Лавра Федотовича это затруднение наконец утомило, и, прервавши оратора, он произнес только одно слово:
— Неубедительно.
Раздался тяжелый удар. Большая Круглая Печать впилась в мою заявку.
А. и Б. Стругацкие. «Сказка о Тройке»
Доброе утро, Хабр.
Давайте еще немножко пообсуждаем, как в домашних условиях (читай: без специальных педагогов и тренеров) поучиться правильной коммуникации. В программе практически сплошная невербальная составляющая общения, а также – парочка упражнений на ее отработку.
Вопрос, зачем коммуницировать, вроде бы уже отпал, но две строчки напишу о том, зачем нужна невербальная составляющая, и что это за зверь. Причем заранее прошу прощения у тех, кто и так прекрасно этот термин понимает.
В каждом сообщении есть две части: собственно текст и… все остальное. Имеющее свойство, в отличие от текста, воздействовать прямиком на подсознание слушателя, оставляя в нем надежные следы. Все, что кладется в подсознание, будучи правильно положенным, твердо поддерживает сообщение, передаваемое сознанию. Неправильное сообщение, передаваемое на подсознательном (читай: невербальном) уровне, может войти в жестокое противоречие с произносимым текстом и тем самым нанести ему, тексту, тяжелый урон в головах аудитории. Для иллюстрации, — ну не знаю, — вообразите, что робот Марвин из HHTTG сказал вам, как он искренне счастлив вас видеть.
В число всего, что воспринимается в основном на подсознательном уровне, входит: интонация, темп речи, дикция, эмоциональное наполнение, жесты, поза, выражение лица и бла-бла-бла из Дейла нашего Карнеги о том, что соответствие внешнего вида ожиданиям аудитории решает. Честное слово, про внешний вид я сегодня не буду, по-моему, эта тема уже всем набила оскомину. Про что буду, – так это про интонацию, эмоциональное наполнение, темп речи, обращение с аудиторией.