Инструкция для инди-разработчика, желающего собрать команду под свой новый проект

Вступление


Последние два с половиной года я активно занимаюсь созданием игр как инди-разработчик. За это время накопилось много опыта, в том числе полученного путём ходьбы по граблям. В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями насчёт того, как правильно подготовиться к созданию новой игры, что из себя представляет пре-продакшн, что такое оценка рисков и почему она нужна, как лучше собирать команду «на энтузиазме». Также я изложу несколько своих идей по организации командной работы, важности наличия руководителя даже в инди-проекте, расскажу о некоторых подводных камнях.

О подготовке к работе


Этот этап принято называть «пре-продакшн» (pre-production), про него все знают, но часто забывают, не осознавая его критически важной роли в судьбе игры. Подавляющее большинство людей, ищущих компаньонов на тематических форумах, допускают эту ошибку раз за разом. Если вы загорелись желанием создать собственный игровой проект, то первым делом я предлагаю создать «питч-документ», или «концепт-документ». Это короткий, на несколько страниц, текст, где изложена суть продукта. Вот примеры тем, которые должны быть описаны: поддерживаемые платформы, целевая аудитория, способы монетизации, основной геймплей, уникальные фичи (unique selling points), основные конкуренты и так далее. Этот документ будет вашей путеводной звездой. Если вы начнёте неосознанно дрифтовать от него в сторону — у вас, вероятно, проблемы.

Однако хочу предостеречь. Пока занимаетесь этой работой, постоянно задавайте себе вопрос: «Что из написанного является непроверенным фактом?». Допустим, вы утверждаете: «Мой 3d-шутер с гигантскими человекоподобными роботами и блэк-джеком рассчитан на женскую аудиторию 25-60 лет, и будет публиковаться в первую очередь в «Одноклассниках». Тут вы задаёте себе указанный выше вопрос, и идёте в поисковую систему собирать информацию, чтобы подтвердить, либо опровергнуть заявленное вами утверждение.

Следующим этапом будет постановка ориентировочной даты релиза. Как известно, работа занимает всё выделенное на неё время, следовательно дедлайн должен помочь избежать этой ловушки. Подумайте и решите сколько времени вы готовы потратить на разработку игры. К слову, «зная себя, за полгода мне этот проект надоест, и я захочу новый», — это достойное обоснование даты релиза. Если вы хотите завершить разработку через 6 месяцев, то нет смысла придумывать пачку навороченных фич, вы всё равно не уложитесь в срок.

Это подводит нас непосредственно к оценке объёма предстоящей работы. Тут вы берёте весь проект, и начинаете методично раскладывать его на составные части. Вам нужно получить представление о том, как много кода придётся написать, сколько арта нарисовать, каких персонажей заанимировать… Чем детальнее и продуманнее ваш план работ, тем точнее вы можете оценить необходимое для выполнения задач время. Не забывайте, что вы не робот, вам понадобятся перерывы в работе, либо вынужденные (например, болезнь), либо просто передохнуть, ведь вы не хотите перегореть. Учтите это в своих планах.

Об оценке рисков


Далее я предлагаю оценить все возможные риски. Откровенно говоря, я ни разу не видел, чтобы кто-то из энтузиастов этим занимался. Скорее всего, люди считают это слишком серьёзным подходом, может даже бюрократией? Конечно, если игра делается исключительно как хобби — не заморачивайтесь. Но если успешный релиз для вас важен, я бы советовал не пропускать этот шаг и хорошенько его обдумать. Что такое риски? В своей сути это список того, что может пойти «не так».

Например, на этапе пре-продакшна вы решили, что помимо вас, программиста, в проекте нужен художник для рисования пиксель-арта и анимации персонажей. А что если вам не удастся найти художника? Что будете делать тогда? Закажете графику за деньги? Сделаете самостоятельно, тем самым урезав время на программирование? А если художника найдёте, но он не умеет анимировать? Будете искать ещё аниматора на энтузиазме, или готовы выделить на это деньги и нанять специалиста? Другой пример: вы планируете запустить игру на Steam Greenlight, вся ваша маркетинговая стратегия строится на этом. Что если этот сервис закроется и будет полностью заменён системой Steam Curation и самиздатом? Какие изменения вам потребуется внести в вашу работу, в частности, в план продвижения проекта?

Таким образом вам нужно постараться предусмотреть все возможные проблемы и составить план «Б» на случай, если всё пойдёт по худшему сценарию. В идеале иметь и план «В», если план «Б» тоже катится к чёрту (хотя, признаю, для инди это уже чрезмерно серьёзный подход, как считаете?). К слову, хочу поделиться любопытным наблюдением: найти 3d-художников на энтузиазме несравнимо сложнее, чем программистов. За всё то время, что я искал людей в команду, я переговорил примерно с 25-ью девелоперами, и лишь с 6-7-ью артистами (причём все они хотели денег за работу, хотя я в трёх (!) местах жирным шрифтом указывал на отсутствие бюджета). Программисты, как ни странно, текст читали заметно внимательнее. В контексте оценки рисков вывод напрашивается сам собой.

О сборе команды «на энтузиазме»


Этот текст основывается как на моих наблюдениях за российским и зарубежным геймдевом, так и на собственном опыте. Мне удалось собрать команду из 5 профессионалов, причём заметно больше людей проявляли интерес к совместной работе, но мы не сошлись во взглядах на те или иные вопросы.

Первым шагом в формировании команды является серьёзный подход к пре-продакшну. Допустим, если вы зовёте к себе 3d-художника, то у вас уже должны быть готовы чёткие задачи, по которым он может незамедлительно начать работу. Вы не можете просто взять к себе человека и сказать ему: «Э, ну, в общем, нам замок нужен, замок, — это с башенками который, сделаешь, не?». Вам нужно заранее продумать, сколько в замке понадобится моделей стен, пролётов, ворот, башен и проч. Также потребуется детальное техническое задание, указывающее требования к количеству треугольников на модели, текстурным картам, UV и любую другую релевантную информацию. Если вы будете давать необдуманные задания, и не дай бог человеку придётся что-то переделывать из-за вашей ошибки — быть беде. Больше всего люди не любят выбрасывать свою работу в мусор.

Энтузиасты, которые уже обладают неплохими профессиональными навыками, (не)осознанно оценивают риски, просматривая объявления о сборе команд. Они изучают то, насколько автор заинтересован в своей собственной игре, не бросит ли её на полпути, умеет ли он вообще что-то делать или будет обузой? Если их что-то смутит, то пройдут мимо, просто потому, что не хотят тратить бесчисленные часы на мертворождённый проект. Лично я бы посоветовал (я поступал именно так) сначала в одиночку сделать существенный кусок работы, чтобы показать серьёзный настрой. Практически в каждом посте о сборе команды, что я видел, автор не демонстрирует абсолютно никаких наработок, а если и показывает, то какие-то ничтожные крупицы. Так не пойдёт. Я бы сказал, в зависимости от вашего уровня, для начала может быть достаточно вложить порядка 100-200 часов качественной работы.

Ещё я бы отметил, что сценарий/сюжет/диздок сами по себе не имеют никакой ценности. За редким исключением, имея на руках только это, команду не собрать. Однако если вы гейм-дизайнер или руководитель проектов с реальным боевым опытом, то ваши шансы резко возрастают. Правда за всё время я видел всего 1 или 2 таких предложения, но они действительно выделяются своим профессиональным подходом.

Подбирая себе команду, помните, что люди — это самое главное в любом начинании. Процессы и методологии, документация, даже профессиональные навыки — всё это вторично (в разумных пределах). Если претендент на определённую роль в проекте недостаточно хорош как профессионал, но по-настоящему работящий человек с горящими глазами, то это вполне может быть как раз то, что вам нужно. Прокачать навыки можно всегда, но изменить мировоззрение состоявшейся личности — практически нереально. На самом первом моём проекте, который быстро потерпел фиаско по причине отсутствия опыта управления проектами, и пре-продакшна в частности, я работал вдвоём с программистом, который теперь является моим другом, хотя мы никогда не встречались в реале. Мы могли сесть за работу утром, переписываясь в скайпе, и вместе работать до поздней ночи, постоянно выдавая ощутимый результат. Целеустремлённость, желание добиться чего-то большего, внутренний драйв — командная работа с таким человеком действительно окрыляет. Если вам удалось отыскать такого человека, держитесь за него обеими руками.

Об организации работы


Будучи человеком, который помимо непосредственного создания контента, занимался гейм-дизайном и координацией всего производственного процесса, хочу поговорить и об этом. Не недооценивайте количество гейм-дизайнерской, организаторской, административной работы. Её по-настоящему много. Я объединяю все эти вещи в один раздел исключительно потому, что вы вряд ли найдёте себе в команду и гейм-дизайнера, и руководителя проекта, а вот совместить эти обязанности в одном человеке очень даже неплохой вариант. Тому, кто будет координировать разработку, я советую почитать пару книг по управлению программными проектами. Хорошие книги всегда на виду, найти их не составит труда. Теперь предлагаю постараться разобраться, чем же занимается в инди-геймдеве руководитель проекта.

Если в двух словах, то основные цели такого человека — это проследить, чтобы задачи выполнялись, а люди были максимально довольны и мотивированны на работу. Управляя проектом, вы берёте на себя ответственность за эти сферы. Вы — якорь, на вас всё держится. Если вы ленитесь и пропадаете, то будьте уверены, ваша команда тоже станет бить баклуши. Стоит заметить, что в этом кроется фундаментальное отличие работы «за идею» от работы «за зарплату». В коммерческой разработке правильно построенные процессы и корректно делегированные полномочия позволяют руководителю избежать участи единственного связующего звена, без непосредственного участия которого всё рушится.

Скорее всего либо вы сами не захотите, либо у вас просто не получится найти в проект грамотного управленца, но есть смысл поискать хотя бы консультанта, у которого можно изредка просить совета, это может помочь избежать грубых ошибок. Как в России, так и на Западе многие не любят менеджеров, и не зря, однако если вам приходилось работать с профессионалом, вы знаете насколько он может упростить вашу работу, сделать её приятнее и эффективнее.

О руководителе


Вот некоторые обязанности, которые может выполнять руководитель в инди-проекте. Это убедит вас, что работы по-настоящему много, и если ей займётся, например, программист, то кода он напишет значительно меньше.

  • Координация разработчиков. Со стороны может и не заметно, но рабочее общение отнимает бездну времени, особенно если основная его масса протекает в текстовом чате. Тут 10 минут обсудить вопрос, там 10 минут… вот и выходит, — вроде бы ничего не сделал, а времени ушло — мама не горюй! К тому же не забывайте, что чем больше ваша команда, тем больше времени потребуется на организацию.
  • Организация проекта в целом, то есть: поддержка документации в актуальном состоянии, ведение трекера задач, отслеживание их актуальности и приоритета, работа с продакт бэклогом, и проч.
  • Ведение scrum митингов, спринтов, демо, ретроспективы. Об этом подробнее напишу ниже.
  • Исследования. Например, вам нужно продумать стратегию монетизации продукта. Это потребует поиск и анализ информации — статей, статистики, видеозаписей с конференций. Этим, конечно, может заняться кто угодно в команде, но не факт, что, скажем, программисту это вообще интересно («Я программист, я не хочу читать про f2p, я хочу программировать»).
  • Маркетинг. Чёрная дыра, пожирающая всё ваше время. Сюда входят такие вещи, как: создание пресс-кита, общение с прессой, статьи в блог, ведение аккаунтов в соцсетях, договоры о кросс-маркетинге с другими командами, и прочее.
  • Поиск новых сотрудников. Может занимать много времени, в зависимости от желания. Начиная с простых рекрутинговых постов на форумах и заканчивая самостоятельным поиском отдельных людей с попытками связаться с ними.
  • Менторство. Например, в моей команде был совсем начинающий 3d-художник. Бесчисленные часы прошли в обсуждениях рабочего пайплайна, тонкости создания моделей и текстур для реалтайма (например, почему в движке у модели вершин больше, чем в 3d редакторе), на фидбек и т. д.
  • Юридические вопросы. Скажем, создание аккаунтов в мобильных маркетах, верификация, налоги и проч. Бюрократия может принимать пугающий вид.


Кстати, ещё насчёт сроков. Вы можете иметь строгие дедлайны для самого себя, но для команды надо искать более мягкие решения. Ведь в жизни всякое бывает: сегодня после работы артисту надо съездить с дочкой в кружок, завтра — на работе завал, а послезавтра — пятничный отдых в баре. В итоге неделя выдаётся не особо продуктивной, и если бы был жесткий дедлайн, то он был бы провален. А это ведёт к конфликтам и падению мотивации. Исходя из своего опыта, я бы предложил очень мягкий скрам. Вы берёте 2-3 недели на спринт, выбираете задачи, которые исполнители ТОЧНО смогут выполнить, даже если будут гулять по пабам, и работаете. Иными словами, вы изначально делаете щедрую поправку на коррективы, которые вносит жизнь. В конце спринта, разумеется, демо и ретроспектива. Но не надо бюрократии: никаких поинтов, никакого велосити, только здравый смысл, помноженный на количество свободного времени у участников.

О деньгах


Большинство проектов на энтузиазме делается с расчётом на то, что участники получат процент от потенциальной прибыли. Здесь, в общем-то, всё просто и понятно. Но мне хочется обсудить краудфандинг. Откровенно говоря, в контексте сбора команды он меня раздражает, потому что является чистой воды обманом. Если процент с потенциальной прибыли — тема известная, и ваши партнёры понимают, на что идут, то краудфандинг — вещь сравнительно новая, и позволяет обмануть человека, не особо следящего за событиями индустрии.

На бумстартере, как известно, практически нереально собрать деньги. На кикстартере с каждым днём становится всё сложнее — люди разочарованы, много низкосортных продуктов и бессовестного кидалова. Реальный шанс собрать достаточно денег есть исключительно у проектов, имеющих обширную базу наработок, качественного арта, зажигательного трейлера и красивой музыки. Иными словами, если человек на форуме собирает команду «сделать демку по-быстрому и пойти на кик», то это провал по умолчанию. За обещанием оплаты «как только соберём деньги ни кике» не стоит ровным счётом ничего. Пожалуйста, не делайте этого и не ведитесь на такие предложения. Исключения, конечно, бывают. Тот же Superhot, пришедший с геймджема, но вероятность такого везения бесконечно мала, то есть нет смысла даже надеяться (возвращаясь к теме рисков).

На этом закругляюсь. Надеюсь, что статья хоть кому-то покажется полезной. С удовольствием отвечу на любые вопросы в комментариях.
Поделиться публикацией
Ой, у вас баннер убежал!

Ну. И что?
Реклама
Комментарии 10
    –1
    Много воды. Инструкции так и не увидел.
      +4
      Мне вот показалось, что мысль про диздок очень важная и хотя бы ради этого уже стоит прочитать. Добавлю про художников. Все разработчики недооценивают цену подготовки контента и никак не учитывают контент в своих планах. А он стоит денег, и иногда много денег. И те кто его делает практически никогда не готовы работать на энтузиазме. Контент — это все ресурсы помимо кода, т.е. арт, видео, тексты, переводы. Проекты богатые контентом автоматически становятся дорогими в производстве даже при минимальной кодовой базе.
        0
        Подтверждаю про художников.
        В нашей студии на почти 20 человек было всего 3 программиста. Остальные — художники, моделеры, аниматоры, текстурщики, левел-дизайнеры, и т.д.
        0
        Вероятно, вы слишком опытный человек для этой статьи. Тем не менее, в следующий раз постараюсь писать более ёмко.
        0
        Мне кажеться сейчас «на энтузиазме» очень мало кто готов работать… как не пытался… найти людей с горящими глазами не получилось.
          0
          Так было всегда, на мой взгляд. Ведь пытаясь привлечь человека на работу «за идею», вы боретесь за свободные часы его личной жизни. Даже само это — большая ответственность, отсюда и произрастают сложности. Нужно, во-первых, чтобы нашёлся человек, который готов вкалывать после основной работы, — а таких сравнительно мало. И, во-вторых, надо его чем-то действительно зацепить, в итоге заинтересуется только небольшой процент людей из «мало». Поэтому я и пишу, что нужно уделить большое внимание тому, как заинтересовать людей, ни разу в жизни ни вас, ни ваш проект не видевших.
            0
            Не получилось найти энтузиастов, которым бы хотелось нахаляву с горящими глаза работать над вашим проектом? :)
            Странно, с чего бы это…
            Энтузиастов полно. Просто и проектов в которые они нужны — гораздо больше. На фоне развития проектов типа CesarIA или UFO: AI говорить об отсутствии энтузиастов более чем странно.
            Вот вы сами энтузиастом себя считаете? А проектов сделанных на энтузиазме, главой которых были бы не вы — много сделали?
            +2
            Хочу тоже поделиться опытом работы «за идею».

            На одном мероприятии по геймдеву ко мне подошел паренек и рассказал идею своей игры. Мне она очень понравилась и на след день мы обсудили что и как будем делать. Дальше я пригласил своего знакомого и мы втроем начали пилить соц игру, удаленно. Где-то через 6 месяцев она родилась(ЗаБотань). Позже к нам подключился художник с каким-то опытом в геймдеве.

            image
            (на авке — менеджер, в ленте друзей: слева вначале — я, справа вконце — клиентский прогер)

            До проекта:
            1. Коммерческого опыта = 0
            2. Готовых продуктов = 0
            3. Знания средств разработки = 3/10(очень субъективно. Я писал серверную часть на шарпе и пришлось разбираться с сокетами, многопоточностью, бд и много чего еще. Клиентский программист — первый раз взял по-настоящему в руки flash и as3. До этого — баловался в школе)

            После проекта:
            1. поняли, что нужно смотреть на пункт «монетизация» не в последний момент, а на этапе написания тз;
            2. прокачали скилл программирования;
            3. +1 к готовым продуктам)
            4. Первое место в конкурсе соц игр Гамак и новые знакомства(Андрей Фадеев, привет!)
            5. Заработать миллионы не получилось, но капеечка капнула

            Что считаю основным:
            1. ОБЯЗАТЕЛЬНО всем участникам должна нравится идея на все 100%! В нашем случае нам всем нравилось то, что игра развивает человека и приносит пользу миру. Для меня это являлось одним и средств допинга и мотивации

            2. Как писал автор поста, нельзя с уверенностью заложить время для выполнения какого-то функционала. Иногда проходило пару недель в «лайт» режиме, когда смотрелись сериальчики или что-то еще… Зато в новый год, помню, перепиливал систему боя и было вкайф…

            3. Тим воркинг! дейли митинги, обсуждения фич, конфа в скайпе — все это придавало ощущение жизни проекта

            4. ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть человек, который бы пинал, организовывал, занялся бумажной работой! Понимаю, есть люди, которым можно не говорить что делать, они сами делают, но таких мало. Автор поста тоже обратил на этой внимание и это важно.

            5. Доводите проекты до конца! Мы выпустили проект, посмотрели, что люди играются и начали допиливать. Дальше получилось так, что финансовые ожидания не оправдались и мы забили на него. Хотя, как нам сейчас кажется, потенциал был и нужно было приложить еще усилий, чтобы проект стал прибыльным.

            Всем удачи в Ваших начинаниях!
              0
              Хороший комментарий, спасибо большое!
              0
              Всегда боялся начать набирать команду для своих, на мой взгляд не плохих идей.
              В итоге после пары лет раздумий, копаний и чтения в том числе Хабра решил взять Unity3d в свои руки которые не умеют программировать и начать делать что то совершенно простое. Игра с управлением одним кликом. Надеюсь это будет хорошая основа для понимания всех механик создания, публикации и небольшого продвижения проекта. Понял, что программирование это как уроки музыки, начинать надо с простого но с душой и желанием. А от результата можно вдохновиться на что то большее уже с набором команды.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое