Pull to refresh

Что такое usability и зачем нужны usability тестирования?

Из этой статьи Вы узнаете:

  • что такое usability, UX, CX и как они связаны между собой;
  • что такое usability тестирование и для чего его проводить;
  • когда и как часто проводить usability тесты.

Сегодня поговорим с Вами про usability и о том, как провести эффективное usability тестирование.

Начнем с самого термина usability, который многие часто путают с UX (user experience). UX — это весь опыт, который получает пользователь в процессе использования продукта. Некоторые иногда включают в понятие UX также и этапы до и после контакта с продуктом (маркетинговые материалы, впечатления от использования, обсуждения продукта с друзьями), однако это уже на самом деле относится уже к более широкому понятию customer experience (CX). Вот так это можно представить на схеме:

image

В сложившейся сейчас ситуации на рынке мобильных приложений, когда цена привлечения одного пользователя постоянно растет, UX становится краеугольным камнем вовлечение и долгосрочного удержания новых пользователей.

В отличие от UX, который формируется на стороне пользователя, usability — это свойство самого продукта быть простым и удобным в использовании. Usability сложно измерить в каких-то численных показателях: обычно он измеряется наличием или отсутствием у пользователя проблем или фрустрации во время использования продукта. Usability — это основа, фундамент UX вашего продукта, который должен обеспечить Вам рост вовлечение и удержание.

Выделяют пять основных критериев usability:

  1. Полезность (usefulness) — насколько приложение решает задачу пользователя;
  2. Эффективность (efficiency) — насколько быстро и просто (с минимальным количеством затраченных действий) пользователь может выполнить необходимые действия в игре или приложении;
  3. Интуитивность (learnability) — насколько просто пользователю разобраться в игре или приложении;
  4. Удовлетворение (satisfaction) — позитивные эмоции от использования игры или приложения, желание рекомендовать его друзьям и знакомым;
  5. Доступность (accessibility) — возможность использования приложения для людей с физическими ограничениями.

Usability тестирование — это пользовательское тестирование, которое проводится с целью оценить удобство, интуитивность, полезность и удовлетворенность от использования продукта для конечного пользователя.

Зачем тестировать? Одной из самых сложных задач в разработке игры ил иприложения является необходимость принятия дизайнерских решений в условиях минимальной или отсутствующей информации. Будет ли понятна игрокам основная механика? Ясно ли пользователям, для чего служит этот пункт меню? Как должен выглядеть HUD и какая информация на нем должна быть отображена?

Основной задачей usability тестирование является понимание того, как целевая аудитория воспринимает и взаимодействует с продуктом. Это помогает принимать информированные дизайнерские решения, видеть возникающие проблемы заранее и знать, как изменять продукт, чтобы сделать пользовательский опыт лучше. Юзабалити тесты, как и сам продукт, должны служить одной общей цели — сделать пользователей вашего продукта счастливыми.

Когда тестировать? Многие разработчики задаются вопросом. Всегда хочется показать свой продукт игрокам/пользователям в лучшем виде. А вот тут еще модели не закончены. А здесь хочется чуть-чуть баланс получше настроить. А здесь еще не все кнопки отрисовали и т.д.

На самом деле, проводить юзибилити тесты можно (и нужно!) уже начиная со стадии первых прототипов. Это позволит вам сэкономить время и деньги на работу над тем, что заведомо пользователю не подойдет. Нет ничего страшного в том, чтобы показывать пользователю прототип, собранный на Wireframe. Главное — заранее задать рамки и объяснить пользователю, какие функции нужно оценивать, а какие пока не готовы.

Безусловно, внешний вид и общий функционал приложения важны для пользователя, и когда он оценивает такую “урезанную” версию продукта это влияет на его впечатление в целом. Однако данные, собранные даже в таких условиях, намного ценнее полного информационного вакуума.

Разобрались, значит тестировать лучше раньше, чем позже. Однако это не значит, что usability тестирования не нужны на поздних стадиях разработки и даже после релиза. Просто на каждом этапе разработки usability тестирования, хоть и служат общей цели, выполняют, как правило, выполняют свою роль. Подробнее о том, на каких этапах какие виды тестирований (и не только) применять мы подробнее поговорим в следующих статьях.

Как часто тестировать? Если Ваша цель — создание хорошего UX в вашей игре или приложении, то usability тестирования стоит проводить несколько раз в процессе разработки, с каждой итерацией учитывая фидбек, полученный от пользователей, и тем самым улучшая продукт.

Во многих постмортемах игр в последнее время очень часто повторяется одна и та же проблема — недостаточное количество плейтестов. Хорошей практикой является проведение небольших плейтестов/usability тестов (с выборкой 5-10 человек) раз в две-три недели, когда ваша версия значимо меняется (вводятся новые фичи, изменения по сравнению с предыдущими тестами). Также в процессе разработки мы обычно рекомендуем проводить 2-3 плейтеста с большей выборкой (30-50 человек) для сбора оценок разных составляющих продукта и оценки его рыночного потенциала (Движется ли разработка в правильном направлении?)

На сегодня все. В следующей статье поделюсь с вами алгоритмом проведения usability тестирования, который мы используем у себя и которого рекомендуем придерживать нашим клиентам.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.