Комментарии 272
Ну и… то что в Минске улица Игнатенко — это улица названа в честь этого пожарного.
б) у французов не одна АЭС построена, практически, на границе. И не только у них. А уж как японцы борются с последствиями аварии на Фукусиме (смывая всё подрят в океан) — это просто песня. Но плохие, при этом, почему-то только белорусы…
Опять же кто-то видимо будет это все покупать, не соседи часом?
Коллайдер тоже на границе построен
А коллайдер то причем тут? он же не реактор, по факту просто очень большая и сложная индуктивность. и радиокативные вещества которые там есть, они не в предкритическом состоянии находятся и не тоннами
б) В чём конкретно проблема с границей? Почему граница Франции и, скажем, Швейцарии или Бельгии — это и не граница вовсе, а граница Белоруссии и Литвы — это «да вы что?!» Ведь вас же беспокоят не административные/политические проблемы, а технологические?
И да, что не так с этой конкретной АЭС? На ней ВВЭР, а не РБМК.
Я говорю именно о самом контроле, а не о реакторе и его схеме, например.
Ложь, это было одно из условий вступления в ЕС, договор о вступлении легко гуглитса.
> Мало того — отключая от своей энергосистемы три гигаватта генерирующих мощностей атомных реакторов, Литва не построила ни одной замещающей электростанции
Ложь, 9 блок в Электренай на 400 MW запущен в 2012, суммарная мощность 2255 MW, плюс 20 км от Электренай находится Круонисская ГАЭС, которая эффективно сглаживает перепады потребления во время пиков. Кстати, в прошлом году еще и Вилнюскую ТЕЦ-3 закрыли, так как Электренай эффективнее, а недостатка в энергии нету.
> принимая решение о закрытии Игналины, литовское руководство совершенно сознательно поставило себя в зависимость от «Газпрома».
Ложь, построили НордБалт линию до Швеции, заканчиваем ЛитПол до Польши, запустили терминал СПГ в Клайпеде. после запуска которого Газпром заплакал и резко скинул цену на газ с 430 $ до 200 $ за 1000 кубов, лишь бы у их брали, а не из Катара, Норвегии или США. Думаю, для начала хватит, клавиатуру клинит :)
Ложь, это было одно из условий вступления в ЕС, договор о вступлении легко гуглитса.
Что именно ложь? Что «единственная, кто добровольно вышел из привилегированного «атомного клуба», закрыв свою единственную действующую АЭС»? То есть вышла не добровольно, её принудили?!
9 блок в Электренай на 400 MW запущен в 2012
У вас какие-то проблемы с цифрами (и вообще с логикой)… Игналинская АЭС была окончательно остановлена в 2009 году. Зачем же понадобилось 3 года спустя запускать новые энергоблоки (на Электренай или где бы то ни было ещё) если
недостатка в энергии нету? И да, как же так получилось что вычеркнули из электробаланса страны порядка 2ГВт мощностей и ничего не изменилось? И зачем, тогда, строить все эти НордБалт и ЛитПол?
запустили терминал СПГ в Клайпеде. после запуска которого Газпром заплакал и резко скинул цену на газ с 430 $ до 200 $ за 1000 кубов, лишь бы у их брали, а не из Катара, Норвегии или США.
Я не очень понял: регазифицированный СПГ стоит дешевле $200? И да, вы весьма деликатно скрыли за словом «запустили» понятие «арендовали». Многие до сих пор сомневаются в экономической целесообразности этого шага (вот, например). Ну, и по поводу происхождения газа на этом ТСПГ.
Впрочем, вы можете продолжать считать это всё укреплением энергонезависимости Литвы. Я не собираюсь вас переубеждать. Но и вам не следует навязывать именно такой подход Белоруссии (тем более что у белорусов нет возможности за каких-то $60 млн./год только арендных платежей подогнать к причалу плавучий терминал регазификации).
Именно. Хотите в ЕС — закрываете Игналину, иначе никак. Это ни черта не добровольно и это была не наша идея (сильно подозреваем, Шведская).
> Зачем же понадобилось 3 года спустя запускать новые энергоблоки (на Электренай или где бы то ни было ещё) если недостатка в энергии нету? И да, как же так получилось что вычеркнули из электробаланса страны порядка 2ГВт мощностей и ничего не изменилось?
Начали проектировать и строит 2007, когда уже знали, что ИАЭС всё, закончили 2012. После постройки генерирующих недостающих мощностей — да, недостатка больше нету, никому в глаза смотреть не надо. Можем в любую секунду обрезать провода и жить сами по себе, правда, это будет сильно дороже. ИАЭС была избыточная, лишнюю энергию могли сбывать только в РБ за копейки, да и то потом проблемы с расчётами были (рассчитывались тракторами, удобрениями… детский сад).
> И зачем, тогда, строить все эти НордБалт и ЛитПол?
Это часть программы EC, ими же и финансируемая большей частью, по отделению производителей от инфраструктуры распределения, тоже самое и с газопроводами, обрезаются крылья монополистам. В странах около Балтии действует биржа электроэнергии, и часто бывает ситуация ( ветряки ночью, ГЕС ), что купит у кого-то излишки намного дешевле, чем производит самим. Напоминаю, у нас ест ГАЕС нa 1200 MW, покупаем излишки за копейки, продаем в час пик за нормальные деньги.
> Я не очень понял: регазифицированный СПГ стоит дешевле $200?
Нет, не дешевле. Но газ по 200$ появился в трубе толко после появления газового терминала, до этого Газпром продавал по 430$ (дороже чем кому либо из своих клиентов), открыто плевал в лицо и намекал на полное отключение, если России что-то не понравится. А теперь Газпром милый и пушистый, хоть на детский утренник приглашай, даже часть денег вернул за прошлые поставки по завышенной цене, из контрактов вдруг волшебным образом пропали всякие требования о минимальном количестве поставки и штрафы за неисполнение.
> Многие до сих пор сомневаются в экономической целесообразности этого шага.
Арифметика примерно такова: годовое потребление страны около 3 миллиардов кубов, выходило около 1,3 гигабаксов в год. теперь платим 600 миллионов + 70 миллионов за аренду терминала. В качестве бонуса — предохранитель от попытки накручивать цену. Работает на ура.
> Ну, и по поводу происхождения газа на этом ТСПГ.
Прекрасно знаем, a почему бы и не покупать, если дешевле чем у других поставщиков и не накладывает никаких обязательств.
> Но и вам не следует навязывать именно такой подход Белоруссии.
Да мы как бы и не сильно навязываем свой подход, просто если они не смогли даже исправно выполнит базовую операцию по установке корпуса реактора, где не требуется rocket sience (сбросили с нескольких метров, придётся заменит на новый), как будет с дальнейшей эксплуатацией? Не облажается? Напоминаю, до нашей столицы, где живёт 25% населения страны, в том числе и я, от Астравца 50 км. Неуютно-с… Ставили бы чутка дальше от нас и аккуратней, никто бы и слова не промолвил бы, офигенные соседи испокон веков.
> каких-то $60 млн./год только арендных платежей
70 $ млн./год за всё
> (тем более что у белорусов нет возможности за подогнать к причалу плавучий терминал регазификации).
Странно, креветки в море у них ест, а возможности для терминала нету… Шутка.
Именно. Хотите в ЕС — закрываете Игналину, иначе никак. Это ни черта не добровольно и это была не наша идея
У вас довольно странное понятие о добровольном и принудительном. «От чёрт, они в магазине заставили меня заплатить! Так что я не добровольно купил у них телевизор!»
газ по 200$ появился в трубе толко после появления газового терминала, до этого Газпром продавал по 430$ (дороже чем кому либо из своих клиентов)
То есть платить по $600 но не Газпрому это лучше чем платить Газпрому по $430? Это всё напоминает мне ситуацию с литовскими дальнобоями…
Но в целом я вашу позицию понял.
Дополню аналогию: при покупке в телевизора в нашем магазине вы обязаны выбросит или подарит кому нибудь свой старый рабочий телевизор, за это компенсировать будем только частично. Так яснее? Я не против платит за телевизор, я против навязывания принудительных дополнительных расходов за мой счёт.
> То есть платить по $600 но не Газпрому это лучше чем платить Газпрому по $430?
Откуда у вас нарисовалась цена 600$, не понимаю. Платим в среднем 200, все довольны, кроме Газпрома.
> Это всё напоминает мне ситуацию с литовскими дальнобоями…
А что не так с нашим дальнобоем? Вроде машины наши, навар наш, работают украинцы. Или я что то пропустил?
Откуда у вас нарисовалась цена 600$, не понимаю. Платим в среднем 200, все довольны, кроме Газпрома.
Это как? Газовоз же покупается целиком, по единой цене. И что-то берут сомнения что СПГ может быть дешевле $200…
Проблемы Газпрома меня мало волнуют, я не его акционер :) Но за Новатэк можно порадоваться. Цена 600 взялась из цен (видел в какой-то статье) для населения, порядка 0.6 евро за куб. Если платите 0.2 — значит там (где видел) была какая-то лажа.
А что не так с нашим дальнобоем?
В какой-то момент Литва решила что будет отличной идеей брать с российских фур плату за езду по литовским дорогам (благо транзита было много). Правда коварные русские, почему-то, ответили симметрично, а учитывая разницу в протяжённости российских и литовских дорог ответ оказался несколько ассиметричным… Впрочем с запуском второй очереди Усть-Луги проблема стала менее актуальной.
Катар, основной мировой поставщик СПГ, иногда открыто демпингует, даже по 180 отдавал. Приходил штатский газовоз со сланцевым газом, где то по 200 взяли. Но так в среднем цена держится около 200, основном колеблется от цены на нефтъ в мировом ринке.
> Но за Новатэк можно порадоваться.
Да, там молодцы, в таких климатических условиях не замёрзнут это уже подвиг. Если правильно помню, вроде в Сахалине что то похожее строится, но это пойдёт на Японию и далее, до нас слишком далеко. Ещё в Калининграде к 2020 году завод СПГ запустят, совсем удобно будет. Мы за выбор :)
> Цена 600 взялась из цен (видел в какой-то статье) для населения, порядка 0.6 евро за куб. Если платите 0.2 — значит там (где видел) была какая-то лажа.
Это уже как раз более похоже на правду. Цена конечному потребителю зависит от типа подключения и годового потребления. Плита в многоквартирном доме — 0,66, отопление частного дома ( < 12000 кубов/год) — 0,46, остальным — 0,45.Это окончательная цена с НДС 21% в еврах. Электричество примерно по 0,13 бытовым потребителям, предприятиям чуть дешевле, возможны дневные и ночные тарифы. Часть прибыли уходит на работы по закрытию ЙАЭС, она ещё долго будет нас доить. У власти была идея строит новую атомную, Toshiba даже конкурс на 5 гигабаксов выиграла, народ в референдуме строго сказал «нет». Президент попыталасъ проигнорировать результаты референдума, но была быстро поставлена на место.
> В какой-то момент Литва решила что будет отличной идеей брать с российских фур плату за езду по литовским дорогам (благо транзита было много). Правда коварные русские, почему-то, ответили симметрично, а учитывая разницу в протяжённости российских и литовских дорог ответ оказался несколько ассиметричным… Впрочем с запуском второй очереди Усть-Луги проблема стала менее актуальной.
Поправка, плату ввели для всех, кто не входят в ЕС, белорусам тоже досталось, они тоже в долгу не остались :) Но хоть дороги с этих денег начали делать, а то уже стыдно было перед соседями, типа Европа, а колея на дорогах как в деревне после паводка.
Когда появилась возможность Литва закрыла АЭС.
Не очень-то хотелось, на самом деле, ее закрывать. ИАЭС закрыли по требованию Евросоюза.
https://www.iae.lt/administracine-informacija/pasiulymai/aukcionai/108

исчезли льготы у ликвидатороввот это меня печалит. Хоть бы кто на РОИ создал инициативу для возвращения льгот ликвидаторам и дал сюда ссылку. Хоть что-то…
Не играйте с атомом, с ним нужно работать. Атом — слишком серьёзное дело, чтобы доверить его военным (с)
К сожалению любая сфера сначала продвигается энтузиастами, потом стабилизируется профессионалами, ну а уж затем — наполняется паразитами. :(
А уж если место хлебное (как атом) — так паразиты туда лезут как наскипидаренные.
Полно болванов и карьеристов в атомной энергетике Украины например. Зарплаты для болванов относительно хорошие, а для профессионалов не особо достойные. На хлеб хватает, но на большее, особенно на жилье, молодым специалистам самостоятельно не накопить. Многие валят, кто на строящиеся Россией объекты, кто в Польшу, кто в it. Отрицательный отбор работает вовсю. В России тоже сильная клановость особенно в должностных лицах. Зарплаты смотрел, тоже не очень, особенно учитывая более дорогой уровень жизни.
Так что… статью в закладки я добавил.

А ежели есть подозрение, что нечто подобное произошло в вашей местности, то меры безопасности должны быть сильно проще: марлевая повязка или простейший респиратор помогут отфильтровать большую часть радиоактивной пыли, ну и есть и пить можно только из закрытых упаковок.
Радиоактивность не терпит общих формулировок.
Сульфат бария в присутствии ЭДТА И ДТПА даст отравление Барием.
Бентонит в нейтрально-щелочной среде распустится и вызовет непроходимость кишечника, тем более что большинство коммерческих бентонитов модифицированы.
Из алюмосиликатных энтеросорбентов можно относительно безвредно использовать смектиты (Смекта) и цеолиты (молекулярные сита).
комплексообразователь, если образует комплексы с барием, то концентрация свободных катионов бария (произведение растворимости) должна быть еще ниже, чем просто в растворе сульфата бария.
Сульфат бария принимают на пустой желудок, а учитывая его плотность, проходит он кишечник достаточно быстро.
Если предположить, что кто-то примет перорально ДТПА и сульфат бария в достаточных количествах. Отравление можно благополучно списать на токсичное действие комплексона.
Мне известно, что существует контраст представляющий собой комплекс ДТПА с гадолинием. При его испытании кролики охотнее умирали от остаточного содержания ДТПА в препарате, нежели от свободного гадалиния. Но это при инъекции.
Насчет бентонита. Где вы вычитали, что я его советую есть? Я же привел специально пример про варку мяса с бентонитом :)
И раз уж вы заговорили за алюмосиликаты. Смектиты в частности, то я открою вам секрет, в большинстве образцов смектита (природного) всегда есть примеси бентонитов. И вообще, классификация глин — дело неблагодарное, даже имея под рукой весь спектр инструментальных методов. Мнение — практикующего «глиноведа».
Про бентонит, перечитал, соглашусь.
И да, забыл маленькую ремарку, учитывая, что в быту аналитических весов нет. А дозировки любых активных веществ (например комплексонов) не должны превышать 100-200 мг (а скорее не более 50 мг). Считаю, что подопытный как средне-статистический наркоман получит банальную передозировку и отравление.
простите, профессиональная привычка. читать «иммуномодуляторы и адаптогены». В случае радиации важен именно адаптогенный эффект. Я просто по накатанной объединяю все в кучу, думая что «люди поймут» :)
Конкретно настойка лимонника, экстракт элеутерококка и т.д. — иммуностимуляторы. С прополисом сложнее, у него слишком разный состав (в городе пчёлы даже битум и всякие незасохшие лаки могут для его производства собирать, да и вообще там в составе несколько сотен соединений пристуствует).
P.S. Но про их противорадиационные свойства ничего не знаю, и склонен относиться скептически.
После Чернобыля у них в аптечке всегда иодид калия в таблетках, а в кладовке респираторы и запас воды в бутылках.
Не секрет, что определённая часть лекарств при превышении дозы — становятся ядом. Просто тут варианты: или медленно дохнуть всю жизнь от сложновыводимых веществ или травить себя легковыводимыми с целью вывести сложновыводимые из организма, а потом уже "лечиться от лечения".
www.fontanka.ru/2019/06/04/017
Ага ну да, хоть блогеров, делающих замеры в Припяти поспрошал бы.
«Пора заселять», посмотрел бы я на дурачков, которые бы там жить согласились.
Про пожарных тоже дичь: посмотрели и уехали. Ну да и поумирали почему-то почти сразу, хотя просто посмотрели не задерживались особо.
В Брянской области, когда ее закрыли после аварии (на всех дорогах стояли посты с дозиметрами и всю сельхоз-продукцию не прошедшую радиационный контроль разворачивали обратно) в сельпо (где раньше были только хлеб, водка и спички) появилась мясо, колбаса, крупы, и молочные продукты по ценам ниже плинтуса.
Так вот на эту «халявную жрачку» съехались люди из не зараженных областей. А что — ты можешь всей семьей не работать и на бабушкину пенсию кормиться из сельпо. А радиацию вашу — да клали мы на нее — водочкой прочистимся.
Я бы во все это не поверил, если бы не видел своими глазами: через 3 года после аварии мы заехали с мамой к бабуле, там жившей — я то как увидел кабачки размером с дыню изрядно офигел и предложил маме не задерживаться там. А деревня с этим сельпо за эти три года после аварии выросла примерно в 3 раза при этом часть полей совхозных были заброшены, а огородов (это неизменный атрибут сельского дома) у новых домов — вовсе не было.
А дешевая жратва в тех сельских областях — это реально «манна небесная» в те времена была…
Там что бы _выжить_ нужно было по 10-12 часов с весны по осень впахивать на совхоз и еще часа 4 минимум посвящать своему домашнему хозяйству. Зимой — да совхоз и хозяйство сильно не напрягали потому народ пил.
Сейчас — да — территории и на российской зоне пустеют, но тогда, сразу после аварии было полное безумие с этими «понаехавшими на халявную жрачку»
Вы всерьез считаете, что кабачки такие стали от радиации?
Как вы считаете кабачек диаметром сантиметров 40 и длинной около метра — это просто так? Грибы в лесу размером с табуретку — тоже просто так там выросли в "зоне рекомендованной к расселению"?
С зонами заражения тоже интересно вышло расселились только 30 киллометровую зону вокруг АЭС, а зоны за этими 30 (зараженные не чуть не меньше чем основные территории в 30 километровой назвали "рекомендованными к расселению"....
Кабачки и прочие тыквы могут расти до тех пор, когда их не соберут или не сожрёт кто-то, грубо говоря.
Я уж молчу о том, что радиация действует не так, как вы думаете, насмотревшихся фильмов и начитавшись фантастики.
Про грибы размером с табуретку поржал, спасибо :) Впрочем, зонтики такими могут быть, полметра высотой спокойно, если никто не трогает. Ну, это если вдруг с какого-то перепугу мы будем верить вашему рассказу.
И, опять же, повторюсь для остальных. Радиация работает совершенно не так. К счастью… ну, или к сожалению. Такие грибы или кабачки я бы покупал с удовольствием :)
Ну хотите — ешьте.
Я прекрасно знаю какие кабачки росли там до аварии и видел своими глазами какими они стали на 3-й год после аварии.
Радиация там или стронций или что еще — мне было не важно, я просто банально испугался от вида этих кабачков.
Грибы там тоже много лет собирали до аварии и разница с тем что стало после тоже была пугающая...
Т.е. это всё равно что нитратов на грядку сыпануть.
Но грибы — не растения, а плодовые тела (иначе говоря, половые органы), хрен его знает, что там гифы делают.
Напрасный балласт ведь… или всё-таки систематически нужны?
Пигмент — это не для фотосинтеза https://en.wikipedia.org/wiki/Pigment
В данном случае заметили рост биомасс ряда видов грибов, которые уже применяли меланины для своих защитных целей:
https://en.wikipedia.org/wiki/Radiotrophic_fungus "three melanin-containing fungi—Cladosporium sphaerospermum, Wangiella dermatitidis, and Cryptococcus neoformans—increased in biomass"
https://en.wikipedia.org/wiki/Cladosporium_sphaerospermum "This species is a prolific producer of the pigmented secondary metabolite, melanin, thought to serve as a protective mechanism against UV irradiation, enzymatic lysis, oxidant attack, and fungal infections from other competing fungi.[9]"
https://en.wikipedia.org/wiki/Exophiala_dermatitidis "As with other black yeasts that cause phaeohyphomycosis, melanin appears to have defensive purpose, and helps protect E. dermatitidis from death within human neutrophils.[9][25]"
Про Cryptococcus neoformans в википедии цели использования меланина не указали.
https://en.wikipedia.org/wiki/Melanin "broad term for a group of natural pigments found in most organisms.… Melanins also protect microorganisms, such as bacteria and fungi, against stresses that involve cell damage such as UV radiation from the sun and reactive oxygen species."
Гм, ну вы знаете… Мой шеф по диссертации умудрился в свое время попасть в ликвидаторы. Провел там несколько месяцев. Когда я об этом узнал, то в шутку отшатнулся, типа "от вас фонит". Он посмеялся и сказал — "лично я погибших от радиации не видел, хотя они конечно были, зато из-за пьянки прямо там погибли или отравились пятеро из нашей роты". Так что проблема водки в чернобыльской теме существует, хотя и не отменяет никак радиации и вообще с ней напрямую не связана.
Но
1 это беседа с человеком участником довольно высокого левела и соответствующим образованием
2 важны все точки зрения от таких людей
3 никто не иисус христос, в отдельных моментах люди могут ошибаться
4 я лично знал десяток ликвидаторов — спились в девяностые на свою достаточно большую для того времени пенсию
5 в любом случае Плескачевский достоин большего внимания, чем некий Вася, которому было тогда пять лет и который помнит лишь что: «а кабачки выросли как дыни»
Chernobyl 30 Years On: Nuclear Heritage (2015)
The Battle of Chernobyl (2006)
Среди зоопрепаратов наибольшей радиозащитной активностью обладает прополис, среди адаптогенов растительного происхождения – экстракт элеутерококка и настойка женьшеняСкажите, существуют ли какие-либо болезни, от которых НЕ помогают корень женьшеня и прополис?))
(имуномодуляторы — стимулируют организм при инфекциях, но не все болезни являются инфекциями;
что касается радиации, то вероятно препаратами стимулируются фагоциты)
Можно пруф на то, что женьшень и прополис могут хоть как-то помочь при радиоактивном заражении?
За прополис сразу не скажу, а вот растения… Препараты женьшеня и элеутерококка применяют при воздействии низкоинтенсивного ионизирующего излучения в малых дозах. См. в статьях ниже:
Zhang J.S., Sigdestad C.P., Gemmell M.A., Grdina D.J. Modification of radiation response in mice by fractionated extracts of Panax Ginseng // Radiat.Res.— 1987. — V. 112, № 1. — P. 156—163.
Kim S.H., Cho C.K., Yoo S.Y. et al. In vivo radioprotective activity of Panax giuseng and diethyldithiocarbanate // In vivo — 1993. — V. 7, № 5. — P. 467—470.
Takeda A., Katoh N., Yonezawa M. Restoration of radiation injury by ginseng 3. Radioprotective effect of thermostable fraction ginseng extract on mice, rats and guinea pigs // J. Radiat. Res. (Tokyo) — 1982. — V. 23, № 2. — P.150—167.
Но исходя из опыта — верить им в принципе нельзя. Китайские научные статьи это набор рандомных слов. Их эксперименты в принципе не воспроизводятся, даже если можно пробраться через тот язык, который они почему-то называют английским.
Первая статья — мыши. Ну, и так далее.
Дозировка 1 мл (порядка 50 капель)/стакан воды
А не много ли? Что мне кажется, что в 1 мл никак не влезет 50 капель. Кроме того из статьи не понятно — это дозировка на день или разовый прием на неделю?

В начале статьи озвучу свое мнение к ядерной энергетике в целом. Оно стойко положительное. Я считаю, что атомные реакторы могут и должны активно использоваться, потому что пока человечество не изобрело лучший источник энергии. Но. Но я ярый противник безалаберности, покрывательства, замалчивания и безрассудной идеологизированной глупости при работе с АЭС. Сколько можно еще закрывать «амбразуры самодурства» телами ни в чем не повинных молодых мужчин… Недопустимо имхо строить и эксплуатировать объекты вроде АЭС «стахановскими методами», используя принудительный труд и сажая на места операторов людей, потянувшихся за длинным рублем. Потому что, как всегда, закончится это печально. И пострадают те, кто меньше всего в этом виноват.
Вот просто МОЛОДЕЦ! Вбросил, так вбросил. Думаю надо было про «проклятый совок» побольше написать. А про «неидеологизированные» аварии, не в «совке» стоит упомянуть?
Автор лишь говорит о том о чем надо помнить не только в отрасли ядерной энергетики но и во всякой другой, что халатность непрофессионализм, и замалчивание не должны присутствовать в данных сферах деятельности
о Фукусиме но там не было безалаберности, ставшей причиной аварии
Ээээ… Строительство АЭС в сейсмически активной зоне прилегающей к открытым водам (океану — что гарантирует разнесение далекооо далекооо) — что это как не безалаберность?
На первом месте по безопасности и минимуму аварий Северск, Томской области.
Структуризатор спирта (CC) позволяет получить ПОЛЕЗНУЮ структурированную водку! Структуризатор спирта особым образом организует молекулы воды и спирта относительно друг друга так, что водка становится «живой», структурированной — и, главное, ПОЛЕЗНОЙ! Принцип работы структуризатора спирта, по-сути, неповторим, и используется только в наших запатентованных решениях.
С помощью Структуризатора Спирта вы получите пользу от водки структурированной:
вы сможете пить её ежедневно, убивая себя вдвое медленнее.
вы будете медленнее портить генофонд нации, производя менее дегенеративных детей!
ваша печень и другие внутренние органы прослужат намного дольше, чем у обычного алкоголика.
ваши умственные способности будут ухудшаться медленее — так что вы сможете узнавать близких даже к 60 годам!
вы поднимите свой социальный уровень!!!
вы поможете родным и близким, позволяя им умирать от полезной водки медленнее!!!
Почему нам можно верить? Потому что Структуризатор Спирта не только разработан на основе длительных (более 25 лет) исследований структуры воды и спирта, используя оборонные и космические технологии, но и получены многочисленные патенты, отзывы и сертификаты как в у нас, так и за рубежом. Стуктуризатор спирта сертифицирован международными организациями, сертифицирующими структуризаторы, ревитализаторы, витализаторы и оживители сред.
В закладки — класть строго ВСЕМ! И прочитал сам — перекинь другу.
Я совсем тупой наверное, прочитать прочитал, вроде даже вдумчиво и внимательно, а понимание действий не сложилось. Одних препаратов не найти, как автор пишет, другие не понятно что такое и где искать, как самостоятельно приготовить вообще не ясно, чего с чем мешать в какой последовательности, в каких пропорциях мешать и каких объемах потом принимать.
Даже элементарное, с йодидом калия пример, в каких объемах жрать? «Профилактическая дозировка 125мг» это как? профилактическая я понимаю это в нормальных условиях, для профилактики йододефицита, а когда экстремально, так насытить что б «грязное не лезло» это сколько, что б и «кони» при этом не двинуть?
А синюю акварельную краску в каких объемах жрать?
С желтой кровяной солью НЕ химику что делать? не в чистом же виде ее есть.
Получение ацетата калия вроде как описано чего с чем мешать, но пропорции какие? И если без пропорций то это точно тот раствор, который по
1 столовой ложке 15% раствора
и так далее практически со всеми приведенными рецептами и веществами.
В общем в закладки-то я поместил, но стойкое ощущение, что рыпаться бесполезно и остается только как в анекдоте «заворачиваться в простыню и медленно ползти в сторону кладбища», только усилилось.
Насчет профилактической дозы. Имхо в обычных условиях никакой йодопрофилактики проводить не следует. Потому что, во-первых йод поступает с продуктами питания (с морепродуктами, в частности), а во-вторых — йодированная соль. Она повсеместно. Препараты йода принимаются только в случае вероятности выброса радиоактивного йода. 125 мг — разовая суточная доза. Больше — не надо.
Синяя акварельная краска = ферроцин, дозировка указана в статье "Рекомендуемая доза по 1 г ферроцианида 3 раза в день в «случае угрозы или реального поступления внутрь организма радиоизотопов цезия, рубидия и других продуктов деления трансурановых элементов, а так же в случае невозможности исключения поступления радиоактивного цезия в желудочно-кишечный тракт с водой или пищей»
Желтую кровяную соль НЕхимик должен смешать с солью железа (хлорид железа для травления плат, как простейший пример), образовавшийся синий осадок отфильтровать, промыть дистиллированной водой, высушить и расфасовать.
Ацетат калия = карбонат калия заливаете покапельно уксусом до прекращения выделения пузырей газа (или если есть индикаторная бумажка с ali — до рН 7). В зависимости от концентраций получается готовый раствор ацетата калия концентрации N. Oк, дополню статью методикой.
Если можете, оформите в более четкой инструкции вида:
Купить: Х или Y как заменитель
Пить/есть: Препарат X — … раз в день, препарат Y — … раз в день.
Длительность курса… дней
Заранее спасибо.
И второе, свинцовое облачение по их словам снижало ну раза в полтора облучение но сильно тормозило перемещение из-за веса в 60 кг. Логичнее в целях безопасности было просто быстрее перемещаться с той же эффективностью.
Без этого — можно было бы отсыпать земляной вал вокруг всего здания и уже с него перекрывать крышу
Заселять, всенепременно заселять…
Тогда каков механизм заражения I-131, если при попадании в пищу он все равно перейдет в йодид, либо в йодорганику, и, следуя вашей логике, пройдет ЖКТ и не заденет щитовидную железу?
Миф или не миф, но если оставлять полосу йода на коже например каждый день, то в первый раз очень быстро впитывается, как будто и не мазал, и с каждым следующим разом впитывается медленнее. Однозначно корреляция имеется.
На что разлагаться?
Да, подпишусь под просьбой сделать ещё одну статью или дополнение к этой — прямо по шагам. А то купить Йодомарин могут все, а вот дальше пошел какой-то треш, который в случай чего никто не сможет даже вспомнить, а тем более скрупулёзно повторить и не отравиться. К слову — я тоже понял упоминание бентонита как прямую рекомендацию его жрать, чему страшно удивился — от этой процедуры коты мрут например.
То есть я понял что:
1) пить много водки, чтобы было не страшно и голова работала спокойно.
2) есть много Йодомарина.
3) бежать куда подальше, менять шины, сжигать одежду, мыться ПАВами каждый час.
4) любое найденное животное или растение варить с бентонитом.
Скажите, а продаются ли радиоаптечки для параноиков?
Над «сводной таблицей» =«по шагам» пока работаю, методику приготовления некоторых энтеросорбентов добавил в статью, перечитайте :)
АИ-2 продается
Ничего себе, правда! И типа даже обязательными для предприятий являются. Там йодид калия и цистамин только, как я понимаю?
Насчет энтеросорбентов — ну а если совсем проще, достаточно тупо Смектой запастись? Или Энтеросгелем. Ощущение такое, что любой сорбент лучше, чем ничего, даже просроченный.
Насчет энтеросорбентов. Многие «изжогеры» как я их называю, это соединения алюминия и магния. Из практики — сорбция нужных нам радионуклидов несерьезная. Глины и природные цеолиты уже дают значимый эффект. Так что. Если найдете энтеросорбент с природными минералами — можно и запастись.
человек давал информацию к размышлению, а ему в ответ — «почему не написал понятную инструкцию?»
вроде текст один, но вот про бентонит я как раз понял, что надо его НЕ ЖРАТЬ, а только варить вместе с ним мясо, чтобы он из мяса радиоактивную гадость на себя вытащил.
Только автор текста рассудит, что он хотел сказать и кто его понял неверно :)
Автору большой плюс за статью.
Вот вам бизнес-идея.
Вы тут везде пишите, что иметь дома, какие препараты покупать для аптечки. А вот сделали бы вы грамотный набор «Судного дня» с нужными таблетками и инструкцией, да и продавали бы. Золотая жила :)
Сейчас, почти все кто с ним уже умерли, он впринципе здоровее меня и многих кто в два раза моложе) Но он занимаеттся сам своим здоровьем, и постоянно пьет травы, сушит всякие ягоды и тд, перемешивает настаивает и интересуется всякими интересными вещами, даже лет 8 назад я подарил ноутбук и он его быстро освоил, сейчас уже планшет освоил на уровне адекватного пользователя)
Я когда познакомился и узнал что он был в чернобыле, спрашивал, вот он оттуда приехал и что дальше? Он сказал что пошел в медучереждение, так как определенные симптомы были уже, куда ему сказали обратится, там посмотрели его, и сказали что будут его наблюдать. А лечить? на что ему ответили, что они вообще невкурсе что это и они могут пока наблюдать.
Ну после этого он ниразу уже в медучреждения не обращался и сам занимался изучением вопроса и лечением себя.
И работал как все, вышел на пенсию в 50. на 5 лет раньше за чернобыль, и на 5 лет раньше за стаж электросварщика 20 лет, там за вредность как 40 считается или около того.
Самое интересно, что при конкретных минусах СССР, который он указывал, он говорил про много плюсов которые там были. Но распад, против которого он голосовал на референдуме, он назвал как «убрали розовые очки» )
P.S> и насчет йода, он мне говорил, что йод в воду лить и пить не особенно эффективно, лучше в кисель и потом это кушать, т.к. в воде он быстро улетучивается) насколько я помню, это рекомендации примерно оттуда.
Ну и да, соглашусь, лучше всего погасить тиосульфатом, который можно держать рядом с пузырьком йода (хотя бы на случай выведения внезапных пятен). Самый быстрый вариант перевода в усвояемое состояние.
С перечислением препаратов от рекомендуемых к возможным/допустимым заменителям.
Кто виноват? Несколько распи дебилов, которые загнали станцию в режимы, которые прямо запрещались инструкциями. Только (насколько мне известно) к настоящему времени все окочурились.
При чём тут СССР — тайна сия зело велика есть. Пойдите ещё с Японии компенсацию за Фукушиму потребуйте — там своих дебилов хватало.
Информацию о предыдущих опасных происшествиях на этом типе реактора они же засекретили?
Нет, это уже другие несколько дебилов. Знаете, как "реактор с положительным коэффициентом" называется? Бомба.
Проблема в том, что проектировщики рассчитывали, "что управлять реактором будут знающие и понимающие люди", а те, которые управляли — что "реактор же проектировали знающие и понимающие люди". Вот эти "две дырки в сыре" и наложились друг на друга.
А любой программист знает, что никому доверять нельзя, "все входные данные следует исходно (т.е. до проверки) считать некорректными".
Дебилам была дана инструкция — "вот в таких ситуациях (в том числе — если в нём осталось менее 10 стержней) — глушите реактор. Дебилы инструкуцию не выполнили, хотя были обязаны. Так что государство не виновато — оно всё сделало, чтобы произошли правильные вещи, но "два дебила — это сила".
1. При поражении иодом (автор, элемент — «иод», «йод» — это спиртовая настойка в аптечке, а потому «йод-131» — химически безграмотно) — так вот в этом случае он весь накапливается в виде производных в щитовидной железе. Употребляют иод-содержащие препараты просто по механизму замещения, а потому без разницы, в каком виде они будут. Понятно, что худший вариант — тот самый «йод», поскольку он раздражает пищевод, в отличие от иодидов. И да, перебарщивать крайне не рекомендуется — гуглите «иодизм».
2. Я так и не понял, почему смешали до кучи цезий и таллий, которые по сути разные и токсичность у них разная (таллий ядовит без всякой радиоактивности).
3. Опасность стронция — его большое сродство к замене кальция в костях и бомбардировка продуктами бета-распада костного мозга. «Сурьмяно-кремниевый катионит» важен не сурьмой и кремнием, а именно наличием кальция для обмена со стронцием. Но в статье как-то больше внимания на сурьму. Да, и я сомневаюсь, что употребление катионитов приведёт к десорбции уже накопленного стронция из костей, хотя безусловно предотвратит его дальнейшее всасывание.
4. Радиопротекторы суть антиоксиданты — они связывают активные продукты радиолиза воды и предотвращают атаку этими продуктами молекул ДНК и РНК. Унитиол, производные цистеина и прочие тиолы в этом плане работают в паре: возможность связывания тяжёлых металлов по сульфгидрильной группе комбинируется с восстановительной способностью цистеин-цистиновой пары. А вот сосудосуживающие препараты — так себе радиопротекторы: их механизм базируется на развитии местной гипоксии в радиочувствительных тканях, В этом плане синильная кислота, угарный газ и нитриты — отличные радиопротекторы, правда, смертельные. Поэтому адреноблокаторы назначают тогда, когда совсем всё худо, и либо пациент загнётся — либо может быть (может быть!) выживет. А потому фраза «применение радиопротекторов при кратковременном облучении в дозах менее 1 Гр нецелесообразно, ввиду отсутствия практически значимого противолучевого эффекта в этих условиях» должна на самом деле звучать так: «применение радиопротекторов гипоксического действия при кратковременном облучении в дозах менее 1 Гр нецелесообразно, ввиду большего и неоправданного риска токсического действия в этих условиях».
А «Чернобыль» — так себе сериал. Очень смеялся, когда снимали фильм про СССР без единого упоминания символики СССР или портрета Ленина в кабинетах. Безусловно, о катастрофе за рубежом знают куда больше, чем тут. И кстати РБМК — отличный реактор, который после некоторых модификаций до сих пор успешно используется в РФ.
Они бы лучше разобрались, куда утекли $35 млрд. выделенных на восстановительные работы на Фукусиме. Отличный бы фильм вышел, не правда ли?
2. Я просто взял полную цитату из старой статьи, не хватило мочи отредактировать :)
3. В статье акцент на сурьму, потому что именно сурьмяный катионит (в отличие от множества кальций-содержащих адсорбентов) обладает максимальным энтеросорбирующим действием к упомянутым радионуклидам. Без вариантов (кстати, скажу по секрету, что гидрогели сурьмяной кислоты тоже являются неплохими сорбентами). Связывающая способность этого смешанного оксидного материала по отношению к ионам стронция в более чем 2 раза выше, чем к ионам кальция, в 5 раз, чем к ионам натрия, и в 7 раз больше, чем к ионам калия. У вас есть предложения по аналогам? :)
4. В целом, да, все те же свободные радикалы и способы их связывания. Но все-таки я бы не стал сравнивать региональное обратимое нарушение кровоснабжения, в том числе в радиочувствительных тканях (радиологический «кислородный эффект») с метглобинурией. Ну и разве угарный газ может вызвать острую управляемую гипоксию костного мозга? :) Имхо вполне себе оправданный выбор гораздо меньшего зла.
А фильм хорош уже хотя бы своей художественной составляющей. Для начала знакомства с темой — отличный вариант, дальше те, кому вопрос интерестен начнут читать отчеты и смотреть документальные фильмы.
2. И что? Я просто пытаюсь понять какое отношение эта цитата имеет к данной теме. Мы начали говорить про жёлтую кровяную соль — и потом внезапно переключились на берлинскую лазурь без видимой связи.
3. С вариантами. Вы же сами упомянули ЭДТА и ДТПА. Там механизм суть тот же.
4. При чём здесь свободные радикалы? Гипоксия не связана со свободными радикалами, там механизм другой, я же об этом и пишу.
А фильм хорош уже хотя бы своей художественной составляющей.
Ну тогда после просмотра всех «Мстителей» и «Звёздных войн» можно идти пилотом с ВКС. Фильм хоть и имеет некоторую научно-популярную составляющую, но прям сквозит пропагандой.
2. Желтая кровяная соль — основной источник получения берлинской лазури. Выбрана из-за своей доступности (по сравнению с красной кровяной солью для турнбулевой сини) и «сочетаемости» с доступными и стабильными солями трехвалентного железа. Возможно я слишком размахнулся со своим «и так понятно» :)
3. Механизм хелатирования отличается от механизма сорбции. Ну и селективность не сравнить, иначе бы в «полевых аптечках» не полисурьмин был, а трилон-Б. И не забывайте про «токсичность» (=селективность), о которой несколько раз упоминали в комментариях, дескать вытянет и ненужные ионы и нужные.
4. Притом что я разделяю все-таки класс «иммуномодуляторы и адаптагены» и класс радиопротекторов. К первым относятся и антиоксиданты (даже красное вино) за счет своих полифенолов и т.п. Ко вторым — управляемые гипоксанты в первую очередь.
Насчет пропаганды. Я в Беларуси, честно, так устал от «антипропаганды» изо всех дыр, что для меня этот фильм — глоток свежего воздуха, ей богу… То что для русского «клюква», для беларуса — уже не смешно.
В процессе заражения радионуклидами никто про остеопороз не думает. Да и 3,7 г/кг для трилона Б в качестве LD50 — Вы шутите, какая токсичность? У сурьмы второй класс опасности — так что токсичнее?
А на счёт Беларуси… Знаете, я из Украины, при чаще всего не из самой лучшей её нынешней части. Так тут Вашей Беларуси прям завидуют. Хорошо там, где нас нет.
А какой класс опасности у оксида сурьмы?
Согласен, чего уж тут. Но, кстати, беженцы украинские с нашей блаженной земли потихоньку начали домой возвращаться. Видимо хватило…
А возвращаются по причине заканчивания денег в основном. Все ж думали, что всё не затянется на пять лет. Ну это уже глубокий офф.
Естественно, что в процессе приготовления можно и прекурсорами отравиться, но тут же главное ТБ соблюдать.
Но согласен, что на фоне ирританта 1-4 г/кг LD50 сопоставимо с трилоном Б. Но повторюсь: ирритант.
Самый большой ляп там — качественные прически и пиджаки, которых не было в СССР практически(даже на заказ).
В принципе подорожник поможет при облучении примерно так же, если не лучше.
В данном случае изначально задумывался мини-сериал, где история страшна сама по себе, а значит потребуется минимум вложений.
Если популярны зомби и вампиры — инвестируют в сериалы про зомби и вампиров.
Если политика — про политику. Наркотики — про наркотики.
Просто у HBO сильная сторона это драмы, поэтому они чаще выбирают их. Если кто-то принесет им крутой коммерческий проект про другую катастрофу, снимут и её.
«препарат Б-190» – средство экстренной медицинской защиты при внешнем радиационном воздействии. Пришедший ему на замену индралин — производное имидазола, агонист a-адренореактивных структур организма — предназначен для применения в экстремальных ситуациях, сопровождающихся угрозой облучения в дозах более 1 Гр, для снижения тяжести острого лучевого поражения организма. Препарат назначается внутрь в дозе 0,45 г (3 таблетки по 0,15 г) за 10-15 мин до предполагаемого облучения. Продолжительность действия радиопротектора – около 1 ч. Найти практически нереально.Не знаю не проверял все препораты, но один нашёл сразу и без проблем
bready.ru/catalog/aptechki-i-sredstva-zashchity/pervaya-meditsinskaya-pomoshch/protivoradiatsionnye-sredstva/b-190-radioprotektor_1
Каюсь =) первая ссылка была на него, а остальные не дали положительного результата =)
1. Иод в таблетках. Врач говорит врачу.
2. Тепловой взрыв мощностью 3 МЕГАтоННЫ, который уничтожит всю Европу.
3. Для охлаждения активной зоны нужны ВСЕ запасы жидкого азота в СССР. Чиво, блять? Жидкий азот можно добывать где угодно, установки копеечные. Да и никто не создаёт его запасы.
Про то, что от того, что человек подержал пару секунд кусок графита из реактора и у него тут же начались жуткие язвы… молчу.
Черенковское излучение сразу после взрыва, которое видели из Припяти (типа «какие странные цвета»)… Тоже как-то странно.
2. Тепловой взрыв разнесёт осколки ОЯТ по площади, исключающей любое разумное укрытие и увеличит излучаемую дозу пропорционально площади. Текущий уровень — две Хиросимы в час.
3. Добывать азот можно где угодно, но мощное оборудование ни разу не мобильное, и не быстро строится. Сжижение требует времени. Запасов по объёму как питьевой воды да, нет. Но все имеющиеся запасы и мощности по сжижению на ближайшие два дня (а после будет неактуально) нужны.
Во время строительства Останкинской телебашни были задействованы все мощности по производству цемента по Московской области.
2. Мегатонны — это исключительно мощность взрыва, а не степень заражения и т. п. И в сериале эта женщина говорит именно о мощности взрыва. Такого не может быть в принципе. И какой бы там ни был взрыв баков с водой — площадь заражения не была бы очень большой. Вообще слова о том, что «вымрет вся Европа» — это полный бред. Топливо проплавило бы бетонную подушку, начало распространяться — и все, цепная реакция быстро бы прекратилась.
3. Добывать азот предельно просто. Оборудование транспортируется и монтируется, думаю, часов за 10-12, учитывая расположение станции. Да и, вполне вероятно, оно уже есть на других блоках. Сходу не скажу, зачем оно там может быть, но могу допустить.
По поводу Останкинской башни тоже ничего не скажу, честно, лень искать этому пруфов. Впрочем, времена были другие, возможно, все остальные стройки просто остановили из-за нехватки мощностей. Но цемент — это не жидкий азот.
2. Мегатонны взрыва разбросают гигарентгены ОЯТ из относительно небольшого объёма бывшего реактора по площади, исключающей создание укрытия.
Проплавило бы топливо бетонную подушку или нет — неизвестно. Но если бы проплавило — попало бы в грунтовые воды. Опасность ОЯТ не сводится только к цепной реакции. И кто поручился бы, что кориум не смог бы компактно собраться до критической массы?
3. 10-12 часов на монтаж оборудования, а его ещё нужно доставить. Азот добывать просто, но большие объёмы сжижаются не мгновенно. Ещё жидкий азот нужно доставить по назначению. А по сюжету фильма Хомюк прогнозирует взрыв через двое суток.
Так что, имхо, абсолютно несущественные придирки, слух может резануть у человека, который работает в другой области. Остальные пропускают как должное/несущественное.
1. Существует. Химический элемент называется «иод», а то, что в пузырьках — «йод». Почему так пошло — не знаю.
2. Тепловой взрыв мощносью несколько мегатонн невозможен. По крайней мере, мне крайне сложно представить такие условия и на ЧАЭС их уж точно не могло быть.
Критическая масса там и так была, в этом-то и суть реактора. Просто были замедлители нейтронов. Так как при взрыве большая часть их разлетелась, как и сам уран, критическая масса начала нагреваться. Ядерного взрыва там не могло быть в принципе, для того, чтобы критическая масса взорвалась, нужно на много порядков большее давление.
3. Везти «запасы» со всего Союза еще сложнее. Да и где есть его большие запасы… Просто никакого смысла нет его запасать.
2)E536 есть НЕ надо (хотя в консервы его кладут). С помощью этой добавки можно попытаться сделать отличный антидот — берлинскую лазурь. А лучше — см. п.1 в конце :)
3) Откуда вы взяли такие цифры про селен в боярышнике? :) Хотя если говорить за селен, он действительно влияет на радиорезистентность (устойчивость к радиации), ибо кофактор фермента глутатионпероксидазы, и теоретически, его вполне себе можно отнести к антиоксидантам. Женьшень же, помимо антиоксидантной активности, еще и активизируют гипофиз-адреналовую систему (ГАС) организма
Про боярышник. Вот, нашел правда только "боярышник в сиропе", но никакого селена и в помине нет. А база серьезная… Так что лучше не заменять женьшень, а если очень уж хочется «поадаптогенить», так комбинировать растения :)
youtu.be/rETc3kNgV5g
Отличная статья, всё чётко, ёмко, по делу! Спасибо автору за ликбез в важном вопросе на случай аварии!!!
Вот хотел еще узнать как антиоксиданты работают типа витаминов Е и С. Ведь после облучения огромное количество свободных радикалов в организме. По идее должны помочь справиться.
Извиняюсь за возможный оффтоп, в начале 2000х на первом курсе КПИ в 4 семестре преподавали нам дисциплину «Основы экологии». Отводилось всего 18 часов, мало что запомнилось, но в память запали слова преподавателя, чему уже несколько лет не могу найти подтверждение: «реакция человеческого организма на радиацию слишком долгая, по сравнению с теми же тараканами. У тараканов радионуклиды начинают выводиться организмом уже через 15 минут, а у человека — через несколько
Если б наш организм так же быстро реагировал на радионуклиды — то последствия ЧАЭС не были б настолько катастрофическими»
Не уверен, что правильно запомнил про часы, пытался гуглить, но поисковики выдавали в общем случае стадии лучевой болезни, и ничего про скорость реакции организма на радионуклиды.
Подумал — может из хабровчан сведущ в этой теме?
Если сформируется в голове материал — я попробую продолжить поднятую в статье тему.
Последствия были бы менее катастрофическими если бы уже в первые часы после момента взрыва начали применять комплексную антидотную терапию и дальше правильные рекомендации населению «как жить». Но… но… но. Закат эпохи, у СССР уже практически не оставалось сил.
Так помогает ли водка/спирт от радиации? Мое личное мнение НЕТ!Всем известно, что алкоголь убивает нервные клетки. Остаются только спокойные. Голосовалку в студию!
И пусть все рентгены, зиверты, рады, грэи, и прочие бэры в очередь станут.
Над голосовалкой подумаю позднее, как-то пока рука не поднимается вводить в такие темы элемент юмора… А подчеркнуто «личное мнение», потому что многие уважаемые люди считают что этанол — помогает, хотя при этом дополняют, что стакан черники (чистой) эффективнее стакана водки.
Юмором не пахло, напротив.
Субъективно, объект помогает справиться с абсурдностью (любой?) поставленной задачи.
Ещё раз спасибо за игнорирование лености в выражении профессионального мнения.
p.s. Чернику тоже употребляю и всем советую.
Черника и близкая к ней голубика — одни из мощнейших доступных источников фталоцианов. Но из-за этого, к сожалению, отлично связывают изотопы не только внутри организма, но и из окружающей среды. Поэтому выше и уточнил про "чистой черники". Лет 10 наверное после аварии я боялся есть эту ягоду из леса… Потом появились в доступе карты горячих пятен, дозиметры и стало попроще.
Нужно ли принимать что-то из описанного в статье «на всякий случай»?
itsmycity.ru/2019-09-12/ekoaktivisty-zapustili-servis-pomonitoringu-radioaktivnogo-fona-vekaterinburg
HBO, cпасибо что напомнил… «Чернобыльская аптечка» беларуского фармацевта