Comments 78
Композиция, линейный рисунок и тона почти всегда важнее цветов. Так что я вполне верю в хорошего дизайнера, который вообще не работает с цветами, зато точно умеет определять тона (то есть «яркость»).
зато точно умеет определять тона (то есть «яркость»)
У меня сейчас взрыв мозга произошёл от этой фразы. Тон (hue) и яркость (brightness) — это вообще разные вещи!
Тоном в рисовании (карандашом) называют степень закрашенности. Вспомните — «тёмные тона», " светлые тона". А «цвет» так и называют цветом. Яркостью ион называть не совсем корректно, скорее, надо говорить про «освещенность», т.к. тоном обычно показывают форму через изменение тона при изменении угла между светом и поверхностью.
Есть ещё одна куда более распространённая категория людей, чем дальтоники — это слабовидящие разной степени «слабовидения».
При разработке приложений, вёрстке сайтов и почтовых рассылок тестируйте их на размере шрифтов 120%-150% — вёрстка едет практически везде из-за использования абсолютных, а не относительных координат.
При разработке приложений, вёрстке сайтов и почтовых рассылок тестируйте их на размере шрифтов 120%-150% — вёрстка едет практически везде из-за использования абсолютных, а не относительных координат.
-15 на оба глаза. на 14" ноуте стоит в настройках экрана windows масштаб на 120%.
и таки да, половина сайтов — выглядят печальненько. скроллить в бок неприятно.
Адаптивная верстка кстати эту проблему хорошо решает, заметил при работе со своей бухгалтерией как с 3GS так и с 5.7" Lumia, на которой размер шрифтов тоже увеличил первым делом
и таки да, половина сайтов — выглядят печальненько. скроллить в бок неприятно.
Адаптивная верстка кстати эту проблему хорошо решает, заметил при работе со своей бухгалтерией как с 3GS так и с 5.7" Lumia, на которой размер шрифтов тоже увеличил первым делом
А Дэн Моргулис (автор учебника по цветокоррекции), вон, вообще считает дальтонизм — преимуществом при отборе на работу в цветокоррекции!
Очень важную тему поднял автор статьи!
Я иногда удивляюсь безграмотности дизайнеров в этом вопросе. На эту группу людей часто просто не обращают внимание. Просто выбрав другие цвета в постере, рекламном плакате и т.д. можно сделать его воспринимаемым для дальтоников. При неудачных цветах люди с дальтонизмом не могут даже прочесть надпись на плакате.
Я иногда удивляюсь безграмотности дизайнеров в этом вопросе. На эту группу людей часто просто не обращают внимание. Просто выбрав другие цвета в постере, рекламном плакате и т.д. можно сделать его воспринимаемым для дальтоников. При неудачных цветах люди с дальтонизмом не могут даже прочесть надпись на плакате.
При сильно неудачных — я могу не заметить и сам плакат.
Часть плакатов и рекламы сделаны так, что и человек с обычным цветовосприятием не сможет разобрать текст. Просто потому, что дизайнер-чудак решил, что ярко-желтый неплохо смотрится на кислотно-зелёном, например.
дизайнер-чудак решил, что ярко-желтый неплохо смотрится на кислотно-зелёном
Есть у меня внешний жёсткий диск с одной единственной индикаторной лампочкой, горящей кислотно-зелёным цветом во включенном состоянии, и помигивающей ярко-жёлтым при обращении. Наблюдая за этой индикаторной лампочкой я всегда замечал только едва уловимое изменение яркости и думал, что индикация неисправна, слишком маленькое время отключения светодиода. Тогда я ещё не знал, что я дальтоник на эти цвета, а сам светодиод не отключается. В дальнейшем, уже на работе, я подобные устройства считал десятками — начиная с индикации на серверах и коммутаторах и заканчивая лампочкой KVM-переключателя, лежащего на моём рабочем столе. К чему я всё это: на ошибки дизайнера плакатов я ещё могу закрыть глаза, но ошибки в промышленном дизайне усложняют работу с оборудованием.
I know what you feel :) Тоже не различаю этих цветов. Особенно раздражает, если это индикатор окончания заряда…
На самом деле тут вопрос больше не промышленного дизайна, а экономики. Желто-зеленый светодиод дешевле и распространенней, чем, например, желто-синий.
И, кстати, та же ошибка присутствует в выборе цветов для светофора — можно ж было сделать синий — желтый — красный, людей которые не различат эти цвета (полный дальтонизм) гораздо меньше, чем людей не различающих зеленый — желтый — красный (протанопия).
На самом деле тут вопрос больше не промышленного дизайна, а экономики. Желто-зеленый светодиод дешевле и распространенней, чем, например, желто-синий.
И, кстати, та же ошибка присутствует в выборе цветов для светофора — можно ж было сделать синий — желтый — красный, людей которые не различат эти цвета (полный дальтонизм) гораздо меньше, чем людей не различающих зеленый — желтый — красный (протанопия).
На сколько я знаю, синий слишком рассеивается в атмосфере и потому его значительно хуже видно на расстоянии. Потому синий нельзя использовать. Был знакомый водитель-дальтоник. Он понимал, какой цвет горит, по расположению. Верхний — стоять, нижний — ехать
Обычно цвета по отдельности узнаются лучше, чем в сочетании. Кроме того в светофоре используется не зеленый как трава, а скорее зеленый ближе к голубому что ли.
На сколько я знаю, синий слишком рассеивается в атмосфере и потому его значительно хуже видно на расстоянии. Потому синий нельзя использовать.
Манёвровый железнодорожный светофор использует синий цвет.
Мне повезло. У меня проблемы в районе темно-коричневого и темно-зелёного. Почти незаметно в жизни. А вообще среди мужчин каждый десятый с нарушением цветоощущения. Просто никто не проверяется.
Я думаю, большинство знает о своей проблеме. Другое дело, что они об этом не говорят, и на парады не ходят, поэтому вы вряд ли в курсе, кто из ваших коллег дальтоник.
Не совсем понятно.
Вот, например, тут я легко различаю все цвета:
Это значит, что я не дальтоник? Но ведь тогда проверка элементарна, и вообще, мы каждый день сталкиваемся в жизни с большим количеством разных цветов. Как можно не заметить того, что, скажем, листья синие, хотя должны быть зелёные? :)
Вот, например, тут я легко различаю все цвета:
Это значит, что я не дальтоник? Но ведь тогда проверка элементарна, и вообще, мы каждый день сталкиваемся в жизни с большим количеством разных цветов. Как можно не заметить того, что, скажем, листья синие, хотя должны быть зелёные? :)
Вам всю жизнь говорили, что листья зеленого цвета и вы к этому привыкли, хотя видите де-факто синий. Т.е. вы смотрите на синий и думаете, что это зеленый
Ах да. Тогда да, понятно.
Но, тем не менее, есть повод удивиться, почему эта машина того же цвета, что и листья, хотя все вокруг говорят, что они разные.
Но, тем не менее, есть повод удивиться, почему эта машина того же цвета, что и листья, хотя все вокруг говорят, что они разные.
Действительно. Человек не считывает абсолютные показатели с сетчатки. Это абстрактные сигналы. А их значение уже закладывается на этапе воспитания в детстве. Т.е., взять абсолютно здоровых близнецов и изолированно друг от друга воспитывать так, чтобы один стандартную радугу понимал как все остальные а второй, скажем, наоборот (не КОЖЗГСФ а ФСГЗЖОК). И когда отпустить его в общество годков так через 20, будет ли он считаться дальтоником? Он же так же качественно будет различать малейшие оттенки, но при этом называть их совершенно другими названиями и для него спелое яблоко будет синим так же естественно, как для остальных красное (физически цвет один и тот же).
Более того, сетчатка считывает не абсолютные значения яркости оттенков а их разницу, т.е. изменение. Поэтому, если долго смотреть на неподвижную красочную картинку она становится серой. Ну или как-то так.
Более того, сетчатка считывает не абсолютные значения яркости оттенков а их разницу, т.е. изменение. Поэтому, если долго смотреть на неподвижную красочную картинку она становится серой. Ну или как-то так.
Более того, сетчатка считывает не абсолютные значения яркости оттенков а их разницу, т.е. изменение. Поэтому, если долго смотреть на неподвижную красочную картинку она становится серой.Это тоже заболевание. У нормальных людей этому эффекту успешно противодействуют саккады. Картинка неподвижна, но «с точки зрения сетчатки» она всё время движется.
Как можно не заметить того, что, скажем, листья синие, хотя должны быть зелёные?
Мы все становимся на некоторое время дальтониками, просматривая чёрно-белые фотографии.
Дальтоники не различают лишь определённые цвета же.
Монохроматы, например, не различают все цвета. Сравнивая дальтонизм с просмотром чёрно-белых фотографий я лишь попытался провести аналогию, в которой для дальтоника, коим и я, кстати, являюсь, отличить синие листья от зелёных так же невозможно, как и для обладателей нормального зрения определить цвет машины по чёрно-белой фотографии, где отображены лишь градации серого, а владелец машины утверждает, что в действительности она, например, красная.
Как частично дальтоник отвечу: Вы видите две карточки. Они одинакового цвета. Условно — коричневого. А сволочи окружающие говорят, что одна из них зеленая.
Как частично дальтоник, а точнее «человек с аномальной трихроматией» (коих 75% из всех дальтоников), дополню. В 75% случаев отклонений цветового восприятия людям просто требуется больше, чем другим, времени и концентрации для того, что бы отличить две карточки, при этом карточки должны быть специально «неблагоприятно» подобраны. Я, например ниразу еще не сталкивался с тем, что бы не мог различить два цвета, которые другие могут различить. По этой причине существуют специально составленные изображения (таблицы Рабкина), которые даже людьми с небольшими отклонениями цветовосприятия воспринимаются сильно иначе, чем людьми с нормальным зрением.
На этой картинке, например, я не различаю никаких символов, хотя, говорят, должно быть написано 37.
На этой картинке, например, я не различаю никаких символов, хотя, говорят, должно быть написано 37.
Это напомнило социальные эксперименты, где человека усаживали в условно группу испытуемых (где на самом деле все по сговору), которая явдруг дружно заявляет, что черный и белый шары оба черные. И человек, не желая противостоять толпе, начинает также утверждать, что белый шар тоже черный, хотя понимает, что это не так. =)
Ну как же, не проверяется! Мне на медкомиссии в военкомате об этом сообщали и на водительской медкомиссии тоже. Тотально проверяются все, просто никто об этом не говорит.
В военкомате, медкомиссии для поступления в универ, может ещё где. Обычно, как заводят новую карту и первый раз попадаешь к окулисту. Правда, меня проверяли не по всем вариантам имеющимся в таблице (Рабкина или аналогичной — не помню), а частично. Когда потом смотрел сам — нашел изображения (с геометрическими фигурами, например), которые до этого не видел ни на одной медкомиссии. Нашел там 1 изображение, которое трудноразличимо (хотя в описании сказано, что цифру 9 видят и с дальтонизмом, и без), оно близких тонах (красный и оранжевый) и с низким контрастом.
Ещё особенность есть такая: если речь идёт о больших областях, залитых одним цветом, то дальтоник чаще справляется, чем если речь о тонких линиях или цвете текста. Особенно в этом плане страдают сервисы пробок: бывает, что красный и зелёный отличить просто невозможно, приходится водить мышой поверх, чтобы посмотреть конкретную скорость движения. Не используйте больше 4-5 цветов для кодирования информации в линиях и цвете текста, а лучше максимум два. Если кодируете, то используйте разную яркость.
Хочу отметить, что вряд ли стоит уповать на медицину в решении проблемы дальтонизма по крайней мере в ближайшие лет 50. Если слепому человеку особо терять в глазах нечего и он может пойти под нож, чтобы ему вставили в глаз электронную матрицу, то с дальтонизмом проще жить так. Мне думается, если это и починят, то только на генетическом уровне для будущих детей (скрининг после зачатия, вирус-вектор для встраивания недостающего гена). Вряд ли будет технология для лечения уже родившихся дальтоников. Поэтому дизайнерам не стоит отмахиваться от этой проблемы :-)
Ха-чёрточка-ха-чёрточка-ха. Вспомните историю обычных цифровых фотоаппаратов: всего каких-то лет 20 назад появились первые игрушки типа Apple QuickTake или Sony Mavica с записью на 3.5" дискету. А лет 10 назад ещё считалось, что «цифра — это для любителей, настоящие профи снимают только на плёнку». А сейчас? Плёнка осталась только в некоторых особо хитрых нишах — и то это не обычная плёнка, а тоже специализированная.
Так что вполне может статься, что лет через 15-20 слепые будут видеть лучше зрячих, а дальтоники начнут агонизировать на тему «стоит поставить искусственные глаза и наконец распрощаться с проблемами цветовосприятия или лучше всё-таки оставить то, что дала природа?»
Так что вполне может статься, что лет через 15-20 слепые будут видеть лучше зрячих, а дальтоники начнут агонизировать на тему «стоит поставить искусственные глаза и наконец распрощаться с проблемами цветовосприятия или лучше всё-таки оставить то, что дала природа?»
Окей, если через 20 лет меня вылечат, я вам выдам плюсик в карму :-)
Пример с фотоаппаратами совершенно некорректен.
И 10, и даже 20 лет назад все ключевые технологии современной фотосъемки были уже изобретены. Дело оставалось только за обкаткой, совершенствованием, снижением цены и вывода на массовый рынок. А про «профи с пленкой» это было лишь обывательское мнение, основанное на характеристиках текущих аппаратов на рынке (они были действительно не фонтан, но не потому, что не умели в принципе, а по экономическим причинам).
По замене же человеческой сетчатки — непонятно вообще ничего. Никто даже приблизительно не знает, как это можно починить на практике.
И 10, и даже 20 лет назад все ключевые технологии современной фотосъемки были уже изобретены. Дело оставалось только за обкаткой, совершенствованием, снижением цены и вывода на массовый рынок. А про «профи с пленкой» это было лишь обывательское мнение, основанное на характеристиках текущих аппаратов на рынке (они были действительно не фонтан, но не потому, что не умели в принципе, а по экономическим причинам).
По замене же человеческой сетчатки — непонятно вообще ничего. Никто даже приблизительно не знает, как это можно починить на практике.
По замене же человеческой сетчатки — непонятно вообще ничего. Никто даже приблизительно не знает, как это можно починить на практике.Ой ли? Когда технология доходит до стадии клинических испытаний, то это обычно означает, что всё-таки про неё известно чуть больше, чем «непонятно вообще ничего».
Да, движение идёт с разных сторон (как со стороны создания полностью исскуственной сетчатки, так и со стороны выращивания сетчатки в пробирке), ну так и в фотоаппаратах много разных технологий лет 20 назад конкурировало.
Я нахожу хорошие фотографии с приятным сочетанием цветов
Как?
Ведь цвета вы не видите и приятного сочетания тоже. Вот ваш пример обесцвеченый, как вы поняли, что его сочетание приятное?
UFO just landed and posted this here
Люди с протанопией (невосприятием красного) видят это примерно так:
А вообще, есть мобильные приложения, эмулирующие разные типы дальтонизма (ключевое слово «daltonizer»). Есть даже такие, которые заменяют проблематичный цвет на что-то другое, например, подмешивают синего в красные оттенки. Конечно они перевирают абсолютные цвета, но найти красное яблоко среди зелёных — запросто.
А вообще, есть мобильные приложения, эмулирующие разные типы дальтонизма (ключевое слово «daltonizer»). Есть даже такие, которые заменяют проблематичный цвет на что-то другое, например, подмешивают синего в красные оттенки. Конечно они перевирают абсолютные цвета, но найти красное яблоко среди зелёных — запросто.
Ерунда, как для человека с протанотопией для меня эта картинка выглядит совсем иначе, чем оригинальная. Дальтонайзеры, наверное, полезны для проэктирования интерфейсов, но не помогают понять «как видит дальтоник». Более того, протанотопы не только хуже различают красные оттенки, но еще и лучше (недальтоников) различают синие оттенки. Видимо из-за того, что несмотря на отсутсвие одного из пигментов, количество типов колбочек неизменно и селективность «синих» колбочек от его (пигмента) отсутсвия улучшается.
Вот этот тест я, например, с первой попытки прошел на 31, в то время как двое моих знакомых девушек — на 28 и 29.
Протанотопов примерно столько же как и левшей.
Вот этот тест я, например, с первой попытки прошел на 31, в то время как двое моих знакомых девушек — на 28 и 29.
Протанотопов примерно столько же как и левшей.
Сомнительный тест на цветовосприятие. У меня дейтеранопия и я набрал 26 и по мнению этого теста у меня прекрасное цветовое восприятие, но я то знаю правду.
от 24 до 32. Темно-синий приводит меня в ступор )
На Вашей картинке третий слева прямоугольник кажется мне синим, светлее чем предыдущий. То есть они выглядят для меня как два прямоугольника почти одинаковые по цвету, но разные по яркости. При этом на оригинальной картинке я чётко вижу, что один — синий, а другой — розовый. Я не дизайнер, правилные названия цветов не знаю, просто хочу сказать что воспринимаю 2й и 3й прямоугольники на оригинальной картинке как разные по цвету, а не только (и не столько) яркости.
В то же время если в черном тексте на белом фоне (особенно на мониторах) присутсвуют красные слова или буквы, которые ничем кроме цвета не отличаются, то я могу этого не заметить. Если я знаю, что такие цветовые выделения могут присутсвовать — я присмотрюсь и медленно, но найду их. Если текст весь будет красным — я это тоже замечу.
В то же время если в черном тексте на белом фоне (особенно на мониторах) присутсвуют красные слова или буквы, которые ничем кроме цвета не отличаются, то я могу этого не заметить. Если я знаю, что такие цветовые выделения могут присутсвовать — я присмотрюсь и медленно, но найду их. Если текст весь будет красным — я это тоже замечу.
Аномальное цветовое восприятие более распространено, чем дальтонизм. Ваше описание похоже на протаномалию, т.е. пониженную (но не нулевую!) чувствительность к красному.
Вау! Как приятно знать, что есть те, кто заботится о людях, которые плохо различает цвета. Я один из таких дальтоников и знаете я ещё ни разу не накосячил с цветовой гаммой в приложении; ни разу никто не жаловался, что вот этот цвет надо заменить на другой. Как и указано в статье — если подборка цветов позволяет отличать один объект от другого и эти цвета не режут глаз, то цветовая гамма успешна и будет нравиться пользователям.
Факты обо мне:
Факты обо мне:
- В таблице безопасных цветов Лебедева я в ряде строк вижу всего 2 или 3 разных цвета.
- Самое эпичное что я слышал в своей профессиональной карьере: «Я один не могу понять, почему человек, который не различает цвета, занимается дизайном в нашей компании?»
- Я с трудом прохожу тест на цвета в военкомате и офтальмолог из-за этого смотрит на меня криво
- У меня мама тоже дальтоник
- Если мне показывают дизайн, который нравится «всем», то как правило я сразу вижу неудачные сочетания цветов и начинаю критиковать, на что мне говорят: «ну вот ты как всегда… тебе всё не нравится… а всем понравилось...» и т.д.
- Я всегда с юмором отношусь к тому, что не могу различать какие-то цвета
Пристают с вопросом про светофоры? :)
Второй пункт воистину эпичен.
Уверен, что для дизайнера это скорее плюс, чем минус.
UFO just landed and posted this here
Вот бы ещё на всех зарядных устройствах со светодиодными индикаторами состояние зарядки было бы не «зелёно-оранжевый» и «оранжево-зелёный», а «горит» и «не горит».
В сложных случаях помогает программка Color detector на Андроиде.
P. S. Много лет назад участвовал в местном конкурсе компьютерной графики и занял третье место с формулировкой «за хорошую работу с цветом».
В сложных случаях помогает программка Color detector на Андроиде.
P. S. Много лет назад участвовал в местном конкурсе компьютерной графики и занял третье место с формулировкой «за хорошую работу с цветом».
Насчёт Яндекс.Навигатора — просто в точку! У меня ахроматопсия и неразличимые по яркости цвета просто бесят (скриншот в постскриптуме нереально контрастный, на экранах реальных устройств всё часто намного хуже)
Именно поэтому Windows ВСЕГДА был лучше, чем Mac Os — дизайнеры последней накосячили сразу по двум пунктам — и цвета неправильные, и иконки тупорылые и непонятные (я сейчас про кнопки закрытия/разветывания окна (и проч.)
Задумался после прочтения комментов — все ли цвета я вижу так, как они действительно выглядят.
Давайте, тогда ради интереса пройдем тест? Он неплохой и дает раскладку по спектру нарушений. Особенно интересно увидеть результат людей с проблемами.
Вот ссылка.
Вот ссылка.
Я не понял интерпретацию результатов. У меня результат 220. Вроде как да, штука пишет, что у меня сниженное цветовое ощущение, но я ничего не понял из теста и цвета ужасные просто.
Вот что это значит?
Вот что это значит?
Это скорее тест на качество монитора.
Это да, на дешевых неоткалиброванных мониторах даже люди без отклонений будут наравне с умеренными цветоаномалами.
Именно так, не раз проходила этот тест, разные мониторы –– разный результат.
Я протаноп (протаномал), тест проблем не обранружил. Знаю что протаноп потому, что несколько раз проходил тест Рабкина в поликлиниках и на сайтах.
Ноль ошибок на офисном IPS мониторе. Проблемы со зрением у меня есть, но другого характера — всякие мерцания, искры в глазах и т.п.
Дейтераноп. Проходил тест около получаса. Сперва заменил черный фон на белый (иначе вырвиглаз), затем использовал в помощь различные цветовые режимы монитора (стандарт/игры/фото/кино). При переключении между ними частенько приходилось переставлять половину квадратов, в итоге попытался добиться, чтобы в каждой линии цвета перетекали более-менее плавно в каждом режиме.
Результат — погрешность в 18 очков, из них 14 в области красно-зеленого и 4 в области сине-зеленого
Результат — погрешность в 18 очков, из них 14 в области красно-зеленого и 4 в области сине-зеленого
Какая хорошая тема затронута.
Помню еще в детстве учителя в ступор ввел вопросом: «А что если мы все цвета видим совершенно по разному, общее у них только название. Например, вы видите зеленый, как я вижу красный, но оба называем его зеленым. Это же никак не проверить. Получается все видят мир абсолютно по разному?»
После прочтения переосмыслил последний комментарий по проекту: «Интерфейс нужно сделать покрупнее. Клиенты же все СЛЕПЫЕ» )
Помню еще в детстве учителя в ступор ввел вопросом: «А что если мы все цвета видим совершенно по разному, общее у них только название. Например, вы видите зеленый, как я вижу красный, но оба называем его зеленым. Это же никак не проверить. Получается все видят мир абсолютно по разному?»
После прочтения переосмыслил последний комментарий по проекту: «Интерфейс нужно сделать покрупнее. Клиенты же все СЛЕПЫЕ» )
Sign up to leave a comment.
Создание дизайна для дальтоников (и вместе с ними)