Comments 53
Казалось, что было плохо? Нет, все было еще хуже.
У отца солидная подшивка была, и будучи совсем юнцом пытался самостоятельно разбираться в схемотехнике. После того как он подарил книгу Трейстера, и мануалы по радиокомпонентам, дело пошло куда бодрей. Приятные воспоминания.
Архив открыт, можно посмотреть: archive.radio.ru/web/1986/05/035 — схема компьютера.
Есть такая проблема — курица и яйцо, что раньше? Кошмар, говорите — 200 микросхем? Да ладно Вам. Если не иметь доступа ни какому другому компьютерному оборудованию, кроме кучки микросхем, описаний и распечатанных HEX-кодов на бумаге а все остальное — информационный вакуум, то преодоление «кошмара» неминуемый этап.
Можете ознакомиться со схемотехникой ALTAIR 8800 и подсчитать количество микросхем.
И реальная польза от Микро-80, то что он был переделан в РК-86. Детали для него достать было не проще, но хотя бы не требовалась квалификация уровня мага 79 левела для сборки.
Альтаир разрабатывался когда понятия персональной ЭВМ еще не было. Но оно появилось чуть ли не в ближайшие дни (в 1976 появился Apple-I и началась гонка).
У меня есть подозрение, что для целой кучи задач — современная техника «немного» избыточна. Это цена за то, чтобы ей могли пользоваться люди, не умеющие программировать.
Как раз это и достаточная цена, которую можно заплатить: если раньше компьютер мог позволить себе один из десяти тысяч, и из-за сложности и из-за высокой цены, которая была высокая именно потому, что он был и нужен двум из десяти тысяч, и производить его больше смысла было мало; то теперь компьютер доступен каждому, потому что стоит дешево и интерфейс достаточно дружелюбный, чтобы в него можно было тыкать пальцем, и мощности достаточные, чтобы показывать в играх не силуэт корабля, а сам корабль в 3Д.
Эти избыточные мощности конвертируются в возможность развития всей отрасти. Именно из-за «избыточных мощностей» сейчас микроконтроллеры стоят копейки.
В разработке чего?
В промышленном масштабе, их надо шить (это отдельный человек, рабочее место, оборудование), они боятся статики и проблем с питанием. Безотносительно того, что надо программу написать и мк обвязать.
Поэтому, на рассыпухе зачастую получается лучше.
Супер! Очень понравилось!
А потом Z80 пришел.
В утубе там задали вопрос — зачем было релизить в народ схему этого 'радио' на недоставаемых микросхемах? Ответ был типа 'ну у нас-то они были', и вот оказывается, что даже так (цитата из этой статьи): "понимаете, эта микросхема в Советском Союзе пока ещё не выпускается. И вот эта."
Небольшая поправка, изначально ZX Spectrum был сделан на микросхеме "программируемой" логики "ULA", аналогом наших БМК. А вот уже в конце 80ых оказалось, что аналог ZX Spectrum'а довольно легко делается на ТТЛ-микросхемах.
Что касается данной истории, то параллельно с "Радио-86рк" (и задолго до спектрумов) был придумал "Специалист", в котором обошлись без дефицитных микросхем, но который тем не менее имел сразу графический дисплей (а не текстмодный, как "Радио"). О злоключениях его автора с проталкиванием его в журналы я даже кажется где-то читал. К сожалению, до "Радио" (который журнал) автор "Специалиста" не смог достучаться.
В 1963 году в Ленинграде советские инженеры Альфред Сарант (по паспорту Филипп Георгиевич Старос) и Джоэл Барр (Иосиф Вениаминович Берг) собрали УМ1-НХ
Но внезапно оказывается, что PDP-1 сделали в 1959 (wiki).
Слой за слоем микросхема сдирается, фотографируется, делаются соответствующие маски.
Как это на самом деле делается, хорошо написано у BarsMonster например вот тут, конкретно для древних NMOS достаточно просто фотографии кристалла, ну и еще одну фотографию с растворённым металлом можно, для ясности. Никаких 'послойных' 'сдираний' и в помине нет. Самое сложное — растворить пластик, да и то не нужно, если мсх сразу в керамическом корпусе.
потом можно воспроизвести эту схему, даже не понимая, как она работает.
И тем не менее, вот тут написано: "Топология КР580ВМ80А похожа, но не идентична i8080.", так что таки наши инженеры разбирались в том, как работает 'сдираемое'. А вот в этой книге есть и подробности от тех, кто принимал участие. В частности, например, КР1810ВМ87 (аналог 8087) даже смогли соптимизировать относительно оригинала.
Для этого достаточно поперечного шлифа. Ну или нескольких. Но всё равно, техпроцесс по всем этим данным не восстановить, и в вышеуказанной книге как раз и говорится об этом тоже (правда, в ней доля такого рода инфы довольно мала, к сожалению, пришлось фильтровать много воды). И что даже содрав более или менее топологию, всё равно приходилось адаптировать под имеющиеся техпроцессы, либо сами техпроцессы подкручивать.
А что касается ограничения снизу, этому 'виной' обычный dynamic latch как правило, который в то время очень широко использовался в схемотехнике микросхем. Да и сейчас, думаю, тоже встречается. Это примерно вот такая схема:
Суть в том, что когда проходной транзистор закрыт, сигнал на входе инвертора удерживается зарядом всех входных емкостей. И если клок слишком медленный и проходной транзистор долго закрыт, то такой латч может забыть своё состояние.
У меня дежавю. Историю про "портрет", про персональный компьютер и что-то ещё 100% публиковали здесь, на Хабре.
https://avseyev.livejournal.com/5305.html та же самая история, только немного другими словами
1801ВМ1 ни разу не был клоном чего-либо. Полностью оригинальная разработка, совместимая по архитектуре.
Ну сказочники. Motorola была огромной фирмой, выпускавшей много чего. А 68000 был действительно лучше, чем 8086, но стоил дороже.
Есть у меня принтер AGFA на таком процессоре. Как-то заглючил. При вскрытии оказалось, что массивный алюминиевый радиатор процессора висит на одной пластиковой защёлке, вторая сломалась, и судя по следам пыли на процессоре — довольно давно. Думал, процессору крышка. Но нет, оказывается, он от перегрева только глюкнул, потерев часть прошивки. После возврата радиатора и восстановления прошивки принтер продолжает работать.
Меня вот убил снимок платы РК-86 — это просто писец! Такое ощущение, что над ней издевалась банда пьяных пионеров! Как она у них работала с таким состояние панелек памяти — непонятно… Там же все раздрочено так, что прямо по панельке соплями припоя замазывать пришлось для контакта.
Странно, что другим например можно писать на процессорах и прочих микросхемах без претензий с вашей стороны, а советским производителям м/сх вы 'скромности ради' хотите запретить.
К нему я купил нормальную заводскую плату, как и потом к разным «Спектрумам», в Ленинграде с этим было несложно — знатная радиотолкучка на Краснопутиловской напротив ЮТ исправно помогала страждущим :-)!
Где-то лежит цифровая шкала к трансиверу на 155 серии под газоразрядные индикаторы ИН, сделанная с помощью нитролака на фольгированном текстолите — тоже видок тот еще :-)! Правда, с ней все-таки проще — нет таких тонких дорожек и корпусов ДИП на 40 ног, максимум — 16. А МИКРО-80 знакомый в 80-х делал на «слепышах» без металлизации и дорожек вообще — все путанкой проводковой. Там ведь не одна плата, и что интересно — нормально работало!
Горжусь, что с "дядей Геной" (Зеленко) долгое время на одной ВУЗ'овской кафедре работал в 90-х и начале 2000-х годов... А РАДИО-86 сделал ещё в 80-х..!
Истории Геннадия Зеленко и Сергея Попова — популяризаторов технологий в СССР