Comments 69
Я думаю, что и рано и не очень понятно, зачем. Прилететь воткнуть флаг не интересно.
> Скорее даже не исследования, а сам факт наличия там людей, поднял на Земле интерес к космосу. Как у политиков, так и у простого народа.
1)интерес присутствует у определенного процента людей — и это хорошо
2)"поднятие" о котором вы говорите — это уже ажиотаж в плохом смысле слова — и это не очень хорошо
3)"поднятие" о котором вы говорите мне кажется не привело бы к существенному увеличению финансирования в этой области или смещению приоритетов — уже давно считают деньги, политических проектов нет, а автоматы — это эффективнее всего с точки зрения отношения стоимости к количеству и качеству полученной информации
Для исследований дешевле и лучше роботы, увы
Да и вообще считаю, что по возможности неплохо бы сделать колонию где-то. Очень желательно независимую по выживаемости.
Анализ не дает понятия о многих понятиях или требует кучи аппаратуры. Луна не получилась. покатались, взяли пробы и все. Но нужно идти дальше.
По-моему даже лучше, чем мог бы увидеть космонавт лично стоя на поверхности. При этом он по профессии не геолог. А осмотрев на нескольких фото группа планетологов-геологов точно скажет куда лучше бурить.
Это дорого конечно. Нужно ли оно еще тот вопрос. Но вот колония я считаю там нужна.
Стали спутниками Солнца и летать будут ещё долго. Из-за случайных сближений с планетами могут и упасть на Солнце, и улететь за пределы Солнечной системы, но это потребует много времени и нескольких случайно удачных маневров подряд.
Впору делать их на лампах!
Есть ведь наработки по микролампам, с холодными самоэмиттирующими катодами. Такие можно даже в микросборку засунуть, по размерам они сравнимы с транзисторами.
Лампы не помогут. Надо ставить блоки с резервированием, писать алгоритмы с использованием хорошего опыта типа Safe Mode и тестировать больше.
Идея классная, но только если вы придумаете доступное тестовое окружение. Космические тесты очень дорогие.
из-за «гонки сигналов»-то еще ни один аппарат не погиб, и не погибнет, уверяю вас.
Разумеется, тестировать нужно реальную аппаратуру, и в условиях, максимально приближенных к реальным. Неполадки типа указанных можно выявить только так. Но прежде, чем запихивать аппарат в камеру, неплохо бы убедиться, что не допущено ошибок при проектировании, а софт отлажен.
Или это считается само собой разумеющимся?
Нет, я понимаю, что дублировать ВСЁ, как на пилотируемых аппаратах, чересчур накладно, но уж электронику-то можно обеспечить хотя бы одним «горячим» резервом.
Кроме того, насколько я понимаю, желательно дублировать каналы получения информации. Например, измерять расстояние не только до поверхности, но и до орбитального модуля, буде оный есть.
А лампы позволили бы уменьшить вероятность чисто аппаратного сбоя.
Какие-то да, какие-то — нет. Изначальный тезис собеседника был "давайте поставим лампы", а в тот же объем и энергопотребление влезет несколько компьютеров с гораздо большим функционалом. В общем, не вариант.
А практика показывает, что сейчас большая часть сбоев из-за него.
может и были какие-то эксперименты, но не похоже что ваккуумная холодная эмиссия как-то применялась кроме как электронная «пушка». если все же да — было бы интересно глянуть.
Ох, помнится, как я смотрел трансляцию пуска "Экзомарса" на "Протоне", который, увы, не отличается в последние годы рекордами надежности. Понял, что "мы тут снова начали дышать" ЦУП Хьюстона во время исторической посадки "Аполлона-11" не фигуральное выражение, а самый, что ни на есть, натурализм.
а вдруг рванет?… такое же будничное явление, как у нас управление автомобилем.Ну да, сидеть в КК — это оседлать мощный взрыв, растянутый во времени. И действительно, ДВС производит внутри себя несколько десятков взрывов в секунду. Вроде, похоже? Нет, поскольку во втором случае безопасность обеспечивается пассивно — за счёт прочной конструкции камеры сгорания. В первом случае пассивную безопасность обеспечить не получится никогда, слишком уж большая энергия выделяется. Можно только чисто активно выкинуть персонажей за пределы события (САС).
К этой же группе при желании можно отнести однотипный «Фобос-2»,
В некотором роде. Виновен был производитель конденсаторов. Вышли из строя конденсаторы блоков питания всех трёх бортовых компьютеров. Некоторое время тройное резервирование спасало от ошибок. Если Фобос-1 не был бы потерян из-за ошибок в организации работы, то он бы всё равно был потерян.
Кстати флотилия Марсов также была потеряна из-за производителя, но только производителя транзисторов 2Т312 (рацпредложением заменили золото в транзисторах на алюминий и транзисторы выходили из строя через пару лет после производства).
Вышли из строя конденсаторы блоков питания
А как это выяснили? Как можно дистанционно понять что дело в кондюках? Пульсации мерили?
Откровенно говоря, я уже утомился читать небылицы о гибели межпланетной станции «Фобос-1», да и «Фобос-2» тоже. Хотелось бы расставить все точки над i. Для начала представлюсь. Моя фамилия Молодцов, и в 1988 г. я являлся техническим руководителем группы управления станциями «Фобос-1» и «Фобос-2».
Впрочем, даже если бы мы своими руками не погубили «Фобос-1», его ждала бы участь «Фобоса-2». Дело в том, что еще до пуска стало известно, что в конденсаторах К52, применяемых во вторичных источниках питания (ВИП) БЦВМ БУК, при ресурсных испытаниях обнаружили рост кристаллов серебра на обкладках, а это, как известно, прекрасный проводник. Заменить до пуска все конденсаторы было просто невозможно: ВИПы практически надо было разрабатывать заново. Можно было бы, конечно, перенести пуск на 2 года, но баллистические условия 1990 г. потребовали бы полной переделки аппарата. В результате понадеялись на русский «авось» и пустили вовремя.
Уже в ноябре 1988 г. отдельные ВИПы начали «мигать». Но, поскольку БЦВМ БУК являлась трехканальной, да к тому же включалась только на время активных режимов, поначалу это не слишком мешало.
Однако 21 января 1989 г. перед проведением коррекции траектории отказали сразу все три ВИПа, сеанс коррекции был сорван.
Простым выключением и включением БЦВМ удалось их оживить, а на следующий день провести коррекцию.
О гибели АМС «Фобос». Новости космонавтики 2004/03
С "Фобосом-2" есть еще одна загадка — почему он не спешил к Фобосу, а шел очень медленно. В ЦУПе же знали, что все вот-вот откажет.
Но всетаки самая главная ошибка заключалась в том, что, сделав принципиально новый аппарат, в первом же полете заставили его выполнять сложнейшую задачу – исследование Фобоса с близкого расстояния. Обычно для всех новых аппаратов существуют летно-конструкторские испытания, из которых извлекают уроки для последующих аппаратов. Здесь такого просто не было.
В качестве примера приведу полет космических аппаратов «Интербол». На них также была установлена программно-временная система. Но по итогам полета «Фобосов» бортовое программное обеспечение
ПВС было доработано, а из наземной математики сделали просто «конфетку». В результате никаких замечаний по части создания бортовых программ в процессе управления не возникало, хотя, конечно, «Фобосы» сложнее «Интерболов» и по задачам, и по составу бортовой аппаратуры. Вот если бы
«Интерболы» полетели раньше или хотя бы аппарат типа «Фобос» в первом полете решал задачу попроще… Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения.
Впрочем, похоже, что история, развиваясь по спирали, повторяется на сей раз в виде фарса. Новая программа исследования Фобоса – «Фобос-Грунт», узаконенная Федеральной космической программой, повторяет те же ошибки, что и 20 лет назад.
Опять создается принципиально новый аппарат, и опять в первом же пуске он должен решить сложнейшую задачу – доставку грунта с Фобоса. Вот уж воистину как в анекдоте: только бледнолицый может два
раза наступить на грабли. Потом лишь будут удивляться в случае неудачи, но виновных не найдут. А ведь весь наш предыдущий опыт говорит о том, что успех приходит не сразу. Достаточно вспомнить любую
программу создания космических аппаратов – будь то пилотируемые космические корабли или АМС…
О гибели АМС «Фобос». Новости космонавтики 2004/03
Отличаются во-первых по весу почти в два раза. Угадайте с одного раза какой легче. Открыв крышку англ. прибора обнаружил, что все платы вставляются в слоты. Их легко достать, посмотреть, заменить на новый.
Советский разбирал полдня. Потребовался набор ключей, отверток, и в концовке — кувалда, потому что надоело.
На самом дне обнаружил маленькую плату, а на ней — перегоревшей резистор.
Почему так? Потому что тем, кто пытался что-то усовершенствовать давали по рукам — утверждать, оформлять и т.д. пришлось бы начальству, а им это нафик не нужно. Или вот — знакомый кандидат рассказывал: после того как написал диссертацию, сели с руководителем или как он называется и тщательно вымарали все намеки на новизну, иначе сразу заворачивают. Почему так?
Для сравнения, попробуйте покопаться в современном приборе зарубежного производства. Вы и крышку-то не откроете, скорей всего.
А ваш знакомый со своим диссером, видимо, перешел дорогу кому-то из комиссии. Если он вообще существует. ;)
Назовите хотя бы 3 причины, зачем тратить столько средств на Марс, на котором мы никогда не будем жить, откуда бессмысленно возить полезные ископаемые и где нет ничего интересного типа развалин древних городов погибшей цивилизации. Флаговтык не предлагать. Про невероятные научные горизонты тоже не надо, Марс — это просто пыльная сухая и холодная пустыня.
Трудная дорога на Марс