Есть мнение, что если разработчик работает где-то в маленьком городе, то это приговор: значит, ближайшие лет двадцать придётся делать одни и те же задачи — никаких серьёзных перспектив и изменений не предвидится. Но в реальности дела обстоят иначе. Достаточно не сидеть сложа руки и пользоваться возможностями, которые появляются на пути.
Мы поговорили с разработчиками, которые живут в небольших городах и посёлках, о том, как не дать себе замкнуться в рамках своего места жительства и проложить свой путь развития.
Герои нашей статьи — четверо разработчиков из разных уголков России.
Александр Ключко
бэкенд-разработчик из Лабытнанги, Ямало-Ненецкий АО
Вениамин Шитиков
фронтенд-лид из Шимска, Новгородская область
Андрей Горлов
руководитель отдела разработки ПО из Коврова, Владимирская область
Алексей Райков
тест-лид из посёлка Синявино, Ленинградская область
Сдвинуть себя с места
Александр Ключко: Я учился на преподавателя физики и информатики. Работал методистом информационных технологий и параллельно разрабатывал небольшие программы для тестирования на Delphi. Последние 13 лет я работал в администрации города, занимался сопровождением и разработкой программного обеспечения. Мне казалось чем-то невозможным устроиться в Москву или в Питер.
Но в пандемию я обучался на курсе С++, составил резюме, — и вдруг мне стали звонить. Я прошёл несколько собеседований, и по итогам предложили хорошую работу. Сейчас работаю для московской компании — делаю бэкенд, фронтенд, API для сайта и приложения.
Вениамин Шитиков: Я из Санкт-Петербурга. Когда я устраивался работать джуном в крупную компанию, меня брали с условием, что я поеду в Москву. Удалёнка тогда не была так распространена. Со временем я смог перейти в другую компанию в Питере, но уже на удалёнку — как раз начался ковид. Я переехал жить к себе на дачу в Шимск.
Для меня главная мотивация в работе — быть лучшим именно в том, что мне нравится. Я уехал в Шимск мидлом, и за два года вырос до тимлида.
Андрей Горлов: Моя первая работа — системный администратор на предприятии из сферы оборонки. Тогда у меня появилась необходимость автоматизировать процессы. Пришлось искать книги или старые форумы, поскольку всё было написано на Delphi 7 и иногда на C#.
После трёх лет работы я устроился разработчиком в компанию, в которой и работаю по сей день. Основным языком разработки стали C и С++, а позже — Python. Основной опыт и знания перенимал у коллег, но чаще всего источником знаний становились документация, бесплатные и доступные онлайн-площадки с курсами и тренажёрами — Stepik и CodeWars.
Алексей Райков: В 2015 году я попал в компанию на позицию контент-менеджера. Спустя некоторое время узнал, что там есть отдел тестирования и захотел попробовать свои силы. На тот момент не было такого объёма обучающих материалов. На Ютубе я нашёл интересные лекции Алексея Петрова, ещё читал Романа Савина и смотрел курсы на портале для тестировщиков. Потом многие вещи разбирал опытным путём во время работы.
Я понимал, что нужно развиваться, когда мог выполнять текущие задачи на высоком уровне и хотелось попробовать что-то новенькое. Хорошо разобрался с веб-тестированием — пошёл изучать мобильную разработку. Разобрался с основами интеграционного тестирования — решил изучить нагрузочное и jmeter.
Всегда подкреплять теорию практикой
Александр Ключко: С одной стороны, разработчику из маленького городка сложнее развиваться, так как есть определённый профессиональный вакуум. У нас, например, никогда не было вообще никаких митапов, не то что по C++. Лишь однажды в соседний город Салехард приезжали известные разработчики, авторы популярных ютуб-каналов про фронтенд.
С другой стороны, благодаря онлайну все необходимые инструменты находятся под рукой. Главное — уметь ими пользоваться, чтобы оставаться на хорошем уровне. Для себя я выделил такие:
Онлайн-курсы по разработке. Несмотря на то, что я закончил одни курсы, уже учусь на других. Сейчас — по фреймворку Symfony PHP.
Онлайн-курсы по английскому. Мне кажется, что это важная ветвь в развитии разработчика: много информации по разработке существует именно на английском. Вообще на курс С++ я вышел через обучение английскому от Практикума.
Онлайн- и офлайн-учебники. Всегда нужно читать что-то полезное по работе, что-нибудь связанное с твоими интересами и разработкой.
Пет-проект. Хорошо бы завести какой-нибудь проект для себя, пусть даже и бесплатно, но в своё удовольствие и для практики. У меня таким проектом был справочный сайт города — gdevlbt.ru, на котором размещались объявления различных организаций. Это хобби я планирую развивать в ближайшем будущем.
Вениамин Шитиков: Я не чувствую, что мне чего-то не хватает из-за того, что я живу не в большом городе. Любые знания сейчас в основном в интернете. Для себя определил несколько направлений, которые мне помогают держать форму, и они совершенно не зависят от того, где я живу:
смотреть онлайн-митапы. До ковида я часто ходил на митапы в Москве. Сейчас, когда все мероприятия перешли в онлайн, я смотрю избранных спикеров, которые уже не для новичков;
делать пет-проекты. Всегда полезно сделать небольшой проект, чтобы пощупать новую технологию или напомнить себе, как работает то, что редко используешь;
решать алгоритмические задачи. Обычно я использую для этого LeetCode и Яндекс Contest;
стать наставником. В какой-то момент я почувствовал, что у меня достаточно опыта и знаний. Мне захотелось этим поделиться и немного систематизировать их в голове. Я стал наставником на курсе «Веб-разработчик». Это прокачало мои софт-скилы и помогло стать лидом. Теперь у меня лучше получается объяснить, донести мягко, но твёрдо свою точку зрения, не срываться на деструктив, а просто рассказывать, объяснять и помогать.
Андрей Горлов: До пандемии я выезжал в большие города на конференции и другие митапы, причём чаще всего за свой счёт. Хорошей поддержкой стал Ютуб, но там слишком много мусора, надо уметь отфильтровывать полезный контент. Книги стали всё быстрее терять актуальность: пока читаешь, уже всё поменяли. И меня хорошо вытягивали из застойного состояния сообщества в разных соцпространствах интернета.
А во время пандемии всё, зачем нужно было куда-то ехать, стало доступнее, да и в целом стало проще относиться к общению через монитор. И тут уже практически все ограничения в доступе к полезностям пали.
Но тут есть важный момент: очень сложно развиваться, работать на основной работе и уделять время семье. Чаще всего у программистов есть больная проблема разделять рабочее и нерабочее состояния. Но над этим можно и нужно работать — просто заставлять себя отходить от компьютера и переключаться.
Алексей Райков: Всё, что нужно для развития по любой специальности? есть в сети. Если ты достаточно усердный, можно заниматься самостоятельно и пытаться найти проект, чтобы отточить знания на практике. Если чувствуешь, что не хватает мотивации и наставничества, на этот случай есть платные курсы.
Мне кажется, офлайн-сообщества и митапы могут интересовать, только когда ты достаточно опытный специалист. Начинающему это не особенно поможет, ему важнее получить базовые знания.
Не зависеть от локации
Александр Ключко: Вне зависимости от того, в каком городе ты живёшь, удалёнка — это всегда про самоконтроль и самоорганизацию. Особенно когда совмещаешь учёбу, работу и семью. Семья важнее всего, но, если ничего не делать в остальных вопросах, то так и останешься на месте. Нужно использовать любую возможность продвинуть себя дальше.
Вениамин Шитиков: У меня в окружении были ребята, которые много лет работали разработчиками и при этом особо не развивались — их устраивало быть мидлами. В принципе, это нормально, что кто-то хочет просто делать задачи и остальное время тратить на хобби. Через какое-то время человек просто начинает делать эти задачи быстрее, а всё остальное время тратит на себя.
Если важен рост в профессии, то нужно искать, смотреть роадмапы, прокачиваться в кодинге, архитектурных и алгоритмических вещах. Софт-скилы тоже требуют совершенствования, потому что если ты не умеешь общаться с людьми, то тебе предпочтут пусть даже чуть более слабого специалиста, но того, с кем легче общаться.
Удалёнка — это выбор. Можно работать на иностранную компанию, выбирать продукт по душе, а не зацикливаться на какой-то одной. Ты уже не ограничен рамками своего города. Если взять моих студентов, то 80% из них устраиваются на удалёнку джунами. И это абсолютно нормально.
Я в любой момент мог бы вернуться в Питер, но меня очень привлекает такая тихая, спокойная, размеренная жизнь: не надо полчаса парковать машину, нет пробок, нет бесполезных походов по торговым центрам, больше времени с семьёй и на природе. Я вообще не понимаю, зачем жить сейчас в больших городах, если есть возможность работать на удалёнке в маленьких.
Андрей Горлов: Раньше в небольших городах оценка труда программиста и требуемый стек вообще не соотносился с тем, что показывают в интернете. И надеяться на то, что у тебя есть большой выбор, не стоило.
Пандемия внесла отличную коррективу с удалённой работой, которая всё больше и больше привлекает как работодателей, так и разработчиков. Теперь у тех, кто живёт в регионах, есть шанс получать достойную зарплату.
Важно помнить, что программирование — целый мир. Но мир — не программирование, и остановиться на час, день или недельку стоит того.
Алексей Райков: Развитие в рамках маленького города долгое время было возможно только в виде фриланса. Сейчас всё стало проще: можно получить хорошее предложение по работе, находясь в любом месте страны.
А чтобы всё получилось, нужно поставить реалистичную цель, сформировать примерный план по её достижению и пытаться ему следовать.