость устройств как по белому полю, так и при выводе цветных изображений.

Первая попытка сделать компактный ламповый проектор для презентаций (Epson EB-17XX), привела к созданию серии с доселе невиданным соотношением яркости и компактности. По данным одного из тестирований, реальный световой поток модели Epson EB-1795F составляет 3588 люмен!

Слева-направо: Epson EH-TW5820; Epson EF-100W; Epson EF-11; Epson EH-TW6700. Вы только посмотрите, насколько компактен EF-11!
Слева-направо: Epson EH-TW5820; Epson EF-100W; Epson EF-11; Epson EH-TW6700. Вы только посмотрите, насколько компактен EF-11!

Затем из сегмента профессиональных проекторов, спроектированных для работы в режиме 24/7, в домашний сегмент пришли компактные лазерные источники света. Есть даже мнение, что первый домашний лазерник Epson EF-100B/W – это ни что иное, как «переделанный» прожектор точечной подсветки Epson LightScene EV-100 — только в более компактном корпусе и с меньшим числом интерфейсов. И вот модели Epson EB-100B/W уже были дешевле серии Epson EB-17XX и при том — с более долговечным, чем лампа, источником света.

Таким образом, Epson благополучно пропустила стадию светодиодных источников света и сразу принялась за лазерные. У EF-100 были интересные преимущества, хотя многие были не в восторге от разрешения HD Ready: он был достаточно компактен, производил картинку яркостью 2500 люмен, позволял плавно регулировать яркость лазера, адаптируясь под уровень освещения, мог проецировать на потолок, о чем я даже отдельно рассказывал в блоге.

Собственно, Epson EF-11

Конечно, мы все единодушно надеялись на выход в дальнейшей перспективе варианта с разрешением Full HD. Другими словами, идея проектора EF-11 «витала в воздухе» с того самого момента, когда появился EF-100. Первым вызовом для разработчиков было «отрезать» ровно столько лишней яркости, сколько нужно.

Диагональ – почти 90 дюймов, умеренное освещение. Даже в этих условиях Epson EF-11 формирует хорошо различимую картинку и его даже можно использовать для показа презентаций

Сходу шокировала именно «нормальность» изображения.

Изображение без компромиссов, отсутствует какое-либо «усиление белого» и т.п. Дело в том, что выбранный уровень яркости в 1000 люмен на практике означает почти 700 люмен при максимальной точности цветопередачи, что как раз соответствует стандарту для домашнего кинотеатра при диагонали вплоть до 100 дюймов (естественно, для стандартного HD-контента, а не HDR). А на самом деле – больше. У меня вот экран диагональю ~116 дюймов и даже с ней яркости хватает.

Кстати, совсем недавно рассказывал о том, почему так важно учитывать отношение яркости в режимах максимальной точности и яркости, и как это помогает выбрать хороший проектор. Проверку предложенным в посте методом подбора проектора EF-11 также успешно проходит.

У — Универсальность

Как я упомянул выше, этот пост был целиком написан «на проекторе». Недавно я делал полный ремонт в спальне, потому временно «лишился» стационарного ПК и переехал жить в гостиную, где в свое время собрал домашний кинотеатр. И я написал эти строки (равно как и периодически удалённо работал), на ноутбуке, подключенном к EF-11.

Сразу извиняюсь за бардак на фото ниже, но вот зачем я все это показываю и рассказываю: проектор лазерный, мгновенно включается, практически бесшумен, не мерцает, не имеет эффекта радуги, имеет приятную глазу цветопередачу, а также достаточный запас яркости для работы даже в умеренно освещенной комнате, — все это расслабляет и создает такой комфорт, что не появилось даже мысли начать искать место для временной установки ПК с монитором в попытке кое-как оборудовать рабочее место.

Зачем монитор? Вот он! — универсальный большой дисплей. На котором и кино посмотреть, и в игры поиграть, и даже поработать можно, как оказалось. Добавлю также, что сам принцип работы проектора отличается от такового у монитора: картинка проектора — отраженная от поверхности, а не светящая прямо в лицо, как у монитора. Благодаря этому глаза не устают вообще.

Рекурсия такая рекурсия. EF-11 на экране диагональю 116 дюймов в умеренно освещенной комнате на фоне барахла из двух комнат
Рекурсия такая рекурсия. EF-11 на экране диагональю 116 дюймов в умеренно освещенной комнате на фоне барахла из двух комнат

Все, что я описал выше — очередной пример «необычного» использования универсального проектора. С другой стороны, а что вообще можно считать «обычным», если аппарат настолько компактен и ярок, что его можно и взять с собой куда угодно, подключить где угодно, и создать картинку на любой ровной поверхности?

Получается, что при «игрушечных» габаритах Epson EF-100 показывает себя в плане яркости серьезным проектором, как при работе при затемнении, так и при умеренном дневном освещении. Как мы увидим далее, EF-11 не умеет многое из того, что умеют даже более компактные светодиодные минипроекторы.

Но я советую смотреть на него иначе: как на совершенно новую и уникальную в своем роде «базовую модель» универсального проектора, которая подходит для широкого круга задач, включая презентации и просмотр кино.

Пылевой фильтр, разъем для наушников, HDMI и коннектор питания находятся  на боковой панели, что позволяет ставить проектор вертикально, прямо как как EF-100
Пылевой фильтр, разъем для наушников, HDMI и коннектор питания находятся на боковой панели, что позволяет ставить проектор вертикально, прямо как как EF-100

Яркость и цветовые режимы

Здесь мне придется сделать небольшое отступление относительно измерений яркости. Поскольку я обладаю некоторым опытом работы со светодиодными проекторами от различных производителей (конкурентов нужно знать «в лицо»), я также знаю много тонкостей, связанных с тем, как принято измерять их яркость. И мне не доводилось встречать в них похожую комбинацию характеристик.

К примеру, были модели с поддержкой 4K и более крупными габаритами, которые давали более 1000 люмен в режиме максимальной яркости и 300–400 в режиме максимальной точности. Между яркостью 300–400 и 700 лм — огромная пропасть!

Лично мне 700 люмен у EF-11 (в точном режиме) тоже не хватает, потому даже в мыслях не было ни разу снизить яркость лазера. Но эти самые 700 люмен для меня – это то, что я называю «взрослым изображением», и я не готов опустить планку до 600 люмен или ниже даже в темном помещении.

Изображение Epson EF-11 в различных цветовых режимах
Изображение Epson EF-11 в различных цветовых режимах

Точность цветопередачи и тонкие настройки

Если брать технический метод оценки, то среднее отклонение Delta E (CIE94) у Epson EF-11 составляет всего 2,02 в режиме «Нейтральный». Лично для меня столь высокая точность – признание того, что настройкам цвета было уделено много внимания и не без успеха. И этого достаточно, поскольку самое точное изображение не будет наиболее «приятным». Не буду вдаваться во все причины этого, но самый точный режим даст в большинстве случаев самое «скучное» изображение с наименьшим ощущением контрастности.

Куда интереснее, что даже я самом ярком режиме — «Динамическом» — картинка пусть не «хирургически» точная, но и не зеленая, как болото. И это – одна из основных причин, по которой я, в частности, в таком восторге от своего Epson EF-11: я перевел его в «Динамический» режим, который лишь немного «зеленил», внес совсем незначительные корректировки и получил приличную картинку, очень близкую к sRGB, которая значительно ярче «стандартного» точного режима «Нейтральный».

Вот мои настройки:

Тот факт, что разница между яркостью EF-11 в самом точном и самом ярком режиме минимальна, и что я на практике лично убедился, что режим «Динамический» в нем не для галочки, — все это точно подпадает под мой секретный метод подбора проектора, о котором рассказывал в недавнем посте. И по результатам расчета выходит, что это «хороший проектор, надо брать».

Не менее удивило то, как создатели EF-11 подошли к реализации настроек гамма-коррекции.

Стандартная регулировка гаммы у Epson EF-11 (обратите внимание на большую разборчивость деталей в правой части экрана)
Стандартная регулировка гаммы у Epson EF-11 (обратите внимание на большую разборчивость деталей в правой части экрана)

Дело тут в том, что проекторы с небольшой максимальной яркостью в наибольшей степени подвержены всем негативным влияниям неправильной регулировки гаммы. Если говорить упрощенно, то гамма – это настройка яркости участков изображения, близких к темным. Она не влияет на глубину самого черного и яркость самого яркого белого, но если гамма настроена неправильно, то либо детали в тенях окажутся слаборазличимыми, либо – наоборот: хорошо различимы, но будут выглядеть неконтрастно.

В отличие от многих производителей минипроекторов, Epson передал в руки пользователю все возможные инструменты для управления яркостью Epson EF-11.

Адаптивная гамма — это очень удобно

Что же касается регулировки гаммы, то ее есть две: обычная и дополнительная. Последняя называется «Адаптивная гамма сцены» и выполняет роль «усиления микроконтраста сцены» и предназначена в первую очередь для возможности смотреть темный контент в освещенном помещении.

Регулируем «Адаптивную гамму сцены»: видно, как на изображении слева стали проступать детали лица
Регулируем «Адаптивную гамму сцены»: видно, как на изображении слева стали проступать детали лица

Обычным делом будет выставить стандартную гамму в нейтральное положение (либо с чуть заниженным черным), а после этого увеличивать «адаптивную» от 1 до 10 и более. При этом темные сцены станут «ярче» и детали в темных участках будут куда более различимы. Это особенно полезно при игре в компьютерные/консольные игры: нет необходимости «гасить свет» — увеличил адаптивную гамму и можно нормально играть и смотреть, даже если сцена в игре или сериале довольно темная. Я, например, постоянно держу ее на значении «7» и не меняю даже при просмотре контента в темноте, т.к. у меня неидеально подготовленное помещение и паразитная засветка может скрывать детали в самых темных участках изображения. С адаптивной гаммой такие детали замечательно «проявляются».

В то же время стандартная регулировка гаммы позволяет осуществлять тонкую ручную настройку гаммы по графику, что будет реальным подспорьем для эстетов, которые знают, что делают и хотели бы выжать из проектора максимум.

Ручная настройка гамма-коррекции
Ручная настройка гамма-коррекции

Именно это и есть составляющие того, что можно считать продуманным до мелочей продуктом.

Тихий. Очень тихий! И короткофокусный

Следующим по важности пунктом я бы упомянул тишину работы проектора. Знакомые со светодиодными минипроекторами граждане могли часто наблюдать, как система охлаждения такого «малыша» громкостью своей работы могла сильно расстраивать. Причем шум СО часто имеет высокочастотный характер и сильно отвлекает. А это недопустимо, раз уж мы говорим о том, что проектор может находиться в совершенно любом месте – в том числе возле/над головой.

С EF-11 ситуация прямо противоположная: в максимальном режиме работы его слышно в метре, а шум – как от «средне загруженного ноутбука»: тихий и низкочастотный, вентиляторы не разгоняются до сумасшедших оборотов.

Если добавить сюда тот факт, что EF-11 достаточно короткофокусен (расстояние от проектора до экрана равно ширине изображения), то станет понятно, что вероятность нахождения пользователя в непосредственной близости от проектора весьма вероятна. Поэтому громкий шум крайне нежелателен.

К слову, диагональ 100 дюймов EF-11 даст при удалении на 224 см от экрана (а 80 дюймов – на 179 см от экрана).

Также мне понравилось то, что проектор можно отсоединить от родного внешнего блока питания («как у ноутбука») и убрать его в ящик стола, не отсоединяя сам адаптер от сети. В сочетании со скоростью включения менее 10 секунд, это дает настоящую гибкость в эксплуатации.

Внезапно — минусы!

Неправильно было бы перехвалить аппарат, потому упомяну и недостатки.

Ограниченные возможности подключения

Все возможности подключения сводятся к HDMI и зеркалированию экрана смартфона по Miracast.

Найдутся те, для кого именно этот набор разъемов окажется минимально необходимым. В особенности это выглядит логично, если вернуться к моему предположению о том, что EF-11 – это не какая-то «диковинная игрушка», а новая платформа. Другими словами, это то, что уже сегодня можно считать «обычным проектором». Отличие лишь в более компактном источнике света по сравнению с ламповым. К сожалению, запихнуть в данный корпус более мощную звуковую систему также не получилось. Звук можно вывести на внешнее устройство через 3,5-мм разъем для наушников, либо отправить на внешние колонки в обход проектора.

Ограниченный запас яркости

Да-да.

А вы и правда подумали, что я вам буду тут «продавать» идею, что «1000 люмен хватит всем»?

Нет, конечно! Я не использую этот проектор в ярко освещенном помещении. Максимум — с подсветкой светодиодной панелью с другой стороны комнаты, что позволяет создать освещенность, сравнимую со светом из окна в облачный день. Мне этого хватает и для работы, и для развлечений, поэтому Epson EF-11 отлично подошел мне.

Потому, если вы в самом деле планируете использовать проектор не в умеренно, а в уверенно освещенном помещении, то вам однозначно имеет смысл посмотреть в сторону Epson EH-TW750 или чего-то похожего на него, с яркостью 2000 люмен и выше.

«Двухэтажный» Epson EF-12 для ценителей звука и Android TV

Некоторые дополнительные возможности, которые «не влезли» в Epson EF-11, стоит поискать у его более продвинутого варианта, Epson EF-12. В числе его особенностей:

  • Работа в режиме Bluetooth-колонки

  • Мощные динамики от Yamaha

  • Встроенный Android TV; поддержка Chromecast

  • Поддержка внешнего USB-жесткого диска; веб-камеры или клавиатуры

  • Подключение к Интернету через Wi-Fi

  • Два разъема HDMI 2,3; поддержка подключения звука через ARC

  • Изображение, аналогичное EF-11

Но это все – уже совершенно другая история, да и другой класс проектора. Поэтому Epson EF-11 останется для многих непревзойденным сочетанием компактности и превосходных характеристик! (Особенно с учетом того, насколько он дешевле EF-12)

Лично в моем случае мне не потребовалось от проектора большего, чем обычные возможности подключения – HDMI, плюс зеркалирование смартфона/планшета через Miracast.

Вместо вывода

Не знаю, что еще добавить, поэтому скажу так: после ~2000 часов использования мое мнение о проекторе не изменилось: я все еще считаю его отличным универсальным проектором для дома.

Да, было бы просто отлично, если бы у он имел не 1000, а все 2000 люмен яркости. Тогда я бы безоговорочно рекомендовал его вообще всем. Будем надеяться, что яркий full HD-аппарат однажды появится в каталоге Epson. А пока этого не произошло, именно Epson EF-11 может стать одним из лучших претендентов на звание «мой первый лазерный проектор» благодаря своей компактности, тихой работе, отличному качеству проекции, короткофокусности и, конечно же, «долгоиграющему» источнику света. Последнее, в особенности, — как финальный штрих в характеристиках проектора, который «купил и не паришься».

За что его и ценим.

Благодарю за внимание!

Tags:
Hubs:
Total votes 7: ↑7 and ↓0+7
Comments67

Articles

Information

Website
epson.ru
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Япония