Популярный (во всяком случае, какое-то время назад) браузер Mozilla, который создатели позиционируют как решение с высоким уровнем конфиденциальности, переживает кризис. В статье мы попробуем поразмыслить, как те или иные «повороты» в судьбе браузера могут повлиять на будущее интернета.
В конце 2008 года Firefox был на высоте. 20% из 1,5 миллиардов пользователей Интернета я навигации в сети предпочитали браузер Mozilla. В Индонезии, Македонии и Словении более половины всех выходящих в сеть пользовались Firefox. «Наша доля рынка в вышеперечисленных регионах росла огромными темпами», — писал в блоге Кен Коваш, бывший руководитель отдела аналитики данных в Mozilla. Спустя 15 лет ситуация перестала быть такой радужной.
Совокупная доля браузера сократилась до 4%, а непосредственно на мобильных устройствах она составляет жалкие 0.5%. «Оглядываясь на пять лет назад, анализируя нашу долю рынка и показатели, которые мы публиковали, мы не можем отрицать спад», — говорит Селена Декельманн, старший вице-президент Firefox. Собственная статистика Mozilla показывает, что с начала 2019-го и до 2022 года число ежемесячно активных пользователей снизилось примерно на 30 миллионов. «В последние пару лет мы наблюдаем довольно существенную стагнацию», - добавляет Декельманн.
За два десятилетия, прошедшие с момента выхода Firefox из тени Netscape, компания успела многое сделать для формирования концепции конфиденциальности и безопасности в Интернете. Сотрудники компании всегда продвигали идеи повышения прозрачности сети и усовершенствования стандартов. Но, как это часто бывает, за последние годы команда Firefox пережила уже два раунда увольнений и кадровых перестановок. А в следующем году истекает срок действия выгодного соглашения с Google, которое обеспечивает большую часть доходов компании. К тому же пользователям есть, из чего выбирать: на рынке появилось множество хороших браузеров, ориентированных на конфиденциальность. А всевозможные недоработки и шероховатости в новых функциях грозят оттолкнуть даже преданных пользователей Firefox. Все это заставило аналитиков и бывших сотрудников компании задуматься о будущем браузера.
От того, как сложится судьба Firefox, будет зависеть будущее всего интернета. В течение многих лет он был главным соперником Google Chrome и представлял из себя достойную альтернативу «самому популярному браузеру в мире». С момента своего выхода в 2008 году Chrome стал буквально синонимом интернета: им пользуются около 65% всех пользователей сети и он оказывает огромное влияние на то, как люди в принципе воспринимают интернет. Когда Google запустила технологию AMP, веб-сайты бросились ее внедрять. А планы по замене внешних файлов cookie в Chrome — шаг, который затронет миллионы маркетологов и веб-издателей — идут на руку имиджу Google в целом.
«Chrome выиграл битву настольных браузеров», — говорит один из бывших сотрудников Firefox. Увы, надежды на возрождение былого величия Firefox невелики. «Сейчас Firefox не стоит рассчитывать на возвращение хоть какой-то доли на рынке браузеров». Другой бывший сотрудник Mozilla также считает, что Firefox не восстанет из пепла, и с этим придется просто смириться.
С Google у Mozilla сложные отношения. Ведь, несмотря на конкуренцию, они еще и деловые партнеры. Каждый год Google выплачивает Mozilla сотни миллионов долларов в виде роялти. По некоторым данным, эта цифра в настоящее время составляет около 400 миллионов долларов в год — плата за то, что поисковая система Google устанавливается по умолчанию в Firefox. Согласно данным финансового отчета за 2020 год, общий доход Mozilla составляет 496 миллионов долларов, при этом роялти от поисковых сделок составили 441 миллион долларов. У Firefox есть и другие партнеры по поисковым системам по умолчанию, например, Яндекс (примечение: хотя в последнее время здесь есть ряд сложностей, Firefox номинально более не поддерживает поисковик Яндекс в нативном виде), и эти отчисления тоже чрезвычайно важны для компании.
Срок соглашения между Google и Mozilla истечет уже в 2023 году. Статистика показывает, что за время действия этого соглашения доля рынка Firefox снизилась примерно на 1%. По собственным данным компании, количество ежемесячно активных пользователей остается стабильным и сейчас составляет около 215 миллионов человек. Однако нет никакой гарантии, что Google продлит соглашение на тех же условиях. При этом Mozilla не раскрывает детали договоренностей со своими партнерами и не сообщает, ведутся ли переговоры с Google. Судя по финансовым декларациям Mozilla за 2020 год, несмотря на увольнения, компания в норме, а по итогам 2021 года ожидает увеличения доходов.
Однако Mozilla и Firefox признают, что для развития им необходимо диверсифицировать способы получения прибыли. С 2019 года компания стала прилагать больше усилий в этом направлении. В частности, в распоряжении компании есть сервис Pocket с платной премиум-подпиской. Mozilla запустила два VPN-продукта, также доступных по подписке. Кроме того, компания все больше продвигает рекламу, размещаемую на новых вкладках Firefox.
Совокупный доход Mozilla от подписки и рекламы вырос с 14 миллионов долларов в 2019 году до 24 миллионов долларов в 2020 году, и в компании ожидают, что новые продукты принесут еще порядка 14% доходов. Независимость от Google — ключ Mozilla к «более здоровой» бизнес-модели. Однако некоторые бизнес-решения уже не оправдали себя, а другие могут показаться противоречащими стремлению Firefox к конфиденциальности. Например, служба обмена зашифрованными файлами, закрытая после того, как ее использовали для распространения вредоносного ПО. Или показ рекламы в адресной строке.
Необходимость поиска новых источников дохода возникла именно тогда, когда Firefox столкнулась с небывалой конкуренцией на рынке браузеров. «Многие браузеры в своем брендинге используют концепцию конфиденциальности, — говорит Лурдес Турреча, основатель Rise of Privacy Tech. Конкуренты Chrome стремятся выгодно отличаться от него тем, что не собирают данные о вашей истории посещений и не отслеживают, что вы делаете в Интернете».
По уровню защиты конфиденциальности Firefox не уступает своим коммерческим конкурентам. «Главное в Firefox — это его расширяемость», — говорит Джона Арагон, системный администратор Privacy Guides. «В нем немало возможностей для обеспечения конфиденциальности. Пусть они и не включены по умолчанию, по крайней мере, они у вас есть, и вы можете активировать их при необходимости».
Помимо основного браузера Firefox для Android и iOS, Mozilla также предлагает решение Focus, которое по умолчанию обеспечивает повышенную защиту данных. (По мнению Деккельманн, сценарии использования браузеров отличаются, и слияния приложений в единый продукт не произойдет. Несмотря на то, что Firefox активно соревнуется с другими ориентированными на конфиденциальность браузерами, этот набор функций он «позаимствовал» у конкурентов. Например, впервые по умолчанию блокировать сторонние файлы cookie, начал Safari.
Это подтверждает опасения по поводу дальнейшего развития Firefox. Бывшие сотрудники говорят, что Mozilla стоит придерживаться четкой стратегии развития своего ключевого браузера. «По сути, это браузер, оптимизированный под актуальные требования безопасности и конфиденциальности. Однако компания пытается выжать из него как можно больше прибыли, а не улучшить реальную фукциональность», — говорит один из бывших сотрудников, приводя в качестве примера противоречивых приоритетов компании рекламу в строке поиска.
«Однажды потерянные пользователи вряд ли вернутся, пока у них не появится веская причина для этого. Но чем их можно замотивировать?» — задается вопросом Барт Виллемсен, вице-президент по аналитике, специализирующийся на вопросах конфиденциальности в компании Gartner. По словам Виллемсена, он пользуется Firefox с первых дней его существования. «Я думаю, что перед Firefox действительно стоит задача найти уникальное решение — не только в маркетинговых заявлениях, но и в самом продукте — и двигаться в одном направлении», — говорит он.
Для Деккельманн ключевым фактором является повышение персонализации Firefox. По ее мнению, это подразумевает попытку увеличить функциональность браузера, чтобы он соответствовал требованиям людей, которые теперь проводят в интернете много времени. «Сейчас управлять всей этой информацией практически невозможно», — говорит Декельманн. Например, в прошлом году Firefox изменил свою домашнюю страницу, чтобы люди могли вернуться к предыдущим поискам и статьям. Компания изменила дизайн своего приложения для Android и добавила функции менеджера паролей в приложение Firefox.
Декельманн говорит, что Firefox, скорее всего, продолжит искать способы персонализации онлайн-серфинга. «Я не уверена, что результат этой работы будет соответствовать ожиданиям пользователей, но ни в коем случае нельзя забывать об их предпочтениях и приоритетах», — говорит она. Недавно Firefox объявил о партнерстве с Disney в рамках одного из новых проектов Pixar. Так, прямо в браузере пользователи смогут выиграть подписку на Disney+. Пускай эта акция и выглядит вполне безобидно, по факту это прямое вмешательство в конфиденциальность процесса работы в интернете.
Декельманн добавляет, что для успеха Firefox не нужно быть таким же популярным, как Chrome или Safari. «Все, чего мы действительно хотим, — это быть жизнеспособной альтернативой», — говорит она. «Мы считаем, что разнообразие делает Интернет лучше для всех».
Сегодня на рынке браузеров доминирует кодовая база Chromium от Google и ее браузерный движок Blink, компонент, который превращает код в визуальные веб-страницы. Браузер Edge от Microsoft, Brave, Vivaldi и Opera используют адаптированные версии Chromium. Apple заставляет разработчиков использовать свой браузерный движок WebKit на iOS. Gecko от Firefox является единственной существующей на рынке реальной альтернативой.
«Этому миру нужно разнообразие, — говорит Виллемсен. Если доля Firefox еще сильнее уменьшится, у Chrome станет меньше конкурентов». «Это разнообразие необходимо для обеспечения стандартов открытого интернета и предотвращения появления монополий». Все, с кем мы беседовали в рамках подготовки этой статьи, как внутри, так и за пределами Mozilla, сходятся во мнении, что развитие Firefox делает Интернет лучше. Сложность заключается лишь в том, чтобы понять, как добиться этого развития..