Pull to refresh

Пытаюсь представить жизнь при суверенном интернете в России (и при чём тут цифровой рубль)

Level of difficultyEasy
Reading time8 min
Views9.4K
"Он нам ***** не нужон, интернет ваш!"
"Он нам ***** не нужон, интернет ваш!"

Судя по всему, суверенный интернет обещает быть чем‑то вроде Кванмёна, северокорейского интранета. Он будет отсоединён от глобальной сети. Доступ к зарубежным сайтам будет попросту перерезан. Это подтверждается учениями РКН. В этой статье я попытаюсь представить, как будет обстоять жизнь технических специалистов (в основном разработчиков) и обычных людей при отключении от глобального интернета.

Мотивация властей

Очевидно, властям, вместо блокирования сайтов, сервисов и приложений, неугодных им, хочется просто сделать так, чтобы никакая нежелательная информация из-за рубежа не просачивалась в страну. Ведь блокировать сетевые ресурсы по отдельности сложно и дорого. Их надо выискивать, анализировать, собственно, блокировать. При этом такие блокировки могут положить очень много того, чего не планировалось, и толком не сработать. Так было с Telegram. И при этом такие блокировки обходятся с помощью VPN. Их блокируют тоже, но они плодятся, как грибы после дождя, и люди ими активно пользуются. А ведь есть ещё всякие там обфускации и пр. средства, настроенные именно на обход ТСПУ. В России можно смело подходить к любому молодому человеку и спрашивать у него: "Какой VPN ты используешь?". У него наверняка найдётся, что ответить.

При отключении от глобального интернета над всеми этими вопросами больше нет необходимости задумываться. Все серверы, кроме тех, что находятся в интранете, будут недосягаемы. Зато возникает некоторый ряд вопросов, на которые необходимо ответить, и проблем, которые в связи с отключением России от глобального интернета придётся решать.

Оправдания властей

Официальное оправдание властей, почему им необходимо готовиться к введению суверенного интернета, состоит в том, что страны НАТО и их союзники могут сговориться и отключить Россию от глобального интернета. Многие люди скептически относятся к тому, что это может произойти даже потенциально, поскольку Россия - страна большая, соответственно, границы у неё протяжённые и гнать интернет можно будет откуда угодно. Внезапно, это далеко не совсем правда. Большая часть точек соединения рунета с глобальной сетью располагается вдоль западной, северо-западной и юго-западной границ.

Северо-западная граница. Фото с сайта comnews.ru
Северо-западная граница. Фото с сайта comnews.ru
Западная и юго-западная границы. Фото с сайта comnews.ru
Западная и юго-западная границы. Фото с сайта comnews.ru

В то же время в азиатской части страны точек соединения довольно мало.

Граница с Казахстаном. Фото с сайта comnews.ru
Граница с Казахстаном. Фото с сайта comnews.ru
Границы с Монголией и Китаем. Фото с сайта comnews.ru
Границы с Монголией и Китаем. Фото с сайта comnews.ru

Такое расположение точек соединения вполне логично, поскольку согласуется с картой плотности населения:

Карта плотности населения в РФ. Фото с сайта statdata.ru
Карта плотности населения в РФ. Фото с сайта statdata.ru

Концентрация кабелей и народонаселения на западе выше, чем на востоке. Большинство стран, которые потенциально могут отключить РФ от интернета, также расположены на западе, а не на востоке. Если они перекроют интернет в РФ, то весь трафик можно пустить по кабелям, идущим на восток. Но пропускной способности кабелей в таком случае может не хватить на огромную европейскую часть страны. Наиболее логичный вариант действий для правительства - построить больше резервных линий связи на востоке, которые в случае чего можно будет задействовать, чтобы гнать по ним трафик. Но есть большая проблема: правительство России легко ссорится с другими странами и очень плохо заводит союзников. Даже восточные страны с политическими системами, похожими на российскую, не имеют большого энтузиазма в выстраивании союзных связей с РФ. В таких условиях РФ придётся полагаться на своеобразную идеологию чучхе и действительно строить интранет.

Но на практике же никто сейчас не имеет намерения наглухо обрезать РФ доступ к интернету со своей стороны. Причину в общем можно описать так: сделать это технически сложно, а выгоды нет никакой. К чему запад наверняка хотел бы ограничить доступ для России? К облачным вычислительным мощностям, программному обеспечению и документации к программным и аппаратным платформам. И запад успешно делает это с помощью других, менее мудрёных и затратных инструментов. Так, например, доступ к облачным сервисам ограничивается с помощью невозможности использования в них российской банковской карты и номера телефона. Аналогично с программным обеспечением, плюс коробочные издания с кодами активации в Россию не поставляются. Что касается документации, то можно просто закрыть к ней доступ по российскому IP или блокировкой корпоративного аккаунта (если документация была доступна только после регистрации).

Да, конечно, есть множество путей обхода каждого из приведённых способов ограничения доступа россиян к контенту. Так, например, доступ к облачным ресурсам можно получить через дочерние компании, создаваемые где-то в нейтральных странах. Программное обеспечение зачастую можно просто спиратить. Блокировку по IP можно обойти с помощью VPN. Тем не менее, западные страны также борются и с методами обхода (например, накладыванием вторичных санкций, под которые иностранные компании действительно не хотят попадать). Кроме того, документация к продукту не особо полезна без обладания доступом к самому продукту. Именно поэтому импорт микропроцессорной электроники в Россию стараются ограничивать, как могут. Но даже если зарубежные страны полностью отрежут Россию от интернета, то пути обхода (например, регистрация дочерних компаний и получение пиратского софта на физических носителях) всё равно останутся, так что какой смысл заморачиваться с обрубанием России интернета?

Кто-то также может сказать, что если отрезать Россию от мирового интернета, то россияне не смогут больше смотреть объективный анализ происходящего и журналистские расследования и узнавать правду, чего западу не очень хотелось бы. На деле же западу от того, что жители России имеют доступ к чему-то кроме российской пропаганды, ни тепло ни холодно. Российский народ не обладает политической субьектностью, не влияет на принимаемые правительством решения. Даже прозрев, российский гражданин, решив на основе нового знания предпринять какие-то действия и выказать недовольство, сможет получить только дубинкой по голове и административку/уголовку.

А вот что действительно западу важно, так это больше знать о происходящем в самой РФ. Благодаря интернету это делать значительно проще. Особенно осведомителям, действующим внутри РФ, передающим западным разведкам секретную информацию о расположении военных подразделений, техники и производств и предстоящих решениях правительства. Также диверсантам благодаря тому, что РФ всё ещё подключена к мировому интернету, значительно проще координироваться со своими штабами по защищённым каналам. А вот правительству РФ всё это, естественно, нравиться не может. Они бы с удовольствием одним махом пресекли всю эту деятельность.

В общем, из всех вышеприведённых доводов можно заключить, что у запада точно нет никакой мотивации отключать Россию от интернета, а вот у самого российского правительства она очень даже есть.

Последствия для IT-сектора

Какие зарубежные технологии использует российский IT-сектор? На самом деле, абсолютно всё, что российские компании используют для своих проектов, имеет иностранное (хотя зачастую и опенсурсное) происхождение. Кроме, пожалуй, , но для разработки самих систем используются зарубежные технологии (например, компилятор языка программирования С++). На самом деле, тут всё примерно так же, как и в остальном производстве: продукция - отечественная, станки - иностранные. Именно поэтому то же импортозамещение, например, является нежизнеспособной стретегией, как и само по себе существование в изоляции.

Вот почему правительству для нормального функционирования разработки придётся создать зеркала с репозиториями, на которых будут лежать все необходимые для IT-сферы библиотеки, СУБД, компиляторы, интерпретаторы, их исходный код и документация. Чтобы копировать всё это с зарубежных серверов на зеркала внутри страны, правительству придётся оставить выделенный канал во внешний интернет, которым смогут пользоваться только авторизованные лица.

Другой зарубежный инструмент, который может оказаться необходимым отечественным разрабочикам - различные общедоступные API, вызываемые приложениями. Здесь уже гораздо сложнее, такое на своей стороне задублировать либо крайне сложно, либо невозможно. Разработчикам придётся либо отказываться от их использования, либо договариваться с властями об организации частного доступа к API через вышеупомянутый выделенный канал. Думаю, с этим будет много различных проволочек, да и код или конфигурацию вызывающего приложения, возможно, тоже придётся редактировать. Естественно, работоспособность приложений, разработчики которых не озаботились обеспечением для них воможности работать в условиях отключения от глобального интернета, пострадает.

С другой стороны, я не думаю, что сейчас у российских сервисов такая уж большая зависимость от зарубежных API. Как я уже упоминал, западные компании и сами весьма усердно ограничивали доступ россиянам к своим продуктам либо из-за санкций, либо из-за репутационных издержек.

Последствия для обычных людей

Пожалуй, для них эти последствия будут куда более острыми, чем для разработчиков. Власти, чтобы сохранить цифровые сервисы, будут идти на определённые шаги. А для благополучия, удобства и удовольствия обычных людей они никаких шагов принимать не будут. Естественно, о привычном доступе к любому западному контенту с помощью пары кликов, пускай даже с VPN, придётся забыть. Что-то легальное будет точно расшариваться на российских платформах вроде ВК. Но как делиться контентом, нежелательным для власти, при осутствии Telegram и каких бы то ни было западных площадок? Вряд ли в чебурнэте будет легко раздавать что-то подобное с находящегося в нём хоста. Охранители такое точно быстро вычислят и погасят. Крамольные материалы будут распространяться методом самиздата, от человека к человеку. Так и вижу, как из рук в руки передаётся флэшка с роликами признанного иноагентом Максима Каца. Возможно, станут популярны какие-нибудь программы для построения P2P-сетей и шифрованного обмена данными. Не могу точно сказать, насколько легко охранителям будет вскрывать такие сети и устраивать маски-шоу для участников. Предполагаю, что достаточно будет просто проводить анализ протоколов и считать враждебным власти любой трафик, который зашифрован ключами, к которым у спецслужб нет доступа. Так что оффлайновый обмен информацией станет более безопасным.

Торговец пиратскими дисками. Фото с сайта dzen.ru
Торговец пиратскими дисками. Фото с сайта dzen.ru

Особенно явные изменения произойдут в сфере интерактивных развлечений, то бишь видеоигр. В последние десятилетия разработчики пытались победить пиратство тем, что не добавляли возможность игры по локальной сети. Поскольку связи с зарубежными серверами больше не будет, российским геймерам во многие мультиплеерные игры поиграть уже не получится. Да, видеоигры российских издателей всё ещё будут доступны, но людям будет этого мало. Именно поэтому возродится гейминг в локалках. Играть будут в старые игры, которые такое поддерживали. Естественно, тянуть локалку через многоэтажки уже никто не будет. Будут использовать специальные программы для виртуального построения LAN.

Откуда будут доставать зарубежный контент? Те, кто имеет доступ к каналу во внешний интернет для избранных, будут использовать его не только для выполнения своих рабочих обязанностей, но и для получения оттуда иностранного содержимого ради дальнейшего его распространения.

Что же я бы посоветовал обычному россиянину делать в случае отключения страны от глобального интернета? Прежде всего - запастись зарубежным контентом, особенно таким, который в каком-нибудь ВК точно оперативно забанят. Для себя, для друзей, на обмен, на продажу. Естественно, больше всего будут цениться порнография (особенно наиболее извращённая, как реальная, так и нарисованная) и ролики/статьи протестных инфлюэнсеров. Также полезным будет устроиться на работу в компанию, сотрудники которой могут иметь выход во внешний интернет, или завести знакомство с человеком из такой компании. Вероятно, могут стать полезными всякие P2P-мессенджеры и файлообменники, предназначенные для функционирования в условиях жёстко контролируемого интранета. Также я рекомендую запросить GDPR-архив с данными у каждого заграничного веб-ресурса, на котором вы присутствовали. Чтобы, так сказать, не утратить воспоминания.

Цифровой рубль

Многие спрашивают: что такое цифровой рубль? Какая-то кремлёвская криптовалюта? А зачем? Непонятно. Но нет, это нельзя назвать криптовалютой в классическом понимании. Истинный смысл цифрового рубля - контроль над финансовыми потоками. Чтобы никто не мог отправить денежное пожертвование нежелательной организации, чтобы никто не мог принять оплату от нежелательной организации. Т.е. если чебурнэт нужен для контроля за информацией, то цифровой рубль - для контроля за денежными операциями. Вот и всё.

Tags:
Hubs:
Total votes 30: ↑17 and ↓13+8
Comments57

Articles