
Около года назад я написал статью, в которой объяснял неадекватность и растянутость собеседований перепроизводством кадров и сокращением числа вакансий. Соискателей стало настолько много, а позиций настолько мало, что работодатели уже и не знают, как их фильтровать. А потому и отбиваются от них по‑всякому: литкодами, кончеными фильтрами, вопросами про сборщик мусора и т. д. Но сейчас я понял, что это ещё не вся правда. Нет, всё намного, намного хуже.
Слишком низкий порог входа
Сейчас я навлеку на себя много гнева местной публики, но я не видел никого высокомернее айтишников. Принято считать, что самые зазнавшиеся — это представители творческих специальностей, но нет, это совсем не так. Они скорее в разной степени отбитые и тяжёлые в общении, но не ЧСВшники. Да, есть ещё всякие профессора ВУЗов и мэнэджеры, но я их к тру работягам не отношу. А вот айтишники — это вот прям оно. Чувак выучил какой‑нибудь днище‑фрэймворк и рассказывает всем, как он героически перегонял JSON'ы и распутывал клубок из микросервисов (который сам же и создал, следуя советам какого‑нибудь очередного инфоцыганина типа Роберта Мартина) в очередном пованивающем e‑commerce и на каждом углу трещит, какая у него сложная и ответственная работа, для которой требуются тайные знания, доступные только избранным. На деле же такой чел и в подмётки не годится настоящим инженерам, создающим реальные инновации в каких‑нибудь Boston Dynamics и NVidia.

Да и что уж говорить, я и сам в корпоративную разработку пошёл, потому что в это было легче вкатиться, чем во что‑то другое. Когда я был в школе, я подумал о том, что можно поступить по физмату в МФТИ и научиться проектировать ракеты. Но я отдавал себе отчёт в том, что я не такой уж и способный к физике и математике, да и чтобы хорошо им научиться, вам нужны действительно крутые и шарящие преподаватели (таких оооочень мало). Войти в корпоративное IT было куда проще и реальнее. Уже потом, когда я поступил в университет, я встретил там одну девушку, которая сдала информатику, «потому что это самый лёгкий предмет из технарских, а юристов и экономистов уже как собак нерезанных». И знаете, я осознавал, что пришёл сюда буквально по той же причине! Я думаю, что напыщенные сеньоры это тоже осознают, но признаются себе в этом только в самых страшных ночных кошмарах.
Если сделать выжимку из всего того, чему я научился за время университета и школы (в основном сам), выкинув оттуда всё, что объективно не помогло бы мне в работе бэкендером (культурологию и лабы по электротехнике, например), то получится, что с самого нуля мою специальность можно освоить месяцев за 8, если заниматься плотно по 6 часов в день, исключая выходные (да, это вот именно с самого нуля, с «Hello, World!»). Плюс ещё 2–4 месяца на изучение навыков взлома собесов и полировки резюме. Итого год на то, чтобы приземлиться на миддла или чуть повыше. Практика волков Назарова подтверждает мои слова. Соответственно, основная причина высокомерия айтишников — это просто защитная реакция на осознание собственной уязвимости.
И это я ещё инфляцию знаний не упомянул. Каждые ~5 лет происходит устаревание не то что конкретных фрэймворков и СУБД — устаревают сами теоретические подходы к разработке. Вчера все наяривали на чистый код, а сегодня это считается неподдерживаемым дурно пахнущим кодом джуна. Вот и получается, что ветеран с 15-ю годами опыта не особо лучше чела с 5-ю. А может даже и хуже, т.к. будет пытаться делать всё по устаревшим методикам. Да что уж там, пока я выпускался из ВУЗа, C# и.NET пережили свою очередную трансформацию, породив новый пласт легаси и больше материала для изучения.
Прибавим к этому то, что для занятия IT не нужно какого‑то специфического оборудования, которое вы бы ни за что не купили, не будь у вас желания этим заняться (для химии, например, нужны пробирки и реагенты, а для становления слесарем нужны инструменты). Для программирования нужен лишь ноутбук, при чём не то чтобы какой‑то мощный (как это требуется, например, в 3D). Какого‑то специфического помещения (лаборатории, цеха) тоже не нужно, что делает порог входа ещё ниже.
Слишком низкий порог выхода
Не поймите меня неправильно, вы можете прочитать весь четырёхтомник Кнута, все книжки Таненбаума, все статьи от индусов на Medium... Но какой от этого толк? Это никак не улучшает вас в вашей непосредственной профессиональной деятельности, которая сводится к тому, что вам надо разгребать легаси, пытаться впендюрить в лапшичный код ещё больше противоречивой бизнес‑логики, теребить CI/CD и кластер Kubernetes, потому что из‑за санкций вам решили перекрыть доступ к контейнерам. Красно‑чёрные деревья? Динамическое программирование? Это нужно для собесов и присутствует на них только по той причине, что ответы на нормальные вопросы уже всем известны. Но в реальной работе для закрытия абсолютного большинства задач бизнеса квалификации миддл+ хватает с лихвой.
И вот на позицию соискателей просто тьма, и каждый из них годен. Каждый из них может выполнять поставленные задачи. Многие, кто поступал в ВУЗ, знают, что обычно следует за ситуацией, когда у двух человек баллы одинаковые. А именно, они начинают меряться льготами. Кто инвалид, у кого папа СВОшник, кто живёт рядом с Курской магнитной аномалией. Так и здесь. Сначала HR'ы фильтровали по годам опыта, которые теперь все накручивают. Теперь они фильтруют по возрасту, красивому личику, степени заполненности профиля и прочим вещам, завуалированно именуемым СОФТ СКИЛЛАМИ.

В общем, что я хочу сказать: страшна не сама по себе высокая конкуренция, а физическая невозможность выделиться из толпы. Когда порог развития не очень‑то и высок, когда его достигают массы людей за довольно короткие сроки — вы не сможете быть лучше. Возвращаясь к Назарову: я думаю, что его ненавидят вовсе не за то, что он придумал накрутку опыта. Просто он открыл ящик Пандоры. Его адепты, отходив год на какие‑нибудь курсы, пошли проходить собесы и устраиваться на работу. Но самое главное в том, что ОНИ С НИХ НЕ ВЫЛЕТАЮТ. Получается, что любой проходимец может легко влететь в айтишку, остаться в ней и успешно перформить. Никакая это не деятельность для избранных, у кого ещё сам отец проектировал мэйнфрэймы, а мать подносила кофе Хоппер. Король оказался голым, а титул сеньора‑помидора — это просто титул.
Что делать
Не ищите лёгких путей. Точнее ищите, но не так, чтобы это вам потом вышло боком. Инициируя что‑либо, задумайтесь сначала: «А точно ли я один такой умный? А если нет, смогу ли обойти остальных?». Выбирайте поприще, где навыки и опыт действительно что‑то значат и будут значить.