Как стать автором
Обновить

Комментарии 127

Вообще не понял откуда столько хейта на "Знаток". Причём в тексте приводятся примеры вполне себе абстрактных конструкторов - но к ним хейта нет.

Знатоком просто пытаются заткнуть все возможные дыры обучения. А по факту там для чего-то большего, чем "лампочка + резистор + моторчик" черный ящик и понимания схематики и работы часто нет :(

Я купил себе и детям конструктор Знаток "Для школы и дома". Там предостаточно различных элементов, в том числе резисторы, конденсаторы, транзисторы, светодиоды, есть моторчик, спикер и пара микросхем. К конструктору прилагаются две красивые глянцевые брошюры, в одной описываются принципы работы электронных приборов (компонентов), во второй - набор интересных схем для детей от 5 лет. Моим детям очень нравится. Проблема в том, что с детьми нужно плотно заниматься, обьяснять как все это работает с самых начальных начал, в противном случае Знаток превращается в Лего. К сожалению, времени на это очень мало :-(.

Угу, 7000 рублей за то что это все в пластиковых оболочках.

1400 рублей стоит книга Электроника для детей, Эйвинд Нидал Даль. Большая часть инструментов и материалов у многих уже дома есть, чего не хватает - докупить за копейки или выдрать откуда-нибудь.

Изучается от простого к сложному: выключатель и цепь освещения, простейшая охранная сигнализация, двигатель, генератор, светодиод, резистор, конденсатор, мигалка на реле, резисторе и конденсаторе, мультиметр, макетная плата, паяльник (он появляется перед сложными темами), микросхемы, потенциометры, RGB-светодиод, двоичная система, логика, вентиль, память, генератор импульсов.

Это только кажется что дорого. Нужно качественно отлить пластик. Продумать схемы от простого к сложному. Простое, но достаточно надёжное соединение(не паяльником же 5-10 летний будет паять навесу). Две цветные книжки с коробкой. Затраты на разработку, сборку(в лучшем случае полуавтомат), плюс производитель прибыль должен получить(как для себя, так и для разработки других проектов).
Плюс то что остаётся за кадром. Всякие регистрации, проверки, сертификации, реклама и т.п.
не паяльником же 5-10 летний будет паять навесу


Лето, начало 70х, пионерский лагерь, радиокружок.
10-летние пацаны с увлечением паяют детальки на платы для миниатюрного радиоприемника (по образцу и подобию соответствующего набора, но наборов было всего два, а желающих — на порядок больше)
Это было пол века назад. Альтернатив просто не было. Зато была престижность работы инженера.
Такой конструктор сильно уменьшает порог вхождения, одновременно даря интерес ребёнку.
Альтернатив просто не было.


Альтернатив было полно — речка, футбол, лес, игры в войнушку, строительство песчаных городов и плотин, разные виды художественного творчества, самодеятельность, настольные игры, книги, в конце концов.

Однако радиокружок всегда был вне конкуренции.
(на втором месте был фотокружок, но отставал далеко. Хотя проявлять пленку и печатать фото я научился именно в п/л, как и паять)

Зато была престижность работы инженера.


Увы, к этому времени — уже нет.
Но об инженерии никто и не думал тогда :)

Были альтернативы, но немного, в основном из соц. стран. Очень хороший был конструктор из ГДР. Там чего только и не было, набор пластин унер-й (под двигатели и транс-+ы), набор проволоки, катушки индуктивности, химия (раствор кислот!, щелочей, баночки). В общем собрать можно было вплоть до радио приёмника и радиостанции. Набор химии преднозначался для изготовления самодельных гальвано элементов, аккумулятора, проведения простейший гальвонопластики. Правда от 14 лет под наблюдением взрослых но меня это не остановило :-)

У меня есть два набора: "999 схем" и "Альтернативная энергия"
В обоих есть литература где есть схемы и краткое описание деталей и как они используются в повседневной жизни.

"999 схем" Деталей ну очень много. Есть и "черные ящики", но в основном это всякого рода музыкальные микросхемы. Спустя несколько занятий с 5 летним ребенком он собирает простейшие схемы и без этих методичек(т.к. не умеет еще читать). У него есть понимание, что чем больше батареек тем ярче горит лапмочка и быстрее крутится моторчик, как работает геркон, что с помощью переменного резистора можно управлять яркостью лампочки и уровнем звука и многое другое.

"Альтернативная энергия" скудноват в плане комплектации, но брался скорее как дополнение к большому набору. Отлично подошел, чтоб на практике показать ребенку откуда берется электричество и как оно используется.

Несколько раз собирали схемы с инструкций(диктофон, циферблат, радио) , но в большинстве своем просто импровизируем.
На мой взгляд это отличные наборы для развития кругозора ребенка.
Если с возрастом у него не пропадет желание заниматься с этим конструктором, то он спокойно и дальше будет самостоятельно развиваться в этом направлении и изучать все эти законы физики.

Сначала прям порадовался за детей - 999 схем безо всякой пайки. Потом нагуглил мануал.

719. Ночное автоматическое включение
720. Ночное автоматическое включение цифры "1"
721. Ночное автоматическое включение цифры "2"
...
743. Ночное автоматическое включение строчной буквы "о"
744. Принцип мигающего семисегментного индикатора
745. Мигающее включение цифры "1"
746. Мигающее включение цифры "2"

(пришлось вставить как код, иначе парсер перенумеровывает список)

это же индусский код :)

Увы скопировать то скопировали (вообще клонов Snap Circuits много), а вот полноценной комплексности, как это было придумано изначально, нет. Если глянуть на все наборы от Elenco, то видно что часть наборов там для школ и учителей.

https://www.elenco.com/snap-circuits-2/

Как в картридже на миллион игр.

Вы поймёте, если заглянете в состав набора и поищете инструкции. Мало деталей, большая их часть - чёрный ящик. 99% схем в руководстве имеют вид «возьми готовый блок и поведи к нему питание». Далее объем ради кричащей цифры на коробке набивается незначительными изменениями вроде «замени выключатель на кнопку» или «возьми светодиод другого цвета». Собрать что-либо, не описанное в руководстве, затруднительно, ни о каком понимании происходящего речи не идёт.

Потому что это по сути - электрический пазл. С инструкцией. Учит следовать инструкции. А для понимания - нужно начинать с физики и закона Ома.

Так на рынке полно альтернатив с милой сердцу рассыпухой и пайкой.

Вина Знатока получается только в более успешном маркетинге - везде реклама, везде он есть в наличии. И кроме набора с максимальной комплектацией, где предлагаются сотни вариантов схем, есть куча мелких наборов с ограниченным функционалом - ну так не надо скупиться на полноценный набор. И понятное дело, что у Знатока своя возрастная категория (6-12 лет).

Многие на Хабре начинали с подобных конструкторов, и могли бы рассказать о них больше и интереснее. Жаль, что вы подошли к этой теме несколько формально и поверхностно

Статьи о них есть на Хабре тут же был интерес рассказать о редком достаточно и не так часто вспоминаемом. Есть еще электромеханика. Есть история детско-юношеско-взрослых конструкторов ЭВМ от простейших логических машин до ПК, есть история физических электроконструкторов и т. п. Можно и о современных рассказать, разбив по возрастам и категориям. Главное, чтобы читателям было интересно и полезно.

Про электрокубики "Мацкевича" к примеру вот: https://habr.com/ru/company/macloud/blog/557618/
Вот мой "картонный" конструктор: https://habr.com/ru/post/394435/
Вот интересная современная реализация от Амперки: https://habr.com/ru/company/makeitlab/blog/273699/

Саша, я о твоих статьях и вспоминал, когда это читал. Думал, что если бы ты взялся, то получился бы гораздо интересней материал )

сейчас на каждую точку раздачи и на каждого потребителя прокладывают отдельный кабель, а распределительному щиту в квартире позавидует по сложности автоматика первых космических аппаратов,

А зачем? Вот какой смысл в этом? Зачем городить огород, просто потому, что "могу себе позволить"?

Одна линия на освещение, другая - на розетки, третья - на кухню. Разумная достаточность.

Ох уж эти любители двух советских круглых пробок на всю квартиру... А чо, работает же, нафига усложнять. УЗО, диф автоматы, узм - навыдумывали тут всякого, шоб денег сгрести побольше.

Как минимум, на каждую комнату отдельные автоматы на свет и на розетки, чтобы, например, раздавленный стулом кабель удлиннителя в одной комнате на гасил нафиг всю квартиру по короткому замыканию. Это так, сходу, самый простой пример.

А вот ванная комната - вообще помещение с повышенной влажностью, и должно защищаться УЗО с током 10ма, но опять же "нафига, никого ж не убило ещё".

Чукча не читатель, писатель?

"Одна линия на освещение, другая - на розетки, третья - на кухню". Где здесь шла речь о двух "пробках"? Где здесь отрицание необходимости УЗО, особенно если имеются розетки в ванной?

По существу ответить есть что, зачем нужны линии и АЗС к каждому потребителю?

Вводный АЗС на 40А, кабель с АЗС 25 на плиту, шлейф с 16А на розетки и 6 на освещение.

Что я теряю от отсутствия 45 "автоматов" и шлейфов? Кроме "чувства глубокого морального удовлетворения", конечно.

шлейф с 16А на розетки

Угу, включаем в день уборки утюг, пылесос и стиральную машинку, и упс... отрубилось. А что это оно? :)

Ниже аргументов уже накидали. Да и в моём посте пример приведён, это к слову о чукчах-писателях. Ещё примеры: взрывающиеся при включении лампы накаливания (давно, когда светодиодных ещё не было), сгорающие с фейерверком китайские блоки питания под половиной номинальной нагрузки, криво смонтированные розетки от мега-электриков (пропустили фазный провод прямо под усиками заземления, через месяц эксплуатации розетки изоляция протерлась и случился КЗ). А как умело бегающие по квартире дети обрывают, запнувшись, удлиннители - это вообще не описать, я и сам не знал, что так вообще можно.

Ок, с двумя пробками промашка, в Вашем случае есть ещё третья на плиту. У меня просто плиты газовые, поэтому про линию на плиту не подумал.

Про идеологию правильных с точки зрения организации сети советую почитать блог cs-cs.net. И не поздние версии щитов с овенами и промышленной автоматизацией, а ранние года 12-ого. Там очень хорошо и подробно расписано.

Кстати, вот ещё: интересно, почему при построении кабельных сетей к каждой розетке ведут отдельный кабель от стойки с патч-панелью? Ведь так нужны километры проводов, А можно было бы протащить один провод, А в каждом кабинете по свитчу воткнуть.

в каждом кабинете по свитчу воткнуть.

Внезапно, это окажется не дешевле. Оборудование нужно смонтировать в шкафчик, организовать питание, чтобы уборщица шваброй случайно не вырубила. Дешёвый свитч не управляемый, в случае проблем удаленная диагностика невозможна. А управляемое оборудование стоил денег.

Ваши рассуждения очевидны для тех, кто в теме. :) А для обывателей выглядит именно так, как я описал. Та же история и с электрической разводкой в доме с парой автоматов, и с водопроводом без коллекторов и Т-образными отводами на каждого потребителя и общим краном на стояке.

Для обывателей стоит посмотреть видео, как удлинитель на автомате 50/63А может превратится в обогреватель, а то и лампочку. Заодно спалив квартиру.
Вот видео для наглядности:

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Очень удобно, когда для ремонта одной розетки не нужно обесточивать всю квартиру. Или, когда уезжаешь в отпуск, отключить одним движением всё кроме холодильника. А так, конечно, проложить всё в 1 провод, причем по кратчайшему пути - значительно дешевле :D

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Ради этого закладывать лишние провода?

Рассматривайте это как инвестицию в свое будущее удобство ;). Оно может и не пригодится, а может через 10 лет вы самого себя похвалить за предусмотрительность.

Через десять лет после инвестиции: ух ты, я за две минуты отремонтировал розетку, и не потребовалось на две минуты обесточить всю квартиру! А мог бы вместо этого десять лет назад в отпуск съездить!

А мог бы вместо этого десять лет назад в отпуск съездить!

Пива выпить 2 раза на пляже разве что ;) На фоне всего остального ремонта 10 автоматов вместо одного - копейки.

Если бы только "автоматы"...

А провода на порядок больше, а каналы под этот провод, а щит вместо штатной рейки? Цена, соответственно, тоже на порядок возрастает.

тут нужен принцип достаточности, отрубить от сети все, кроме холодильника, не проблема на полчаса (условно) для замены розетки. Но каждому свое, как говорится, если выглядит удобным - то надо делать, для себя же любимого)

Нет, не для этого. Такая разводка нужна для того, чтобы поставить автоматы на меньший номинал, чтобы они чаще срабатывали и, как следствие, неисправные приборы на сжигали квартиру.

Согласен, для старых домов с большой вероятностью "отгнивания" "земли" реле напряжения вещь незаменимая.

И по поводу КЗ согласен. ХЗ, у кого регулярно происходят КЗ

За 17 лет пару раз выключал для ремонта розеток, и всё.

Я стулом тоже не смог, а вот дети на раз-два, и не только стулом.

Обидно, когда работаешь/играешь на компе, и тут гаснет вся квартира из-за китайского зарядника, которому приспичило помереть именно сейчас. Тут, конечно, напрашивается УПС, но на 1,5кВт блок питания его хрен купишь, стоит как крыло от Боинга.

А зачем компьютеру 1,5кВт блок питания? Если даже видюха 3090, то блока на 750 хватит. Такие ибп вполне недороги.

12700K с водянкой, 3090 и сопутствующим обвесом типа парочки SSD уже выходят за 750 ватт. А хочется ведь, чтобы блок питания работал не на максимальной нагрузке, а потише, так что накидываем ещё ватт 200, и вот уже киловатт.

Когда видюха будет работать на максимум, блока питания всё равно слышно не будет, если не водянка конечно)) ну допустим, верю что есть куча людей кому такое надо. Так эта сборка будет стоить приличных денег, и думается мне человек покупающий такой компьютер, делает это не на последние деньги, и на 1,5квт ибп их у него есть)) отсюда мне не понятно недовольство ценой таких ибп. Если деньги есть, то это не проблема, если денег нет, то скорее всего компьютеру такой ибп не нужОн, нет там таких потребителей.

работа без ИПБ - какое то варварство уже в наши дни. Пожалейте хотя бы нервы если компа не жалко

И сколько раз в день вы передавливаете кабелем удлинитель? Дико не понимаю зачем мне распредщит от подстанции в квартире. Видел недавно схему двухкомнатной малогабаритки с 7-ю автоматами на освещение. На каждый коридор в полтора метра свой автомат. Зачем??? Особенно учитывая что 99 % жильцов в электрике ни бум-бум и в итоге даже не понимают зачем им все эти автоматы и пользоваться ими никогда не будут для ремонта розеток.
99 % пользователей вообще нужен один кран и один рубильник в квартире, все остальное - перебор.

На каждую линию можно поставить автомат под конкретную нагрузку. А все розетки на одной линии потребуют автомата на 30-40 ампер, чтобы его не выбивало в пиковую нагрузку. Но он не поймёт что что то замкнуло, пока ток не превысит параметры срабатывания. И в результате пожар.

Розетки в ванной только на отдельный УЗО, иначе ток утечки будет слишком большим и его будет выбивать.

Вот именно поэтому 99% жильцов не понимают почему вместо 2-3 АВ "жадные" электрики им ставят кучу автоматов и какие то УЗО :)

Я сейчас делаю ремонт в своей новостройке 3шка и подошел к электрике. От застройщика мы имеем АВ 63А до счетчика АВ 50А после (WTF?) и однополюсный рубильник на 50А в квартирном щитке. Стоит 1 УЗО тип AC на розетки и автоматы общий на все кондиционеры 16А (т.е. В пике нагрузки все 3 кондера превышают 3,5 киловатт и составляют 8,1 киловатт) общий на все кухонные розетки ( т.е. включая духовку 3,5 кВт больше ничего в розетки включать нельзя) отдельно плита 32А и отдельно вся розеточная группа на автомат 16А и все освещение так же на 16А. В коробках скрутки где пропаяны, где нет ... В общем порнография налицо.

И так как квартиру делаю для себя - то вся проводка меняется на ГОСТовский кабель и в щите ставится 6 УЗО тип А по подгрупам, УЗМ RBUZ MF 50 и 17 АВ тип В. Все - ABB или Шнайдер Электрик. Соответственно 17 кабелей идут по потребителям. На коммуникациях экономить - себе дороже, потому что потом переделывать - будет очень дорого.

На коммуникациях экономить - себе дороже, потому что потом переделывать - будет очень дорого.

Кроилово приводит к попадалову (ц).

63 Ампера до счётчика и 50 ампер после это называется селективность если что. По поводу к каждой розетке своя линия и автомат(узо), ну если заказчик готов за это платить, то почему бы и нет, но у себя дома достаточно разбить по группам на освещение, бытовые нужды и мощных потребителей аля стиралка, плита, кондей, а то смотришь фото, у некоторых щиты в однушке на 50 автоматов🤣🤣🤣

так и делаю, какие то группы объеденены, а на какие то потребители типа бойлер , кондюк, посудомойка, стиралка, духовка, плита - отдельные линии под отдельными АВ. В мокрых зонах - так же отдельные линии и свои узо 10mA

Про селективность я в курсе, но что мешало тот АВ перенести в квартирный щиток вместо рубильника на 50А? Загадка ...

Я может быть скажу очевидную вещь, но чтобы два обычных автомата обеспечивали хоть какую-то селективность, нужно очень тщательно считать токи КЗ в вашей проводке, потому что если параметры линий таковы, что в случае короткого замыкания вырубит автомат на 50А, но оставит 63А, то вам повезло, но далеко не факт, что всё будет настолько сказочно. Всё-таки ток в линии будет одинаковый на всех последовательно подсоединённых устройствах, включая автоматы, и если там окажутся какие-нибудь 500А, то совершенно не обязательно, что отключится именно автомат на 50А, а не 63А или оба. Чтобы была селективность, ставят специальные или автоматы, или диффы (как в новостройках), которые перед отключением выдерживают небольшую паузу, чтобы нижестоящие автоматы успели отключиться.

Или мы сильно разные вещи понимаем под селективностью.

А в строительстве умных домов щиток на 90 юнитов для однокомнатной - вполне себе норма.

Удобство же.

Где-то заплакала Грета…
Больше "автоматов" автоматическим богам!

Лучше, когда каждый отдельный участок контролируется автоматом на 16А, чем когда за всеми розетками следит один автомат на 63 или 40 ампер.

Лучше, но речь идёт о разумной достаточности. У меня не военный корабль, а квартира. КЗ не возникают каждый день. И даже каждый год не возникают. И смысл делать километр проводки вместо 100м? И РЩ вместо DIN-рейки на 5 мест? Ради того, что я 2 раза за 17 лет розетки мог отремонтировать, не отключая остальные?

Каждому - свое :) Мне, как знатному хомяку, спокойнее, когда есть избыточность.

И я точно знаю, что могу в любую розетку любой бытовой прибор включить, и в любых сочетаниях, вытянет 100% (например - на кухне в теории одновременно могут работать стиралка, холодильник, посудомойка, мультиварка, хлебопечка и чайник с блендером и тостером - никаких вопросов не будет, туда 2 линии заходит помимо провода для плиты). Да, это пиковая нагрузка, и долго такое не продлится, но если бы хоть раз вырубилось - супруга бы на меня нехорошо посмотрела ;)))

Не так дорого оно обошлось, чтобы имелся смысл экономить.

Зато можно считать, например, насколько велика доля потребителей каждой линии в ежемесячном счете. У меня например стоит 12-канальный modbus-счетчик, могу получить хоть моментальное потребление хоть за любой разумный период времени, с графиками.

Зато можно считать, например, насколько велика доля потребителей каждой линии в ежемесячном счете.

Можно, но зачем? Возможно, по графику потребления холодильника/кондиционера можно заранее что-то обнаружить .. или нет..

Оповещение настроено если холодильник на протяжении трех часов потребляет в 2 раза выше чем среднее за неделю, на случай забыл закрыть дверь". Ну и если не потребляет - тоже.
Тут предпочитаю иметь возможность и не пользоваться ей, чем не иметь.

Тут предпочитаю иметь возможность и не пользоваться ей, чем не иметь

Если разницы нет - зачем платить больше? ;)

Серьезно, что улучшает в вашей жизни наличие 12 графиков?

Возможность откуда угодно посмотреть "не забыл ли я утюг" (И выключить его!) - по-моему уже полностью окупает затею.
Вот, кстати, благодарю за идею. Напишу-ка правило, которое будет отрабатывать если в режиме "никого нет дома" остается большая нагрузка на линиях.
Вообще у меня профессия - автоматизация, в том числе "умные дома". Тут не в количество "проводов" дело, а в улучшении качества жизни.

Возьмем за пример самое простое, как минимум два раза в день в учебное время выезжаю из дома, детей в школу/из школы.

И наблюдаю соседа, который тем же занимается. Он выходит из дома, открывает ворота, садится в машину. Выезжает за ворота. Выходит - закрывает ворота - садится. Он тратит время. Да, по минуте-другой но _каждый_ день.
Еще раз, он тратит время которое мог бы потратить на что угодно.
И разве стоит пусть даже лишний километр провода возможности выйти , сесть в прогретую машину и выехать в открывшиеся ворота, которые сами закроются?
То же с такой банальной вещью как шторы. Открыть-закрыть, конечно - минутное дело. Но каждый день? Честно, лучше поспать лишнюю минуту.

Возможность откуда угодно посмотреть "не забыл ли я утюг"

Утюг с датчиком движения решает эту проблему без километров проводов, например ;)

Вот да. Ну и иметь возможность проконтролировать потребление (с графиками, количеством энергии) по каждой линии - оно сильно примиряет со счетами за электричество. У меня стоит 12-канальный modbus-счетчик.

Лучше, но речь идёт о разумной достаточности. У меня не военный корабль, а квартира. КЗ не возникают каждый день.


Когда в 2004 году делал капремонт, на автоматах и линиях еще экономили.
В результате сделали систему: «кухня», «электроплита»(отдельно), «кондиционеры», «розетки в комнатах», «верхний свет», «бойлер» и «теплый пол». На тот момент это уже граничило с излишеством.

Результат — линию «кухня» стабильно выбивает, так как на кухне добавилось электроприборов, типа измельчителя отходов, которых в проекте не было. Теперь жена и дочка четко знают, какой автомат надо включать после неосторожного включения электрочайника вместе с мусородробилкой при работающей духовке.

Линия «Розетки» выбивается не менее стабильно, так как никто не мог предположить того количества различных компьютерных и околокомпьютерных устройств, подключенных ныне к этой линии
(в 2004 году и монитор был один, сейчас же же их 5, на трех рабочих местах в квартире)
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

У меня на входе стоит 63А, и при приемке работ реально нагружал квартиру до 12-14 киловатт - вся плита и духовка + несколько одолженных обогревателей по разным углам. Благо дело зимой было, около часа стояло. Всё на совесть было сделано - честная медь, нигде не грелось, не пахло. Вот уже 5 лет полет нормальный ;)

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Это для сарказма и даже на коттедж такой щиток часто не нужен. В типичной новостройке входной щиток может иметь по автоматам общий и потом разделение на свет, розетки комнат + кухни, УЗО на сантех + на плиту если электрика + на кондиционер часто отдельно. Это от застройщика. Но вот иногда жильцам нужно каждую розетку сделать отдельно, я и такое видел.

Занимаюсь пром электрикой 10/0,4 кВ, иногда делаем участки (котеджи ) по электрики основным заказчикам, именно собираем и ставим щиты, (включая проектирование сборку, выдачу пакета документации) , для протяжки линий есть другие люди.

Про ЭСХ на частных домовладениях...

  1. ВРУ - вводной АВ, коммерческий счетчик, УЗИП В(I) категории, зачастую для обеспечения селективности вводной АВ ставится с временной задержкой срабатывания (АВВ S750 серия). Может быть две штуки, если участок подключен к двум независимым фидерам (это про резервирование)

  2. Щит ГРЩ- с него электроэнергия распределятся на локальные щиты (щит котельного оборудования, щит климатического оборудования, щит outdor линий, щит основного здания, щит бани, щит гаража, и т.д.) Имеет на вводе узел защиты - УЗИП С(II), противопожарное УЗО/АВДТ, реле контроля напряжения, практически всегда есть узел АВР-ИБП-генератор. В этом же щите находится ГШЗ (главная шина заземления)

  3. Локальные щиты, на вводе АВ и простая защита (РКН), дальше АВ или АВДТ линий основных нагрузок. В сложных случаях при нехватки мощностей ввода реле приоритетов. На некоторые линии (по ТЗ) ставится УЗИП В (III) и дополнительно ИБП (еще один).

Если есть бюджет (а он практически всегда есть) На линии основной нагрузки ставим АВДТ. Сборку УЗО+куча АВ не применяем так как токи утечки складыватются и получаем плавующие сработки группового УЗО.

Где АВДТ/УЗО необходим по умолчанию: все влажные помещения, все outdor линии конечных потребителей, все приборы связанные с водой (бойлер, с/м, п/м, дисплоузер и т.д.) все приборы связанные с газом: котел, газовая плита (когда взрывается высоковольтный трансформатор на розжиге плиты залитый убежавшем борщем, звук незабываемый)

АВ НЕ ЗАЩИЩАЮТ конечных потребителей, они защищают линии

З.Ы. Нормальные инженерные коммуникации по ПУЭ, СП и тд (электричество, газ, вода, канализация занимают 10-15% процентов от общей сметной стоимости. Если делать по нормам EU например той-же Германии то от 20%, например конечные лини запрещено защищать АВ, можно или АВДТ или УЗО+АВ причем АВДТ/УЗО должно быть тип "А", цену этих приборов можете сами найти....

З.З.Ы. Чтоб не быть голословным, у меня на участке 6,5 соток дом+баня. Щит ГРЩ физически объединён с щитом основного дома и щитом котельного оборудования (разные секции одного ящика), плюс имеется щит на бане, и щит outdor линий(полив, наружное освещение, ворота, наружные розетки)

З.З.З.Ы По поводу "недорого" модульного оборудования фирм ИЕК, Декрафт и пр Китая, или российских брендов (перемаркированного Китая), в самом КНР запрещено применять в гос. проектах модульное оборудование китайских брендов. Прошу заметить не все оборудование произведённое в Китае, а именно китайских брендов, запрета на тоже АВВ произведённое в Китае нет. А теперь задумайтесь по чему...

Одна линия на освещение, другая - на розетки

И замыкание в одной розетке выбивает все остальные? А если коротнёт лампочка, мы идём включать автомат в темноте потому что не работают все лампочки? Спасибо, не надо :)

Если есть возможность сделать по-человечески, значит надо делать! Экономия 20 м кабеля это фигня в рамках ремонта. Конечно, не надо тащить линию к каждой розетке, да и нет в квартире места под такую проводку. Надо разделить розетки на несколько групп и каждую завести на свой автомат. Это и есть разумная достаточность.

К тому же, если у меня две группы розеток по двум стенам комнаты, часто проще втащить две линии в щиток и там соединить (можно даже на 2 автомата, цена вопроса 100-300 руб) чем городить огород с распред-коробками в стенах или за потолком. Коробки это вообще инфернальное зло, которое должно быть уничтожено! Все линии только "точка-точка", а соединения доступны для осмотра - в щитке или в подрозетниках. Это надёжно!

третья - на кухню

И какую мощность тащить на кухню? Там сейчас столько прибором что суммарный ток легко может тпревысить 16А даже без учёта плиты.

Печальные итоги

Автор не в курсе про огромное количество электронных конструкторов, доступных прямо сейчас. Наборы для изготовления катушек Теслы, металлоискателей, мигающих светодиодов и прочих ардуин.

Автор в курсе много чего, так как именно он стоял у истоков появления той же Ардуины в РФ ;) И про микроконтроллеры в тексте написано, что там нет понимания как и почему это мигает :)

Вот микроконтроллер micro::bit, например, очень удобен для старта, даже для детей доступен и без программирования

Да, удобно. Я делал с детьми на нем игровые кубики для игр :)
https://habr.com/ru/post/479794/

Вот можно еще мою книжку почитать, там не только для детей, есть, например, использование LoRa и много чего еще.

https://mybook.ru/author/aleksandr-frolov-5/robototehnika-prakticheskoe-vvedenie-dlya-detej-i/

Это грустно, поскольку даже относительно простая задача поиска сгоревшего резистора на печатной плате или понимание работы цепей питания материнской платы ноутбука выглядит для нынешних детей как магия пещерных людей.

Ммм. Что должно случиться с устройством, чтобы в нём сгорел... резистор? Что произойдёт с цифровыми микросхемами устройства, если случилось нечто, сжёгшее в этом устройстве резистор? Не-современные дети были в курсе, на какие из 5 питаний процессора Core i3 нужно (и нужно ли) ставить ферритовые бусины и почему? Умели ли не-современные дети производить анализ Power Integrity и если да, то в каких пакетах? :)

Но вообще - любопытная статья по истории техники. Спасибо.

Что должно случиться с устройством, чтобы в нём сгорел… резистор?

Например — ошибка в проектировании или подборе компонента. Например — у плёночных SMD-резисторов низкая перегрузочная способность. В штатном режиме — мощность с запасом, а при переходных поцессах резистор сгорает.

В приснопамятном совке далеко не все дети могли спаять рк-86, однако, справедливости ради, надо учитывать, что уровень входа, даже для маленьких, был на порядок выше☝️

А еще с учетом того, что потом еще больше года печатали "исправления и ошибки" в рк-86 :) По факту я полностью все по сехме собрал в начале 87-го, а заработало таки уже в весной 88-го и не обошлось без литературы помимо Радио и консультаций с более продвинутыми знакомыми.

Советские дети были очень суровы. Я помню как в 90 году (7-8 класс) бегал по рынкам в поисках микросхем памяти К565РУ3 для сборки ПК "Специалист" схема и разводка платы которого печаталась в журнале Моделист-Конструктор. Мы со товарищами таки смогли дожать его за год и запустить на нем БЭЙСИК (HEX дампы ПЗУ тоже печатали в журнале). Но дальше уже было не интересно, так как появились Atari и прочие IBM PC. У нас был хороший наставник - отец одного из товарищей работал электронщиком на ВЦ. Помню, что он приносил осциллограф и долго высматривал почему не запускается микропроцессор - выяснилось, что проц оказался дохлый (либо мы его убили статикой при монтаже, либо такой нам продали барыги). Найти на замену КР580ВМ80А было тоже весьма не просто.

понимание работы цепей питания материнской платы ноутбука выглядит для нынешних детей как магия пещерных людей

Для большинства взрослых людей, в том числе с "самым лучшим образованием" и в том числе с профильным оно выглядит идентично.

Полностью подтверждаю. Мой скромный опыт общения с людьми: самую жуткую чушь из области электротехники я слышал чаще всего от таких персонажей. Молодежь не стесняется гуглить.

>дети лишились возможности электрификации своих игровых жилищ

Ну не совсем, например в манкрафте энтузиасты делают проводку и даже автоматику на внутриигровом инструментарии.

Все забывают главное - в те годы эфир не был так загажен помехами и вещание на СВ/ДВ было, поэтому можно было собрать детекторный а потом и приемник посложнее и услышать что-то отличное от воя и шума. Сейчас, если нет ближней вещательной станции - это нереально. Сюда же - любительская связь начального уровня (убита помехами), любительская астрономия (убита засветкой) и тд и тп.

Да, в центре города у меня сейчас 10 баллов шума на GP антенну установленную на крыше 16-ти этажного МКД. Тем не менее, на КВ диапазоне (13МГц) полно китайских радиостанций вещающих в AM. Там в антенну вливают мегаватты, так что поймать можно даже на гвоздь. Китайцы вещают на многих языках, в том числе и на русском. Иногда слушаю "вражеские голоса" по ночам за работой - музыка у них приятная. :)

Ну, вот, кстати, от игрового щитка я бы не отказался. Основной элемент питания с "взрослой" защитой, которая при срабатывании показывает "fail" (мол, конструктор неправильно собрал).

А дальше всё игрушечное: автоматы, УЗО, планки и т.д. Если сделать умные провода (которые показывают "я сгорел" при превышении игрушечного тока в, например, 32 мА, имитирующего 32А реального тока), то получится мега-конструктор.

А дальше там внутри полная возможность посмотреть что будет, если плиту подключить тонким проводом, забыть главный автомат и т.д.

Палю лайфхак:

Возьмите обычные электрические компоненты и собирайте самый настоящий щиток.

Только источник питания возьмите от трансформатора переменного тока и потребители возьмите на 12 (автомобильные) или даже 6 вольт (мотоциклетные старые).

Автоматы и узо будут срабатывать, лампочки светить на самых настоящих рабочих токах. При этом опасность для здоровья околонулевая.

Во-первых дорого. Во-вторых, нет защиты от ошибки. Удар током - это одно, а ожог от плавящегося провода - совсем другое. У меня такой на пальце есть. Подключал проводок, не сразу понял что происходит, провод раскалился до красна, оплётка вплавилась в палец.

Я бы не рассчитывал на то, что игрушечный автомат / УЗО будут дешевле настоящего. ;)

И обучение на живом примере подразумевает возможность травм, даже лего можно прищемить кожу на пальце. Да и детские выжигатели никто не запрещает, хотя им обжечься - как два пальца...

Так эти конструкторы смысл потеряли при сегодняшних доступности и ценах на «обычную» электрику.

В девяностых, в детстве, вместо таких конструкторов у меня были настоящие электроприборы, причём в основном совершенно бесплатно. С помойки нии где работали родители или с вывоза хлама летом в дачном кооперативе) Ну и хорошие учителя, конечно.

Трудовик в четвёртом или пятом классе, помню, знатно удивился, когда я адекватно заменил шнур утюгу на первом же уроке.

Ну а потом первый автомобиль за 50 долларов и замена всей горелой проводки.. эх, ностальгия.

Ну а сейчас на цену такого конструктора можно купить компоненты и развести проводку в целой комнате.

О да, помойки за домами быта где были радиомастерские – прямо место регулярного паломничества были. Просто потому, что конструкторы как на картинке надоедали примерно за первое использование – ничего интересного из них было не собрать )

Любые свалки для советского школьника были клондайком. :-) Не было большей радости чем найти на свалке старый сломанный телевизор или радиоприемник.

PS: Повальное увлечение светомузыкой в 80-е уже вспоминали ?

PS: Повальное увлечение светомузыкой в 80-е уже вспоминали ?


Ну, народ тогда не только по свалкам шарился — для цветомузыки кое-кто ухитрялся спиливать светофоры, что было уже вполне подсудным делом.
(оттуда использовались цветные стекла для световых прожекторов. Обычно покрывали цветным лаком простое стекло, но лак очень быстро выгорал)

Тиристоры тоже использовались, из рядом стоящих шкафов автоматики. ;)

Была такая поговорка "не каждый вор - радиолюбитель...".

Вообще с радиодеталями в СССР было крайне туго, приобрести их в магазинах было почти невозможно (за редким исключением). В основном они приобретались у различных барыг на радиорынках (да, были такие). Где их брали барыги ? Тащили с заводов и отовсюду где плохо лежало. Собсно одна из причин развала совка это острый дефицит абсолютно всего. Этот тотальный дефицит породил жуткое по тем временам воровство на всех участках, от сторожа до директора завода. С заводов несли все - болты и гайки, подшипники, электромоторы, электропроводку, станки и металлорежущий инструмент. Все что можно было продать на рынке или как-то приспособить для личных нужд, все было сп$#женно. Это я все пишу для тех, кто сильно истасковался по совку и страшно желает в него вернуться. Ни в коем случае нельзя допустить появление дефицита. Пусть у всех все будет.

В основном они приобретались у различных барыг на радиорынках (да, были такие).


Да, были. Как бы на нелегальном положении — через раз меняли точки дислокации (то в одной, то в другой части города). Ставили часовых, на стреме — высматривали, не едет ли облава.
Кончилась вся эта конспирация уже в перестройку — когда представители власти начали открыто водить на радиорынок иностранных гостей, типа, смотрите что тут у нас есть, местная достопримечательность.
В общем, всегда все все знали и просто закрывали глаза.
Типа «14 зарплата», но с ограничениями — по мелочи было можно, по крупному же дозволялось только начальству.

У меня на даче спокойно светит гирлянда из 90х, на 220.

Лампочки красил цаппонлаком и ещё каким-то. Ещё красил разведённой пастой. До сихпор цвет сохранился.

До сихпор цвет сохранился


Для дискотеки были нужны мощные фонари, с киловаттными лампами. Типа тех, что использовались осветителями в театрах.
У меня был такой «фонарик» в нашем частном доме, его врубали в случае шухера в саду и на огороде (боюсь, что словосочетание «Мишка Квакин» нынешнему поколению уже ничего не говорит в контексте сада/огорода).
Темноту пробивало на ура, до самого забора. А цветной лак выгорал на таких фонарях почти сразу.

Если бы только в 80-е. В ранние 90-е был радиокружок, там дело закончилось самосборным усилителем на К174УН7 (10% КНИ, как вспомню, так вздрогну). В конце 90-х, когда в универе стало скучно, прикрутил три MOSFET-а с автомобильными лампочками к LPT порту и написал плагин под WinAmp с простейшим частотным анализом. Домашние дискотеки преобразились, девчонки были в восторге :) Прошло почти 25 лет, на дворе 21 век, моему сыну 5. Вот сижу кручу одну идею - анализ ритма на лету и выдача команд на DMX шину для переключения 6-канального света по разным паттернам. Два микроконтроллера отвалились по причине недостаточной вычислительной мощности, копаем дальше. Похоже, это неизлечимо :)

Где-то 50 лет назад я был бы рад такому конструктору. Находил в овраге выброшенные телевизоры, и добывал из них радиодетали - других возможностей не было, даже транзистор МП41 или П403 купить было проблемой.

Школьником ходил в радиокружок, и это, пожалуй, была единственная возможность познакомиться с радиотехникой поближе. Но по-настоящему только в МИФИ добрался до современных по тем временам технологий.

Ну а сейчас у школьников полно других занятий, вот, смартфоны или компьютерные игры, например. Они дают легкий доступ к получению удовольствий и доступные способы самоутверждения, например, в сетевых играх.

Поэтому сейчас если школьник сможет легко получить какой-то результат в области электроники или микрокомпьютеров, то есть вероятность, что это станет увлечением, и тогда уже профильное обучение, Хоровиц и Хилл, вникание в детали и т.п.

В этом смысле "Знаток" и более продвинутые "втыкалки" с визуальным программированием как раз позволяют быстро получить результат, и привлечь внимание школьника.

Ну а детекторные и даже супергетеродинные приемники сейчас уже не то, с чего нужно начинать, все сильно изменилось за эти годы.

Ждал что в статье упомянут "Лабораторию юного электроника"

В детстве много чудесных моментов были связаны с этой лабораторией. Не знаю, пошёл ли бы я в айти, если бы не она. В наборе, кроме обычных документов, были две усилительные микросхемы.

А в какие годы такое было в продаже?

А в какие годы такое было в продаже?


Вопрос не мне, но я знаю ответ :)
Я такой видел в нашем «Юном технике» в 1986 году.
Покрутил тогда в руках (цена смущала, насколько помню, где-то рублей 13) и решил отложить покупку «на подумать».
А на следующий день ни одного набора уже не было — все успели раскупить.

Гугл говорит, что выпускалась с 80-года

Очередной пост про чудесТную страну Какраньшию) .

Вот чем эти "Волны" и "Старты" принципиально отличались от "Знатока"? Та же инструкция, те же схемы. Разного рода "электронные кубики" по ряду причин вообще очень с трудом подходили для сборки схем не из инструкции. Даже чудесный со всех точек зрения конструктор ЮЭ-50 - и там особого творчества не было предусмотрено инструкцией: есть схема, есть таблица соединений - вперед. Причем, некоторые из схем из инструкции были совершенно неработоспособны по причине длинных проводов. А из наличия в магазине пришлось перебирать все, чтобы найти экземпляр с исправными транзисторами (впрочем, и у него обе микросхемы 118УН1 оказались дохлые).

А какое творчество и понимание схемотехники было во всяких наборах для сборки приемников, часов и прочего? Да, если было интересно, или не устраивало, как схема работает, кто-то мог что-то доработать по какой-нибудь статье из ж. "Радио". А в целом сборка таких конструкторов была сборкой по инструкции.

Единственный реально творческий радиоконструктор мне попадался - я не помню, как он назывался, в такой серенькой коробке из плохого картона, внутри набор деталей, макетницы диагональные и схемы основных блоков различных радиоприемников, с рекомендациями, куда ставить какие транзисторы, как рассчитывать номиналы резисторов и т.п (причем, на схемах номиналы обычно отсутствовали). Они дешево стоили, так как их не успели в 91 году переоценить, и я купил их, наверное, десяток...

Начал с вот такого электромеханического конструктора:
(для меня так и осталось загадкой, зачем в нем была нужна верхняя катушка, она нигде в сборке не использовалась)

Потом получил в подарок радиоконструктор (фото найти не смог) - на подставке радиодетали с выводами на пружинках, в состав входили: солнечная батарея, диод, два транзистора - ГТ104, и КТ какой-то, несколько номиналов сопротивлений и конденсаторов, переменные конденсатор и сопротивление, магнитная антенна, лампочка, дроссель и трансформатор с наушником. Может кто узнает...

Радиоприемник на 2 транзисторах вполне себе работал и принимал не только Маяк ;) И можно было поэкспериментировать с генераторами, в том числе после добавления пьезодинамика - с ультразвуком.

По тем временам очень полезная штука была - понял принципы работы схем, функции всех элементов. Потом с большими знаниями уже чинил разную аппаратуру.
Сейчас - не знаю, насколько это актуально... :(

У меня был такой, только в другой коробке. Катушку не помню, но был моток провода (вот не помню, как он в коробке упакован был). Может это он и есть? Использовался, например, для опыта с магнитной стрелкой и токе в катушке. Эта самая катушка вручную наматывалась на выступ на левом (на фото) шасси.

Да, скорее всего для этого она и предназначалась. А катушку на выступе помню, делал из провода, взятого из одного из бесчисленных найденных и раздраконеных трансформаторов. :) Тогда с этим было проще, сейчас медный эмалированный провод покупать приходится.

Блин, сейчас посчитал - это было 35 лет назад 😮

Блин, сейчас посчитал - это было 35 лет назад 😮

Ну да. В моем случае немного больше 35-ти. =)

Эх, жаль сейчас таких нет. Крестнику подогнал бы. Знаток уже куплен. =)

О, спасибо за ностальгию. Мне родители в 90-х купили конструктор, где отдельно были луженые платы и детали. Детали по принциальной схеме нужно было впаять в свои платы и потом эти платы можно было комбинировать и "делать" разные приборы. Помню был оконечный усилитель, предварительной или что-то типа того, радио блок с большим переменным конденсатором, реле времени, пищалка. До сих помню момент, когда при впайке последнего конденсатора отвалилась его ножка и я думал, что все пропало. Потом отец принес с работы его аналог и понеслось - все дни на пролет запах канифоли, обожженые пальцы и горящие глаза :)

Как многое знакомо и полезные игры. Кто-нибудь тогда заставил работать набор «Радиоэлектронная мозаика»?

У меня был Старт-М в детстве. До 4 класса делал из него всякие разные устройства. В 5 классе мне купили уже паяльник. И началось.

Был ещё странный набор без наставления по сборке. Там был телеграфный ключ, который можно было использовать сам-на-сам, а можно было передавать по проводам всякие сообщения азбукой Морзе. Модемы тогда в ларьках не продавали. Да и подключить модем было некуда. Дикие советские 80-е.

А у меня был (и есть) вот такой набор.









А так же был конструктор «Свет и тень». Книжечка от него выглядела вот так (фото из инета).



А вот что было в наборе я уже не помню — лет 30 прошло всё-таки.

Я думаю, что тема была в то время связана не с "подготовкой будущей смены", а со "всесторонним развитием человека". Маленький, но важный нюанс

Еще была довольно популярная серия конструкторов ЭКОН-01 и ЭКОН-02 .
Вспомнить игрушки из детства было приятно, но с посылом статьи, что раньше вот техническая грамотность молодёжи была - Ого! А сейчас все черные ящики и магия я затрудняюсь согласится. В основном потому, что информация стала доступнее. Сегодня ребенок может познакомится с техникой по видео, причем - хорошо снятому и подробному. А потом, заинтересовавшись и при минимальной помощи взростых, пройти путь от сборки простых программируемых роботов (точка входя для многих современных детей) до пайки и диагностики неисправностей.

У меня вот такой набор был, год примерно 85-87

И это шаг назад по сравнению с обычными кубиками. Из обычных кубиков можно построить башню, зАмок, любое фортификационное сооружение.. можно объединить с другими кубиками, или даже пирамидками.. можно проводить исследования по практическому нахождению центра тяжести сложных конструкций.. можно даже слово "вечность" собрать ;) Из электронных кубиков можно собрать пару непонятных схем - и всё.

Ну как сказать... Мне родители именно эти кубики на новый год подарили (классе в четвёртом-пятом), и я таки собрал пару "непонятных" схем. В шестом я пошёл в радиокружок в ДПШ, спаял там мультивибратор и схемы стали чуть понятнее. Затем цветомузыку, усилители, приёмники, музыкальные звонки. После школы думал пойти на радиофизический, но поступил на физико-технический в Политех. Короче нормальные вполне кубики, задачу свою выполнили.

Когда-то в детстве мне подарили радиоконструктор "Экон-01", который был устроен примерно так же, как радиоэлектронная мозаика - набор кубиков со встроенными компонентыми, плюс корпус со встроенным динамиком и кнопками. Естественно, к нему прилагалась брошюра с типовыми электронными схемами, на основе которых можно было собрать различные электронные приборы. Помню, как я собрал таким образом металлоискатель, и ходил по квартире в поисках проводки внутри стен.

https://radioskot.ru/FOTO26/ehkon-01_konstruktor-2.jpg

Мне, в моем советском детстве, никаких электронных конструкторов не досталось. Не было их в магазинах. В "Юном технике" (облцентр в РБ) были только наборы для постройки кордовых моделей без движков. Электроники не было никакой. Ходил в кружок радиолюбителей. Мотали катушки и трансформаторы, делали диодные приемники. Полупроводники или крали с заводов или выпаивали из списанной аппаратуры. Как-то так...

Мне, в моем советском детстве, никаких электронных конструкторов не досталось.


В нашем городе было целых два магазина «Юный техник». Там было много интересного, но из радиоконструкторов были только наборы по сборке радиоприемников (на мой тогдашний взгляд — дорогие), «Юность», кажется, назывались.
Ходил в школьный (и пионерлагерный) радиокружки, там из наборов были все те же радиоприемники.
Поэтому все юные радиолюбители (каждый второй пацан в классе) выкручивались как могли. С учетом того, что в начале -середине 70х телевизоры и радиолы на свалку еще не выбрасывались, а ремонтировались до упора (на крайний случай отдавались знакомым), происхождение у радиодеталей было самым темным (как-то забылось уже, что основной неисправностью телефонных автоматов тогда было отсутствие трубок/раскуроченные трубки — юные падаваны извлекали из них микрофоны и динамики для своих изделий). Один из моих бывших одноклассников после школы даже сел — таскал с радиозавода домой транзисторы и проч. и не мелочился, на чем и погорел.
И только после известного антиалкогольного указа как прорвало — предприятия начали массово выпускать различные наборы для юных и зрелых радиолюбителей (в основном мне попадалась серия «Старт»).
Пару раз встречал в своем ближайшем ЮТ и наборы, аналогичные описанным выше — их разбирали мгновенно (второй раз я никогда их больше не видел, хотя заглядывал в этот магазин практически ежедневно, по дороге с работы)
Потом в ЮТ начали свозить с предприятий различную «некондицию», после чего юных техников в очередях начисто сменили вполне себе взрослые мужики.
Но все это было уже после 1986.
А в свои 14, я, и мои одноклассники — обходились библиотечными номерами журнала «Радио», старательно перерисовывая на кальку схемы из этого журнала, сидя в читальном зале, конечно (домой журнал «Радио» не выдавался, при сдаче журнала дежурному библиотекарю — проводилась тщательная экспертиза на предмет вырванных страниц)

В отличие от всяких полупроводников, с подпиской на технические журналы, не было никаких проблем. Мы выписывали МК, ТМ, Радио, ИиР, НиЖ, ХиЖ, В мире науки, Знание-Сила и ЮТ в детстве. Но кроме повышения общетехнической эрудированности это ничему не помогало. Т.к. электронных компонентов приобрести было негде, как и движков для моделей, ни ДВС, ни электрических. А резиномоторы быстро надоедают. Ситуация повторилась когда появились первые переводные компьютерные журналы как Мир ПК и т.д. Первые компы к которым получил доступ были клоны PDP-11 и ГДРовские Robotron 1715. О них в этих журналах - ни слова...

с подпиской на технические журналы, не было никаких проблем.


Да, где-то с 1985 года.
Я, уже будучи инженером, смог впервые выписать «Радио» только на новый 1986 год.
До этого это было немыслимо, так как число желающих просто зашкаливало.
Но в технических библиотеках при предприятиях было все (перечисленное выше) плюс много еще другого, о чем ныне совершенно забыли — т.е. реферативные журналы, представлявшие собой переводы и перепечатки (с илл.) подборок иностранных технических журналов.

первые переводные компьютерные журналы как Мир ПК и т.д.


Не, первые переводные компьютерные журналы появились раньше, в описанном выше формате (жаль, что за давностью лет я забыл их названия).
Во всяком случае я их начал читать с того момента, когда 386 были еще последним писком моды (т.е. с того же 1986 года).

были клоны PDP-11 и ГДРовские Robotron 1715. О них в этих журналах — ни слова...


Да, это было забавно — в «Радио» о ПК не было ни слова примерно до 1985 года, можете проверить сами :)

Первый номер Мир ПК вышел в 1988, но мне кажется был еще как минимум один, т.к. субъективно он у меня был раньше. И не по подписке :)

Сейчас иногда просматриваю современные версии выживших.

НиЖ остался на прежнем уровне.

МК долго деградировал, но в последние пару лет пошел на поправку.

Радио сейчас мне не понравился

ИР полный отстой

ТМ скатился до у ровня веселых картинок

Удивили ЗС и ЧиЖ они стали гораздо интереснее чем были в то время.

Все выше глубокое ИМХО :)

Да, это было забавно — в «Радио» о ПК не было ни слова примерно до 1985 года, можете проверить сами :)

Зачем проверять, у нас были все номера Радио где-то с конца 70х, до 90х

И да, забыл, были еще букинистические магазины, много старых номеров там купил.

Первый номер Мир ПК вышел в 1988, но мне кажется был еще как минимум один


1988 — это уже другая эпоха, в сравнении с тем, что было до 1985.
В 1988 о персоналках говорили из каждого телевизора, ДВК в Москве стояли в каждой уважающей себя конторе, а шоумены вовсю эксплуатировали модную тему.
(Помню прохожего в майке, на которой было написано модное слово «Дисплей» :)
В 1985 же при слове «компьютер» в СССР первым аналогом в головах выскакивало «ЕС ЭВМ».

Радио сейчас мне не понравился


«Радио» держался на высоте благодаря самодельщикам. Во времена зарплаты «30 руб на все-все-все (после вычетов из зарплаты/премии на семью и питание)» — стоимость усилителя типа Одиссей У 010 в 350 руб была просто фантастической.
А вот его самодельный аналог мог обойтись на порядок дешевле.
(Плюс стоимость деталей раскладывалась на несколько месяцев, так как быстрее все равно не получалось :)
А когда импортная техника внезапно стала доступна, а советские заводы и детали внезапно кончились — у «Радио» настали тяжелые времена.

ТМ скатился до у ровня веселых картинок


ТМ пережил второе рождение в 50х, плюс долгое время его подпитывали перепечатки из западных журналов (что выяснилось уже в интернет-времена), но после ухода Василия Захарченко очень быстро скатился вниз. Личности таки решают…

У меня в детстве наборов не было, искал электронные компоненты на свалках, и радости были полные штаны найти какую-нибудь плату от телевизора и выпаять детали из нее. Отец еще постоянно ругал, чтобы я бросил это дурацкое занятие и пошел заниматься музыкой. От подобного контруктора я был бы на седьмом небе от счастья.

А сейчас я своим детям покупаю все такое, объясняю как пользоваться, пытаюсь хоть как то интерес им привить - хоть бы хны. А они только в телефонах сидят и в игры играют... Я уже не говорю о том, сколько полезной информации в интернете (развивайся не хочу), при том, что раньше приходилось по крупицам ее доставать из книг и журналов. Повезло, что у нашего поколения смартфонов не было, а то так же бездарно время бы убивали.

Раньше было лучше ;)

А они только в телефонах сидят и в игры играют..

"сидишь за своими книгами, пойди лучше в футбол погоняй"

"днями на улице пропадаешь, лучше бы книги почитал"

"всё брынчишь на гитаре, лучше бы уроками занялся"

Кстати, пробовали поиграть с детьми в их игры?

«сидишь за своими книгами, пойди лучше в футбол погоняй»


Да, в точку! :) Буквально.

Пробовали. Они нас обыгрывают :-)

А если кроме шуток - та автоматика которую дети наворачивают в майнкрафте (или майнтесте) впечатляет

Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий