Несколько недель эксперты Яндекса и других компаний помогали участникам нашей мастерской создавать, разрабатывать и запускать свои проекты.
Сегодня, в день, когда мы объявляем о наборе в следующий Кемп, мы решили поговорить с некоторыми ребятами из крутых проектов, которые были в этот раз, о том, зачем они приходили, что получилось, и кому это приносит пользу.
Будут истории от трёх команд:
В этом году Tolstoy Startup Camp будет проходить с 30 июня по 29 августа. Программа мастерской состоит из трех этапов: формулировка идеи и сбор команды, проверки гипотез, создания прототипа. У нас нет требований к образованию, опыту, стране и месту проживания. Необходимые условия: возраст старше 18 лет, знание русского языка, наличие собственного ноутбука или другого устройства для работы.
Мы не ограничиваем участников в выборе идей, единственное требование — они должны иметь отношение к IT-сфере. Однако есть ряд областей, в которых мы обладаем глубокой экспертизой и будем вам наиболее полезны. Это геоинформационные и поисковые технологии, работа с большими данными, создание мобильных приложений и веб-сервисов для массовой аудитории.
Проект может возглавить кто угодно, объединив команду вокруг своей идеи. Мы набираем специалистов по трем направлениям просто для того, чтобы в мастерской были люди со всеми необходимыми навыками. Все участники, независимо от их специализации, должны быть готовы решать любые задачи — особенно на первых этапах работы.
Если вам интересно, как проходит обучение на Кемпе, вы можете прочитать пост Suncheez, выпускника первого Кемпа. Более подробно о правилах участия вы можете узнать здесь. А если остались какие-то вопросы, смело задавайте их в комментариях.
Сегодня, в день, когда мы объявляем о наборе в следующий Кемп, мы решили поговорить с некоторыми ребятами из крутых проектов, которые были в этот раз, о том, зачем они приходили, что получилось, и кому это приносит пользу.
Будут истории от трёх команд:
- Здравпринта — сервиса по созданию индивидуальных фиксаторов, которые печатаются на 3D-принтере и призваны заменить гипс на определенных стадиях выздоровления.
- Globerland — сервиса, который позволяет находить переводчиков и посредников в других странах.
- Gipis — приложения, помогающего бегунам планировать тренировки и готовиться к марафонам. Еще до кемпа у него было 150 000 пользователей.
Здравпринт
Федор (лидер проекта): Есть мнение, что идея ничего не стоит. У меня была гипотеза, что это не так – это раз, а два – у меня есть твердая уверенность, что разработанная идея стоит много. До Яндекса была только идея. Пришел в Яндекс, нашел ребят, помогли разработать. Сейчас это уже идея, которая стоит.
В чем она заключается? Заменить на определенных стадиях лечения гипс на индивидуальный фиксатор — анатомичный, индивидуальный, сделанный по скану человека. Мы выяснили, что в России в год 350 тысяч человек рискуют получить осложнения при переломах из-за того, что раньше времени сами себе снимают гипс. Делают это потому, что возникают проблемы с гигиеной, — под гипсом ничего нельзя помыть, кожа страдает и чешется. Не помогают уже ни линейки, ни вязальные спицы. И люди снимают себе гипс. Минимальное осложнение от этого — перелом срастается в 1,5-2 раза дольше, дольше чувствуются боль, дискомфорт. Очевидное решение — дать им какой-то другой способ фиксации.
Нам предстоит процесс регистрации изделия, потом — подачи заявок на патент медицинской технологии. Это все будет связано с руками, ортопедией, травматологией. Перспектив очень много — от замены костей до пластической хирургии.
На Кемпе мы собрали сканирующий комплекс, который имеет достаточную точность для того, чтобы его использовал травматолог. И сделали мы это не за $40 000, а меньше чем за $1000. Благодаря Саше мы подали документы на сертификацию. Саша забирает у меня все задачи, с которыми я просто не в состоянии справиться, потому что я такой волчок, кручусь и не могу справляться с какими-то базовыми вещами, где нужна усидчивость.
Саша (менеджер и разработчик): Для меня была очень странной концепция Кемпа: нужно собрать правильных людей в одном месте и эти правильные люди что-то сделают. Но это на самом деле работает. Наша команда тому пример.
Федя: Есть штуки, связанные с зоной собственного комфорта. Если не выходить из неё, не произойдёт волшебства. На Кемпе, например, очень много времени уделяется методологии и исследованиям. Мне было сложно всё это воспринимать, но в итоге усилия принесли пользу, хотя и не все было применимо к нашему проекту.
Саша: Любому человеку, который хочет что-то делать, нужно представить себе ситуацию, когда ему придется тяжело. Кемп — это два месяца полных рабочих дней. Нужно распланировать своё время и деньги, взять отпуск на работе, посвятить себя чему-то. На самом деле это очень здорово, это дает новые мысли, это открывает новые горизонты. Я считаю, что это того стоит.
Globerland
Маша (лидер проекта): Два года назад я жила в Китае и работала бизнес-посредником. Этот опыт позволил мне увидеть, с какими проблемами сталкиваются люди за рубежом. Когда я вернулась в Россию, то поняла, что они есть не только у тех, кто едет в Китай. Так у меня появилась идея создать некий маркетплейс для поиска и предложения услуг переводчиков за рубежом. С ней я и пришла сюда. И первой задачей на Кемпе было сформулировать свою идею так, чтобы другие люди захотели работать над ней. Я смогла убедить Антона и Ваню, что идея работоспособна.
Мы хотим создать международную площадку для решения проблем бизнеса за рубежом. Если есть бизнес, который хочет сделать закупки в какой-то стране, ему потребуется помощь переводчика, закупщиков, людей, которые будут проводить исследования рынка, — нужно будет много-много маленьких услуг, без которых бизнес либо потеряет деньги на внешнем рынке, либо вообще не сможет там операционировать.
Иван (менеджер): Существуют агентства, которые оказывают подобные услуги, но их бизнес-модель не масштабируется. У них это ручной труд, обработка заказов и их распределение между переводчиками. Разрастись у агентств не получается просто потому, что вместе с ростом оборотов у них вырастут издержки. Наши издержки не растут пропорционально росту доходов.
Маша: Без Яндекса бы сейчас ничего не было, потому что в основном это люди и поддержка со стороны экспертов. У нашей команды есть три ментора, с которыми мы очень плотно работаем.
Это Илья Курылев, руководитель Яндекс.Маркета Леша Авдей и директор ResumUp Женя Барулин. Интересно, что у каждого из них своя точка зрения, и мы вынуждены принимать все хорошее ото всех. Меня просто поражает каждый раз Наталья Зверек. Она устраивает такие мастер-классы, на которых я каждый раз понимаю, что нужно все в себе менять.
Антон (разработчик): На Кемпе я тоже стал осознавать свои ошибки. Например, раньше я не пытался узнать, нужно ли действительно кому-то то, что я делаю. Обычно идея просто приходила, становилось интересно, и я с ней ковырялся.
Маша: Очень много в плане метрик нам помогает Илья Красинский. Метрики очень важны для развития любого проекта, и его консультации настолько ценные, что мы реально понимаем, над какими вещами нам нужно работать. Можно, наверное, это всё было делать и без Яндекса, но есть вероятность, что без него бы ничего не началось или развивалось бы очень медленно, не в таком виде, — ну и вообще без Яндекса мы бы не встретились.
Gipis
Денис (кофаундер и CEO): Название Gipis досталось мне от проекта моего друга, у которого уже просто был репозиторий в Redmine. И изначально я делал проект про планирование, но не про бег, а про похудение. Началась эта история с того, что я продал свою компанию, во время работы в которой очень потолстел, потому что было мало активности. И мы с тем самым другом, который делал Gipis, начали делать сервис, где должен был планироваться рацион питания и физические нагрузки. За неделю к нам пришло 30 тысяч пользователей, мы привлекли какие-то деньги, но оказалось, что историю про питание невозможно автоматизировать. Ручной учёт калорий людям очень быстро надоедает, а кроме этого на результат очень сильно влияет даже то, откуда, например, была картошка, которую человек съел.
К тому моменту, когда стало понятно, что технологически это решить невозможно, мы уже все похудели и стали делать сервис про планирование тренировок. Спрашивали у пользователя, какие активности он предпочитает, и стали говорить, например: поиграй в понедельник 27 минут в футбол, а во вторник походи 12 минут. Но это был совершенно не привязанный к жизни план; люди не понимали, какая у них конечная цель.
А потом я начал бегать. Друзья поспорили со мной на то, пробегу ли я пять километров. В итоге я пробежал полумарафон, и у меня появилась цель — марафон. Но после полумарафона так болели ноги, что я понял: без специальной подготовки пробежать не смогу. Стал искать сервисы, которые бы учили бегать, но не нашел.
И тут у меня неожиданно всё наложилось: Gipis, в котором был сервис планирования, бегуны с большим рынком, который, может, не так заметен в России, но есть в США. В целом в мире 250 млн бегунов и у них есть цели. Потребности и наши возможности вдруг друг с другом состыковались. Мы отказались от всех видов активностей, кроме бега, оставили только планирование и начали помогать людям научиться бегать и пробежать какие-нибудь дистанции.
Gipis создает персональные планы тренировок, которые подстраиваются под твой прогресс. То есть это не шаблонные, заготовленные заранее программы тренировок без учета особенностей человека. Планирование Gipis создается специально под тебя с учетом физических данных (вес, рост, пол, тип фигуры) и от твоего текущего уровня подготовки (анализируем тренировки и твой беговой опыт), а также подстраивается под твой прогресс, если ты, например, пропустил пробежку или начинаешь бегать быстрее или медленнее запланированного.
В основе сервиса лежат статистические модели которые во многом базируются на исследованиях знаменитого американского бегуна Джека Дэниелса, который в 80-х годах первым построил зависимости между скоростью бега и физиологией человека и вывел такой параметр, как VDOT. Проблема в том, что он основывался на данных профессиональных бегунов, членов олимпийской сборной. Кроме того, VDOT не может расти бесконечно — человеческие ресурсы ограничены. Мы применили модели Дэниелса для обычных людей. Получилось это благодаря Сергею Илюкову, руководителю Центра спортивной медицины Финляндии. В Финляндии регулярно проходит обязательная диспансеризация всего населения, поэтому есть представления о том, что происходит с обычными людьми. Сейчас у нас есть модели Дэниелса и Илюкова. Когда к нам приходит человек, он говорит, допустим, что может пробегать пять километров за 25 минут. И мы строим план от этой точки. Он начинает бегать, мы видим результаты и относим его к той или иной группе, а дальше строим план, подстраиваясь под прогресс самого пользователя и похожих на него людей.
Я шел на Кемп, чтобы понять, как из какого-то хобби, какой-то идеи, неожиданно получившей внимание на рынке сервисов, сделать бизнес. Как измерять, как продавать, как сделать монетизацию. И всё это я здесь получил. Я понял, какие метрики трекать, как их трекать, как они друг с другом соотносятся, чему уделять внимание. Очень важно то, что здесь мы научились разговаривать с людьми, спрашивать, что им реально нужно. Первый месяц в Кемпе — это customer development. Нас очень активно пушили: иди, разговаривай, выясняй, проводи опросы, проверяй гипотезы. У Gipis уже было небольшое преимущество — у нас был пул пользователей в 150 000 человек. Мы могли делать рассылки с вопросами. Благодаря всему этому мы нашли свой способ монетизации — планирование подготовки к конкретным соревнованиям. Это понятные цели, у них есть сроки и бегуны понимают, за что платят.
Здесь мы познакомились с Денисом Довгополым, который, оказывается, когда-то работал с Fitbit, а нам было бы очень полезно с ними запартнериться. Благодаря бегунье из Австрии, с которой мы познакимились, когда делали интервью в Парке Горького, вышли на Диму Ерохина. Он пробежал из Москвы в Сочи, готовит людей к марафонам, Gipis стал ему очень интересен, потому что к нему регулярно обращаются с просьбами подготовить к чему-нибудь. А учиться бегать нужно, потому что 50% бегунов травмируются в первый год пробежек.
Про новый Кемп
В этом году Tolstoy Startup Camp будет проходить с 30 июня по 29 августа. Программа мастерской состоит из трех этапов: формулировка идеи и сбор команды, проверки гипотез, создания прототипа. У нас нет требований к образованию, опыту, стране и месту проживания. Необходимые условия: возраст старше 18 лет, знание русского языка, наличие собственного ноутбука или другого устройства для работы.
Мы не ограничиваем участников в выборе идей, единственное требование — они должны иметь отношение к IT-сфере. Однако есть ряд областей, в которых мы обладаем глубокой экспертизой и будем вам наиболее полезны. Это геоинформационные и поисковые технологии, работа с большими данными, создание мобильных приложений и веб-сервисов для массовой аудитории.
Проект может возглавить кто угодно, объединив команду вокруг своей идеи. Мы набираем специалистов по трем направлениям просто для того, чтобы в мастерской были люди со всеми необходимыми навыками. Все участники, независимо от их специализации, должны быть готовы решать любые задачи — особенно на первых этапах работы.
Если вам интересно, как проходит обучение на Кемпе, вы можете прочитать пост Suncheez, выпускника первого Кемпа. Более подробно о правилах участия вы можете узнать здесь. А если остались какие-то вопросы, смело задавайте их в комментариях.