MicroStrategy была основана в 1989 году студентами Массачусетского технологического института Майклом Сэйлором и Санджу Бансалом при поддержке корпорации DuPont, которое выделило 250 тысяч долларов для стартового капитала.
Стартап, созданный молодыми бизнесменами, занимался преимущественно разработкой программного обеспечения для анализа разнообразных данных: например, McDonald’s, став одним из первых крупных клиентов IT-корпорации, выяснил, что рестораны в Чикаго в 4 раза чаще продают бигмаки в зимние пятничные вечера, в Майами же ситуация немного иная — там клиентам сети нравятся больше сэндвичи с рыбным филе. Этот занимательный факт в сети фастфуда использовали для минимизации дефицита товара на точках, сокращения издержек и получения дополнительной прибыли.
Вполне очевидно, что после такого успешного анализа данных — состоятельных клиентов у MicroStrategy стало намного больше. С 1990 по 1996 годы выручка ежегодно росла на 100%, в 1998 фирма стала публичной компанией, а Сэйлор — самым богатым предпринимателем округа Колумбия (его капитал оценивался в 7 млрд долларов).
Как работал бизнесмен в те годы? Портал «1Биткоин» приводит интересный пример: 5 октября 1999 года MicroStrategy заключила сделку с NCR. Этот контракт привлек внимание контролирующих инстанций, так как оформленный договор с фактической точки зрения был построен на «технике бумеранга» — стороны не тратили деньги, но получали бухгалтерскую, а не реальную, прибыль.
Видимо, такая экономическая политика (при попустительстве властей) была у большинства американских бизнесменов того времени. Про корпорацию Enron мы написали отдельный материал на Хабре.
Но вернемся к MicroStrategy. Улучшать свои финансовые показатели подобным путем на постоянной основе не получалось. В 2000-м грянул крах доткомов. Технологические компании либо частично потеряли стоимость своих акций, либо разорились.
MicroStrategy повезло. Их ценные бумаги просто сильно просели, рухнув с 1390 до 190 долларов (период февраль-май 2000 года).
К финансовым проблемам добавились позже и юридические. В декабре 2000 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США обвинила руководство фирмы в нарушении правил формирования корпоративной отчетности. Сэйлор и другие руководители MicroStrategy не признали свою вину, а претензии урегулировали. Каждый из топ-менеджеров заплатил 350 тысяч долларов штрафа. Также с них удержали 10 млн долларов в качестве возмещения незаконно присвоенных средств.
Крах доткомов, помноженный на претензии властей, серьезно ударил по Сэйлору: он лишился 6 млрд долларов (акции MicroStrategy в июне 2002 стали стоить всего 5 долларов), но не потерял деловой хватки.
Фирма продолжала заниматься своим направлением, пройдя через несколько крупных коллапсов.
В сентябре 2014 года Сэйлор объявил о добровольном снижении собственной зарплаты (с 875 тысяч долларов до 1 доллара). В октябре — компания заявила о сокращении 770 сотрудников.
В 2020 началась пандемия коронавируса. В августе того же года MicroStrategy, капитализация которой оценивалась в 1,3 млрд долларов, внезапно объявила о покупке почти 21,5 тысячи биткоинов, вложив в приобретение 250 млн долларов.
Сэйлор, комментируя сделку, заявил: «Это вложение отражает нашу веру в то, что биткоин как самая популярная криптовалюта в мире является надежным средством сохранения стоимости и привлекательным инвестиционным активом. Его долгосрочный потенциал выше, чем у фиатных денег» (и, как он добавлял отдельно, — акций IT-гигантов типа Apple или Google).
Далее — MicroStrategy еще несколько раз докупала биткоин. По данным независимых аналитиков, на 1 сентября 2022 — у фирмы почти 129 700 биткоинов, на 19 марта 2024 — 214 246.
Чем занимается Сэйлор сейчас?
В августе 2022 бизнесмен объявил об уходе с поста генерального директора MicroStrategy. Примерно в это же время произошли два события:
с одной стороны — в фирма опубликовала финансовый отчет за второй квартал года, где указывались миллиардные расходы при выручке в 122 млн долларов (убыток был больше предыдущего аналогичного периода на 96,5%);
с другой — власти округа Колумбия обвинили предпринимателя в уклонении от уплаты налогов на сумму в 25 млн долларов. Прокуратура посчитала, что Сэйлор, живя в одном из городов округа, юридически скрывается под резидентством штатов с более низкими налоговыми ставками. Бизнесмен отверг эти обвинения, призвав дождаться решений судов.
Почему Сэйлор так популярен?
Он выступает за расширение практики приобретения цифровой валюты — биткоина.
Причин вложиться в криптоактивы, по словам Сэйлора, много:
Высокая инфляция в США (которая приводит к обесцениванию накоплений);
Необходимость защиты от рисков девальвации валют, которые не обеспечены золотом или иными драгоценными металлами (так называемая фиатная валюта);
Важность диверсификации собственности (криптовалюта — это новый резервный актив).
Аналитики отмечают, что трепетное отношение Сэйлора к биткоину не имеет границ. Например, в 2021 и 2024 годах его фирма активно приобретала актив, направляя на это не только собственные средства, но и заемные (их получали за счет выпуска дополнительных долговых бумаг, прибыль от которых обещали направить на покупку криптовалюты). В последнем случае обеспечением реализуемых облигаций выступали активы фирмы, включая имевшийся на счетах биткоин.
Акции MicroStrategy и их ценность
Хотя фирма юридически занимается исключительно анализом многочисленных данных для корпоративных клиентов (программа MicroStrategy One), однако стоимость ценных бумаг компании напрямую зависит не от постоянства договорных отношений с контрагентами, а от курса биткоина.
Аналитики BTIG считают, что статистическая взаимосвязь между двумя этими активами составила 92%. Корреляция, по версии других аналитиков, примерно следующая: в 2023 году акции предприятия выросли на 170%, а цена криптовалюты — на 70%.
Если учесть, что криптовалютный рынок имеет серьезную волатильность (стоимость биткоина может пойти как вверх, так и вниз), то падение курса первой цифровой валюты способно серьезно снизить котировки MicroStrategy.
Хотя сам Сэйлор убежден, что даже если биткоин упадет очень сильно, то MicroStrategy все равно выживет. Ведь эта компания не тонет.
Полезное от Онлайн Патент:
Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?
Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале