Pull to refresh

Comments 44

image

Вы знаете, тут по вертикальной оси написано «Confidence», то есть вера, уверенность. А я бы эту ось скорее назвал «Despair», то есть отчаяние. А то, что названо «desert of despair» назвал бы «Coast os relax», то есть «Расслабляющее побережье».

Потому что все новички за которыми я наблюдал сначала как раз в отчаянии — они потеряны, мелкие опечатки сводят их с ума, любая элементарная задача может поставить в тупик.

Но когда ты проходишь этот этап, хватаешь серьёзно базу, узнаешь что и где гуглить, то тут тебе и идут все карты и потом обучение идёт на порядок легче и веселее — результат на экран! Это этап технологий, узнавания нового и успеха.

И под конец появляется сложная специфика, рутина, усталость.
Если бы у графика был бы такой хвост, все программисты рано или поздно заканчивали бы жизнь самоубийством :)
Если допустить второй вариант — уход в другие области — то выглядит не так уж и неправдаподобно.
После определённого порога, всё становится круто. :)

А при чём тут dwarf fortress? Там в финале всё равно the fun.
Я верю, что EVE learning curve раньше появилась, чем график для Dwarf Fortress.
А вот это вопрос крайне интересный, и требует исследований. В каком году картинка появилась? Я её увидел довольно поздно (в контексте df'а) — год 10ый, кажись.
Оригинал (во всяком случае, у меня сложилось впечатление, что это оригинал) EVE learning curve опубликован на фликре в марте 2008-го: ссылка.
Я видел более полный кат (попробую найти), мне кажется, что вот эта вот конкретная картинка — уже сильно «адаптированная» копия.

Но — надо искать и смотреть.
и во время успеха отчаяние будет возрастать
Дао инженера. Оглядываясь назад могу подтвердить, что действительно были похожие моменты в биографии, начиная с окончания университета (когда начал сталкиваться с реальными задачами в реальном мире).
А мне кажется, что на графике не указан нулевой уровень. Если сделать так, то действительно видно пустыню отчаяния.
По моему вся проблема в том, что программирование стали популяризировать и оно из профессии (образование профильное+опыт) превратилось в прикладную вещь (ну вроде, научитесь делать столы и табуретки). На этом активно наживаются сотни сайтов с курсами и тысячи тренеров, которые дают ощущение, что выучив рельсы ты стаешь программистом и начинаешь зарабатывать сотни нефти в первый же день. Люди каждый день слышат красивые истории о огромных зарплатах программистов (и понятия не имеют о проблемах профессии), лезут в интернет и видят сайты которые «гарантируют» сделать из них программиста за 3 тысячи долларов и 2 месяца.

С одной стороны мне как программисту вроде бы и жаловаться не нужно. Рынок наполняется тысячами «rails-программистов»(ничего не имею против рельс, просто все эти курсы обычно используют руби и рельсы) и на их фоне я могу запрашивать больше денег за качественный труд. Но с другой стороны как-то жалко этих людей, которые покупаются на красивые истории про «я стал программистом и зарабатываю 500 долларов в день. Вася П. из села Нижние Вершины».

ИМХО, лучше повышать общую компьютерную грамотность населения, чем делать из всех программистов. Будет больше толку.
Верно. Добавил бы только что проблема в том что понятие программирование в глазах обывателя размыто. Что говорить если выпускники хороших технических ВУЗов (но не профильных ВТ специальностей) не могут сказать чем предмет программирование отличался от предмета информатика…
А зачастую во многих ВУЗах и преподаватели не могут это понять…
rznELVIS Все потому, что в универах не учат разрабатывать, программировать и оптимизировать, даже на профильных специальностях (а вот написать helloworld пожалуйста). Нас вот на специальности УТС (включает в себя изучение современной теории и техники автоматического управления, новейшего программного обеспечения для управления мехатронными системами, робототехническими комплексами и гибкими автоматизированными производствами) учат программировать в VBA и работать с MS Access. В большинстве своем программисты — это самоучки, которые заинтересовались технологией.
ну про самоучек это скорей преувеличение, но что если будешь просто ходить на пары и ничего не делать сам, то цена тебе будет 500р в день это точно.
rznELVIS, по-моему, все-таки про самоучек правда… Если речь идет про знания в программировании как язык + технологии, то в универе мне и моим однокурсникам ничего толком не говорили. Что касается знаний, которые тебе по-любому нужны если ты собираешься заниматься чем-то реально серьезным(непример topic-modeling), то да, без университетского курса математики будет сложно.
у меня есть знакомые, которые закончили вуз по программисткой специальности. 2 из них работают эникейщиками, один пошел в ОМОН. Что тут скажешь…
я пока что определил для себя состоявшегося программиста, как человека, способного осилить SICP (не обязательно уже осилившего). И мне кажется довольно точно.
Я думаю вы чертовски правы). У меня ровно такой же видение.
Сейчас нахожусь на стадии «Подъем благоговения». Все действительно так, как написано в этой статье))
Думаю как и в любом деле, следует соизмерять цели и средства. Когда учишься, чтобы стать инженером(программистом), надо быть готовым к тому, что ты будешь заниматься созданием/поддержкой систем всю оставшуюся жизнь. Если не готов к этому, а от жизни ждёшь чего-то другого, то и идти следует в нужном направлении, а не в популярном
Mistx Вот правильно! А то спрашиваешь у пекрвокурсников почему учиться на программиста пошли, а они тебе говорят «мама заставила» или «все пошли и я пошел»
или «я просто хотел писать игры», думая, что процесс создания игры состоит из придумывания правил, рисования фигурок и нажатия кнопки «сделать круто».
«я просто хотел писать игры»

У меня это и было главной мотивацией. И это хорошо ИМХО. Правда в 9-10 классе и к 11 вроде как начал ваять первые движки на OpenGL (С++). В универе увы это всё убилось. :(

Правда недавно моя мечта осуществилась, причём с любимой игрой детства (Вангеры).
Не спорю, в твоем случае все круто и правильно, ибо ты представлял, как все это происходит более-менее и начал сам копать еще до ВУЗа, потому и добился таки успеха. А я говорил про тех, кто нифига не понимает в этом, сам ничего в этом направлении не изучает, а думает, что «вот я 5 лет похожу на пары, стану крутым гейм-девелопером, пойду работать в Blizzard/Valve/Bioware/GSC и иже с ними, список можно продолжать, буду пить кофе, играть в игры и закалачивать миллионы», вот таких прям много и они же в первые два курса массово сливаются.
закалачивать миллионы

Это особенно смешно. :)

Ну в целом я согласен. Только всё же процентов 20 это дело перебарывают и доходят до цели. Если те же 5 лет кроме пар ещё и самим что то делать вместо пивасика с одногруппниками то можно стать хорошим программистом. Кроме того в ВУЗе по профилю обычно преподают дискретку и весь базис для компьютерной графики. Лично мне было трудно (не очень понятно) в школе осваивать матрицы и всякие махинации с векторами и тем более кватернионами.
или «я просто хотел писать игры»

А я именно так и стал прогером) Хотя в институт пошёл на Банковское ибо «мама заставила»
Тебя можно только поздравить, ибо ты нашел свое призвание.
UFO just landed and posted this here
График, кстати, один в один Эффект Данинга-Крюгера.
Сначала думал что дело говорят, а потом понял что это бред.
Пока человек доходит до конца графика, технологии меняются и он опять в «пустыне». Кроме того почему только веб?

У меня совсем иначе всё прошло.

ИМХО начиная с работы начинается самая жесть, после которой многих работников в лучшем случае можно назвать кодерами. Кроме того «Scope of knowledge» 100% не такой, когда Job ready объём увеличивается просто в разы (прикладные знания ещё появляются).
Лично для меня программирование — это искусство. Представьте — вы своими руками создаете новый мир и вы решаете, по каким правилам он функционирует. Потенциально каждый из нас может реализовать любую задачу, но не каждый из людей может отразить ее в программном коде. Создаваемый программистом мир живет в своей — новой вселенной. Если вы что-то сделали неверно в своей программе, то вы можете это исправить. Скульпторам в этом плане сложнее — проблематично вернуть кусок мрамора, который уже отколот. У программиста область для реализации творчества (на мой взгляд) гораздо шире, чем у кого-либо из людей творческих профессий. Если абстракционист нарисовал свою картину, то для того, чтобы получить feedback он выставляет ее на всеобщее обозрение, а программист реализует абстракции, невидимые конечному пользователю и это формирует тонкое чувство стройности системы, когда ты ощущаешь, что проектные решения удачны.
Поэтому я считаю, что программисты рождаются и становятся не в тех, кто руководствуется «рублем» или «престижностью», а в тех, кто чувствует тягу к творчеству в его особой форме — программированию.
P.S. Возможно сумбурно изложено, но надеюсь кому-нибудь будет созвучна эта мысль.
Я, вероятно, всё ещё на первой стадии. Никакого «смятения» или «отчаяния» пока не было.
Если что, графики в комментариях куда более реалистичны
Непонятно, откуда у них первый подъём. После того, как заработал первый helloworld, отчаяние должно резко убывать — лишь бы хватало выполнимых идей.
Наблюдаю за многими новичками — после Хелло-Ворлда десяток уроков отчаяния от того, что кавычку не поставил или файл не так назвал, 5 часов искал в чём проблема. Какая-то глупость, вроде всё как в книжке, а не работает, начинаешь проклинать всё и вся. Наступает отчаяние и так пока не осилишь основы дебага.
Рискну предположить, что это статья не про программирование, а про любую профессиональную деятельность.

Помните раньше был популярен такой образ "хакера", который никому не служит, а
занимается тем, чем ему интересно — и через это обретает свой дзен и свою
идентичность? Когда ты сталкиваешься с компьютером и у тебя возникает вопрос: а
как он работает? И потом открываешь исходный код какой-нибудь программы и идёт кругом голова. Как же тут много всего! Как же это всё интересно! И
погружение в глубину никогда не прекращается — потому что всегда есть ещё
что-то, в чём хочется разобраться, покопаться, понять саму суть в целостности.
Есть компиляторы. Есть ядро Линукса. Есть тысячи и тысячи интересных моментов.


Конечно, иногда можно испытать отчаяние от того, что всё не охватишь, но потом
поймёшь, что всё и не нужно — потому что радость даже от постижения малого
придаёт смысл происходящему. Может, раньше так было, но сейчас по другому.
Сейчас эта отрасль манит не знаниями, а деньгами. Но вот беда — близок локоток,
да не укусишь. Потому что, чтобы разбираться, нужно просто конкретно жить этим. А
для этого нужно любить то, что ты делаешь… Если не любишь, подписываешься на
муку и депрессию. Ладно, если отрасль тебя выплюнет, а если нет? А если она даст
тебе незаслуженно большую зарплату, а ты заведёшь жену и двоих детей, которые
будут от этой зарплаты зависеть? Каково тебе будет, когда каждый день ты будешь
дрожать от осознания того, что ты пустышка и утешать себя мыслью, что отрасль
испытывает дефицит и куда-нибудь всё равно приткнёшься… Или ещё прикольнее.
Помните на Хабре была статья про человека, который уехал из города в деревню,
замутил там ферму, и несколько часов в день удалённо что-то там программирует?
Блин, он же фермер! Это его призвание, иначе чего бы он подобное замутил?


Но так-то всегда найдётся "сын маминой подруги", который пройдёт он-лайн курсы и
будет зарабатывать миллионы с довольной улыбкой на лице. Но в этом ли счастье — получать? Или счастье в том, чтобы чувствовать себя умным и компетентным, и что
тебе платят не за то, что ты хитро подготовился к собеседованиям, а за то, что
ты постиг глубину, прокачал свой ум, стал совершеннее. К сожалению, об этом ни
кто особо не пишет. Всё какие-то лайфхаки, как пройти собеседование, как найти
работу мечты… Ребята… Ну работа — это же хрень полная. Художник не работает,
он творит. И от творчества он счастлив. Как ХОТЕТЬ на работу по критерию
заработка или престижности? Это же глупость. Хотеть можно только то, что
интересно. А всё остальное — от безысходности. Думайте головой, плиз, читайте
философию в свободное время. Мамардашвили, Пятигорского… Да кого хотите. Мир
сходит с ума, кругом перекосы, нужно как-то учиться ориентироваться.

Sign up to leave a comment.