Как стать автором
Обновить

Комментарии 88

день ненависти к фрилансерам и их заказчикам получается какой-то сегодня :)
предлагаю сделать этот день официальным:)
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
А по утру они проснулись…
Просто люди забывают, что ТЗ делают отдельные специалист
Я вот когда делал, то на проект средней конторы брал за ТЗ ~800$
И все были мной довольны! :)
Эмм… У вас случайно нет примера ТЗ такого уровня, которым можете поделиться? Было бы интересно сравнить.
Всё есть в ГОСТах.
ГОСТ 19.201-78, «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению»?
Тогда понятна цена, создание напоминает написание дипломной работы :))
а качественная дипломная работа наверное столько и стоит
ГОСТ 1.0.ххх Стандартизация в Российской Федерации
ГОСТ 2.ххх Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
ГОСТ 6.ххх Унифицированная система документации (УСД)
ГОСТ 19.ххх Единая система программной документации (ЕСПД)
ГОСТ 24.ххх Единая система стандартов автоматизированных систем управления
ГОСТ 34.ххх Информационная технология
Да, заминусуйте меня. Конечно же, я не прав. Мы свой, прекрасный мир построим, ага.
Из-за того, что 90% людей при разработке/проектировании не следуют принятым стандартам, начинается полнейшая неразбериха и страдают все, начиная от заказчика и заканчивая исполнителями.
Есть ГОСТ, есть ISO. Для кого стандарты разрабатываются вообще?
Я хренею с этих людей. За все шесть лет разработки я встретил всего два (!!!) вменяемых ТЗ. Это с учетом того, что работал с ~300 экземплярами этого «народного творчества».
Или мне не повезло, или одно из двух.
мне недавно дали ТЗ, состоящее из 10 строк )))
главное чтоб заказчик был хороший :)
И не жадный :)))
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Вот пока Вы заламываете такую цену за ТЗ, страдаем мы — программисты :)
Не страдайте
Требуйте от заказчика ТЗ
У него нет денег покупать ТЗ у профи и он пишет его сам :))
У нас в ВУЗе таким вещам посвящен целый курс, а в часности составление технической документации и ТЗ. Только вот проблема в том, что мы как раз исполнители в будующем, а заказчикам я так понимаю не всегда и не везде читают такие лекции. Ну и в принципе многие студенты моего курса не счли для себя необходимым составить пробное ТЗ к зачету, с соблюдением всех норм и правил, посчитав, что этому нечего учится…
ничего страшного, заказчик обжигается раз-два-три-четыре, тратит N-денег на разработки, и после этого ВСЕРАВНО возвращается к профи. Не будоражьтесь.

Я своим клиентам, если не договариваемся о цене (а они у меня вполне сходные), то предлагаю сохранить мой телефон на годик-полтора… не поверите, звонят 5 из 10 через полгода (задолбали первые разрабы), остальные 4 — через год (терпеливые сцуки), и один, в гордом одиночестве, обычно к этому времени уже банкрот… :)
У меня аналогичная ситуация :)
О, и не говорите что вы в Одессе… :)
А шо? Заметно?:)
А мне казалось, что ТЗ должен составлять сам исполнитель после анализа требований заказчика, рынка, бизнес-процессов на предприятии, etc. и затем у того же заказчика его утвердить.
Не?
ТЗ, кстати, ни разу не панацея. Это все равно что словесно описывать картину, которую нужно нарисовать.
Если ты сам не можешь четко обьяснить, то чего ты хочешь, думаешь что другой человек догадается? Надо уметь грамотно излагать свои мысли и желания, учитывая возможности — это и есть ТЗ.
Клиент не всегда четко знает, что он хочет. Зачастую он знает, что ему надо «примерно вот так», а конкретика становится очевидной только в процессе разработки.

Известно, что дьявол кроется в деталях. Но решение этой проблемы придумано этак лет 10 назад, а вы все еще пишете «чёткие ТЗ», которые статичны, в то время, как работа над проектом — динамика.

Если ТЗ больше 2 страниц — оно гарантированно содержит неточности, допущения, ошибки, заблуждения. Пытаться создать ТЗ на 100% отвечающее требованиям проекта — это бессмысленная трата ресурсов.

Оценка проекта должна быть ПРИМЕРНОЙ. Расчеты по проекту — по факту затрат и качества результатов. Европа последние 5 лет делает Agile, а мы все дрочим на «правильное ТЗ» и засираем траффик жаркими перепалками с нулевым эффектом.
Дааамс, вы видимо знаете о ТЗ по наслышке) Вот отсюда и возникают недопонимания между заказчиками и исполнителями. Хоти скажу как выглядит ваша «динамика»?
-Вы мне сделайте вот это я вам заплачу столько-то денег
-Вот я сделал смотрите!
-Нет мне еще надо вот это и вот это и вот это…
-Но это стоит дороже!
-Ну как же я вот в этом пункте все это и имел ввиду, вы согласились на такую сумму.
-Но из него не следует этого, это дополнительные расходы материальные и времени!
-Ну чтож ваши проблемы.
Если рассуждать как вы, то вы именно такой заказчик!
Дружище, я писал ТЗ, когда в работал бизнес-аналитиком и ПМ'ом по совместительству в одной маленькой, но очень резвой компании аутсорс-компании, державшей в 2002 году 1-е место на elance.com в категории Web Development. За год я пережевывал этих ТЗ под 100 штук.

Результаты таковы: типовой «проект», скажем, интернет-магазин, не вызывал никаких проблем — есть шаблонная спека на данный тип проектов, добавили/удалили фичу согласно пожеланиям клиента -> клиент аппрувит -> сделали -> расчитались -> успешно забыли. За очень-очень редким исключением, все шло просто на ура.

А когда поехали НЕ типовые проекты — частенько случалась ")|(оппа обыкновенная", потому что ожидания клиента не совпадали с нашими возможностями. Качественно обработанный сейлзом клиент ожидал уровня «All Included Five Stars», но предложить особо было нечего, приходилось разбирать бизнес-модель, клещами вытягивать из клиента money flow, data flow, все его ноу-хау, которые он планировал на проект — и это все только для того, чтобы составить это долбанное ТЗ, которое было кривым до ужаса.

Нельзя сделать качественное ТЗ на проект размером больше 4 недель, особенно, когда у вас нет опыта в прикладной специфике проекта. Это примерно, как ожидать от супер-футболиста отличной игры в хоккей.

Более того, мне посчастливилось пройти путь разработчика по дуге:
— «без ТЗ» ->
— «вот какое-то ТЗ, не знаю, почитай и скажи когда будет готов проект» ->
— «суровые ТЗ (RFP, PR, SRS и прочие страшные слова и документы по 100-300 страниц)» ->
— «XP, Scrum» ->
— «суровые ТЗ, адаптированные под Web 2.0 и современный communication».

Т.е. по сути, я попывал в аджайле годик-два и вернулся в классику разработки: говоря откровенно, меня держат только деньги на этом месте. документация в таком состоянии, что шпиЁн-розведчег без поллитры не разберется что где как и почему.

Мне есть с чем сравнивать и я говорю: четкое ТЗ — это миф. Не ждите проекта, не требующего доработок/изменений — таких не бывает.

ТЗ нужно не для того чтобы доработок и изменений не было, а чтобы не было потом притензий что мол вы этого не сделали, хотя я так ХОТЕЛ. Понятно что такого не бывает, но всеже запросив ТЗ прочтя его и уточнив моменты попросив дополнить и утвердить ТЗ это гаранитя того, что не начнутся какие-то доработки/изменения, за которые вам не будет доплачено, т.к. оно отклоняется от ТЗ. слово ХОТЕЛ ниочем не говорит если то, что вы хотели не утверждено на бумаге. ТЗ это гарантия и для заказчика и для исполнителя. Еще раз повторюсь, надо четко представлять за что ты хочешь заплатить и за что ты получишь деньги — иначе так и будет ")|(оппа обыкновенная" ) И еще одно, никогда не думали что ТЗ это документ прежде всего? А «четче» документов я не знаю что может быть. И в случае чего именно с ТЗ вы побежите жаловать куда либо.
Только это больше для дизанера подходит :)
*дизайнера
Да для любого проектировщика. Недавний случай из моей практики: писал новости для сайта, когда все было готово, заказчика осенило: «А давай еще теги у новостей будут, как в блоге». Поэтому я очень понимаю такой метод :)
а я в таких случаях обычно отвечаю: «Не вопрос, только к гонорару вы прибавляете еще nn $» где nn — цена на 30-40% больше, чем на самом деле стоит эта доработка, если бы я ее делал отдельно.
Это ставит на место заказчиков и к ним опять возвращается мысль, что я наемный специалист, а не их подчиненный рабочий.
Бывают отказываются — мне легче, бывают соглашаются и у меня уже нет ощущения, что мною пользуются.
«Не говори „нет“, просто удиви ценой» ;)
Надо давать горе заказчикам, пусть пусть почувствуют себя в роли плохого программиста
кстати да. так гораздо эффективнее.
А в результате получился логотип Хабра :)
Но игра интересная, можно с друзьями сыграть как-нибудь при встрече
-1
У нас замечательная профессия.
Заказчик вам говорит, блииин все ни так, хочу нааоборот, черт, ну наоборот так наоборот, Just for fun, ofcource paid =)
Хотите что бы было все утверждено, все согласовано, вам — прислали тз, сделали и забыли?)Фууу, тут либо школьно-блог, либо энтерпрайз( а эт такая бьяака).
Да даже если заказчика все устраивает, ну неужели, спустя неделю — три, месяц, случайно переключив workspace на старый проект, не хочется что то переделать? я не говорю про пере-делать, но именно мысль, как и что бы я сейчас изменил?
А так, заказчик говорит что хочет все нафиг по новому, ну что ж сделаем, да заодно и core-модули отрефакторим, и может по mkj почитаю, что бы лучше разобраться…
Мне Нравится моя профессия.
__
*И не надо говорить здесь время-время-время. Время всегда всегда жмет, это ваша игра, и параметры здесь время, кач-во кода, и готовность проекта.
Либо вы пофигист
Либо у вас относительно небольшие проекты, которые не стоит большого труда «переписать»
Либо вы ещё совсем молоды и вам некуда девать время и энергию
Либо вы никогда реально не работали, когда от этого зависит ваше жалование, и ваша семья (если она есть) обеспечена уже богатым дедушкой (бабушкой)
либо…
и т.д…
а вы читали через строчку или как?
Я не буду обсуждать мой опыт, если хотите, уж в личку)
А по поводу переписать все с нуля, вы действительно считаете что адекватный заказчик этого хочет?
И даже если так, почему нет? если это все оплачивается.
да — программа все время «плывет» во время ее разработки. Начинал писать одно — потом дают другое. Все верно — не всегда ясно сразу что на самом деле нужно. Для того и придумывается куча методик позволяющая быстро и без особых проблем менять код, и расширять нужные места. И оттого же многие ругают чужой код — он ведь уже весь «в каракулях».
Страшно подумать, что вышло бы, если игра длилась час.
Да думать не нужно, Нужно говорить, человеку язык не просто так дан, и голова тоже.
И заказчик — не специально хочет вас замучить, он хочет деньги зарабатывать с помощью инструмента, который делаем мы, и наша задача. если уж не считаем нужным нанять менеджера, выступить консультантом, и помогать человеку разбираться в том что ему нужно.
А кто не хочет зарабатывать деньги?
Может ему их сразу отсыпать?
Странный вы.
Если я себя представляю как разработчик, значит я зарабатываю тем — что программирую, проектирую архитектуру, обсуждаю детали продукта и все что связано с моей стороны. Это МНЕ приносит деньги.
Заказчик же к вам приходит, не (просто так, хочу сайт потомучто модно, просто так хочу программу, потомучто компьютер девать некуда), заказчику нужен инструмент, Который повысит продажи, уменьшит опоздания, сделает больший контроль оборотов на предприятие, а это — все инструменты заработка. И никто просто так, деньги в вас вкладывать не будет. Каждый когда что то покупает, надеется на этом заработать больше.
Разработчик, кодер или совладелец?
предлагаю разобраться для начала чем отличается кодер — от разработчика.=) ( а то в универах, на расскажут, на расскажут.)… хотя мне наверно скажут холивар открываю…
_

*вы где то видели слово совладелец? Речь о исполнителе заказа. Абсолютно любого, будь то принести подушки, или разработать e-c-d систему учета склада.
Вот и разбирайтесь.
Заодно разберитесь чем фриланс отличается от аутсорса
Ну может это вам стоит разобраться?)
_

Фриланс и аутсорс тоже не сильно отличаются в том плане в каком их показал я.
Есть задача, ее нужно решать, сказали что теперь выгрузка должны бьть в другом формате, чего ортачится? обговори сумму и сделай. нет — Ты не специалист.
Не устраивает что говорит заказчик? бесишся что нужно переделывать — Ты не специалист.
Считаешь что нафиг это надо, тяп-ляп и так сойдет. — Не специалист.

в том плане в каком их показал я
Нет, это вам стоит разобраться, вы упорствуете в своих заблуждениях

ru.wikipedia.org/wiki/Фриланс
ru.wikipedia.org/wiki/Аутсорсинг

PS Фрилансеры в СССР назывались «шабашники». От слова «шабаш» ;)
Чьерт Побьери.
И фриланс, и Аутсорс — решают задачи клиента, именно об этом я повторяюсь в 4-ый раз.
И при любой работе на кого-то, если ты себя считаешь специалистом, нужно именно от этого и исходить.

fulltime тоже решает

И ЧТО?!
Для вас видимо ничего.
Мне кажется игра бы закончилась тем, что «исполнитель» бы плюнул (несдержанный исполнитель плюнул бы прямо в заказчика) и ушел.
Или как я — завис через полторы минуты (см. ниже).
Странно, но такое бывает не только во фрилансе… такое бывает и в обычной компании.
Обычно это бывает в маленьких, глупых компаниях, где нет отдельных людей разрабатывающих проекты и никто не понимает, что ошибки на этапе постановки задачи и проектирования являются самыми дорогими.
Типа нашей :)
Это Вы заблуждаетесь. Это бывает во всех компаниях. Только в больших компаниях масштаб больше.
Почему если компания большая, то считают что нужна орда менеджеров, которые будут плетками подгонять разработчиков, указывая что правильно, а что нет.

P.S. Ушел на фриланс, стал лучше спать и даже перестал болеть.
вы не правы, это сплошь и рядом!
мог бы привести 2-3 примера из прошлой работы, но не стану во избежание неприятных последствий (скажу лишь одно — эта «маленькая компания» — находится в тройке лидеров операторов сотовой связи, т.е. либо «Билайн», либо «МТС», либо «Мегафон»)
да, пример, конечно, не для программиста, а, скажем, для иллюстратора (или художника), точно не скажу — сам программист.
но верен на все 110% -)

если дают четкое ТЗ, и ты его выполняешь в сроки (и даже быстрее) — ты намереваешься получить ту сумму, которая была оговорена. Но потом к нему неожиданно прибавляется еще куча действий, которые тебе нужно провести==переписать половину кода, попрыгать с бубном и т.д.
и потом, в самый ответственный момент, часа за 2 перед запуском проекта в большое плавание (или еще хуже — после запуска) требуется СРОЧНО!!! (именно с 11 восклицательными знаками) переделать вообще все по новому.
в итоге получается ты делаешь работу в 5-6 большую, чем было оговорено, а сумму получаешь именно такую, какая была оговорена (это в лучшем случае). И на робкие намеки, что мол нужно доплатить следует невозмутимый ответ «СТОП, мы же договаривались на ЭТУ сумму».

именно поэтому я не берусь за все подряд предложения, а лишь за те, что мне интересны, и когда начинается такая история — свои условия ставлю редко, но если их не принимают — бросаю дело на пол-пути (при этом отдаю свои наработки бесплатно). И это дало свои плоды — у меня сформировался круг клиентов, которые ни при каких условиях не уйдут к другим — делаю все капитально…

P.S.: нет это не реклама, просто на разглагольствования потянуло ))
P.P.S.: автору спасибо, буду приводить этот пример -))
P.P.P.S.: нифига как много букАФ получилось )
> Но потом к нему неожиданно прибавляется еще куча действий
СРАЗУ при получении оговаривайте сроки и сумму. И не будет проблем.
понимаете, если заказ мне интересен — я (возможно) готов делать даже бесплатно (и даже не ради портфолио)… ну такой человек я ))
а как это противоречит тому, что я написал?
даже и не знаю что ответить :)
вы говорите что нужно «СРАЗУ при получении… и т.д.»
я думаю — нужно дать заказчику шанс (если он не полный неадекват)… даже если проект будет неокупаемым… если мне интересно было работать — мне опыт (блин, прям как в игре), общение с интересным человеком… кстати, нередки случаи, что следующий проект (а он обращался именно ко мне) оказывался удачным, могу привести пример, но только в личку, ибо не хочу тут рекламировать) :)
Т.е. вы разрешаете заказчику помыкать собой нахаляву только потому, что проект интересный? А почему бы вам не попробывать сделать свой интересный проект?

И в случае успеха вам будет приятный материальный бонус, а не наезды «мы же ДОГОВАРИВАЛИСЬ».
к сожалению… :( раньше (лет 7 назад) была куча идей, очень интересных, которые я не мог реализовать… сейчас идеи кончились )) между прочим была идея еще гораздо раньше «одноклассников» :)
если подскажете что-нибудь интересное (знаю что, что сейчас меня начнут обвинять в вымогательстве идей :) )) — мы это сделаем…
мне интересен именно процесс ))

т.е. я могу от него получить неземное удовольствие ))
Веб?
Есть идея написать игру для мобильных платформ. В команде менеджер, художник, дизайнер, программист логики есть. Нужен программист графики.
И по плану в сентябре приступим к началу реализации.
ну вот. снова не мой профиль, извиняйте как можете :)
А я как то размышлял о подобном положении вещей и пришел к выводу, что нужно принять это как должное и обратить себе на пользу, только вот не знаю как
А я как то размышлял о подобном положении вещей и пришел к выводу, что нужно принять это как должное и обратить себе на пользу, только вот не знаю как
Фриланс бывает разный =) Синий, зеленый, красный…
Попытался сейчас провести эксперимент, завис окончательно на второй минуте после:

Сорри, не туда нажал. Итак, завис окончательно после:

> 0:30 — Пусть у нее в руке будет меч.
> 1:00 — Двуручный меч, который она держит обеими руками!
> 1:30 — А в другую руку ей дайте УЗИ.
а какие проблемы, третью руку дорисовать? )) программист-профессионал должен быть изобретательным!
требования устаревают в момент их оглашения. и масштаб компании лишь определяет скорость, с которой идет обратная связь по «необходимым» изменениям.

в мелких конторах обычно «директор-менеджер проекта-аналитик» слушает заказчика и пытается согласовать модель с ним, до программиста-дизайнера-верстальщика лишь долетают изменения, порой позже реализации на день или две, и потому делается много работы в холостую.

в компаниях средней величины этот сдвиг в требованиях пытаются сгладить разделением обязанностей дизайнер/верстальщик/программист, что достигается псевдопараллелизацией процесса исполнения. для задач среднего масштаба это наиболее эффективное распределение между ценой и качеством.

и лишь в достаточно крупных конторах в штате на проект имеется менеджер проекта, аналитик, прототипист+специалист по юзабилити, верстальщик, программист, тестер и специалист по поддержке, имеются выделенные процессы разработки — системы контроля версий, деплоймента, регрессионного тестирования и мониторинга — но это дорого, но все это действительно стоит того: весь жизненный цикл продукта внутри компании, от постановки до эксплуатации за каждую из задач отвечает конкретный человек, можно легко вести несколько проектов параллельно, достигая оптимальной загрузки специалистов своего дела.

Простите, а гелиевая ручка — это ручка с гелием?
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
вот:



в тему)
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
ахахахах, шикарная книга, буду давать ссыль всем заказчикам хДД
волосы и плащ развиваются?? это как???
Видимо, имелось ввиду «развеваются»
Становятся больше, увеличивают свой уровень и характеристики :)
мутируют и эволюционируют путём естественного отбора :)))))
и лишь развившись до определенной стадии, начинают покидать голову и другие части тела.
Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий

Публикации

Истории