Interactive Fiction или Используй воображение…

    Zork 1Я автор известной в определенных кругах платформы QSP, предназначенной для создания текстовых (sic!) игр.
    Столь редкий жанр мало освещен в рунете, поэтому очень хочется исправить ситуацию и вкратце рассказать об интерактивной литературе и QSP в частности.

    Это моя первая статья для Хабрасообщества, поэтому прошу сильно не пинать :)

    Введение


    В наше время «попкорнового» кино и не менее примитивных видеоигр, когда графическая составляющая практически полностью вытесняет шаблонный сюжет, редко какой человек не задумывается о том, чтобы попробовать что-либо другое, то, что позволит ему с интересом провести время. Некоторые, еще не забывшие, что такое книги, возвращаются к ним, а некоторые открывают для себя мир интерактивной литературы, в которой каждый может попробовать себя и в роли главного героя, и в роли создателя своего собственного мира. Достаточно лишь использовать воображение…



    Итак, что же такое «интерактивная литература» или, в английском варианте, «Interactive Fiction»? В самом широком понимании термина, это любая разновидность художественной литературы, отличающаяся нелинейным развитием сюжета, согласно действиям читателя (в компьютерном варианте — пользователя). Из интерактивной литературы (ИЛ) в России известны книги-игры Дмитрия Браславского, взявшего за основу своих книг западную серию «Fighting Fantasy». Но в данной статье будет рассматриваться именно компьютерный вариант интерактивной литературы, большинство которой составляют так называемые текстовые игры, или «текстовые квесты», получившие широкое распространение. История развития текстовых игр началась в то время, когда компьютеры, без которых жизнь сейчас немыслима, обзавелись клавиатурами и дисплеями, а впоследствии и мышью. Общепризнанно, что первой компьютерной текстовой игрой была игра «Adventure», или «Приключение», написанная в 1976 году двумя компьютерщиками из Стэнфорда Уиллом Краутером и Доном Вудзом. Игра была только текстовой, управлялась простейшими текстовыми командами вида «глагол существительное» и заключалась в блуждании по лабиринту пещер в поиске сокровищ и магических артефактов. Именно эта игра сыграла колоссальную роль в становлении целого жанра компьютерных игр. Летом 1979 года несколькими студентами из Массачусетского Технологического Института создается фирма «Infocom», за десять лет своей истории издавшая около 30 игр подобного жанра. Именно эта фирма ввела в оборот термин «Interactive Fiction» и послужила основой для подражания всем последующим разработчикам компьютерных текстовых игр. В начале статьи используется обложка от первой игры «Infocom» — «Zork I».
    Дальнейшее развитие компьютерных возможностей не могло не сказаться и на жанре интерактивной литературы — в играх появляется графика, музыкальное сопровождение и многооконный интерфейс, но главной движущей силой жанра был и остается художественный текст и, как правило, нелинейный сюжет. Дополнительным плюсом игр этого жанра являются их низкие требования к системным ресурсам и кроссплатформенность, то есть играть в них можно и на самых допотопных компьютерах, и на наладонниках или сотовых телефонах.

    В процессе развития компьютерной интерактивной литературы сложилось так, что текстовые игры разделились на игры с текстовым вводом, использующие так называемый «парсер», и игры, использующие управление с помощью меню. Ввиду того, что мышление у людей различно, кому-то удобнее и нагляднее управлять вводом с помощью системы меню, а кому-то лучше использовать парсер, поэтому эти два способа вполне комфортно уживаются друг с другом.

    Интерактивная Литература в России


    Стоит рассмотреть отдельно развитие ИЛ в России. Так сложилось, что текстовые игры завоевали популярность сперва в Америке, а потом и в странах Европы, в основном благодаря тому, что текст был англоязычным. Простая грамматика английского языка сильно упрощала разбор программой введенных фраз. Но в России, для русского языка, это было трудноосуществимой задачей, поэтому получили распространение игры, осуществляющие управление через меню, иногда также использующие упрощенный парсер (ввод имен, названий, чисел).

    В начале-середине 90-х годов в России стал доступен широкому потребителю домашний компьютер на базе процессора Z80 фирмы Zilog — ZX Spectrum (в основном, «совместимые» с ним), использующий в качестве устройства вывода обычный домашний телевизор и позволяющий загружать программы и игры с помощью кассетного магнитофона. Масса игр, написанных для Spectrum'a, попала и в Россию, а вместе с ними и текстовые игры, которые также полюбились игрокам из-за свойственного этим играм сочетания художественной литературы и способности игрока влиять на происходящее развитие сюжета. Так в России стало зарождаться свое направление компьютерной ИЛ. В конце 90-х с развитием интернета появляется платформа на русском языке для создания текстовых игр с управлением через меню, получившая название OrcZero, давшая толчок для дальнейшего развития как платформ, так и игр.

    Платформы позволяют авторам игр сконцентрироваться на написании самой игры, минуя создание игрового интерфейса и стандартных библиотек, то есть таких вещей, которые могут быть унифицированы. Игры данного жанра, разрабатываемые с нуля, без использования платформ, как правило, имеют множество недостатков. Устоявшиеся платформы же предлагают некий стандарт интерфейса, также обеспечивая возможную переносимость между разными операционными системами и «железом». Обычно платформа включает в себя «движок» для проигрывания игр, средства разработки и документацию. Важной составляющей является сообщество авторов и игроков, благодаря которому новички могут получить помощь на различных форумах и в чатах. Чуть позже выхода OrcZero появляется еще одна «менюшная» платформа, обладающая бОльшими возможностями и удобством, получившая название Universal RipSoft Quest (URQ). Пик популярности URQ приходится на 2001 — 2004 года, за это время было создано около полутора сотен игр для этой платформы (к сожалению, большинство игр низкого качества).

    Quest Soft Player


    QSP LogoВ конце 2001 года вышла в свет еще одна платформа, осуществляющая управление через меню, названная Quest Soft Player (QSP). Отличалась от URQ большей продуманностью «движка» и синтаксиса языка, получив довольно широкую поддержку авторов игр.
    Существовали десятки фан-сайтов QSP, при этом количество игр было довольно большим, но все же меньшим, чем для URQ. В одно время «война» между платформами обрела вид священной, это находило отражение не только на сайтах и форумах, но даже в играх.
    Чтобы поставить точку, в 2004 году QSP был полностью переработан, обрел кроссплатформенность и получил множество улучшений, через некоторое время серьезно потеснив URQ. Кроме самостоятельных игр, QSP используется в онлайн-проекте «Герои войны и денег» (более 1,2 миллиона игроков), в роли платформы для внутриигровых квестов.

    В данной статье мы подробнее рассмотрим проигрыватель Quest Soft Player, выбрав который вы получите все преимущества «платформенных» игр, а именно простоту освоения, богатые возможности как для начинающих авторов, так и для более «продвинутых», обширную сопроводительную документацию, кроссплатформенность и большое сообщество авторов и игроков. Для QSP написано множество разнообразных игр.

    Данный проигрыватель бесплатен и доступен для скачивания на официальном сайте (http://qsp.su), там же найдете каталог с лучшими играми под эту платформу. Для пользователей Windows желательно скачивать так называемый «Набор игрока», включающий в себя инсталлятор проигрывателя и несколько хороших игрушек. Для тех, кто использует Linux, также существует версия, после загрузки которой достаточно просто распаковать архив — установка не потребуется. При желании, можно собрать QSP «вручную» — исходный код доступен под лицензией GPL v2. Имеются версии под Windows Mobile и PSP.

    Запуск игр на QSP очень прост: после скачивания архива игры с сайта распаковываем его в любую папку, после чего в проигрывателе выбираем пункт меню Квест → Загрузить игру и указываем файл игры из архива. Интерфейс проигрывателя интуитивно понятен и не создаст для вас особой сложности.

    Среди средств разработки отметим 2 инструмента — редактор QGen и утилиту TXT2GAM. QGen предназначен специально для написания QSP-игр. TXT2GAM — консольная утилита, позволяющая разрабатывать игры в любом текстовом редакторе.

    А теперь несколько скриншотов:

    Игра «Ты — миллионер!»:

    QSP game

    Игра «Мировое Сознание. 13й уровень»:

    QSP game

    Среда разработки игр QGen:

    QGen

    В России регулярно проводятся конкурсы интерактивной литературы, зачастую с материальным вознаграждением. Так, в 2008 году был организован ежегодный конкурс QSP-Compo, имевший самый большой призовой фонд за всю историю русской ИЛ.

    В настоящее время компьютерная интерактивная литература активно развивается, благо существует достаточно возможностей реализовать свое творчество; все больше появляется качественных и интересных игр. Дело в том, что создать выдающийся продукт вполне по силам одному человеку, а оценить результат смогут тысячи поклонников. И в этом текстовые игры тесно соприкасаются с жанром художественной литературы. Каждый может попробовать себя в этих играх не только как главный герой, но и как создатель собственного мира, своей Вселенной, и никакая графика не сможет заменить то, что способно дать нам наше собственное воображение.

    Приветствуется любая помощь с вашей стороны, в том числе помощь в разработке.
    Со всеми вопросами и пожеланиями милости просим на форум (http://qsp.borda.ru).

    Полезные ссылки:

    qsp.su — Официальный сайт QSP
    qsp.borda.ru — Форум QSP
    gamer.ru/games/1519-qsp — Блог QSP
    ifiction.ru — Известный форум, посвященный текстовым играм

    Byte, 2009. E-mail: nporep AT mail DOT ru
    Поделиться публикацией

    Похожие публикации

    Комментарии 63
      +3
      Спасибо огромное за ссылки. Не думал, что данный жанр до сих пор развивается. Сейчас глянем :)
        0
        Пожалуйста. Рад, что на Хабре есть люди, которые помнят об ИЛ.
        +4
        автор, отличная статья! спасибо! играть в текстовые квесты действительно интересно и приятно! воображение работает на полную катушку! читая тексты описаний, в голове зреют образы, это воистину приятные ощущения!

        в свое время сам писал игру (правда на платформе RTADS www.rtads.org), достаточно интересное но трудоемкое занятие!
          +4
          В космических рейнджеров я играл в основном изза текстовых квестов… Всё остальное было вторично
            0
            Да, многие любят КР за это :) Авторам большой плюс.
            +1
            Писал под QSP пару квестов. Спасибо, отличная программа! Всё гибко, мощно, и при этом на удивление просто.
              0
              Спасибо за отзыв. Стараемся.
              0
              Вот это здорово! Я и не знал что такие программы есть. Сам как-то давно хотел что-то подобное написать, а потом забылось как-то.
              У меня даже какая-то интерактивка в бумажном варианте дома лежит.
              Огромное спасибо!
              Рабочий день потерян.
                +1
                На всякий случай: любители книг-игр собираются на myquest.ru ;-)
                0
                Спасибо. Если что напишу новое из текстовых квестов — закину вам :)
                  +1
                  Интересное направление и статья. Странно, что не упомянут один из ярчайших представителей жанра — сербский писатель Милорад Павич. Его книги, правда, обычно читают на бумаге — но они, тем не менее, весьма интерактивны.
                    0
                    К сожалению, с произведениями этого писателя не знаком. Обязательно посмотрю.
                    0
                    Помнится мне некоторое время назад я делал похожее, но на bat-никах
                      0
                      Ага, а я с использованием базы данных и генерацией html. Свой велосипед с квадратными колесами. А между тем, QSP пригодился бы веб-интерфейс. Скачивать клиент ради чтения текста и просмотра картинок — это сейчас не модно. Игроков-читателей в разы прибавилось бы, если для начала игры достаточно будет зайти на сайт и выбрать интересующую игру из списка. Если помните, на хабре с полгода назад Zoolander писал об игре Терминатор tXt и собрал множество приятных отзывов.
                        +1
                        Да, для QSP есть веб-интерфейс. В данный момент человек пишет обновленную версию.
                        «Терминатор TxT» недавно перенесли на QSP.
                          +2
                          Сколько приятных новостей сразу :-).
                            0
                            М, а можно ссылку? Или это пока в стадии закрытой разработки?
                              0
                              Устаревшая веб-версия называется wiQSP, написана на PHP и лежит здесь: qsp.su/files/comment.php?dlid=38
                              Веб-версия, используемая для «Героев войны и денег» закрыта (браузерная MMORPG).

                              Текущая разрабатываемая версия, увы, пока недоступна :)
                                0
                                Т.е. онлайн версии в онлайне пока нет? :)
                                  0
                                  Такой, чтобы взять и поиграть в любую игру — пока что нет.
                            +1
                            Есть проект для игр платформы Infocom — parchment.toolness.com
                            Например, вот русификация ангоязычной игры — можно сыграть прямо онлайн (Javascript, вроде бы) — parchment.googlecode.com/svn/trunk/parchment.html?story=http://uploadthis.co.uk/uploads/yandexx/metamorpR.z5
                              0
                              Я вас ненавижу! Хотел сегодня спать пораньше лечь.
                                0
                                Игра хотя бы пройдена? :)
                                  0
                                  К счастью, я взял себя в руки и отвел в кроватку. Сегодня вечером продолжу. Плохо что на каждый запрос отклик ждать приходится довольно долго, секунд по 5. Если так дело пойдет, придется воспользоваться клиентом.
                                    0
                                    Отклик — это, в смысле, реакция на ввод команды? Если я правильно помню, то движок построен на Javascript, возможно, у вас браузер не успевает.
                                    Радует, кстати, что даже на этом движке можно сохраняться, ссылками. :)
                              0
                              Теперь есть онлайн-библиотека текстовых игр «Гиперкнига»: hyperbook.ru
                              Там как раз игры в html.
                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                              +2
                              Давно хотел этим заняться. Года три назад. И пусть даже руки ноги растут от туда, никак жопа не поднимается.
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                  +1
                                  А кто-нибудь помнит такого товарища как Sterwer?
                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                      +2
                                      Обязательно выкладывайте. Посмеёмся вместе :)
                                  +1
                                  Интересно, все ли MUD'ы вымерли? Или есть еще энтузиасты? Помнит ли вообще хоть кто-то о них?
                                  Одно время часто играл, потом было уже как-то не до игр.
                                  Мне кажется, это несколько интереснее, чем текстовые квесты на QSP. Хотя всему своя ниша.
                                    +1
                                    Я когда-то немного играла в Адамант Адант, тогда уже мало народу было и сплошное ПК — это больше напрягало, чем отсутствие народа, так как своя команда для прокачки была :(
                                    Мир прикольный, по классическому Толкиену, так хотелось Горлума найти и посмотреть, в Мории он был, но нас застукали с представителем одного из кланов и враждующие кланы занесли в свой пклист. После этого с ренты было невозможно выйти совсем. Вот это и губит MUD'ы. Не дали мне пинающегося энта прокачать %)

                                    вот их сайт: www.adan.ru/

                                    еще очень понравился аутентичный мад по Ковбою Бибопу, но там из живых людей удалось застать только молодого американского папу, который с ребенком сидел и параллельно прокачивался :)
                                      +1
                                      Несколько лет назад активно играл в Сферу Миров. Где их сайт сейчас уж и не знаю, да и как подключиться — тоже.
                                      Эх, было время. группы по 10 человек, куча текста, всё мельком, вчитываешься… Реакцию, скорость чтения и скорость набора огого как тренировало! :) Но в маде стоило сидеть хотя бы из-за взглядов со стороны :) помню, на работе в обеденный перерыв играл, так потом вся фирма как-то косо смотрела на меня — совсем умом тронулся, в какую-то текстовую игру играет :)
                                        0
                                        Я свой движок писать пробовал, сейчас думаю возобновить сие занятие. Можно очень интересный мир построить, возможностей взаимодействия со средой побольше напихать. А нужно:

                                        — Время
                                        — Энтузиазм
                                        дамашние карликавые гарилы Прямые руки

                                        И все. К тому же, мадов сейчас пруд пруди, другое дело, что они не слишком наводнены игроками.

                                        Адвентюры интереснее тем, что способы взаимодействия с миром иные. Тут тебе не пошел в соседнюю комнату, открыл дверь, схватил предмет, а несколько иной подход. Способы взаимодействия с системой часто нелинейны, их надо нащупывать, исследую интерпретатор игры. Часто можно вводить осмысленные, правильные грамматически предложения на буржуинском. И оно тебя понимает! Кайф.
                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                          0
                                          О-о! Неужто ещё живы интузиасты interactive fiction? Я был свидетелем зарождения коммюнити taplap.ru (почему кстати на него ссылку нет? Недостаточно авторитетный?)
                                            0
                                            taplap.ru несколько лет назад переехал на ifiction.ru — на него есть ссылка.
                                            +2
                                            В начале 90х ещё были книги-игры Д. Браславского, помнится.
                                              0
                                              Да, про них написано в статье :)
                                                0
                                                Не знаете, есть ли где-нибудь эти книги в электронном виде? Хочется детсво вспомнить. Очень нравились, так как компа своего в то время у меня не было, приходилось эти книги из библиотеки даже брать :)
                                                Все по-честному, утонешь где-нибудь в болоте и начинаешь сначала книгу проходить, а вместо сейвов — закладки :)
                                                  +1
                                                  Несколько таких книг перенесены на QSP:

                                                  Подземелья Черного Замка
                                                  Лабиринт страха
                                                  Пиратская одиссея
                                                  Три дороги
                                                  Ты — миллионер!

                                                  Кроме этого, есть сайт myquest.ru — там выкладывают различные книги-игры.
                                                    0
                                                    Большое спасибо :)
                                                      0
                                                      Подемелья черного замка… я ее в детстве до дыр затер )
                                                      Спасибо за воспоминания )
                                                0
                                                Одно время были мысли сделать что-то подобное. Был вдохновлен детскими книжками с разными концовками в зависимости от выбора читателя. Автор из меня никакой, а вот техническая часть весьма интересна.

                                                Хорошая статья, спасибо.
                                                  0
                                                  Строго говоря, показанные на скринах игры — не тру-IF. Тру-IF должен быть вообще без графики, только текст, как в упомянутом Зорке или в Адвенчуре. А вообще, автору респект, что не забывает корни всех игр.

                                                  Кстати, если кто не знает, Дэйв Леблинг, создатель Зорка, также являлся создателем примитивной по современным меркам «3D»-стрелялки Maze (если погуглить, можно найти клон под винду), прародительницу всех современных 3D-шутеров от первого лица.

                                                  Тем, кто в теме IF и желает себя попробовать в прохождении весьма сложных игр, рекомендую некоторые англоязычные:
                                                  • "Trinity" — постапокалиптическая антиутопия. Очень красиво все описано;
                                                  • "The Hitchhiker's Guide To The Galaxy" — Дуглас Адамс… без комментариев;
                                                  • "Deadline" — детектив. Довольно интерсный;
                                                  • "I-0" — треш про 18-ти летнюю студентку со всеми вытикающими;
                                                  • "Babel" — фантастика с плавно развивающимся сюжетом.


                                                  Еще раз напоминаю, что для «чтения» этих игр необходимо знание английского языка на уровне «выше среднего».
                                                  –1
                                                  Кстати, насчет того, что "В самом широком понимании термина, это любая разновидность художественной литературы, отличающаяся нелинейным развитием сюжета, согласно действиям читателя", могу поспорить. Выпустив серию Zork и другие подобные игры, «Infocom» установил определенные рамки, в двух словах — обилие головоломок. Современная же IF (особенно русская, как ни прискорбно), к сожалению деградирует, правильно, зачем ломать голову — проще побегать в Крайзис или в какой-нибудь Миррорс Эдж. Поэтому, в угоду потребностям узкого круга современных геймеров, кто еще не забыл, что существуют такие шуршащие штуки, которые можно листать, и делается современная ИЛ, где зачастую (опять же, к великому сожалению) можно лишь выбирать ту или иную ветвь сюжета.

                                                  Все это далеко не то, какой была IF тридцать лет назад.
                                                    +1
                                                    Всё это многократно обсуждалось. Тип управления (парсер/меню) во многом зависит от личных предпочтений — одно другому не мешает.
                                                    Изображения в играх — это только оформление, основа — текст :)

                                                    Во многих по-настоящему старых играх был отвратительный парсер — приходилось играть в игру «угадай глагол». Опять же, игры Скота Адамса…
                                                    В 90х годах английский парсер стал наоборот лучше, гибче.

                                                    ИЛ в России не деградирует, а развивается. Да, уровень игр ещё далёк от совершенства, но в последние годы есть прогресс.
                                                      0
                                                      Про «угадай глагол» это Вы хорошо подметили :-)
                                                      Как пример, лет семь назад занимался написанием IF-игрушек, точнее написанием движка, как Вы говорите, по типу парсера. Увы, на этом движке написать ничего путного не успел из-за краха винта, исходники были утеряны. Но по друзьям тогда удалось собрать кое-что из демо-игр. Прочитав этот пост, я поискал в архивах и нашел одну демо-игрушку, типа IF-тренажера. На самом деле это должна быть полноценная игра, но из-за описанного форсмажора осталась демо-версией. Игра представляет собой всего несколько локаций — квартиру, игроку надо набрать определенное количество очков, ища и правильно применяя различные предметы. Так вот, спустя семь лет, я не смог набрать и половины, хотя, при написании считал, что задачки весьма тривиальные. Если интересно, пишите в личку, скину на мыло (это всего один файл, 22К).
                                                    0
                                                    Большое спасибо за топик. Я уж и забывать стал про такой чудесный жанр. В детстве, помню, соседские мальчишки постарше игрались в интерактивные бумажные книги.
                                                    Про QSP я даже и не знал, спасибо :)
                                                    «Подземелья Чёрного замка». Всё, приплыли :)
                                                    Не знаю почему, но нахлынула ностальгия по первому прохождения Baldur's Gate и icewin dale.
                                                      0
                                                      Большое спасибо за инфу! Вспомнил дество :-) В фавориты, еще не раз перечитаю…
                                                        0
                                                        Классная статья на games history про адвентюры.
                                                        Photopia и остальные от автора.

                                                        А кто-нибудь играл в MUD-ы? Интересно будет почитать статью на эту тему?

                                                        Ссылки для ознакомления:

                                                        Былины
                                                        Сипсок MUD-ов
                                                        Что знает про MUD-ы википедия
                                                        0
                                                        Ооо, зашибись, как вовремя мне этот пост на глаза попался. Я как раз собираю вещи перед отъездом на море, закинул себе на КПК QSP и пару игрушек. Поностальгирую в поезде )
                                                          0
                                                          Интересно, я один занимался «читерством» в самом начале игры, когда кидал кубики до посинения, чтобы Мастерство было 12, Выносливость — по крайней мере 20, Удача -10? А после — никакого мухлежа. А потом если забрать меч Черного рыцаря, то Мастерство повышается до 13, и каюк Барлад Дэрту! Автор, спасибо огромное за ссылку, качаю…
                                                            +1
                                                            Статья Дмитрия Резникова в «Игромании» ~1999й год:
                                                            no-subject.ya.ru/replies.xml?item_no=2005
                                                              0
                                                              Хорошая статья.
                                                              0
                                                              Одного не пойму. ПОчему не пишут: «Это моя первая статья, пинайте как можно сильнее»?
                                                                +2
                                                                Надо что бы НЛО автоматом добавляло бы это в текст к первому сообщению нового пользователя.
                                                                0
                                                                QSP Compo 2010 прием заявок завершается 28 февраля осталось 3 дня

                                                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                Самое читаемое