Как стать автором
Обновить

Комментарии 46

Основные ошибки совершил не Патрик Гелсингер, а его предшественники.

Сразу вспоминается анекдот про 3 конверта

Hidden text

На некоем заводе меняется руководство в лице генерального директора, и старый, уходящий в отставку директор, говорит своему преемнику, мол вот, оставляю тебе в сейфе три конверта с указаниями, что делать в случае наступления проблем. Конверты пронумерованы, поэтому открывать последовательно.

Ну, новый директор работает-работает, подступает пушной зверёк, он вскрывает конверт №1, там написано "Вали всё на меня". Тот недолго думая, махнул шашкой, мол во всём виноват предыдущий генеральный, его неумная политика и привела к существующему писецу и т.д.

Вроде проканало, ситуация нормализовалась, всё зашуршало-заработало, но... проходит время, наступает срок очередного пизеца, он вскрывает конверт №2, там написано "Готовь сокращения". Сказано-сделано. Началась подготовка к сокращениям, оптимизациям и прочим умным словам, и, внезапно, всё опять пришло в норму - завод заработал, как часы.

Долго ли, коротко ли, приходит время вскрывать третий конверт. Там указание "Готовь три конверта".

И так многие предприятия существуют вечность, ковыляя и прихрамывая на обе инвестиционные ноги и рассказывая сказки противоречащие законам физики.

Кстати 18 ангстрем это размер 3 (трёх) атомов кремния (Si) если кто не в курсе. А примесная полупроводимость получается при добавлении примеси на уровне 1 атом на 10 000-100 000 атомов Si. И всё это попахивает на и паловом.

Это стандартная практика. Реальный размер транзисторов на техпроцессе 3нм от TSMC в районе 40нм.

насчёт 40 нм не считал, но в целом всё так -- это размер наименьшего элемента транзистора и то измеряемый из очень общих соображений

https://en.wikipedia.org/wiki/3_nm_process

))
спасибо

Я же рассказал -- Патрик уже был в Интеле, в его хозяйстве корпсистемы всё было Ок, они вынесли с рынка серверные системы на RISC-процессорах и дверь прикрыли

Корпорация вынуждена экономить буквально на всем, включая создание новых фабрик.

И

Всего на создание и расширение заводов по всему миру компания собирается потратить 100 млрд $.

Звучит как взаимоисключающие параграфы.

Вкладываться в новые фабрики надо, но строят меньше, чем могли бы

Всем бы так экономить, чтобы спокойно вкладывать 100 миллиардов.

не помню, вошло ли в текст -- заморозили фабрику в Израиле недавно

Увы, мы не знаем, что именно творится внутри компании.

Есть одна потрясающая книга "Дженерал Моторс в истинном свете" (автор - Дж. П. Райт), в которой Джон Делориан заметил, что среди высшего руководства GM многие люди более озабочены сохранением своих должностей, чем реальным развитием компании или внедрением инновационных идей.

Во всех корпорациях так. Даже, если в revenue share участвуешь, то всегда выгоднее потратить усилия на толкание локтями и переход на следующий уровень менеджмента, где больший кусок пирога, чем пытаться увеличить его размер

+1, просто при этом одним компаниям удаётся сделать продукт, другим -- нет

Ооо, капитан Очевидность снова спустился с планеты супергероев в наш скромный мир!

UPD: стоп, это же тот Делореан, который «крыло чайки»? Всегда подозревал, что он с Криптона :-D

Есть одна маленькая проблема. Когда сова-эффективный продажник приносит начальству план «увеличим продажи материнок, нарочно сломав совместимость сокетов», она ни угу о том, что это по сути долг, который завтра придётся возвращать с процентами.

А когда бигбосс умеет хорошо считать деньги, но в технике — ноль, он сам подвоха не заметит.

Сова обычно в курсе, но ей-то что, она крылья расправила и улетела. Что «работал аж в Интел» — все вспомнят, а что сам его и обрушил — никто не узнает :-D виноват будет облапошенный босс, который подписал сам-не-понял-что.

Короче, не будьте г*вном к своим пользователям и не попадёте в такую ситуацию. Не были бы г*вном — не взлетели бы так люто-бешено те архитектуры, которые сейчас в итоге их хоронят. Да, несовместимое. Но зато их производители не пытались покупателя ободрать, как липку. Всякая монополия смертна, а главное — она внезапно смертна, кек.

Стандартные проблемы всех современных корпораций. Менеджмент имеет краткосрочные KPI, пртчём часто связанные не с прибылью, а с ценой акций.

В итоге "эффективный" менеджмент может, например, как в Боинге, выбросить на помойку встраиваемую годами инженерную культуру и улететь на золотых парашютах в своё светлое будущее.

В будущее полетели на парашютах производства Боинг?

>В 2024 году наиболее современные процессоры от Intel выпускаются по 10-нм техпроцессу.

Вообще-то с прошлого года 4нм и уже несколько лет как 7нм (начиная с 12 поколения).

А в целом вся ситуация наглядно показывает пользу свободного рынка. Было бы на месте Intel Министерство микроэлектроники никто бы и не почесался, всем пришлось бы терпеть.

С другой стороны хоть сам сейчас и использую AMD всеми силам желаю Intel выздоровления и возобновления полноценной конкуренции. В идеале все-таки с долей рынка в районе 50%, а не 90%.

Сомнительная польза. Менеджеры выполнили свои краткосрочные KPI - любой ценой задрали на максимум цену акций - и улетели на золотых парашютах.

Это эффективнее, чем министерство микроэлектроники, но всё равно гораздо хуже варианта, в котором компания стремилась бы к долгосрочным прибылям.

Но свободный рынок акций позволяет заработать больше денег, выжимая соки из компании и потом вкладывая деньги в следующую.

Так рынок здесь не в Intel. Сама по себе в одиночестве Intel это просто бюрократическая организация внутри которой никакого рынка нет. Рынок - это наличие AMD, Qualcomm, Nvidia и других компаний к которым пользователи могут обратиться в случае впадения Intel в маразм и таким образом дать обратную связь компании что она делает что-то не так (вплоть до ликвидации компании если она ее игнорировать будет). В случае министерства электроники никакого AMD бы не было и потреблять процессоры Intel пришлось бы в безальтернативном варианте и никакой обратной связи в системе бы не было. Даже при отсутствии акционеров, прибыли и золотых парашютов поводы для бюрократического и политического маразма найдутся всегда - тому в подтверждение и масса примеров из истории и мой личный опыт работы в госконторах. Акции же здесь вообще не причем.

Простите, это какой проц Интел сделал по 4-нанометровому техпроцессу?
Может то производство, что он на TSMC заказал и то сомневаюсь

Насчёт конкуренции -- "за" двумя руками!)

https://www.xda-developers.com/intel-roadmap-2025-explainer/

Intel 4 is the near future and is used in Meteor Lake, which is mostly fabricated on this process. However, it is the first to use extreme ultraviolet lithography, allowing for higher yield and area scaling for power efficiency. Intel 3 is a follow-on from Intel 4, aimed at data center usage with an expected 18% performance per watt gain. Intel 20A is set to debut with Arrow Lake processors, featuring PowerVia and RibbonFET technology

Вы пишете "Вообще-то с прошлого года 4нм и уже несколько лет как 7нм (начиная с 12 поколения)."
В реальности
https://www.digitaltrends.com/computing/intel-meteor-lake-announcement/
7 нм анонсированы в прошлом году. И производство будет на фабрике TSMC
Эта же линейка будет производиться на фабриках Intel по процессу Intel 4. Но
а) это не настоящие 4 нм
б) ОК, нанометры давно ненастоящие, но я ещё не видел тестов, которые показали бы, что новые процы реально делают собратьев из линейки, сделанные на 7 нм
https://www.ixbt.com/news/2023/12/14/core-ryzen-intel-meteor-lake-cpu.html

Я буду только рад, если у Пата наладятся дела, но пока похоже на игры с цифрами

Meteor Lake Technology node Intel 4. Вы можете конечно придраться что там просто 4, а не нм, но вообще-то в TSMC 4нм тоже никаких 4 нм ни на одном из элементов транзистора нет, это просто некое условное обозначение.

Самый маленький элемент транзистора на TSMC 3нм - 24 нм, а реальный размер в районе 50 нм в соседней ветке даже скриншот таблички запостил.

Какой-то смысл имеет сравнение по количеству транзисторов на квадратный миллиметр чипа, но тут Intel 4 сопоставим уже с TSMC 3nm

Ну и Intel 10нм переименовали в Intel 7 потому что по плотности транзисторов он примерно TSMC 7нм и соотвествует.

Про сопоставимость, да, я как раз писал пару лет назад, что игры с нанометрами Интел утомили, но
По производительности/энергоэффективности Интел пока тоже не в топе
7 нм анонсированы в прошлом году, продаются считай с этого (ТиэСэМСишные) -- а вовсе не несколько лет. Интел 4 -- вторая половина 2024 года и я не нашел, где Интел маркирует, что своё, что TSMC (это нормально)
https://3dnews.ru/1085856/intel-uge-pristupila-k-proizvodstvu-komponentov-dlya-protsessorov-meteor-lake-kotorie-viydut-vo-vtorom-polugodii
В общем 7 нм -- несколько лет выпускается -- я мог что-то пропустить, но не пойму -- что?

Alder Lake is Intel's codename for the 12th generation of Intel Core

Technology node Intel 7 (previously known as 10ESF)

Launched November 4, 2021

https://en.wikipedia.org/wiki/Alder_Lake

Meteor Lake is Intel's codename for the first generation of Intel Core Ultra mobile processors,[3] and was officially launched on December 14, 2023.

Technology node Intel 4

https://en.wikipedia.org/wiki/Meteor_Lake

Давайте на сайте Интел

Вот проц, выше в первом квартале 2024, intel 7, какие смотреть, чтобы с интел 4 были?

https://ark.intel.com/content/www/us/en/ark/products/236789/intel-core-i7-processor-14700kf-33m-cache-up-to-5-60-ghz.html

По ссылке из моего комментария на странице в Википедии табличка со списком процессоров, в каждом из которых есть ссылка на сайт Intel. Если вам сложно прокрутить страницу википедии вниз и покликать на ссылки могу это сделать для вас, надеюсь одной хватит?

https://ark.intel.com/content/www/us/en/ark/products/236849/intel-core-ultra-9-processor-185h-24m-cache-up-to-5-10-ghz.html

И даже могу дать ссылку на ноутбуки на это процессоре в DNS

Виноват, согласен, intel 4 с прошлого года.

Буду аккуратнее писать, потому что общий смысл не поменялся, но по датам некорректен

Спасибо

Проблемы у Intel начались не сейчас, а 3–4 года назад.

Проблемы у Интел начали намного раньше, где-то в районе того момента, когда они проспали сначала бум мобильных процов, а потом ИИ. Вы же сами про это в статье дальше упоминаете. А проблемы внедрения 10нм техпроцесса уже сделали проблемы Интела просто кричащими. Просто долгое время огромная инерция и хорошие формально финансовые показатели ретушировали для общественности надвигающиеся проблемы.

Например, предыдущий гендиректор Intel Роберт Свон допустил
уход одного из крупнейших клиентов корпорации — компании Apple, также
при нем Intel упустил лидерство в освоении новых техпроцессов. Еще
раньше, в 2006 году, Intel продал активы, связанные с ARM-процессором
XScale, и упустил возможность заработать на многомиллиардном рынке
смартфонов

Тут всё намешано в кучу. Во-первых, Свон был временщиком между Крижаничем и Гелсингером. Конкретно уход Apple, о котором говорится по ссылке, состоялся как раз из-за Крижанича и уже накопившихся за многие годы проблем до этого. История с Xscale связана вообще с зарождением рынка мобильных процов в нынешнем виде. Этот рынок профукал Оттелини, когда отказал Джобсу в разработке мобильного чипа, было это году этак в 2006-ом. Но справедливости ради, там любой бы СЕО Интела так бы поступил.

На результатах работы компании сказались неудачные решения руководства,
включая отказ от закупки современных литографов в 2023 году.

Это от каких современных литографов Интел отказался в 2023-ем году? Вообще, Интел первый коммерческий пользователь Hign NA EUV литографов - самых современных литографов в мире на текущия момент. Не говоря уж о том, что закупка тех или иных литографов на что-то повлияет через несколько лет, а за год это никак особо ни на чём не скажется.

Глобальный план Intel может не сработать, если на рынке разработки и производства электроники начнутся внезапные перемены

Не знаю, какие внезапные перемены могут привести к слому плана Интела, но можно сказать точно, что именно текущая конъюктура рынка - это главная угроза плану Интела. Если всё будет развиваться как сейчас, то Интелу будет очень сложно вернуться на прежние позиции.

Это событие вполне может повлечь цепную реакцию снижения акций и других компаний из электронной отрасли.

Это вряд ли. Интел просто теряет рыночную нишу, которую занимают другие. Рост акция Nvidia, AMD, TSMC за последние годы об этом явно говорят

Отличное дополнение. Пост пытается казаться глубоким анализом, но скорее получается компиляция поверхностной инфы из новостей и Википедии, без особого понимания более глубинных трендов индустрии и бизнес контекста в более широком смысле.

Как много всего
Плюсик поставил, давайте про главное -- про сломы трендов.
Интел годами со своими "толстыми" техпроцессами умудрялся получать хорошую прибыль. Если сейчас Интел удастся возвращение лидерства или по крайней мере конкурентоспособности в техпроцессах, то он опять отожмёт под 90% на рынке настольных и серверных процов. Опять можно спать.
Если не произойдёт смены трендов, например ARM-процы не стрельнут в серверах, как этого от них уже лет 10 ждут

Во-первых, вернуть Интелу конкурентноспособность в техпроцессах - это очень сложная задача, и это слом тренда.

Во-вторых, даже если он вернёт это лидерство, то его текущий бизнес по продаже CPU всё меньше окупает колоссальные затраты на развитие техпроцессов, который с каждой новой нодой становятся всё выше. А новых драйверов роста нет, ввиду проигрыша на рынке мобильных и ИИ процессоров. Интел не просто так пытается выделить производство в отдельный контрактный бизнес - содержать его в нынешнем виде становится крайне дорого. Но задача эта по сложности ещё выше, чем вернуть себе технологическое лидерство.

Резюмируя - текущие тренды работают против Интел. И пока не видно того, что может радикально изменить ситуацию

Не то, чтобы я был несогласен с текущей логикой - не заметить мобильный и gpu-рынки - это мощное упущение было

Но до последнего времени Интел хватало рынка процов, аж бесило, что людМ не надо рваться к новому

Если бы это было так просто - вернуть первенство в техпроцессах. Пока они все больше и больше на TSMC заказывают, про Arrow Lake пишут что там даже плитка непосредственно с процессорными ядрами будет на TSMC делаться на 3нм. В Meteor Lake уже часть процессора делалась на TSMC, но главный тайл с собственно процессорными ядрами все-таки на Intel 4. Ну и графические процессоры современной линейки у них с самого начала на TSMC.

А ARM уже забрали 10% серверного рынка.

На Intel конечно очень долго играла огромная инерция, но сейчас она постепенно начинает играть уже против него.

Интел это крупнейший производитель полупроводников в США, у них есть свои заводы и фабрики по всему миру, в отличие от нвидиа и остальных амудэ, у которых практически вся капитализация это воздух. Да и правительство США всегда им поможет. Поэтому интелу ничего не грозит, можете спать спокойно и пользоваться своими синими продуктами.

Это достаточно наивный взгляд на вещи. У Интела действительно большие проблемы. Вряд ли, конечно, такой мастодонт прямо умрёт, но компанию ожидает очень болезненная транформация как минимум

Нокия умерла просто мгновенно например. А то бы мог подумать?

Это крайний вариант, но в теории и такое возможное.

Там было недружественное поглащение.

Так вот в этих фабриках и заводах у них и заключается главная проблема, потому что уже пять лет они стабильно отстают от конкурирующих фабрик на два поколения.

Когда у них техпроцесс одного поколения с конкурентами то они вполне на уровне или даже немного опережают.

В итоге дошло до того что следующее поколение процессоров Arrow Lake будут делать целиком на TSMC и предыдущее поколение Meteor Lake уже делали частично на TSMC (сама Intel там делала только чип с непосредственно процессорными ядрами). Ну а видеокарты Intel все последние годы на TSMC делаются.

Ту биг ту фол?

Что может случиться с Титаником? Да ничего.

Забавно что Интел долго гнул линию что они наконец постигнут 5 нм на своих мощностях, но по итогу когда начались проблемы за устаревшего тех процесса, а именно его прожорливости то сразу врубили заднюю с хрустом и пошли производить процы у TSCM. Мне интересно, а что будет с новым заводом если там даже чипы для видюху не производятся. Судя по всему синего гиганта ждёт падение

Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий