Pull to refresh

ИИ и будущее работы: перспективы занятости в ближайшем будущем

Reading time5 min
Views3.7K
Original author: Mark Anderson

На конференции в MIT изучали компании, внедрившие дружественные к работникам ИИ




В начале декабря в MIT собирались эксперты, чтобы попытаться предсказать ту роль, которую искусственный интеллект (ИИ) будет играть в будущем рабочего процесса. Станет ли он врагом рабочего человека? Окажется ли спасителем? Или это просто будет очередная инновация, типа электричества или интернета?

Конференция под названием «Конгресс по ИИ и будущему работы», проходившая в аудитории Кресге в MIT, сделала довольно пессимистичные прогнозы по поводу пути развития ИИ, из-за которого он, судя по всему, будет уничтожать рабочие места и целые сектора индустрии. Робомобили оставит без работы дальнобойщиков; электронные клерки оставят без работы помощников юристов; роботы будут продолжать отнимать работу у рабочих на заводах и складах.

Эндрю Макафи, один из директоров инициативы цифровой экономики в MIT, сказал, что он заметил сдвиг человеческого восприятия ИИ даже в последние пару лет. «Помню, как на предыдущих версиях этой конференции присутствовало ощущение, что нам надо доказывать, что мы живём в период ускоряющихся изменений, и что ИИ окажет огромное влияние на жизнь, — сказал он. – Сегодня уже это никому не надо доказывать».

Элизабет Рейнольдс, исполнительный директор рабочей группы по работе будущего из MIT, отметила, что не стоит двигаться по пути наименьшего сопротивления. «Если мы ничего не будем делать, у нас будут проблемы, — сказала она. – Будущее само о себе не позаботится. Нам нужно что-то с этим делать».

Участники дискуссии и докладчики говорили о защите продуктивного использования ИИ на рабочих местах, которое в итоге принесёт пользу и работникам, и клиентам.

В одном из примеров Зейнеп Тон, профессор Слоановской школы менеджмента из MIT, рассказала о программе Sam’s Garage, недавно запущенной розничной сетью Sam’s Club. Прежде клиенты, покупавшие шины для своих автомобилей, в среднем проводили в магазине по 30-45 минут, просматривая с сотрудниками магазина каталоги и выискивая спецификации на сайтах в интернете.

С использованием ИИ-алгоритма компания смогла уменьшить это время до 2,2 минут. «Теперь, вместо того, чтобы терять время на разбирательства с шинами, они могут сразу найти различные варианты и выбрать тот, который наилучшим образом подойдёт клиенту, — сказала она. – Это прекрасный пример решения реальной проблемы, включая как улучшение работы продавца, так и впечатлений клиента».

«Мы представляем себе это, как наступление мира, где ИИ будет всегда на первом месте», — сказал Скотт Превост, вице-президент по инжинирингу в Adobe. Превост сказал, что в программах от Adobe ИИ будет работать чем-то вроде творческого помощника, который будет брать на себя наиболее рутинные операции.

Превост упомянул опрос клиентов, сделанный компанией, согласно которому 74% времени опрошенных занимает повторяющаяся работа – такая, которую мог бы автоматизировать ИИ-скрипт или умный помощник.

«Раньше у вас были ресурсы для того, чтобы работать над тремя идеями для презентации, — сказал Превост. – Но если ИИ сможет выполнить большую часть работы, вы сможете поработать над 10 или 100 идей. Вы сможете изучить более продвинутые идеи. Также это снижает порог, позволяющий обычному человеку создавать убедительные работы».

Многие докладчики отметили, что ИИ меняет не только работу, но и самих работников. Джейкоб Хсу, глава компании Catalyte, занимающейся поиском работы в компьютерной сфере, рассказал об использовании ИИ для подбора кандидатов на должность программиста. Кандидаты, обращающиеся в компанию, проходят набор тестов. Затем ИИ-алгоритмы компании сопоставляют навыки кандидата с областью, наиболее подходящей для их реализации.

«Мы хотим, чтобы система работала, как Сортировочная шляпа из Гарри Поттера», — сказал Хсу.

Гильермо Миранда, глава отдела корпоративной социальной ответственности из IBM, сообщил, что IBM всё чаще набирает людей не на основании дипломов, а на основании навыков. Он сказал, что 15% новых сотрудников компании не проходили традиционного четырёхлетнего образования в колледже. «Нам, как компании, нужно более чётко подходить к найму на основе навыков. Для этого нужна дисциплина. Убеждённость. Бизнес-лидеры должны влиять на HR-отдел. Но если вы нанимаете людей на основе навыков, это работает».

Адрин Уильямс, вице-президент по развитию рабочей силы в Amazon, сказала, что гигант электронной коммерции экспериментирует с навыками развития сотрудников на складах, планируя переместить их на более высокооплачиваемую должность в других компаниях. Она описала соглашение, подписанное складом Amazon в Далласе с компанией Sikorsky, производящей самолёты, и испытывающей нехватку умелых рабочих на расположенной недалеко фабрике. Amazon предложила своим работникам бесплатное обучение на получение сертификата с целью перейти на более высокооплачиваемую работу в Sikorsky.

«Я занимаюсь этим потому, что теперь у меня есть механизм притяжения – наподобие G.I. Bill [закона о льготах для ветеранов / прим. перев.]», — сказала Уильямс. Программа доступна для сотрудников, работавших в Amazon не менее года. Программа гарантирует сохранение рабочего места в среднесрочном периоде, с переходом работников вверх по лестнице окладов.

Радха Базу, директор компании iMerit, обрабатывающей данные при помощи ИИ, говорит, что её фирма агрессивно нанимает людей среди женщин и меньшинств в США и Индии. Компания специализируется на превращении неструктурированных данных (к примеру, видео или аудиороликов) в размеченные данные, подходящие для машинного обучения, обработки естественного языка или компьютерного зрения.

«У этих молодых людей есть мотивация к обучению этим вещам», — сказала она.

Аластар Фицпейн, исполнительный директор инициативы работы будущего при Аспеновском институте, сказал, что будущее работы по сути эквивалентно будущему человеческого капитала. «У нас есть налоговые вычеты для расходов на исследования и разработки, — сказал он. – Они существуют несколько десятилетий. Они обеспечивают компаниям возможность вкладываться в исследования и разработки. Однако у нас нет ничего аналогичного в области человеческого капитала».

Получается, что компания, вкладываясь в обучение работников, делает это за свои деньги, без каких бы то ни было налоговых поблажек, которые она получила бы, допустим, потратившись на новое оборудование или новые технологии. Фицпейн сказал, что простая поправка в законе об исследованиях и разработках серьёзно бы мотивировала компании на вложения в новые программы обучения работников. Что не учитывает обучение работников в Amazon – компании, знаменитой тем, что она не платит налоги.

«Нам нужен новый способ разработки новых технологий», — сказал Дэрон Эйсмоглу, профессор экономики из MIT. В качестве примера он привёл сектор «зелёной энергетики». Сначала должен появиться консенсус на тему определённой проблемы. Затем нужно разработать набор целей и измерений, принятый большинством (к примеру, что ИИ и прочая автоматизация гарантированно создадут X новых рабочих мест на каждые Y, которые они устранят).

А потом всё это нужно внедрять.

«Нам нужно достичь согласия в вопросе о том, что на пути, по которому мы сегодня идём, мы будем встречать всё более серьёзные проблемы с трудоустройством, — сказал Эйсмоглу. – Нам нужно поменять наше мышление. Понять, что этот вопрос касается не только минимизации расходов или максимизации налоговых вычетов, и начать думать о том, какого рода сообщество и какого рода среду обитания мы создадим, если будем просто продолжать автоматизацию работы и устранять хорошие рабочие места».
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
Total votes 8: ↑8 and ↓0+8
Comments0

Articles