Как стать автором
Обновить

Комментарии 303

Все руки не доходили сделать, спасибо!
Обычный туннель до какой-нить точки выхода проще и ничем не хуже. Непонятно зачем тут BGP прикрутили.
Смысл в том, чтобы отправлять в туннель не весь трафик, а только трафик к заблокированным ресурсам. И не тратить время на постоянное отслеживание «что же еще заблокировал РКН». По BGP и передается информация, что именно заблокировано.
Это жесть.
а смысл? на микротике создаем список адресов, маркируем трафик что туда идти должен и для этого отмаркированного трафика пакеты кидаем в туннель, а не напрямую… проще же…
Вы точно прочитали пост? А на основании чего маркировать? По API грузить address lists в микротик? BGP здесь выступает как механизм подачи (передачи) списка адресов.
А ссылку не лень проверить перед «выкладыванием»? Страничка то открывается, а вот файл с нее левый качается.
лень :-)
но можете и сами погуглить… было что-то еще…
но опять же не уверен, что то, откуда качался список, еще живо…
как автору сайта и статьи mikbill.blogspot.ru интересно, что там не то качается? А насчет реализации это не совсем то, так как там список нужно получать законным способом, выгрузкой с ркн. Немного не сходится с тем, чтобы получать список платно для того чтобы обходить. Но если уже получать выгрузку, то скрипт решит проблему нагрузки в момент заливки, так как просто удаление/перезаливка на микротик ставит оборудование в ступор на несколько минут
Для микротика я так и делал, но здесь представлен способ, который не относится к конкретному вендору. BGP можно поднять и с Cisco, и с linux, и не городить отдельные скрипты с списком статических маршрутов для каждого решения.
да. но обратите внимание тогда, что это решение таки относится к конкретному «вендору», раз на впс у человека убунта видимо, хотя может и дебиан…
а у меня например за пределами стоит облачная роутерос…
Крутить роут-демон можно в любом месте шарика, в том числе и не за пределами. Но да, если в принципе ни одного linux/unix в досягаемости нет — то моё решение не подойдет.

Ну с префиксами то ладно, все автоматизируется и работает. Но как быть с обычными IP адресами? После оптимизации списка всех IP адресов у меня получилось порядка 62 тысяч префиксов размером /24../32. Только вот при попытке залить их в обычный домашний микротик (951й) он просто встал колом.
Тут я думаю только какой-нибудь CCR осилит это...

962 съедает 80к и работает потом, но таких мало, конечно.
Посмотрите вариант в конце комментариев, он дает 13к префиксов и это уже вполне себе перевариваемо.
hAp ac² спокойно 84543 съел. Правда во время загрузки маршрутов несколько секунд одно ядро на 100% загружено. Но потом летает.
Хорошо, что из BGP прилетают маршруты в память, которой у девайса хватает :) Иначе бы подавился, так как свободного места на NAND там кот наплакал… Около 20к статики влезает на голом NAND только с system.npk.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Вы статью читали? А скриптик в ней читали? Информация о том что заблокировано передается через файлик dump.xml. Который надо регулярно скачивать, парсить и закидывать в bird. Спрашивается — а зачем тогда этот bird вообще нужен?
ви таки хотите сказать, что тот гитхаб — это гитхаб ркн? нет… а значит может случиться так, что список тот всеравно будет не актуальным…
Как-то этот и последующие Ваши комменты очень сильно расходятся с disclaimer'ом. Не подтянут? :)
Навряд ли, это же коммент, всё-таки, а не статья :) За статью хабра могли подтянуть, а за комменты пока что нет, вроде. Но это впереди :)
Ну если за репосты сажают…
Для одного клиента наверное смысла нет, а если запускать десяток, решение тиражируется автоматически
И для одного клиента тоже удобно — не нужно следить, кого ещё РКН заблокировал за последний час. Но каждому своя степень удобства нужна, безусловно.
Статью прочел, но так и не нашел ответа на вопрос — зачем bgp? Какая такая радость от динамической маршрутизации через один единственный канал?

Канала два — обычный инет и впн, вот bgp у нас и определяет что в впн пускать.
Аналогично кстати антизапрет поступает — у них приходят пачки маршрутов.

Чтобы не рисовать страшные роут-мапы на роутере и не пускать весь трафик через VPN.
Так страшные роут-мапы остаются. В скрипте же все написано.
В скрипте остается один роут-мап, по идее. Смысл — настроить один раз и не следить, что изменилось у РКН.
Каким образом, по вашему мнению, это достигается? Один раз стянули dump.xml, распарсили, выгрузили и больше не трогаем? Так что ли?
Нет. Для того у нас и BGP. На сервер вытягиваем новые (и только новые) версии дампа, они автоматически парсятся — и на роутер прилетает актуальный список. На роутере никаких страшных роутмапов, просто «всё, что изучено по bgp, заворачивать в туннель». В этом, собственно, идея и есть — роутер с его не очень-то обычно производительным процессором не надо насиловать постоянными обновлениями настроек, он всегда в одной конфигурации.
Теперь понятна идея. Держать эти страшные завалы маршрутов не на флешке роутера, а только в оперативке. Спасибо за разъяснение. Так и правда будет оптимальнее.
Но маршруты же все равно прилетают на роутер, если я правильно понимаю конфиг в статье =).
а что мешает без bgp пушить средствами опенвпн динамический список машрутов?
А он пушится не только при подключении? Или при каждом изменении листа разваливать туннель придется?
Если можно пушить на уже подключенный — то да, вполне себе решение. Я всё равно предпочту bgp, потому что там можно играть с принимаемыми префиксами, фильтровать их и посылать в разные некстхопы, но для большинства такой метод с openvpn, конечно, подойдет.
На ASA не остаются и даже можно включить суммаризацию маршрутов:
router bgp 64999
 bgp log-neighbor-changes
 address-family ipv4 unicast
  neighbor 192.168.10.100 remote-as 64998
  neighbor 192.168.10.100 activate
  auto-summary
  no synchronization
 exit-address-family

Как Вы думаете, имеет ли смысл реализовать другой подход для домашнего компьютера:


  • получать список адресов
  • просматривать логи соединений с внешними ресурсами
  • если было соединение к блокированному адресу, вносить его в iptables и перенаправлять на внешний VPN или Tor
    ?

Причина делать именно так — нет достаточно мощного роутера или даже нет внешнего VPN (вот у меня они есть/были, но попали под блокировку, и бегать искать новые не хочется).

я на своем zyxel keenetic start подключил впн с приоритетом выше, чем то что дает провайдер.
завернул весь трафик в впн кроме определенных адресов (в онлайн играх увеличивается пинг через впн). Решение простое и не требует спец. навыков. трафик разделил маршрутами, их всего 5.
Однако, если у вас выделенный внешний адрес, то с маршрутами придется попотеть.
Если у вас есть (свой) внешний VPS с OpenVPN сервером на нем, то никто не мешает получать там, на нем, список адресов, и вписывать в файл конфигурации openvpn сервера строчки маршрутизации, которые push-атся на клиентов, и перезагружать конфигу сервера. Таким образом, на локальном компе маршрутизация обновится «сама собой», и маршруты на проблемные показавшиеся подозрительными судам сети и адреса будут вести в туннель.

Это, конечно, если не хочется завернуть в туннель всё, от греха.

Блокировок 60.000 строк — ни VPS, ни мой сервер, ни скорее всего OpenVPN просто так не понтянут такие объёмы.

Ниже приведенный скрипт по загрузке acl в микротик
Заголовок спойлера
curl -s https://raw.githubusercontent.com/zapret-info/z-i/master/dump.csv | cut -d";" -f1 | tr '|' '\n' | grep '/' | tr -d ' ' | sort -k1 -n | sed 's/\(^\)/\/ip firewall address-list add list=rkn address=/g' | ssh admin@MIKROTIK_IP


выбирает только крупные сети, так вот их вполне себе немного, у меня 78 набегает:
Заголовок спойлера
/ip firewall address-list add list=rkn address=13.125.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=13.230.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=13.56.0.0/14
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.130.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.144.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.184.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.194.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.196.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.204.0.0/14
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.218.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=18.236.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=23.251.128.0/19
/ip firewall address-list add list=rkn address=34.192.0.0/10
/ip firewall address-list add list=rkn address=34.240.0.0/13
/ip firewall address-list add list=rkn address=34.248.0.0/13
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.156.0.0/14
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.160.0.0/13
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.176.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.178.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.180.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.184.0.0/13
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.192.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.208.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=35.224.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=45.76.82.0/23
/ip firewall address-list add list=rkn address=46.101.128.0/17
/ip firewall address-list add list=rkn address=47.91.64.0/19
/ip firewall address-list add list=rkn address=51.136.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=51.15.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.192.0.0/11
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.32.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.56.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.57.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.58.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=52.64.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=54.144.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=54.160.0.0/12
/ip firewall address-list add list=rkn address=54.212.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=54.228.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=54.64.0.0/13
/ip firewall address-list add list=rkn address=64.137.0.0/17
/ip firewall address-list add list=rkn address=68.171.224.0/19
/ip firewall address-list add list=rkn address=74.82.64.0/19
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.108.12.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.108.16.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.108.4.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.108.56.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.108.8.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=91.121.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=94.177.224.0/21
/ip firewall address-list add list=rkn address=98.158.176.0/20
/ip firewall address-list add list=rkn address=103.246.200.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=109.239.140.0/24
/ip firewall address-list add list=rkn address=128.199.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=139.59.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=149.154.160.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=149.154.164.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=149.154.168.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=149.154.172.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=159.122.128.0/18
/ip firewall address-list add list=rkn address=159.203.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=159.65.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=159.89.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=165.227.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=167.99.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=174.104.0.0/15
/ip firewall address-list add list=rkn address=174.138.0.0/17
/ip firewall address-list add list=rkn address=176.67.169.0/24
/ip firewall address-list add list=rkn address=178.239.88.0/21
/ip firewall address-list add list=rkn address=178.63.0.0/16
/ip firewall address-list add list=rkn address=185.166.212.0/23
/ip firewall address-list add list=rkn address=185.229.227.0/24
/ip firewall address-list add list=rkn address=188.166.0.0/17
/ip firewall address-list add list=rkn address=195.154.0.0/17
/ip firewall address-list add list=rkn address=203.104.128.0/20
/ip firewall address-list add list=rkn address=203.104.144.0/21
/ip firewall address-list add list=rkn address=203.104.152.0/22
/ip firewall address-list add list=rkn address=206.189.0.0/16


Довести до формата, подходящего OpenVPN, совсем не сложно будет.

Как в микротике можно заворачивать в другой туннель все из address list-a?

IP -> Firewall -> Mangle как средство развешивания меток (если соединение идет на адрес из этого адрес-листа, повесить route mark такой-то), а затем в IP -> Routes создать маршрут с нужной меткой роутинга.

Примеров в интере много, на вскидку нашел vasilevkirill.com/MikroTik/1 какой-то такой.

Для передачи маршрутов в конфиге OpenVPN используется опция route, которая требует "широкий" формат маски в виде 255.255.x.x. Как его получить из "короткого" стандартными утилитами — я не изучал, но в силу специфики томского интернета у меня завалялся готовый скрипт, который когда-то использовался для обратной цели — передать список маршрутов, которые в туннель заворачивать не надо.


Скрипте выложен на Github (https://github.com/rpv-tomsk/iplist). Умеет аггрегировать подсетки, формировать конфиг OpenVPN. Написан на Perl, использует Net::CIDR::Lite.


Судя по дате изменения файла, последний раз он был изменен 7 лет назад, поэтому сильно не пинайте, если будет работать не так, как ожидается. Перед публикацией я его слегка причесал и протестировал.


Итак, как выгрузить список префиксов в OpenVPN:


1) В конфигурации OpenVPN-сервера указываем путь к скрипту, который сформирует файл динамической конфигурации:


client-connect ./client-connect

2) Содержимое скрипта размещаем в файле /etc/openvpn/client-connect :


#!/bin/bash

TYPE="$script_type"
CCD="$1"

if [ "$TYPE" = "client-connect" ]; then
    cp /etc/openvpn/blacklist $CCD
    exit 0
fi

exit 0

3) В конфигурации OpenVPN-клиента необходимо прописать опцию max-routes:


max-routes 150

Надеюсь, что такого значения будет достаточно.


4) Скачиваем утилиту и формируем файл /etc/openvpn/blacklist с директивами выставления маршрутов на клиенте:


#Взято из статьи
cut -d";" -f1 /root/z-i/dump.csv| tr '|' '\n' |  tr -d ' ' > /root/blacklist/tmpaddr.txt

#Путь к скачанной утилите iplist_ovpn необходимо скорректировать
cat /root/blacklist/tmpaddr.txt | grep / | ./iplist_ovpn -vg > /etc/openvpn/blacklist

Перезапускать OpenVPN-сервер после изменения /etc/openvpn/blacklist не требуется.
Маршруты прилетают на клиент только при подключении, поэтому для обновления необходимо переподключение клиента — в этом минус решения, по сравнению с получением маршрутов средствами BGP или другой динамической маршрутизации.
Если что-то не заработает — смотрим в логи, они бывают полезны.

Как его получить из "короткого" стандартными утилитами

cdr2mask ()
{
   # Number of args to shift, 255..255, first non-255 byte, zeroes
   set -- $(( 5 - ($1 / 8) )) 255 255 255 255 $(( (255 << (8 - ($1 % 8))) & 255 )) 0 0 0
   [ $1 -gt 1 ] && shift $1 || shift
   echo ${1-0}.${2-0}.${3-0}.${4-0}
}

(SO)

Если интересует только браузер, то того же эффекта можно добиться гораздо проще через механизм proxy autoconfig. Забираем список блокированных адресов по крону, генерируем скрипт proxy.pac и отдаём любым HTTP-сервером внутрь нашего VPN. В браузере прописываем URL этого файла в соотвествующую настройку.

Однако с учетом того, что Роскомпозор начал ломать вещи типа Google Playmarket, этого может оказаться недостаточно, и потребуются меры посерьёзнее.

Я только не очень понимаю один момент. Необходимость в BGP, как я понял, объясняется тем, что список подсетей формируется на удалённом сервере, а потом пересылается роутеру через этот протокол.
Но раз уж мы говорим про роутеры на OpenWRT, то не проще ли роутеру брать список самостоятельно и загонять его в тот же iptables? На худой конец, поднимите зеркало списка, отдаваемое внутрь VPN, чтобы роутер гарантированно мог его получить при наличии доступа к серверу.
в статье было про микротиковский хап ац :)
скрипты то и т.д. на нем есть, но не так много…
proxy.pac можно положить на локальную машину, а URL задать в виде «file://...»
Это верно, если локальная машина одна, или если VPN не под полным контролем (например от VPN провайдера).
В противном случае проще озадачить созданием proxy.pac именно сервер.
1. все клиенты смогут этот файл забрать, нет нужды на каждом из них настраивать генерацию.
2. если дамп реестра сам будет заблокирован, VPN сервер сможет его достать (он же вне зоны блокировок).
3. если VPN не поднят, то proxy.pac ничем не поможет. Нужно тестировать, но я подозреваю что если браузер не сможет открыть proxy.pac, он просто переключится на режим без прокси. А вот если файл будет доступен, а прокси — нет, поведение может отличаться.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Я просто накидал в микротике статических маршрутов через VPN к тем адресам, которые мне нужны и все. Действительно непонятно зачем BGP, если таким же скриптом можно насоздавать статических маршрутов и не парится с лишними сущностями.
Когда РКН зверствовал с блокировкой подсетей гугла, такой трюк уже не прокатывал, так как Mikrotik не резолвит все возможные IP-адреса, например, google.com, будучи добавленным в firewall-list. И тем более таким способом невозможно учесть все «подводные камни» типа адресов googleusercontents.com и т.д.
Все статические маршруты могут не поместиться в скудном объеме NAND Mikrotik или, в случае изменения выгрузки, которая может произойти в каждую минуту, стать либо сильно избыточным, либо наоборот сильно недостаточным.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Покажите:
1) куда у вас резолвится download.mono-project.com с компьютера (nslookup download.mono-project.com).
2) результат команды /ip route check <и здесь ip, в который резолвится указанный сайт> в терминале Mikrotik.

У меня он резолвится в 152.199.20.1 и этот адрес находится в iplist.txt, поэтому если вы его подключили, убрав описанную в тексте # в include iplist.txt, роутер должен отправлять трафик на него через туннель.
Сам туннель работоспособен, если в него дефолт направить, например?
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
п.2 означает, что роутер имеет маршрут на этот адрес через wan, а не через туннель.
Есть ли в таблице маршрутизации маршруты, полученные по BGP? (путь в винбоксе — ip — routes и смотреть в левом столбце маленькую букву b, что-то типа DAb).

Если маршрутов нет — возможно, bgp не поднялся. Можно посмотреть на сервере результаты команды birdc sh proto — какое состояние у него. Если он Established — возможно, не установился или неправильно установился фильтр: Routing — Filters, проверить что Action — Accept и Set in nexthop указывает на интерфейс туннеля (можно и на адрес с другой стороны, но в случае туннеля лучше указывать интерфейс).
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
В последнем убрать Set In Nexthop и выставить Set in Nexthop Direct с указанием интерфейса vpn.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Да, именно так.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Добрый день!
Аналогичная проблема, что и у Вас — подскажите, как решили?

У меня возникла та же ситуация, что и у Вас на скриншотах (в разделе nexthop мой адрес туннеля в состоянии recursive на внешний интерфейс). В /routing filters выставил в параметре «Set in Nexthop Direct» свой интерфейс туннеля — лучше не стало, та же ситуация с recursive
Вероятнее всего, вы не привязали фильтр к пиру. Проверьте, что в настройках пира имя In Filter совпадает с Chain в самом фильтре.
Выяснил в чем проблема, возможно кому-то поможет:
В случае, если после выполнения всех команд на Микротик из раздела «Подключение роутера», вы видите картину, аналогичную Комраду fdroid (в nexthop, recursive на ваш внешний адрес), то необходимо вместо параметра set-in-nexthop=172.30.1.1 использовать параметр set-in-nexthop-direct=`интерфейс_туннеля`.

И тут была моя ошибка — данный параметр следует вводить в консоли, а не через Web-интерфейс, поскольку через Web не применяются изменения (по крайней мере на прошивке 6.42.1)
Но это не так интересно!
в ipset вся таблица не влазит в один сэт, к сожалению. Нужно плодить несколько…
А вот с ip route + ip rule можно поиграться.
вся таблица на рабочке в простой route add занимает около 600М оперативы. (считал на mint 64 на коленке — free, route add, free)
В ipset есть тип hash:net для таких случаев, который позволяет вставлять подсети, если я не путаю.
вся таблица не влазит в один сэт

Type: hash:net
Header: family inet hashsize 32768 maxelem 262144
Size in memory: 1888152
References: 1
Number of entries: 62836
пруф
Практически для всех типов списков, реализованных в ipset, существует общее ограничение на максимальный размер: 65536 записей.


У вас ~63к записей. Я пытался залить неотимизированный список в 80к.

Или я где-то не прав?
И еще, а дальше что с этим сэтом делать? нужно же его заворачивать в маршрут, а это не для iptables, а для подсистемы маршрутизации…
Name: zapret
Type: hash:net
Revision: 6
Header: family inet hashsize 32768 maxelem 262144
Size in memory: 2192536
References: 2
Number of entries: 84672


-N MARK_ZAPRET
-A PREROUTING -m set --match-set zapret dst -m conntrack --ctstate RELATED,ESTABLISHED -j CONNMARK --restore-mark --nfmask 0xffffffff --ctmask 0xffffffff
-A PREROUTING -m set --match-set zapret dst -m conntrack --ctstate NEW -j MARK_ZAPRET
-A MARK_ZAPRET -j MARK --set-xmark 0x2/0xffffffff
-A MARK_ZAPRET -j CONNMARK --save-mark --nfmask 0xffffffff --ctmask 0xffffffff


ip ru
0: from all lookup local
32763: from all fwmark 0x2 lookup 200


ip ro show ta 200
default via 10.0.0.1 dev vps_tun

Секрет успеха в ipset create zapret hash:net maxelem 262144.
maxelem
This parameter is valid for the create command of all hash type sets. It does define the maximal number of elements which can be stored in the set, default 65536.
В git clone лучше добавить --depth=1, чтобы не выкачивать все версии репозитория на сотни мегабайт:
root@proxy:/mnt# git clone https://github.com/zapret-info/z-i.git
Cloning into 'z-i'...
remote: Counting objects: 31342, done.
remote: Compressing objects: 100% (4/4), done.
remote: Total 31342 (delta 0), reused 1 (delta 0), pack-reused 31338
Receiving objects: 100% (31342/31342), 746.06 MiB | 5.02 MiB/s, done.
Спасибо, поправлю.
Вам спасибо за отличное решение!
Спасибо, добавлю.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
А зла и нет. Есть очень конкретные товарищи, которые, чтобы не выглядеть дураками перед теми, кому обещали «сделать», и есть впечатление, что оно не прокатит. Кто-то по шапке получит, наверное.

Но кто сказал, что этот заход — последний? Или что не зарубят весь https вообще, а то и вообще инет, и не введут госпрокси (который будет обслуживать оператор с огромным опытом обеспечения населения новостями и другими объектами — Почта России)?
Или не начнут цензурировать все SMS прилетающие из за бугра(Авторизация телеги вроде как раз по SMS).
сложно цензурить SMS если там вместо «Код авторизации для телеграмма: 1234» написано просто «1234», а SMS рассылаются через зарубежный агрегатор.
а SMS рассылаются через зарубежный агрегатор

Ну вот вам и первый признак, а дальше веерные блокировки SMS…
Это будет новость покруче

Аналитик Mobile Research group Эльдар Муртазин в эфире НСН заявил, что перебои в работе крупных сервисов не были связаны с блокировкой Telegram.

«Никакого запрета на Telegram нет, заблокировать его можно достаточно легко. Просто под этой дымовой завесой в виде борьбы с мессенджером выключают крупные компании — Google, Microsoft, проверяют скорость реакции и прочие вещи. То есть смотрят, насколько быстро эти компании реагируют на блокировки ключевых элементов своей инфраструктуры. Это является как средством нападения, так и средством защиты. Если на нас нападут, мы будем знать, что делать, если мы нападем, мы будем знать, как быстро они смогут починить свои сервисы. Такие знания нужны на случай возможной войны или предвоенной ситуации, особенно когда есть возможность нанесения ущерба с территории третьей страны, например. Известные «русские хакеры» могут поломать все что угодно, как вы понимаете», — добавил он.

Муртазин вроде относительно неплохо обозревал мобильные телефоны… вот их и обозревал бы дальше. :/ Кто у него на кого напал-то, кроме нападения РКН на собственную страну?

Фишка была совсем не в этом, а в том что он знает известных»русских хакеров»
Которые могут поломать все что угодно. Интересно, откуда?
Ну как вариант — подготовка к (фантастическому) сценарию из книжки «7 дней в июне» -:). Там (кроме всего прочего), случилась и ситуация вида «у xUSSR рухнул весь внешний интернет». В смысле СОВСЕМ весь (включая неофициальные спутниковые каналы). Причем исправить это — никак.

Прошу заметить, не просто аналитик, а ведущий мобильный аналитик!

Ну, нельзя же официально признаться, что заблокировать не получилось. Поэтому внезапно выясняется, что тревога была учебная, граната не дефектная а тоже учебная, и в процессе обучения были достигнуты выдающиеся успехи. Осталось только оплатить убытки пострадавшим в процессе, но кто будет этими мелочами заниматься, в то время когда надо праздновать успешное завершение учёбы.

Он бы хоть фамилию сменил… А то иной раз так ляпнет, хоть стой, хоть падай.
Может быть бабушки на лавочке и разнесли бы эту новость, но они просто не в курсе кто такой Муртазин.
А те, кто знают что такое телега — они, чаще всего, знают кто такой Муртазин и насколько продажны его аналитические заключения. Даже в сфере мобильных телефонов. Но фотки в обзораз были хорошие )

ну телеграм может и выиграл, а мы, юзеры?

Считаю, что в долгосрочной перспективе любая победа над ограничениями распространения информации — добро для нас, юзеров. Но не навязываю мнения.

В долгосрочной перспективе это один эпизод в череде событий.
В краткосрочной мы остались с забаненным инетом.

В долгосрочной все достижения или потери состоят из таких вот эпизодов. Так что и один эпизод важен.
В краткосрочной — в ковровых блокировках виноват не Телеграм.
в ковровых блокировках виноват не Телеграм.

я не ищу виноватых. Лишь указал, что пока среди проигравших и мы.

В краткосрочной мы перестали отключать VPN :-)

1) «Роскомнадзор отказался от попыток веерно заблокировать Telegram» т.е. как я понял, блочить подсетями уже не будут.


А можно подробнее.
То, что они уже сломали и залочили будут откатывать назад?
или все останется и IP будут раз блокироваться только по жалобе владельца.
у меня один сервер на scaleway попал под такую проблему. :-(
Дичь какая-то, зачем bgp? На своем роутере прописать маршруты вида ip r a <заблоченная сеть> via 172.30.1.1. Не забыть занатить форвардинг и нат и готово.
Если хотите изящнее — ipset.
Абсолютно согласен. у себя написал скрипт, который получает адреса, загоняет в ipset. Далее в iptables это маркируется по match-set dst, а в конце ip rule add fwmark table xxx. Естественно для table xxx машрутом по умолчанию является впска. Правде загонять 8000 адресов в ipset дело не быстрое, но ничего интересней не нашел. Глупо загонять такое количество адресов в таблицу машрутизации. Даже тот же ipset с параметрами по умолчанию не хотел принимать столько адресов. Скрипт запускается кроном раз в сутки.
Глупо загонять такое количество адресов в таблицу машрутизации.
Наоборот непонятно, зачем городить дополнительные сущности в виде iptables, ipset и ip_rules, если у нас уже есть dst, которые достаточно добавить в дефолтную таблицу маршрутизации.

Откдуда взято предположение, что jenkins hash ipset'а будет производительние и экономичнее чем модифицированный LPC-trie для обработки одинакового количества ipv4 адресов/подсетей (неплохое описание и тесты, да и на хабре писали)? Т.е. если ядерная маршрутизация не справится, то с iptables+ipset+ip_rules лучше не будет. Другое дело, что надо смотреть версию ядра, раньше hash использовался для таблицы маршрутизации и некоторые оптимизации позже появились.

Можно пойти ещё на шаг дальше.
При изменениях не перегеренить всю таблицу, а воспользоваться возможностями самого гита и вытащить только изменения относительно HEAD. Удалить старые, добавить новые.
Если хотя бы раз в день делать, каждый набор изменений — скрипт размером в килобайт-полтора.

bgp тут как универсальное и специально для этих дел оптимизированное средство доставки маршртов на целевую систему. Т.е. если из статьи убрать bgp, то нужны будут другие способы доставки маршрутов. Например кастомный скрипт, который считает diff новых/страрых маршрутов и заливает на роутер через expect по ssh разницу (не перезаливать же каждый раз 60k маршрутов). Разные роутеры — разные expect скрипты.
Способов много можно придумать, у каждого будут свои плюсы и минусы в конкретной ситуации.
Спасибо за идею, где брать списки!
Но вот BGP тут, мне кажется, это из пушки по воробьям. Проще взять для шлюза бесплатную маршрутизирующую ОС (мне нравиться VyOS — это форк от популярной когда-то Vyatta), и динамически управлять маршрутизацией через скрипт. Кстати, там сразу снят вопрос, где правильно резолвить «неугодные» имена ресурсов, направляя DNS запросы к гугловским Public DNS строго в туннель.
Зачем мне дома миллионы адресов заблокированных РКН. У меня в туннель переадресуется полторы сотни адресов, трафик DNS и одно устройство полностью работает через туннель. Этого вполне хватает на все случаи.
Хотя предложенная схема имеет место для жизни в крупных офисах, где сотни пользователей и бегать за каждым и настраивать блокировки не хочется.
Извините, что на ваш частный сайт кто-то написал статью.
Буквально вчера проделал тоже самое через wireguard и ip ro add table, заодно прокинув домой ipv6, правда скрипт заполняет таблицу ~8 минут.
А подробности можно попросить?
Ткнуть носом в ссылку то-же устроит…
antizapret уважаю. никаких знаний и умений не нужно чтобы его использовать. а это… diy в кубе. надо ведь заботиться о том, чтобы массы обычных людей имели доступ к альтернативной информации, а не сотня-другая гиков. потому что живем-то мы среди массы, они отупеют совсем в закрытом обществе и поубивают тут и нас, и себя.
нужны решения из коробки и с одной кнопкой.
Как говорил Джабраил, «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет». Раз уж РКН создает реестр запрещенных ресурсов, грешно было бы не воспользоваться этим реестром для решения нашей задачи. Копию реестра мы будем получать с github.

теперь засекретят по высшему уровню…

Насколько я понимаю, он и сейчас является закрытым. Откуда его берут активисты — интересный вопрос…
Но в целом да, могут и сильнее гайки закрутить. Например, присвоить ему гриф секретности, тогда за несанкционированное распространение вообще уголовка будет. Удобно.

Теоретически могут, конечно. Но вероятность не очень высока. Для загрифованной информации сильно растут требования к защищенности ИС. Им и механизм распределения реестра среди провайдеров придется перепиливать, и голову АС «Ревизор». На всё это нужны деньги, а у РЧЦ их нет.
Если ты являешься провайдером или оказываешь услуги провайдера тебе дают ЭЦП, с которой ты должен каждый божий день заходить на сайт и скачивать этот реестр. У нас была ООО, которая раньше оказывала услуги связи в отдаленные деревни, так у неё ни серверов ничего не осталось, а по закону обязаны были каждый день обновлять этот список…
Достать этот список вообще не проблема…

UPD. вот то самое место где можно дергать список при наличии эцп (сертификат в формате PKCS#7)

p.s. ООО являлась оператором связи.
послушайте, я свой коммент написал только по одной причине. я вот читаю хабр и кмк тут многие просто не врубаются, что речь не идёт вовсе о каком-то захватывающем интеллектуальном соревновании с ркн, а (скажем пусть и пафосно, но верно) о выживании. кто кого, и ставки не виртуальные.
поэтому может быть не стоит в эти времена обсуждать какие-то вопросы столь открыто?
заем вооружать дополнительными знанием и информацией силы, которые мешают вам жить, для которых мы враги, которые стремятся или подчинить нас или уничтожить?
ведь с их стороны вопрос стоит только так.
подумайте об этом.
Вы излишне драматизируете. В текущей ситуации распространение информации гораздо важнее, чем ее сокрытие. Плюс к тому, сотрудники соответствующих органов всё это (где что можно взять) сами давно знают. Просто абсолютное большинство из них делает конкретно то, что требует от них руководство, а закрытия возможности пользоваться обходом блокировок руководство не требует.
я понимаю вашу точку зрения, но всякий раз я вижу перед собой эти картинки со списком пунктов и там один выделен и возле него написано «сейчас вы находитесь здесь».
многое из того, что есть сейчас, еще совсем недавно казалось невозможным. и к вопросу
закрытия возможности пользоваться обходом блокировок руководство не требует.
применимы лишь слова «пока не требуют».
они же варят лягушку, мы же понимаем. а это размеренный, неторопливый и в то же время неостанавимый процесс.
теперь засекретят по высшему уровню

Пока коллаборационисты не монополизировали доступ в интернет — это вряд ли возможно и глупо развивать «самостоп» раньше времени.
Спасибо бро! Только начал искать инструмент для реализации динамической маршрутизации и сразу на полезную статью!
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Оно серьезно похоже на «трахаться»? Вот эти вот десяток-два команд один раз в жизни?
Если хотите трахать, то попробуйте на сервере развернуть систему управления и через RSHH или API изменять статические маршруты на роутере.
На просторах сети есть множество сервисов, предоставляющих VPS за крайне умеренные деньги. Пока я нашел и пользуюсь вариантом за $9/год

А можете поделиться адресом? Самое дешёвое, что я видел, было за евро в месяц.

Написал в личку, чтобы не заниматься рекламой :)
Тоже попрошу поделится в личку.
Думаю, интересно будет не ему одному… Может, открытым текстом?
Ну давайте открытым. Не побьют, надеюсь.

Буду признателен, если сначала зайдете на партнерскую ссылку сервиса http://portal.nfphosting.com/aff.php?aff=405 — вам всё равно, а мне приятно :)

Но так вы там этот VPS не найдете, поскольку он промо, поэтому вот прямая ссылка на его покупку — http://portal.nfphosting.com/cart.php?a=add&pid=53.

Сервис в США, поэтому нужно иметь в виду латентность. Я его до начала прошлой недели использовал в основном для покупки авиабилетов и заказа машин в прокате — иногда очень выгодно приходить с американского IP. Но сейчас резво тянет и OpenVPN, и socks5.
Спасибо!
Раз уж разговор зашел = ) На какие направления выгодно покупать под американским IP авиабилеты?
У некоторых агрегаторов доходило до абсурда, что внутрироссийские рейсы были дешевле. Но это давно было. Сейчас какие-то изменения замечал в основном в рейсах в Европу.
латентность

она во всем? :) Заказал 6часов назад, и тишина )
Ну так Омерика же, у них ночь :) Проснутся — сделают.
Заметил) Наверное меня всякие линоды и хетснеры автоматизмом(в стандартной конфигурации) избаловали…
А теперь у них выходной наступил, а не рабочая суббота, как у нас? (Заказал сутки назад — видимо, теперь ждать до понедельника.)
Выходные у них в голове по ходу )
Вчера так уж и быть статус поставили на заказе — «выполняется»…
У меня за «периметром» десяток серверов, я просто хотел протестить, тест удался )
ЗЫ. Я выбрал NY
Вот честно скажу, хбз. Когда я заказывал себе — заказ разместил их ночью, их утром уже заработало.
Сейчас смотрю (вижу общее количество заказов из перешедших по партнерке и сколько из них инсталлировано) — 8 запустившихся из 30. Что и почему они делают с остальными — не понимаю. Возможно, это связано с выбором ЦОДа — там же при заказе можно выбрать NY или LA. Мой сервер — в NY.
Я тоже выбрал NY, до сих пор pending
Это какая-то жесть… До сих пор «Pending» и стандартная отписка из серии «проверяем» на тикет!
Я им писал в поддержку на этот счет — мне тоже ответили что-то типа «всё обязательно будет хорошо». Но вчера внезапно исправились — из 42 всего 3 остались в статусе Pending, остальные работают.
После недели ожидания написал им, что они неправы и я хочу мои деньги обратно. И тут они внезапно проснулись! Сказали что в NY нет свободных серверов, но можно создать в LA… Так что я переехал в LA
О, сегодня вроде запустилось, но по ssh не пускает: «Connection refused».
Вот только эту цену не могу найти уже при переходе по ссылке заказа
На правах не-рекламы: hostodo.com даёт за $10/год, но промо-код на 20% скидку гуглится. Итого $8.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Пользовался когда-то. Надо быть осторожным — некоторые хостинги работают так же, как и стоят…
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Справляется с нагрузкой? Сколько съедает оперативной памяти?
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
1) Ваш вариант удаляет «все одиночные адреса» из выгрузки, оставляет только «забанненое по подсетям» (grep '/')
2) этот пайп можно ужать до одного вызова awk: awk -F ';' '{split($1, arr, " | "); for (i in arr) {if (arr[i] ~ /\//) addr[j] = arr[i] ; j++ }} END {PROCINFO["sorted_in"] = "@val_num_asc"; asort(addr) ; for (i in addr){print "/ip firewall address-list add comment=\"Fuck RKN\" list=rkn address="addr[i]}}'
3) Если есть условно 3 микротика и одна VPS, то в вашем варианте адреса нужно пушить в каждый микротик, а в варианте из статьи только один раз в bird на VPS, на конечные микротики маршруты доедут сами через BGP.
4) Ваш вариант только добавляет адреса и не удаляет старые. Метод в статье позволит перестать гнать трафик через тунель в случае если адрес пропал из выгрузки (нее, я понимаю что с практической точки зрения на данный момент это так себе агрумент, но тем не менее).
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Тарелка — это миф, %username%.

Может кому будет интересно. Дома давно думал как избавится от заразы с блокировками, родилось такое наколенное решение. Стоит дома нетбук на Windows качает торренты да работает как сетевой архив, роутер — стандартная поделка от МГТС. Появилась у меня идея траффик на заблокированные ресурсы проксировать. На нетбуке поставил DHCP сервер, прописал в нем адрес откуда отдавать автоконфигурацию прокси, как оказалось сами файлы автоконфигурации уже есть готовые. Простым php скриптом забираю его с сервера и меняю адрес прокси на свой, которым является Tor onion router работающий на том же нетбуке. Все виндовые машинки настроены на автоконфигуоацию прокси, на телефонах путь к wpad надо прописывать вручную в настройках подключения. Пока что не заметил никаких проблем с доступом к чему либо.
Такое вот решение из говна и палок для тех у кого нет микротиков и VPN.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
А вы не пробовали не покупать наркотики в Телеграм? Им можно для общения и для бизнеса пользоваться.
Если прочитать статью, перед тем как писать комментарий, можно увидеть, для чего это всё.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Судя по этому комментарию, у вас проблемы либо с дефицитом общения, либо с некорректным использованием кванторов всеобщности. Либо вы просто пытаетесь троллить, но тут, как говорил герой Бандераса в «Маске Зорро» — «вы пытаетесь, а она танцует». Очень неумело.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
нормальный мессенджер
Мне чисто поржать ©
А нормальный это какой?
Реклама скайпа

Нет, Телеграм прекрасно работает и без всего этого.
И вообще, зарегистрировался только для подобных идиотских комментариев?

Возможно для роутера будет не так напряжно маркировать пакеты файерволом (iptables с ipset) исходя из соединения, а маршрутизировать уже на базе этой маркировки (ip rule). Сам не проверял, но при таком подходе проходить по куче айпишников придётся не для каждого пакета, а только для первого пакета в соединении.

Я, конечно, не очень глубоко знаю архитектуру SOHO-устройств, но для более-менее серьезных железок маршрутизация делается в кремнии и практически ничего не стоит, а вот файрвол для маркирования сильно подороже по ресурсам. Равно как и у PC-роутеров сейчас она опускается в кремний сетевых карт.
И здесь, мне кажется, маршрутизация должна стоить дешевле, чем файрвол. Не настолько дешевле, как в тяжелых, но всё же дешевле.
Надо у микротиковедов узнавать.

Ну, тут проверять надо. Если роутер загибается от такого обилия маршрутов можно попробовать другое решение. Знаю что частенько бывает, что кастомные прошивки на OpenWrt/LEDE часто не поддерживают тот самый "кремниевый сахар" устройств.


Кстати, большую таблицу маршрутизации тоже можно разбить на более мелкие диапазоны теми же правилами маршрутизации ip rule — тоже может полегчать.

Да, я тоже натыкался на ситуации, когда кастом не включал аппаратные фичи.

В целом можно и просто просуммаризовать iplist — будет в туннели уходить чуть больше чем надо, зато на всё решение 78+60 префиксов. Для этого, правда, по-хорошему надо полностью переписать скрипт генерации листов на том же python, не мешать же его с башем. Надо будет озаботиться.

Да, в статье это указано. Если есть желание можно дополнить статью способами оптимизации.


Дополню предыдущий свой коммент:
Если разделить всё IPv4 пространство на 32 диапазона, и добавить для каждого из них правило смотреть свою таблицу маршрутизации, то 85000 маршрутов из большой общей таблицы превращаются в таблицы по 2-3 тысячи маршрутов, порядок уже совсем другой, любой роутер должен сдюжить. Правда не знаю хорошо ли это вливается в концепцию работы BGP в данной статье (не использовал ни разу).

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
> маршрутизация делается в кремнии
Вы путаете с HW NAT. Маршрутизация «в кремнии» не бывает, и делается средствами ядра (и стека ip) Linux.
Под «более-менее серьезными железками» я подразумевал аппаратные маршрутизаторы (прежде всего Cisco, где моя экспертиза лежит) и там уже давно маршрутизация живет практически исключительно в кремнии, вылезая на процессор только в редких случаях.

Про PC-роутеры — насколько я себе представлял, DPDK и подобные библиотеки научились опускать маршрутизацию (ну т.е. фактически принятие решение об отправке фрейма на основании dst ip заголовка) в кремний сетевых карт. Но тут не буду настаивать, не моя экспертиза. Если необходимо — могу уточнить у разработчиков, работающих с этой библиотекой.
dpdk и хардварная маршрутизация — разные направления ускорения сети. dpdk делает обработку пакетов процессором очень быстрой (и тупой), а хардварная маршрутизация, как вы сказали, выгружает правила принятия решений в сетевую карту.
где моя экспертиза лежит
Вы неправильно употребляете это слово. Экспертиза означает процесс исследования чего-либо. Это калька с английского «experience», и означает это только одно — опыт, но не экспертизу.

Вы опытны в железе от Cisco.
Язык — он живой, меняется и адаптируется под существующие реалии, в том числе и впитывая в себя профессиональный жаргон. Изменение смысловой нагрузки слов вполне себе нормально. К тому же, слово «опыт» тащит за собой очень широкий коннотативный слой, который не всегда применим в случае конкретного выражения.

Не думаю, что эти комментарии — адекватная площадка для лингвистических дискуссий, но оставляю за собой право использовать всю ширь русского сообразно собственному чувству языка. При этом, безусловно, не против, чтобы борцы за чистоту пользовались собственной его версией.
В том и дело, что это не жаргонизм, а просто калька с английского. У слова expertise есть вполне понятные русскому человеку значения: компетенция, опыт.

Жаргонизмы появляются, когда существующие слова в языке не могут точно передать смысл сказанного, или приходится использовать длинные словосочетания или конструкции. Здесь же такого нет — вы однозначно хотели сказать про ваш опыт или компетенцию.

Я ни в коей мере не борец за частоту языка, но у меня в голове не укладывается, как можно использовать эту дурацкую кальку. Будто человек нормальных слов не знает.
Эта калька устоялась за прошедшие десятилетия, стала профессиональным жаргоном, плавно осевшим на разговорный русский.
И как я говорил выше, меня не устраивает коннотативное наполнение слова «опыт», когда я говорю о своей экспертизе. Слово «компетенция» же иное по структуре использования и без уточняющего прилагательного мне режет слух гораздо больше, нежели «экспертиза». К тому же, «компетенция» — ровно таким же путем, через прямую кальку с английского, появившееся в русском языке слово, и никаких преимуществ его использование в данном случае не несет.
Ничего она не устоялась, не выдавайте свои личные заблуждения за массовые.
Очень, очень слабая попытка устроить холивар. У вас выпускной в подготовительной группе тролльского детсада?
Я, вероятно, как и firk, первый раз услышал использование этого слова не более 3 лет назад, и слышу его очень редко, обычно от малограмотных людей.
Какой смысл вы вкладываете в это слово? Я правда не понимаю, это не подкол. Перефразируйте с использованием обычных слов русского языка.
Я пришел в системную интеграцию в 2004 году и уже тогда это слово было в ходу. Приглашен был, собственно, чтобы развивать в компании экспертизу по Cisco. Уходил из интеграции в 2012 (уже из другой компании, естественно) и там всё ещё активно использовался этот термин. Последние годы, находясь с другой стороны баррикады, слышу его гораздо реже, но не думаю, что оно ушло из обращения.

Обладать экспертизой в каком-то направлении — это, фактически, обладать набором необходимой информации, умений, опыта, возможностей и других скиллов для решения задачи в этом направлении.
Я практически уверен, что этимология слова — это не просто калька от expertise, а скорее упрощение словосочетания, подобного «набор экспертных знаний», «экспертный потенциал» и т.п.

Слово «опыт», поскольку нейтрально, обязательно требует уточнений, что опыт был положительным. Да и наличие положительного опыта в прошлом далеко не гарантирует, что текущая задача будет решена положительно. «Я уже три раза занимался сексом без презерватива с незнакомками — у меня есть положительный опыт!».

Компетенцию я считаю гораздо более узким понятием. Фактически, экспертиза состоит из набора различных компетенций, необходимых для покрытия направления. Да, можно сказать «наша компания обладает необходимым набором компетенций для решения этой задачи». Но при существовании нужного жаргонизма я не вижу в этом смысла. Если строитель будет говорить мне про «деревянные пробки» вместо «чопиков», я сильно напрягусь относительно его экспертизы в строительстве :)
Речь наверное про TCAM или FPGA.
TCAM применяется не для маршрутизации, в основном для фильтров, где в результате поиска по битовой маске нужно иметь три состояния, match, don't match и don't care. Поэтому так и называется ternary content addressable memory.
>> проходить по куче айпишников придётся не для каждого пакета,
>> а только для первого пакета в соединении

Маршрутизация работает по такому же принципу, т.е. только по первому пакету (при условии не отключенного FastPath).
Смотря какая маршрутизация и где. Первому пакету откуда?
Например знаю, что в ядре Linux начиная с 3.6 отключили по-умолчанию кэш маршрутов по каким-то причинам, теперь, как понимаю, маршрут для каждого пакета вычисляется заново по таблице(цам) маршрутизации.
Каюсь, еще пару недель назад настроил на роутере канал до туннельного брокера IPV6. Практически все нужные ресурсы, имеют в своем распоряжении IPV6-адреса. Все, что нужно (в основном ivideon, evernote и сервисы Google), работает без плясок.
Да, это тоже способ обхода (у меня тоже не один месяц уже работает через HE), но, к сожалению, IPv6 не настолько распространен, чтобы исключить проблемы доступа. Если IPv6 решил ваши проблемы — это очень хорошо.
Вот у меня аналогично, настроил IPv6 на маршрутизаторе (LEDE) и почти всё из заблокированного открывается через него. Например, Mono неоднократно упоминаемый.

Однако, почти всё — это не всё, к сожалению…
В связи с этим интересуюсь способом, который может из выгрузки РКН убрать все ресурсы доступные по IPv6, а уже имеющийся остаток IPv4-only перенаправить на VPN/proxy/etc…
Большая поправка: для такого рода VPN'ов шифрование — совершенно опциональная вещь. Если мы «остальной» трафик доверяем провайдеру как есть, то какой смысл шифровать блокированный?

Так что достаточно просто GRE-туннеля. Без IPSec. Внутри там прекрасно пойдёт SSL-трафик там, где это важно, так что дополнительных рисков это не создаёт.

(Если бы не было блокировки, то трафик бы шёл через провайдера без «сетевого шифрования»).

Всё это актуально до тех пор, пока цензура не начала проверять содержимое GRE, разумеется.
Да, частично соглашусь.
Хотя DPI уже вполне себе разбирают транзитные нешифрованные туннели и выдергивают из них DNS-запросы, например. Поскольку некоторые провайдеры используют в том числе и обработку DNS-запросов для целей фильтрации, я бы отказывался от шифрования в туннелях только в случае, если роутеру совсем с ним плохо становится.
Да и в облачных сервисах GRE может не работать.
А откуда берутся номера автономных систем ASN для BGP?
В нашем случае — из головы, как я и писал, в замкнутой системе они могут быть любыми 16-битными числами без ущерба для чего бы то ни было.
Но согласно rfc6996 лучше выбирать из диапазона 64512-65534
Спасибо
Добавил в закладки
Автору спасибо!
Настроил с включением отдачи и одиночных маршрутов. Роутер спокойно вывез.
Роутер Mikrotik RB951Ui-2HnD, было свободно ~109Мб RAM, стало свободно ~60Мб. По CPU изменений не вижу. Единственное, CPU проседает в момент просмотра списка маршутов из WinBox.
Для bird Использовал локальный сервачок, который у меня торренты качает и на телек раздает.

В целом такой вариант решения мне очень нравится.
Вместо плагина для хрома и списка заблокированных доменов можно использовать dnscrypt-proxy, и спрятать весь DNS трафик от глаз провайдера.
Ох, ну это совсем не «вместо». Плагин для хрома и список доменов нужны для того, чтобы обходить блокировки, которые делаются по доменному имени (или полностью, «ограничение доступа к сайту», или частично «ограничение доступа к странице»). В этом случае далеко не факт, что ip из реестра совпадает с реальным ip сайта и поэтому, соответственно, не факт, что трафик в описанном решении пойдет в туннель.
Если же трафик пошел в оператора — тот вылавливает доменное имя не из dns-запросов. Достаточно большое количество оных не подменяет dns, но практически все парсят HTTP GET и TLS SNI. Соответственно, dnscrypt от этого не спасет от слова «совсем».
Так оно применяется с описанным в статье решением. Просто если провайдер подменил ответ DNS, и клиент получил IP провайдерской заглушки, вместо реального адреса сайта, то поздно направлять трафик в обход провайдера. А dnscrypt-proxy позволит получать реальные адреса сайтов и соответственно правильно направлять трафик в обход провайдера.
Если использовать плагин со списком, он не зависит от провайдерского DNS. Потому что это обычное использование http/sock5-прокси для списка доменов, и резолвинг в этом случае тоже делается на стороне прокси, провайдер только адрес прокси и резолвит, если прокси именем, а не ip-адресом прописан.

В случае описанного решения вполне логично просто завернуть dns-трафик в туннель (например, статикой на 8.8.8.8). Шифрования туннеля вполне хватит для защиты dns-запросов от DPI провайдера.

Но если этого не делать — можно и dnscrypt использовать, безусловно. Просто он не заменит плагин для хрома, поскольку плагин нужен в случаях, когда мы не получили ip заблокированного ресурса в таблицу маршрутизации. Условный гугл в реестр был внесен с адресом 4.4.4.4, а нам (компьютеру на клиентской стороне) разрезолвился в 5.5.5.5. И не потому, что провайдер подменил ответ, а потому что у условного гугла 600 адресов в пуле этого адреса.
Но ведь dnscrypt-proxy — это и есть туннель для DNS. Если нам DNS отдал другой адрес (сервис поменял его), и его не будет в таблице маршрутизации, то его и у провайдера тоже не будет в списке заблокированных. Хотя действительно в такой ситуации можно словить блок, но для этого DPI у провайдера должен проверять URL адрес во всех запросах, а не только в тех, которые идут к IP из реестра. В целом, на всякий случай, надо иметь введу запасные варианты обхода блокировки.
Беда в том, что провайдер должен блокировать сайты по имени вне зависимости от ip, который указан в листе. Поэтому провайдеры либо гонят весь поток http/https реквестов в dpi, либо иным способом обеспечивают попадание именно такого трафика в фильтрацию.
Тогда понятно. Видимо мой провайдер пока не раскошелился на DPI, поэтому он блокирует домены только по DNS (и по своему, и подменяя ответы чужих), и сервера по IP, при этом не разбирая, к какому домену на этом адресе идёт запрос. Поэтому очень много лишних сайтов попадает под блокировку.
Например, достаточно легко сделать суммаризацию списка ip-адресов через решения на perl или python. Простой скрипт на perl, делающий это с помощью Net::CIDR::Lite, превращает 85 тысяч префиксов в 60 (не тысяч), но, естественно, перекрывает гораздо бОльший диапазон адресов, чем заблокировано.

Вот этот момент я немножечко не понял.
Я набросал скрипт на перле:
curl -s https://raw.githubusercontent.com/zapret-info/z-i/master/dump.csv | perl -MSocket -F'\s|;|\|' -nlae 'BEGIN{$mask = 24 ;for($i=0;$i<$mask;$i++){$bm=($bm<<1)+1}$bm=$bm<<(32-$mask)}for(@F){next if !(/^((25[0-5]?|2[0-4]?\d|[01]?\d\d?)\.){3}(25[0-5]?|2[0-4]?\d?|[01]?\d\d?)$/);$h{unpack("N",inet_aton($_))&$bm}+=1}END{for(keys %h){print inet_ntoa(pack("N",$_))."/$mask"}}'


Поиграл значением переменной mask в теле и получил такие значения:
Спойлер
Длина префикса | Колво маршрутов
32 | 85929
31 | 70875
30 | 57153
29 | 46442
28 | 38231
27 | 31421
26 | 25805
25 | 21129
24 | 17616
23 | 14353
22 | 11645
21 | 9495
20 | 7740
19 | 6251
18 | 5056
17 | 4053
16 | 3204
15 | 2543
14 | 1947
13 | 1465
12 | 1069
11 | 750
10 | 505
9 | 329
8 | 189
7 | 103
6 | 56
5 | 28
4 | 14
3 | 7
2 | 4
1 | 2
0 | 1



То есть что бы получить заявленные вами 60 маршрутов (или около того), нужно суммировать маршруты с масками /6. Тут скорей всего ошибка где-то в расчетах (или у вас, или у меня).
Вот тут я совсем не настоящий сварщик, у меня есть скрипт на perl не моего авторства, который используется для агрегации префиксов после bgpq3. Кормил ему список адресов — получал ~60 строк на выходе. Глубоко в полученном результате не копался ввиду отсутствия необходимости. Совершенно не исключаю, что где-то ошибка, надо этот будет этот момент проработать поглубже, когда будет время.
А покажите ваш скрипт… ну или хотя бы результат его работы на актуальном dump.csv
#!/usr/bin/perl
use Net::CIDR::Lite;
my $cidr = Net::CIDR::Lite->new;
while (<STDIN>) {
  chomp;
  $cidr->add("$1") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+\/\d+)\s*$/);
  $cidr->add_range("$1-$2") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+)\s*-\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+)\s*.*$/);
}
print "$_\n" for $cidr->list;


Но повторюсь — на консистентность результат не проверял.
"$cidr->add("$1") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+\/\d+)\s*$/)" — в этой строке выбираются только входящие строки в формате «ip/mask», но не просто «ip». То есть условный «192.168.0.5/24» в итоговую выборку попадет, а условный «192.168.1.1» будет просто откинут без всякого суммирования.
Если переписать скрипт вот так(что бы одиночные ip без маски тоже обрабатывались):
#!/usr/bin/perl
use Net::CIDR::Lite;
my $cidr = Net::CIDR::Lite->new;
while (<STDIN>) {
  chomp;
  $cidr->add("$1") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+\/\d+)\s*$/);
  $cidr->add_ip("$1") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+)\s*$/);
  $cidr->add_range("$1-$2") if (/^\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+)\s*-\s*(\d+\.\d+\.\d+\.\d+)\s*.*$/);
}
print "$_\n" for $cidr->list;

То результат станет порядка 62к адресов, из которых подавляющая часть с масками /29, /30, /31 и /32, а всех остальных меньше 200 штук.
А на питоне есть что-то подобное?
Спасибо :) Мой перл близок к нулю, да.
Попробую использовать вашу версию скрипта для суммаризации, всё же 62к лучше, чем 85к.
Ну и да, есть повод отряхнуть пыль с мозга, вспомнить питон и переписать все скрипты в решении на нём, добавив суммаризацию.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Всё в ваших руках, я буду рад увидеть, как вы скормите dump.csv прямо в утилиту aggregate без использования «самопальных скриптов».

А поскольку — спойлер! — у вас это не получится, то нет принципиальной разницы, делать всё, кроме суммаризации, на скриптах, а суммаризацию на aggregate, или делать всё на скриптах, включая суммаризацию.

В целом в жизни есть гораздо больше одного пути достижения желаемой цели, поэтому никто не говорит, что aggregate использовать нельзя. Нравится — используйте.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Вы это попробовали сделать? Если да — покажите полную строку, выдающую результат.
(Я — попробовал, результата не получил).
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Спасибо, возможно, это кому-то поможет.
В других вариантах суммаризации получается около 60к префиксов, в вашем около 33к, поэтому тут еще надо сравнить, какой из результатов корректнее.
А не подойдет вариант загрузить все заблокированные адреса в ipset (с исп-м hash:net) и с помощью iptables роутить пакеты куда надо? Насколько я понимаю, ipset как раз оптимизирован для работы с большим количеством IP. Если роутер или компьютер поддерживает ipset, конечно.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Это вариант чёрного списка. Мне больше нравится вариант белого списка — он проще и очевиднее. У меня есть белый список того, что идёт в инет напрямую:


  • торренты (из-за трафика, которым не хочется грузить vpn)
  • i2p (по приколу)
  • ssh (чтобы уменьшить задержки, если бы игрался — здесь были бы игровые сервера)
  • smtp (домашний почтовик дело принципа, не смотря на все препятствия)
  • сайт провайдера (иногда они пускают в личный кабинет только из своей сети)
  • собственно, сам vpn сервер

Всё остальное идёт через vpn. Отныне, и навеки веков. Аминь.


Самое смешное, что в моём случае дело даже не в РКН — у нас зачем-то решили заблокировать Яндекс. А бегать за ними и перенастраивать каждый раз как они решат ещё что-то поломать в интернете — нет, спасибо. Если им надоело просматривать мой трафик, могли так и сказать — зачем толсто намекать блокировками? В России, конечно, забавнее — одновременно вводят сохранение всего трафика страны на пол года, и тут же переводят большую часть населения на VPN. Умом, как обычно, не понять.

Вполне возможный вариант. Лично для меня в VPN есть две проблемы — рост латентности (а если VPN в США — то очень существенный рост латентности) и потенциальная фрагментация, поэтому я стараюсь заворачивать в VPN только то, что нельзя туда не заворачивать.
Однако ваш вариант для многих подойдет.

Яндекс, по секрету скажу, сегодня ночью и в России заблокировать решили, вместе с VK и OK :) Правда, от Яндекса только один адрес и быстро исправились.

Э… а зачем брать VPN в США? Что до излишней фрагментации, то это надо ещё постараться так сеть настроить — по-моему в наши дни с настройками MTU по умолчанию место для заголовков туннеля обычно оставляют все, но могу ошибаться. В общем, обе проблемы сначала надо себе самостоятельно создать, и только потом получится от них пострадать всласть.

Я тут упоминал уже, кажется — изначально VPS (и VPN/proxy на нем) я заводил для того, чтобы экономить на авиабилетах и аренде машины, для этого он именно в США и нужен.
Да и в целом я нахожусь ровно в середине России, все международные каналы идут в Москву, поэтому выход за пределы поля блокировок резко увеличивает латентность, даже если в Эстонии приземлиться.

С MTU — есть мы говорим про 100 Mbps, то на операторских сетях для физлиц там практически всегда 1500 в сторону абонента и даже baby giant крайне маловероятен. Ибо у операторского коммутатора главное достоинство — дешевизна порта, а «все эти мту-шмту» не повышают оплачиваемый спрос. Хотя это, конечно, на основании только собственного опыта — у меня за последние годы было с десяток российских ISP, где я что-то внедрял или траблшутил. В каких-то других операторах и особенно вне РФ всё может быть по-другому.
В любом случае, у меня на домашнем подключении точно 1500 и если PMTUD не отработает — на туннеле будет фрагментация со всеми вытекающими.

Что до увеличения задержек в принципе:


  • google.com, VPN 45ms, напрямую 42ms
  • ya.ru, VPN 75ms, напрямую … ой, забыл что его у нас блокируют.
  • habr.com, VPN 58ms, напрямую 11ms (вау, 4 хопа!)
  • github.com, VPN 123ms, напрямую 131ms (das ist fantastisch!)

Единственный момент — без VPN задержки более стабильные, а с VPN задержка колеблется в каких-то пределах, не критично, но тем не менее. Но в целом — это вообще не проблема, до тех пор пока речь не заходит о доступе к игровому серверу, находящемуся в своём городе, через VPN в другой стране.

«Что делать будем… Завидовать будем» (С) Сталин из анекдота

google.com 93/313/46
ya.ru 93/313/51
habr.com 87/199/38
github.com 180/172/176

Эстония/США/директ, соответственно.
Но тут, как писал выше, география сильно роляет.
Может я что-то упустил, но нужен ли на VPS-серваке публичный IP-адрес или достаточно серого 172.20.Х.Х?
В статье не рассматривается никакой конкретной VPN-технологии. Единственное требование: что бы на двух устройствах были совместимые VPN-сервер и VPN-клиент.
Наличии реального ipv4 в данном случае совершенно не обязательно, но ваш VPN-клиент должен уметь соединяться с вашим VPN-сервером, для этого может быть использован реальный ipv4 адрес на одном из концов (либо на vps, либо «дома»), проброс необходимых портов, реальный ipv6 адрес или что-то типа того, главное что бы ваши сервер и клиент смогли соединиться.
Эти прекрасные люди заблокировали такой экстемистский сайт как gopkg.in с репозиториями для Go
Я считаю это успех. Конечно, при сборке образов на сервере, в основном этого никто не заметит, но много приятных слов в их адрес уже звучит от обычных разработчиков.
А можете добавить в статью описание настройки случая, где вместо VPS уже стоит маршрутизатор ROS, и туннель между ними уже поднят?
Уже имеется VPS с CHR и к нему подключены клиенты VPN.
Интересует базовая настройка BGP, без автоматического обновления подсетей на «сервере».
В смысле случай с двумя Mikrotik, при этом на первом есть какой-то список сетей и его надо проанонсировать на клиентов по BGP? Обеспечивать коннективити между клиентами через туннели не надо?

Там всё более чем элементарно, запустить на каждом BGP (лучше, наверное, даже iBGP — т.е. на всех маршрутизаторах один и тот же номер AS) и поскольку на центральном маршруты получены не по BGP — настроить редистрибьюцию от него в BGP. Если маршруты прописаны статикой, то настройки приблизительно будут выглядеть так.

на центральном:
/routing bgp instance set default as=64999 ignore-as-path-len=yes redistribute-static=yes router-id=ip CHR
/routing bgp peer add name=Client1 remote-address=ip 1 клиента внутри туннеля remote-as=64999 ttl=default
/routing bgp peer add name=Client2 remote-address=ip 2 клиента внутри туннеля remote-as=64999 ttl=default
и т.д.

на клиентах:
/routing bgp instance set default as=64999 ignore-as-path-len=yes redistribute-static=yes router-id=ip клиента
/routing bgp peer add name=CHR remote-address=ip CHR внутри туннеля remote-as=64999 ttl=default

И даже фильтры, как в статье, прописывать не надо — всё и так сойдется. Обратите внимание, что BGP-пиринг в этом случае строится внутри туннелей, на внутренних адресах.

Если я неправильно понял задачу и надо решить именно задачу обмена трафиком между клиентами — тогда лучше перейти на eBGP (т.е. поменять номера AS на разные) и добавить в настройку пиров на CHR (/routing bgp peer add) команду nexthop-choice=force-self.

Хотя в конкретно этом случае, возможно, удобнее будет пушить сети в сторону клиентов через механизмы OpenVPN, если у вас OpenVPN. Тут в комментариях несколько раз описывали варианты.

Опишите, чего хочется добиться, чуть подробнее — смогу подсказать более полно.
Да, именно так и надо. Сейчас несколько роутеров через CHR пускают трафик, маркируя его в mangle.
Сам список dst-address-list загружается с сервера на каждый роутер по SSH
Список составляется в ручном режиме, добавляются крупные сети или адреса необходимых ресурсов. Но в последнее время слишком много стало блокироваться, хотел бы оптимизировать
Развернул у себя на микротике, но для этого на роутере пришлось, во-первых, включить Multihop в настройках Peer, как уже было написано в комментарии выше, а во-вторых, в настройках фильтра выбрать только протокол BGP — без этого дефолтный маршрут 0.0.0.0/0 тоже направлялся на VPN. Никто не знает, почему так происходит и почему этот момент не описан в инструкциях?
Видимо, вы получаете дефолт тоже динамически. Поправка логичная, я ее добавил вчера в текст, после того как мне прислали ее в личку.
А про multihop со стороны клиента я банально забыл, сейчас допишу.
Огромная благодарность автору! Очень полезная и интересная статья.
Можете показать примерный конфиг bird, который работает на PC-роутере со стороны «клиента», и который не только принимает актуальные маршруты с VPS, но и анонсирует две серых сетки (пусть это будут 172.16.16.0/24 и 10.0.2.0/24)?
Спасибо за ваш труд.
Можно вообще полностью повторить конфиг сервера, который опубликован в статье, а в pfxlist.txt положить ваши серые сети.

Изменения, которые потребуется сделать на обоих роутерах (и на VPS, и на PC): это поменять в protocol bgp строку import none; на import all; и раскомментировать export all; в protocol kernel.
Первое действие позволяет принимать по bgp получаемые префиксы, а второе — инсталлировать полученные маршруты в таблицу маршрутизации операционной системы.

Если эти серые сети появляются на pc-роутере динамически (например, как connected или по какому-либо протоколу динамической маршрутизации), можно научить bird редистрибьютить их оттуда и тогда он будет их анонсировать, только когда они реально есть. Но для такой схемы надо уже погружаться в архитектуру вашей сети, а вариант с bgp вручную будет работать вне зависимости от ее параметров.

В вашем случае лучше строить iBGP (т.е. чтобы номера AS с двух сторон совпадали) внутри туннеля (т.е. на адресах туннеля).
Спасибо.
Текущая конфигурация сети — VPS и два Location. Все они имеют единственное подключение к провайдеру в своих городах и FreeBSD в качестве «роутерной» ОС. Сделать full-mesh для iBGP на vpn-линках труда не составляет, но кол-во Location может возрасти на 1-2 и хотелось бы сразу выбрать адекватное BGP-решение (или может на OSPF?).
И второй момент. Как я понимаю, использовать маршрутизацию через loopback-интерфейсы имеет смысл тогда, когда хотя бы на одном Location появится подключение ко второму провайдеру?
Если вы хотите контролировать, что отправляете локациям — надо использовать BGP. Если вам нужно показывать тысячи/десятки тысяч префиксов (как в случае анонса заблокированных по /32) — надо использовать BGP. OSPF имеет смысл, когда вам нужно организовать полную связность для большого количества устройств и небольшого количества префиксов.

По второму вопросу — пиринг на лупбеках действительно имеет смысл при множественном подключении, но скорее не для множественных стыков с провайдерами, а множественных каналах вашей собственной сети (например, нескольких VPN, которые, разумеется, могут быть построены через нескольких операторов). В целом логика в том, что сначала вы обмениваетесь маршрутами на лупбеки через IGP (например, тот же OSPF), а потом уже между лупбеками поднимаете BGP или какой-то другой необходимый вам протокол. Это позволяет с одной стороны иметь единую логику маршрутизации, существенно уменьшив количество пиров и всех настроек на них, а с другой — получить быструю сходимость в случае перехода с туннеля на туннель.
Но это очевидно работает только внутри автономной системы (в том числе ее частей, объединенных туннелями). Стыки с внешними операторами по BGP с лупбеков особого смысла не несут, во всяком случае я не могу для себя его сформулировать.
Вброшу фэнтезийный вариант, но имхо роутеронезависимый: во внутреннем сегменте живёт полноценная Raspberry Pi (с Ethernet на борту) или аналог, выполняющий роль default gateway для устройств домашней сети. На нём кодится логика, описанная в тексте Furriest — незаблокированное уходит на условный «старый длинк», заблокированное — в tun на RPi. Или такая реализация кажется слишком сложной? просто в хозяйстве болтается пара малин, а кинетик слишком стар, чтобы штатно уметь openvpn.
В этой схеме у вас малинка будет полноценным router-on-stick для домашней сети. Весь бы трафик локалки через малинку я пускать не рискнул (транзитный поток торрента хотя бы на 100Mbps превратит малину в тыкву), но благодаря icmp redirect домашние устройства быстро научатся отправлять трафик, который должен уходить «на старый длинк» сразу на него, поэтому схема вполне может сработать. Попробуйте.
Вижу риски в том, что icmp redirect cache у устройств может быть разный и по объему, и по времени хранения. Поэтому надо смотреть, с какой периодичностью трафик будет перескакивать назад на малинку (а для вас это будет проявляться в всплесках латентности — и если вы играете в онлайн-игры, то может испортить вам всю малину).

Я бы на вашем месте посмотрел, нет ли для кинетика поддержки «хоть какого-нибудь» протокола динамической маршрутизации (не обязательно bgp, можно IGP — т.е. ospf или rip). И потом поднял туннель и bgp-пиринг с малинки, но выливал эти префиксы в кинетик по этому внутреннему протоколу. Тогда дефолтом в домашней сети остается кинетик и он уже шлет редиректы, когда клиенты должны уйти в туннель. Поскольку адресов в туннеле несравнимо меньше, чем в интернете, клиенты не очень пострадают.
Но да, эта схема подразумевает, что вы обходитесь туннелем только для сетей. 80к (или даже 60к после суммаризации) префиксов отдельных заблокированных ip-адресов в IGP свернут крышу даже провайдерским маршрутизаторам, не то, что домашнему кинетику.
Полезная статья, спасибо.
Для себя правда уже написал программку для парсинга файла со списком ip/сетей, может кому-то пригодится: github.
Кроме, собственно, парсинга также нормализует и производит суммаризацию (настраиваемо).
Вот так можно получить готовый файл для Bird (и IP и сети в одном выходном файле):
network-list-parser-linux-amd64.bin -src-file dump.csv -dst-file list.txt -prefix "route " -suffix " reject;"
Unsacrificed, спасибо за аггрегатор. У меня он почему-то выкидывает некоторые маршруты, в итоге файл становитстя сильно меньше, но рутрекер(как пример) не работает. Пользуюсь сейчас github.com/rpv-tomsk/iplist, он работает корректно.
Спасибо, нашел баг — могла происходить неверная авто агрегация (в частности это и происходило для «155.94.67.4» — рутрекера). Исправил баг и добавил тест. Можете снова попробовать.
PS: вообще он не выкидывает маршруты, а «укрупняет» их для уменьшения их количества, но из-за бага новая подсеть могла не включать оригинальные. Теперь все должно быть нормально.
Да, теперь все отлично, спасибо!
Подход отличны! Осталось найти VPS, IP которого сам не окажется заблокированным. Что не просто — если нам удалось за несколько минут запустить машинку за $5, то же самое может сделать и Телеграмм по соседству в той же /10 подсети.
Как по-моему — вероятность того, что ваш VPS заблокируют из-за того, что на соседней VPS запущен Телеграм, не очень высока. РКН, конечно, отслеживает часть адресов, куда пытается подключиться клиент, но это не очень большая часть.
К тому же, кто-то большой уже надавал им по попе за массовые блокировки и в последние дни они добавляют в лист в основном /32.
Нет, VPS специально вряд ли заблокируют. Но все началось то не с желания по преступному LinkedIn полазить, а с того, что слишком много ни в чем не повинных ресурсов оказались заблокированы просто так, им не повезло с соседями. Если РКН перестанет такие блокировать — то и проблемы нет.

Но если не перестанет — в таких условиях VPS будет работать примерно так же, как и средний легальный сервис в облаке — он попадет под блокировку с такой же вероятностью. Плюс, конечно, что вы его контролируете и можете переехать в другое облако/IP.

Но полноценным решением был бы роутинг через что-то более стойкое к блокировкам — например, через TOR.
Тут всегда вопрос в балансе. TOR — это, безусловно, высокая выживаемость, но очень низкая скорость, катастрофические задержки и джиттер. Как следствие, заворачивать вообще весь трафик на какое-то адресное пространство в TOR-туннели можно тогда, когда нет более эффективной альтернативы. В TOR хорошо заворачивать подходящие для него сервисы, т.е. на 7 уровне модели, а не на 3.
Универсального решения, к сожалению, нет — всегда надо подбирать решение под конкретную ситуацию. Пока что обход блокировок неплохо работает через прокси для 7 уровня и через маршрутизацию в туннели для 3 уровня. Возможно, следующим интересным вариантом станет туннелирование через native ipv6 у тех клиентов, которым провайдер дает ipv6. А может и не станет, поглядим.
Верно. Но если у TOR (или аналога) вдруг появится пара миллионов новых пользователей — он станет быстрым.

У нас разработка в РФ, а продукт — миграция данных между облаками, с фокусам на западных клиентов. Блокировка AWS банально мешает продукт разрабатывать и тестировать — люди из офиса в РФ к некоторым регионам доступ через раз имеют.

Конечно же, мы сразу подняли машинку в DigitalOcean и VPN туннель. Но и машинка оказалась заблокированной, потому что Телеграм тоже умеет поднимать машинки в DigitalOcean. Так и живем…
Отличным решением здесь был бы продукт, который ставится обычным инсталлятором в два клика, и просто делает все хорошо. Что ходит напрямую — пускает напрямую, что ходит через VPS — пускает через VPS. А если не ходит даже через VPS — пускает через TOR.

Причем ареса VPS можно было бы обновлять динамически по принципу из TOR (чтобы обновления не заблокировали). Вот это был бы офигенный сервис!
Похоже, что в nxdomain действительно домены не все. Но если парсить на предмет доменов dump.csv — там это всё на месте.
нужен дополнительный DNS ресолвер на стороне VPS чтобы добавить актуальных IP адресов по которым банят провайдеры
На данный момент использование резолвинга провайдерам запрещено 249м приказом.

Но в целом резолвинг на стороне VPS не очень подходит, потому что у многих ресурсов географически распределенный резолвинг. Т.е. резолвинг youtube в США и в РФ будет отличаться. А провайдеры, использующие резолвинг, делают это от своих адресов, разумеется.
а если в качестве роутера выступает pfsense, как поднять bgp?
Подскажите, в связке bird — bird получаю префиксы, но они unreachable и без маршрута. Как сказать bird что все полученные префиксы заворачивать в туннель? Нужно сделать фильтр или есть парам типа next-hop? В документации не очень ясно.
В логике bird все изменения в маршрутах делаются на фильтрах при импорте и экспорте. Поскольку в вашем случае нужно установить маршруты в таблицу маршрутизации сервера, логично было бы менять некстхоп в префиксах либо в export бгп-протокола, либо в import протокола kernel.
Сам я, к сожалению, bird в такой конфигурации не использую, но думаю, что смотреть нужно в сторону параметра bgp_next_hop.

Могу собрать стенд и протестировать, но, к сожалению, в лучшем случае послезавтра. Если к тому моменту проблема не потеряет актуальность — напомните послезавтра, сделаю.
И обратил внимание на свою же опечатку — «логично было бы менять некстхоп в префиксах либо в export бгп-протокола, либо в import протокола kernel». Тут должно быть наоборот — import bgp или export kernel.
Спасибо огромное за статью, в режиме ibgp связка bird -bird работает нормально.
пользуюсь Psiphon — установил и забыл. Еще и бесплатно, включая мобильные девайсы.
На MikroTik hAP AC Lite маршруты пришли, процессор на 100% загрузили, и дальше микрот не смог их все прожевать до конца, WinBox Отвалился и вел себя неадекватно. По идее на более мощном устройстве типа hAP AC заработает

На hAP AC 2, все отлично. Всего пришло около 88000 маршрутов. Маршруты занимают 40Мб оперативки, загружаются около 15 секунд, при загрузке CPU 25-35%.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Вы так говорите, как будто эти списки неизменны. А на данный момент они меняются (в сторону увеличения) раз в полчаса.
Да, вы можете манипулировать ими через автоматику и API микротика. Но делаете ли?
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Вы пробовали «на горячую» переписывать десятки тысяч записей ACL на микротиках? Сколько это занимает времени и какова деградация сервиса?
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Но зачем придумывать самописные скрипты, когда есть специально заточенные под это бесплатные динамические протоколы маршрутизации?
Ответ на это у меня только один: каждый использует тот инструмент, которым умеет пользоваться, даже если он неоптимален.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Уже две такие связки настроил, работают шикарно. Огромное спасибо furriest за изящное решение!
В обоих случаях использовал европейские VPS (OpenVZ, KVM) под Debian, в качестве роутеров — Ubiquiti Edgerouter (Pro и Х).
Написали бы, как bgp настраивали на edgeos, многим было бы полезно
Если брать, как в примере, что у нас уже есть настроенный туннель на интерфейсе, например, tun30 (172.30.1.1 — VPS, и 172.30.1.2 — router, я использовал GRE over IPsec), то получается очень похоже на Cisco IOS:

set protocols bgp 64999 neighbor 172.30.1.1 ebgp-multihop 250
set protocols bgp 64999 neighbor 172.30.1.1 remote-as 64998
set protocols bgp 64999 neighbor 172.30.1.1 route-map import BGP-NEXT-HOP

set policy route-map BGP-NEXT-HOP rule 10 action permit
set policy route-map BGP-NEXT-HOP rule 10 set ip-next-hop 172.30.1.1


К этому я добавил masquerading на tun30:

set service nat rule 5015 description 'Masquerade all to tun30'
set service nat rule 5015 outbound-interface tun30
set service nat rule 5015 protocol all
set service nat rule 5015 type masquerade
Коллеги, поделюсь еще парой мыслей по итогам эксплуатации.

Судя по сложившейся ситуации, банить по крупным сетям РКН больше не будет, поэтому основная польза решения перемещается в анонсы адресов, занесенных в реестр по /32.

Далеко не каждый роутер нормально пережевывает 80к+ префиксов, да и остающиеся после прямой суммаризации 60к+ — тоже много. Поэтому я для себя решил, что буду заворачивать в туннель все сети /24, хотя бы один адрес из которых попадает в выгрузку. После суммаризации по таким сетям в выгрузке остается около 13к префиксов, что гораздо быстрее обрабатывается.

Ну и второе — я развел анонсы отдельно по сетям и по хостам на разные протоколы static, чтобы можно было легко манипулировать анонсами (кому отдавать только сети, кому и сети и хосты), а также разметить их через bgp community, чтобы и на приемных концах можно было легко зафильтровать разные группы анонсов.

Если кому-то тоже нужны такие модификации и он не знает сам, как это сделать — спросите, опишу подробнее.
Было бы интересно.
Там всё просто.
В файле makebgp меняем строку генерации списка ip-адресов на вот такую:

cat /root/blacklist/tmpaddr.txt | grep -Eo "([0-9]{1,3}[\.]){3}[0-9]{1,3}" | cut -d. -f-3 | sort | uniq | sed 's_.*_&.0/24_' | aggregate -p 24 -m 24 -o 24 -q | sed 's_.*_route & reject;_' > /etc/bird/iplist.txt

(при этом не забываем поставить посоветованный konchok aggregate — apt install aggregate).

В /etc/bird/bird.conf вместо группы protocol static static_bgp пишем:
protocol static pfx_bgp {
import all;
include "pfxlist.txt";
}
protocol static hosts_bgp {
import all;
include "iplist.txt";
}
# BGP output filter
function bgp_out()
{
if ( proto = "pfx_bgp" ) then { bgp_community.add((64998,100)); return true; }
if ( proto = "hosts_bgp" ) then { bgp_community.add((64998,200)); return true; }
return false;
}

и в группе protocol bgp OurRouter заменяем
export where proto = "static_bgp";
на
export where bgp_out();.

Если пиров несколько и для каждого должна быть своя политика анонсов, дальше можно развивать идею, либо передавая ASN пира как параметр функции bgp_out и обрабатывая его в логике этой функции, либо в разных пирах использовать разные функции.

Ну и, соответственно, на принимающей стороне можно в фильтры добавлять участие bgp_community и в зависимости от них принимать или не принимать те или иные анонсы. Например, как это сделано у меня:
/routing filter
add action=accept bgp-communities=64998:100 chain=bgp_in comment=\
"Set pfx nexthop to EST" set-in-nexthop-direct=ovpn-est
add action=accept bgp-communities=64998:200 chain=bgp_in comment=\
"Set ip nexthop to USA" set-in-nexthop-direct=ovpn-nyc

Отключение одного из фильтров приведет к отключению приема либо сетей, либо хостов.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Далеко не каждый роутер нормально пережевывает 80к+ префиксов, да и остающиеся после прямой суммаризации 60к+ — тоже много.

Тут ещё вылезла подстава с дельтами, которые тот же Билайн получает на несколько часов раньше выгрузки на Гитхаб и сразу начинает блокировать.
Если это прямо реальная проблема, вызывающая неудобства при работе с какими-то ресурсами, я бы просто убрал эти ресурсы в туннель превентивно.
Ресурсы в облаках довольно трудно локализовать, но у расширения анонсов до /24 тоже нашелся минус — Qrator похоже блокирует трафик из Azure (у меня там роутер) и соседние сайты в той же сети начали выдавать заглушку.
У меня была похожая проблема, пришлось унести туннель на другой vps.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
К сожалению, заметил у себя, что на микротике при обновлении маршрутов через BGP весь список полностью загружается заново. Если в этот момент попытаться зайти на заблокированный ресурс, то видно заглушку провайдера. Можно ли это как-то исправить?
Вообще это достаточно странно. Сейчас поэкспериментировал со своим — в моменты перечитывания конфигов (т.е. выполнения команды systemctl reload bird) никаких пропаданий трафика нет. Адрес, который от меня без vpn недоступен, из доступности по пингу в это время не пропадал, т.е. из анонсов bgp он вывалиться не успевал. Предполагаю, что он чересчур долго у вас обновляется и это приводит к каким-то рассинхронизациям протокола.

Я бы в вашем случае пошел в следующих направлениях:
1) включил graceful restart
2) постарался уменьшить список загружаемых префиксов (через ту же суммаризацию, как было описано несколькими комментариями выше)
3) если это не поможет — мигрировать на новую версию ПО (сейчас доступна 2.0.2) и в ней внимательно покрутить доступные таймеры. В 1.6.4 конфигурируемых параметров существенно меньше, к сожалению. Для 2.0.2 репозитории мне неизвестны, возможно, придется собирать из исходных кодов.
Коллеги, на всякий случай обращаю внимание, что сервис zapret-info на github перестал обновляться с полуночи 16 мая.
Надеюсь, что создатели его починят, а я пока пишу свой вариант предоставления сервиса. Следите за обновлениями.
Ждём, надеемся, верим.
Вроде ожило.
«Охтыж… и другие интересные истории».

Совершенно внезапно обнаружил, что в некоторых условиях Mikrotik не пытается восстановить разорванное BGP-соединение. Зависает в статусе open sent и требует перезапуска вручную.

Как оказалось, это известный баг. Ниже ответ саппорта Mikrotik:
Yes, it is a known problem, it tries multiple times except that with each try and failure interval between tries increase. Currently solution for this problem when interval becomes too high is only disable/enable. This will change in ROS v7.

Кое-какие изменения со стороны сервиса для уменьшения влияния проблемы будут внесены. Но если у вас та же история — к сожалению, похоже, что только перезагрузка маршрутизатора сбрасывает этот таймер.

Обещания изменения в ROS v7 — это как про наступление коммунизма. «Жаль только, жить в эту пору прекрасную...»
Обещания изменения в ROS v7 — это как про наступление коммунизма.

Обычно это означает баг в той версии ядра Linux, на которой построен ROS v6. Патчем не исправить.
В моей практике — как раз нет. Ни таймауты BGP, ни OpenVPN over UDP с ядром Linux не связаны. Во всяком случае, я не могу представить, как они могут быть связаны.

Ах вот почему он иногда не коннектился, пока что решилось так:


/routing bgp peer add as-override=yes hold-time=infinity in-filter=dynamic-in keepalive-time=10s multihop=yes name=vpn remote-address=10.100.140.1 remote-as=64998 remove-private-as=yes ttl=default update-sour
ce=vpn

и в bird так:


protocol bgp teranyu {
        description "teranyu";
        neighbor 10.100.140.5 as 64999;
        import none;
        export where proto = "static_bgp";
        local as 64998;
        passive off;
        multihop;
        keepalive time 10;
        }
Да, выкручивание hold-таймера в бесконечность вполне себе решает проблему в этом кейсе. Выставленные кипэлайвы при этом особого значения иметь не должны.

Да, вы оказались правы. Пришлось накостылять проверку и в шедулер занести.


:local namebgp "имя_bgp_peer"
:local timeout 10s
/routing bgp peer disable numbers=[find where name=$namebgp && disabled=no prefix-count!>1]; :delay $timeout; /routing bgp peer enable numbers=[find where name=$namebgp && disabled=yes]
Автор, благодарность Вам огромная человеческая! Вы не представляете как помогли, мы вовремя сдали несколько проектов благодаря сэкономленному времени!
Пожалуйста :) Я, конечно, не пытался помочь именно вам, просто в тот момент пришло понимание, что это была right thing to do. Рад, что многим пригодилась.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Под 200к маршрутов — это реальный список адресов, разложенных по дампу РКН.
Я не думаю, что hEX S не может выдержать такой объем таблицы маршрутизации — всё-таки это софтовый роутер, у него нет жесткого лимита на префиксы. Пока памяти и процессора хватает, всё должно работать.
Если сайты не открываются — надо смотреть, что с трейсом в этот момент до конкретного сайта, где умирает.

В целом, если проблема именно в количестве маршрутов, переход на суммаризованные списки должен помочь. У меня сейчас суммаризация порождает около 16 тысяч префиксов.
Есть такая печаль. При помощи суммаризации сократил этот список до 135.000 префиксов. Микротик пока жив, но тяжко ему, грустно.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Могу порекомендовать использовать «честную» суммаризацию префиксов. Для этих целей я использую aggregate (https://www.systutorials.com/docs/linux/man/1-aggregate/)
Уже готовый просуммированный список можно загружать отсюда.

Сначала не понял, а потом кааааак понял...

Публикации

Истории