Pull to refresh

Comments 15

«город Базель испытал землетрясение магнитудой 3,4 балла. Неуправляемые толчки были порождены проектом Geopower Basel, закачивавшим воду под давлением на глубину в 4,8 км в попытке добыть геотермальную энергию.»

Художественных произведений, где из недр земных или пучин морских высвобождается древняя дремлющая жизнь, чуждая современной, хватит на целый жанр. Человечество, тем не менее, не оставляет попыток её найти, действуя практически наощупь и периодически натыкаясь на сюрпризы типа нефтяного месторождения с аномально высоким давлением, факел над которым удалось погасить только через полгода с помощью атомного взрыва.

Или ничего не делать т.к. ничего нельзя сделать: "20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошла авария ... "

Сразу вспомнилась фантастическая повесть-катастрофа Александра Щербакова "Сдвиг" 1982 года, где целый остров покатился в глубины океана из-за закачки отработанных вод атомной электростанции в породы на глубиной 6 километров.
Кусочек для затравки
… Синяя папка оказалась полупрозрачной пластиковой обложкой, в которой лежало несколько листков бумаги. Первой по счету была вырезка из какого-то журнала — карикатура: роденовский «Мыслитель» отпиливал сук, на котором сидит; на земле под суком стоял человечек, обвитый геликоном; щеки человечка были раздуты, глаза лезли из орбит от натуги, а из жерла геликона извергалась запись знаменитого марша «Преславное дело».
Следующие несколько листков были, по-видимому, рукописным черновиком письма, начинавшегося со слов «Ваше высокопревосходительство». Затем следовал лист атласной бумаги с грифом «Управление по делам президента республики». Доктору Фиаху Дж.Дафти сообщалось, что его докладная записка была передана на рассмотрение в Высший лицей наук и ремесел, откуда получен ответ за подписью профессора М.Д.Литтлбрэйна, копию какового имеют честь ему препроводить. И наконец, шли машинописные странички, подписанные профессором Литтлбрэйном.
«Заявитель считает опасной технологическую схему атомной электростанции Арк-Родрэм мощностью четыре миллиона киловатт, проект которой подготовлен группой ведущих специалистов… Он считает опасной схему закачки отработанных вод через восемь скважин на глубину до шести километров — прием, успешно примененный на всемирно известной… Ссылаясь на теорию Флетчера-Сэксби, согласно которой геологический массив острова располагается на наклонной плоскости, обращенной в сторону абиссальных глубин западноевропейской котловины Атлантического океана и образованной наклонно-восходящей палеоморфной оливиновой плитой, заявитель считает, что отработанные воды могут привести к усиленной серпентинизации поверхностного слоя плиты, и вследствие этого к нарушению спайности, и вследствие этого к нарушению геостатического равновесия массива острова...
Теория Флетчера-Сэксби, в свое время пользовавшаяся популярностью, является всего лишь живописной гипотезой, основанной на недостаточном числе экспериментальных данных… Неоднократное всестороннее исследование свойств отработанных вод не подтверждает… Механизм нарушения спайности, предлагаемый заявителем, как показано в небезызвестном труде… следует считать сомнительным…
Остается лишь сожалеть, что заявитель, по-видимому, недостаточно информирован о… поскольку он не является специалистом в данной области… Математическая модель варианта, убедительно подтвержденная на прототипе, несомненно подтверждает применимость проекта в условиях района Арк-Родрэм…
Отдавая должное гуманным чувствам заявителя и отнесясь к его аргументации со всем вниманием, которого он заслуживает, будучи автором известных работ… комиссия рассмотрела высказанные положения и на основании вышеизложенного пришла к единодушному выводу, что выдвигаемые возражения недостаточно обоснованы и спорны...»

Как-то видел видеосюжет некого телеканала. Суть ролика была в том, что в советские времена в одном из сел геологи в 1960-х пробурили скважину - тогда активно искали в Европейской части СССР газ и нефть. Нашли на глубине 1800 метров горячую воду с температурой под 80С. Колхоз стал эту воду использовать для отопления школы, детсада и Дом культуры. Из расходов эксплуатации - надо менять часто трубы, которые быстро зарастают изнутри минеральными отложениями. Так пользовалось село бесплатным теплом лет 40, пока в 21 веке чиновники вдруг обратили внимание на скважину и потребовали чтобы село платило налог за использование природных ресурсов.

О! Тёпленькая пошла. А водичка то небось минеральная. Непорядок-с. Надобно лицензию оформить. Уплатить за водопользование и канализацию. Ну и налог на улучшение эректильной функции от купания в минералочке.

Хорошо!

Насколько я помню суть конфликта была в том, что именно на "улучшение" - она же "горячая и минеральная", значит плати дороже, чем за скважину с обычной водой. Точно по мультфильму "Аист"(Союзмультфильм, 1956) - "Звенят таньга — мои таньга".

Хороший мультик, казалось бы наглядное предостережение для фискалов. Есть ещё «Зототая антилопа» 1954 г, где заваливаемый золотом раджа кричит «Довольно!» и золото превращается в черепки. Но такие нынче не в почёте — зазывно звенят таньга.

В шахте порядок такой что кажется и пыли нет

Охлаждая глубины — нагреем атмосферу. Сади Карно не даст соврать.
"Жрать" меньше надо.

Кто мешает удлинять трубы для увеличения поверхности теплообмена необходимой величины?

И сразу отпадает необходимость закачивания воды в скальные породы, исчезает возможность рукотворных землетрясений.

На увеличении площади теплообмена строится стартап Eavor.com

Подобный возобновляемый источник энергии может прекратить нашу зависимость от ископаемого горючего.

<ЗанудаOn>
Вот прямо да ладно? Или нефть перестала быть возобновляемой? Или уголь? Это не атомная энергия, вот она точно не возобновляемая природными процессами на земле. Как геотермальная энергия стала возобновляемой? Ничего что земля остывает не? Еще даже солнце не успеет переродиться, а ядро земли уже будет несколько миллиардов лет холодной.
<ЗанудаOff>
Пока что геотермальные технологии составляют крайне малую часть производства энергии в Швейцарии, как и ветряки с солнечными панелями. Они дают 8,5% от общего энергопотребления.

Тут не совсем ясно, кто даёт 8.5%. Так например по ветрякам вот есть статистика в картинке
картинка
image
Для синтеза углеводородных систем, сходных по составу с природными, необходима температура 700–1800 К

Ну вот когда начнёт остывать и станет ясно к какому типу всё таки относится. Для «Биогенное происхождения» требуется всего ничего 250 градусов :) Надо марс проверить, если нефть есть то тогда точно биогенное :)
Марс это да, Амазония. Ярданг Восточный.
image
Сергей Павлов. Амазония, ярданг «Восточный».
В какое из двух помещений третьего яруса заходить в первую очередь, выбирать не пришлось: дверь в диспетчерскую была закрыта, а из распахнутой двери, ведущей в лабораторию, призывно падал свет… Я переступил порог.
За пультом лабораторного терминала сидела Светлана. Двое в белых халатах прильнули к ней с обеих сторон, обняв за плечи. Светились экраны, мерно пощелкивал рентгеноструктурный анализатор.
— Вот вы где!
Двое из этой троицы вздрогнули и обернулись (Светлана продолжала смотреть на экраны). Не сразу я узнал Дмитрия Жмаева и Карима Айдарова: халаты и лица их были испачканы кровью. На глазах Айдарова красовалась карнавальная полумаска…
Несколько секунд мы оторопело разглядывали друг друга, Я машинально поднял лицевое стекло. Издав торжествующий вопль, они внезапно бросились ко мне с протянутыми красными руками. Я попятился. Они ухватили меня и с громкими возгласами потащили на середину лаборатории. Ошеломленный нападением, я почти не сопротивлялся, но уже прикидывал, кому и куда нанесу первый удар. В суматохе я очень близко увидел испачканное лицо Айдарова, оскал белых зубов и по сумасшедшему острый блеск глаз. То, что я принимал за карнавальную полумаску, оказалось лиловым разливом чудовищных подглазных синяков. Крепко сжав меня с двух сторон, Айдаров и Жмаев в каком-то радостно-безумном возбуждении пытались кружиться, пританцовывали и оглушительно орали, призывая Светлану включаться в этот дьявольский хоровод. Я не мог понять, чего они от меня хотят, но успел отшатнуться, когда Светлана вдруг поднесла к моему лицу колбу, наполненную свежей кровью. Изловчившись, оттянул кислородную маску и рявкнул что было мочи:
— Прекратить эйфорию!!!
Рявкнул я просто от страха, не ожидая, что крик мой подействует. Но он подействовал. Безумцы отпрянули, Светлана выронила колбу.
Сосуд, глухо звякнув, стукнулся об пол, и часть его содержимого выплеснулась мне на ноги. Ломким от возбуждения голосом я спросил:
— Что здесь происходит?!
Все трое молча переглянулись. Мне показалось — с недоумением.
— Кто вас избил, Айдаров?
Карим ощупал свои «фонари» красными пальцами.
— Пустяки, — сказал он. — Это Коля резко так от меня отмахнулся. Нам представлялось, что ни одно лицо на буровой не станет резко возражать против традиционного обмазывания…
— Николай рассеял это заблуждение, — Добавил Жмаев.
Я переводил взгляд с одного на другого. Я их боялся. Обоих. Мне очень не нравился шалый блеск в их глазах. И синевато-серые глаза инженера-коллектора в этом смысле мне тоже не нравились. И аномальная растрепанность ее выбившихся из-под лабораторной шапочки волос…
— Не сердись, Вадим, — сказала она и, небрежно встряхнув волосами, уронила шапочку на пол — Мы нашли то, чего не искали и о чем никто из нас не мечтал, ну и… слегка обалдели от радости.
— Это заметно.
— Не сердись. Нас теперь на руках носить надо.
— Это я вам почти гарантирую. — Я взглянул на часы. Если Адам не ошибся в расчетах, аэр медикологов уже здесь.
— На руках, — настаивала Светлана. — Всех! И тебя.
— Уж как меня понесут, вы себе даже не представляете.
— Тебя — впереди. Как знамя.
— А можно узнать, с чего это у вас такая радость?
— О! Наша скважина первой на этой планете нефть дала!
Я подумал, что ослышался.
— К-какая еще нефть?
— Хорошая нефть, малосернистая. Состав и плотность мы уже определили. — Она кивнула в сторону терминала: — Иди взгляни. Данные там, на экранах.
Абсурд. Я не двинулся с места. Нефть на мертвой планете под двухкилометровым панцирем мерзлых пород — полный абсурд. Вода и жидкая углекислота — пожалуйста, хоть целое море. Но нефть!.. Это немыслимо. Сотни геолого-разведочных скважин на Марсе пробурено, в том числе четыре глубокие, и ни малейших нефтепроявлений! Да их и не ждали. Никто никогда здесь прогноза на нефть не давал.
— Где Песков? — спросил я. — Где Султанов?
— Ты хотя бы понял, что я сказала?
— Не волнуйся, Светлана, не надо. Спокойно…
— Да какое тут, к черту, спокойствие?! — удивилась она. — Нефть! Понимаешь? Большая химия Марса! Индустриальное производство хозяйственных и строительных материалов прямо на месте! Сырье для пищевых синтезаторов! Почва для планетарной фитокультуры!..
— Не спорю, — вставил я. — Открытие нефти, безусловно, превратило бы Марс в объект немедленной колонизации. Но… увы.
Я развел руками, и возбуждение в глазах Светланы угасло. Пригладив волосы, она направилась к выходу.
— Нефть у твоих ног, — бросила она мне у порога, и ее каблучки зацокали по ступенькам винтовой лестницы.
Я решился на неприятный эксперимент: нагнулся, окунул палец в лужицу и понюхал эту кроваво-красную жидкость. Специфический запах нефти буквально парализовал меня. Айдаров и Жмаев с белозубыми улыбками на жутких лицах стояли поодаль и, видимо, ждали развязки. В голове у меня словно бы что-то перевернулось наоборот — вдруг стало понятно, что произошло сегодня на буровой.
Я медленно отстегнул перчатки и, ощущая легкое головокружение, начал снимать с себя гермошлем.
— Кровельный пласт проткнули, а там — горизонт под давлением, рассказывал Дмитрий, помогая мне раздеваться. — Нефть на самоизлив пошла. Фикрет глазам не поверил: нефть на нефть не похожа.
— Не растерялся наш ветеран, — вставил Карим, — нас с Димой по тревоге вызвал, Колю окриком из шока вывел, и они вдвоем эту струю перекрыли.
— Тут и мы подоспели, — продолжал Дмитрий. — А когда стали физиономии друг другу нефтью мазать, у Николая нервный срыв случился…
Sign up to leave a comment.

Articles