Comments 166
интересно, сподобился ли кто-то заставить кубик играть mp3 на ковокс? Драйвер для win16 для вывода звука через ковокс я вроде бы видел.
Композиция «World of Plastic» оттуда до сих пор в playlist'е.
Еще до появления Windows 95, смело заявляющей о своей мультимедийности, люди слушали музыку прямо в среде MS-DOS. Причем не только трекерную, но и MP3.
В формате MP3 — вряд ли, DOS-плейеры по него, насколько я знаю, напрочь отсутствовали до середины 90-х. Ну можно было бы и про MIDI рассказать, всё-таки это отдельный мир, существовавший параллельно с трекерной музыкой, и в общем-то появившийся даже раньше.
Xtc-Play точно умел играть Mp3. Первый набор скачанного на BBS играл именно на нем. Помимо этого он умел играть еще порядочно трекерных форматов: s3m, xm, mod.
Но, к примеру, году в 1993 встречал модем, который прекрасно записывал и воспроизводил звук с параллельно подключенного телефонного аппарата, музыку в том числе. Если не ошибаюсь, ПО от модема сохраняло звук в файлах .vox.
Cubic Player научился играть и писать MP3 с версии v2.0а++ (конец апреля 1997)
— -mpeg 1 audio layer 1/2/3 playback.
-preloads the file
-quick hack of the wav player
-maplay's fdct routines used
Под DOS были не только mp3 плееры, но и видеоплееры, которые открывали mpeg4
Ну так это уже намного более «потом» появилось. QV и я использовал на своем 233ММХ, но только это уже самое начало нулевых, когда у приличных людей вторые и третьи пни были, для которых, собственно, диски Mpeg4 и предназначались. Я помню даже какой свой первый фильм так смотрел, это был Брат-2.
не в mp4
Ну не влезали длинные фильмы в divx с приемлемым качеством в 700 Мб.
VCD — MPEG1 постоянный поток(CBR)
DIVX|MPEG4 переменный поток(VBR)
More technical details about VCD 1.1 and VCD 2.0:
' One mode 2 mixed form ISO-9660 track containing file pointers to the information areas.
' Up to 98 multiplex-ed mpeg-1 audio/video streams or cd-da audio tracks.
' Up to 500 mpeg sequence entry points used as chapter divisions.
The Video CD specification requires the multiplex-ed mpeg-1 stream to have a cbr of less than 174300 bytes (1394400 bits) per second 5 in order to accommodate single speed cd-rom drives. The specification allows for the following two resolutions 6:
' 352 x 240 @ 29.97 Hz (ntsc sif).
' 352 x 240 @ 23.976 Hz (film sif).
The cbr mpeg-1, layer II audio stream is fixed at 224 Kbit/s with 1 stereo or 2 mono channels.It is recommended to keep the video bit-rate under 1151929.1 bps 7.
' Support for mpeg segment play items (SPI ), consisting of still pictures, motion pictures and/or audio (only) streams was added. See Section 1.6.2 [Segment Items], page 9.
' Support for interactive playback control (PBC) was added.
' Support for playing related access by providing a scan point index file was added.('/EXT/SCANDATA.DAT&')
' Support for closed captions.
' Support for mixing ntsc and pal content.
By adding PAL support to the Video CD 1.1 specification, the following resolutions became
available:
' 352 x 240 @ 29.97 Hz (ntsc sif).
' 352 x 240 @ 23.976 Hz (film sif).
' 352 x 288 @ 25 Hz (pal sif).
For segment play items the following audio encodings became available:
' Joint stereo, stereo or dual channel audio streams at 128, 192, 224 or 384 kbit/sec bit-rate.
' Mono audio streams at 64, 96 or 192 kbit/sec bit-rate.
Почитайте про MIDI хотя бы в википедии, будете сильно удивлены.
Там звук на КР580ВИ53 генерировался, так что уровень генерации AY-3-8910 и даже ниже.
Ну как ниже, там их было три штуки, это девять каналов как-никак, против трёх у AY.
Если даже бегло посмотреть на

то видно, что две ВИ53 используются как «каналы общего назначения», третья генерирует тактовые сигналы для схемы, и в схеме там есть полноценный ЦАП и АЦП, плюс две ПЗУшки, вероятно, для сэмплов. Так что эта штука и петь способна, и звук оцифровывать, чего всяким AY и не снилось.
Сравнение же голый чип на голый чип ВИ53 не выиграет, т.к. она по сути только половина от полноценного звукового чипа, т.е. входные счётчики-делители. И ВИ53 толком не может генерировать шум (надо 1-2 ВИ53 только для этого, если задаться целью сделать чисто на ней).
К слову, AY конечно не способен оцифровывать звук, но 'петь' при должном участии процессора способен без проблем, многоканальная цифровая MOD-подобная музыка на AY была в ходу в середине 90-х.
Сравнение же голый чип на голый чип ВИ53 не выиграет,
Да я в общем-то и не пытался сравнить микросхемы звукового синтезатора и программируемого таймера в качестве использования как звукового синтезатора. Вполне очевидно, что первая для этого больше подойдёт :) Я же про конкретное законченное устройство писал.
К слову, AY конечно не способен оцифровывать звук, но 'петь' при должном участии процессора способен без проблем
При должном участии процессора для этого достаточно одного-единственного канала ВИ53 :) Вот только участие должно быть всеобъемлющим, с отключенными прерываниями. Я своими ушами слышал, как упомянутый ниже Visual Player худо-бедно даже речь воспроизводил на спикере, не говоря уже про достаточно сложную музыку.
С другой стороны, то, что чего-то не может одна ВИ53, это совершенно не означает, что этого не может законченное устройство, в состав которого эта ВИ53 входит.
Если взять пару ВИ53 и обвязать их рассыпухой то можно изобразить что-то подобное SN76489. Я не шучу, и говорю совершенно серьёзно, без всякой балды
Если даже бегло посмотреть наК сожалению, даже бегло посмотреть не могу, для меня открытие спойлера вызывает перезагрузку страницы из-за нехватки памяти. ;) спойлер бомба так сказать… :)
схему этого адаптера
то видно, что две ВИ53 используются как «каналы общего назначения», третья генерирует тактовые сигналы для схемы, и в схеме там есть полноценный ЦАП и АЦП, плюс две ПЗУшки, вероятно, для сэмплов. Так что эта штука и петь способна, и звук оцифровывать, чего всяким AY и не снилось.Если к порту I/O AY8910 подключить АЦП, то и AY-
шка сможет оцифровывать звук, главное чтоб мощности проца хватило, ну и конечно памяти. А говорить AY умеет уже давно
Snake It (MSX)
Три программируемых генератора прямоугольных импульсов (тона), без возможности изменения скважности сигнала — т.н. Меандр
Один программируемый генератор псевдо шума с периодичностью 16 кб (128 кбит)
Один генератор огибающей, производящей амплитудную модуляцию тона, шума, либо их смеси, а также звучащий сам по себе при выборе звуковой частоты
Логический микшер (смешивает выход генераторов шума и огибающей с одним или несколькими каналами тона)
Раздельные выходы звука трёх каналов тона (могут быть смешаны как в монофонический, так и в стереофонический сигнал)
Два порта ввода-вывода общего назначения
Программируемое усиление
плюс какой-никакой, а «конечный автомат, состояние которого задаётся с помощью шестнадцати 8-разрядных регистров» ;)
В этом контексте выпуск ISA-карт Turtle Beach – следствие принятия стандарта General MIDI, и именно карты Turtle Beach стали флагманом продвижения формата .MID на IBM PC совместимых компьютерах. Потом уже появился более дешёвый Gravis UltraSound (1992) и SoundBlaster AWE32 (1994).
Ну а тот факт, что GM MIDI-файлы можно воспроизвести на OPL2, сути не меняет. MOD-файлы можно воспроизводить на PC-спикере. Всё же я писал не про железо, а про форматы файлов.
Речь шла о другом: трекерный формат .MOD с 1988-го года гарантирует одинаковое воспроизведение музыки на всех компьютерах, поэтому удобен для обмена музыкальными файлами.Надо добавить «почти одинаковое», и это «почти одинаковое» иногда становилось причиной головной боли. Во первых, на PC, трекеры не имели доступа к звуковому чипу подобному что использовался в Amige и все микшировалось и воспроизводилось программно, т.е. точность воспроизведения зависела от программной реализации. Во вторых, описание формата трекерных файлов часто было фрагментарно, часто опускались важные моменты, в некоторых случаях описанные эффекты небыли реализованы, или работали совсем не так как описано. В третьих, трекеры тоже могли иметь ошибки, которые становились фичами. И горе пользователям когда автор трекера, в новой версии правил эту багу, и все модули использовавших эту «фичу» превращались в тыкву. Поэтому в DIZах частенько можно было увидеть «Лучше всего слушать в трекере Имярек версия Такая то». И по факту приходилось держать зоопарк трекеров. Навскидку ЕМНП самыми «проблемными» были OKT, XM, IT, UNI
А формат .MID гарантирует более или менее схожее звучание только с 1991-го года, после появления стандарта General MIDI.На одинаковом оборудовании MIDI гарантирует одинаковое звучание изначально. На разном оборудовании это тоже возможно, с маленькими, или большими танцами с заменой инструментов в MIDI файлах что давало приемлемый результат. С появлением же General MIDI более или менее одинаковое звучание гарантировалось на всем оборудовании имеющим логотип General MIDI.
Давайте не будем забывать, что мы обсуждаем статью о прослушивании музыки под DOS, а не про соединение студийных синтезаторов по протоколу MIDI.Давайте, а то можно было вспомнить опыт создания полифонического синтезатора из класса КУВТ2 Yamaha, ЛВС которого была построена на основе MIDI интерфейса.
Так что обмен музыкой на домашних компьютерах, действительно, начался в формате MOD, и уж потом люди стали собирать коллекции файлов формата MID.Кстати на MSX музыкой обменивались задолго до появления MODов. ;)
В этом контексте выпуск ISA-карт Turtle Beach – следствие принятия стандарта General MIDI, и именно карты Turtle Beach стали флагманом продвижения формата .MID на IBM PC совместимых компьютерах.Я тут не согласен, тут скорее Roland выступал паровозом подталкивая локомотив MIDI к приходу на PC, причем именно Roland практически сразу расширил General MIDI своим видением развития стандарта с помощью Roland GS, выпустив Roland SC-55 в 1991 году ставший топовым эталоном как минимум в игровой индустрии.
Ну а тот факт, что GM MIDI-файлы можно воспроизвести на OPL2, сути не меняет.MOD-файлы можно воспроизводить на PC-спикере.Ну раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. На спикере тоже можно воспроизводить GM MIDI-файлы, естественно с определенными ограничениями.
Всё же я писал не про железо, а про форматы файлов.Тут я поддерживаю полностью, до массового появления звуковых карт, пользователи PC (по крайней мере в нашей стране) максимум что они могли использовать только это COVOX, а он с MIDI уж точно не совместим. Кстати, меня еще с тех времен мучает вопрос: «А почему нельзя конвертировать MIDI-файл в трекерный формат файла? В MOD, STM, S3M, IT, XM? Что мешает?»
точность воспроизведения зависела от программной реализации. Во вторых, описание формата трекерных файлов часто было фрагментарно, часто опускались важные моменты, в некоторых случаях описанные эффекты небыли реализованы, или работали совсем не так как описаноДа, я писал об этом в другом комментарии. Скажу больше: даже на Amiga формат MOD играется по-разному в разных версиях ProTracker, и до сих пор идут ожесточённые споры, какой ProTracker самый правильный :)
И всё же, говоря про «одинаковое воспроизведение», я подразумевал саму возможность написать правильный код и играть везде одинаково. С MIDI же сложней: скачав файл .mid ты не знаешь на каком оборудовании писал автор (а даже если узнаешь – не факт, что у тебя такое оборудование есть).
А почему нельзя конвертировать MIDI-файл в трекерный формат файла? В MOD, STM, S3M, IT, XM? Что мешает?Ничего не мешает, я даже пользовался этим в 2000-ых для каких-то задач: www.un4seen.com/mid2xm.html
Я тут не согласен, тут скорее Roland выступал паровозом подталкивая локомотив MIDI к приходу на PMPU-401 – дорого и сложно. Turtle Beach предлагали более подходящее (для домашнего пользователя) решение
И всё же, говоря про «одинаковое воспроизведение», я подразумевал саму возможность написать правильный код и играть везде одинаково. С MIDI же сложней: скачав файл .mid ты не знаешь на каком оборудовании писал автор (а даже если узнаешь – не факт, что у тебя такое оборудование есть).Для начала, MIDI это кроссплатформенный стандарт который работает от 8 битных Apple, Commodore и MSX до 64 битных Win/Linux/*nix на Intel/AMD, ARM, MIPS, от ПК до до телефонов и синтезаторов. Чисто технически в MIDIфайл используя SysEx можно запихать и бинарные данные (семпл определенного инструмента) но тут появляется другое ограничение. В стандарте жестко задана скорость обмена по токовой петле 31250 бит/с, и соответственно midi файл с внедренными сэмплами инструментов передавался на синтезатор непозволительно долго десятки минут. Да современные MIDI устройства могут подключатся по USB и в легкую могли переварить такое, но паровоз истории уже проехал эту станцию. Да Микрософт не была бы собой если бы не не придумала свой стандарт MIDI, у них в загашнике есть формат файлов RMI(RIFF MIDI) с DLS загружаемыми инструментами который должен звучать везде одинаково.
Ничего не мешает, я даже пользовался этим в 2000-ых для каких-то задач: www.un4seen.com/mid2xm.htmlНадо попробовать его еще раз, в начале 2000-х результаты его работы как-то не вдохновляли.
MPU-401 – дорого и сложно.Что тут может быть дорого и сложно? Это просто интерфейсная плата, а не звуковая карта LAPC-1
Сравните Roland MPU-401AT или Roland MPU-IPC-T card


с лопатой Roland LAPC-I

И MPU-401 выпускался для разных платформ
MIF-C64: For the Commodore 64.
MIF-FM7: For the Fujitsu FM7.
MIF-IPC: For the IBM PC/IBM XT. It turned out not to work reliably with 286 and faster processors. Early versions of the actual PCB had IF-MIDI/IBM as a silk screen.[2]
MIF-IPC-A: For the IBM AT, works with PC and XT as well.[2]
Xanadu MUSICOM IFM-PC: For the IBM PC / IBM XT / IBM AT. This was a third party MIDI card, incorporating the MIF-IPC(-A) and additional functionality that was coupled with the OEM Roland MPU-401 BOB. It also had a mini audio jack on the PCB.[3][4]
MIF-MSX: For the MSX.
MIF-PC8: For the NEC PC-88.[5]
MIF-PC98: For the NEC PC-98.
MIF-X1: For the Sharp X1.[6]
MIF-V64: For the Commodore 64.[7]
Плюс выпускалось достаточно большое количество клонов MPU-401 как на чипсете от Roland так и на чипсетах созданных при помощи обратной разработки
Computer Music Supply CMS-401 (8BIT, non Roland chip set)[16]
Music Quest PC MIDI Card / MQX-16s / MQX-32m (8 & 16BIT, non Roland chip set)
Voyetra V-400x / OP-400x (V-4000, V4001, 8BIT, Roland chip set)
MIDI LAND DX-401 (non Roland chipset) & MD-401 (non Roland chipset)[17]
Data Soft DS-401 (non Roland chipset) [18]
Turtle Beach предлагали более подходящее (для домашнего пользователя) решениеTurtle Beach MultiSound за $995 кхм, очень домашняя цена (при том что она несовместима с GM). ЕМНП GUS Classic на старте стоил $349 а SB16 $350. Так что пляжные черепахи, как мне кажется, не двигали состав под именем General MIDI, а были скажем так нишевым решением.
Давайте разбираться: есть железо, а есть музыкальный формат.Давайте, выкидываем Амигу т.к. она не обладала ни какой совместимостью с IBM PC, более того она была не совместима с ПК даже по формату дискет. Точнее так РС ни под каким соусом не мог прочитать амишную дискету, Амига с использованием специального софта была способна читать и писать дискеты ПК.
Железо компьютера Amiga появилось в 1985-ом году, но Ultimate Sound Tracker и формат MOD только в 1987-ом.Т.е. несмотря на изначально существовавшее железо, которое могло аппаратно микшировать 4 канала с использованием ПДП, потребовалось два года чтоб придумать как задействовать эту возможность? Правильно?
То же и с MIDI: железо с поддержкой протокола появилось в 1983-ем году, но поддержка MIDI в играх на домашних компьютерах появилась только в 1987-ом. То есть одновременно с трекерной музыкой.Мы говорим о ВСЕХ домашних ПК или только о IBM PC? Если вообще все домашние ПК, то на платформе MSX были варианты с изначально присутствующим синтезатором FM и возможностью работы с MIDI устройствами
Yamaha CX5 In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-01
Yamaha CX5F In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-01
Yamaha CX5M In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-01
Yamaha CX5MII In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-05
Yamaha CX7M-128 In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-05
Yamaha CX11 In, out Yamaha YM2148 Side-slot module SFG-01
Были доступны адаптеры MIDI
Bit² μ.Pack BM-117 cartridge In, out Intel i8251 + i8253 External MSX-MIDI
FAC MIDI Interface cartridge In, out Intel i8251 Timing by 4MHz crystal with some logic chips
Harukaze cartridge In, out 16550A/B/C, 16552A/B/C, 16750 or 16752 It's an RS-232 interface by default. To play MIDI, it must have been built with the optional MIDI mode
JoyMIDI adapter cable Out None Connects to joystick port, programmed via bitbanging
JVC MSX MIDI Interface cartridge In, out (x2), din
clock/start/stop Motorola MC68B50
NHK NSFG-05 proprietary cartridge In, out Yamaha YM2148 Identical to Yamaha SFG-05
Philips NMS 1205
Music Module cartridge In, out, thru Motorola MC68B50
Tada MIDI cable adapter cable Out None Connects to printer port, programmed via bitbanging
Yamaha SFG-01 proprietary cartridge In, out Yamaha YM2148 MBIOS 1.0 does not support MIDI interrupts. The hardware itself does, though.
Yamaha SFG-05 proprietary cartridge In, out Yamaha YM2148
Yamaha SMD-01 proprietary cartridge In, out, thru Yamaha YM2148 + i8253-5
И еще одна ремарка: MPU-401 как интерфейс это 1984 (не 1983) год.
То есть одновременно с трекерной музыкой.Только трекерная музыка тогда была экспериментом, и сущевствовала только на Амиге, а Roland MT-32 был коммерческим продуктом. За период с 1987 по 1990 год МТ-32 был поддержан в 127 выпущенных играх. В скольких играх на IBM, в этот период, звучала трекерная музыка?
Однако, распространение MOD-музыки не стоило пользователям Амиги ничего,Но для владельцев IBM это не имело ни какого значения, для них эта была параллельная реальность которая никак не пересекалась с их положением.
а распространение MIDI-музыки стоило 700$ за Roland MT-32.Если не считать PCjr&Tandy на РС вообще не было музыки до 1987 года. А если чего-то нет, то чем обмениваться?
И да, AdLib-музыка на PC поначалу не имела ничего общего с MIDI, потому что создавалась в разном софте, вплоть до трекеров, так что нет никаких оснований связывать FM-чипы и протокол MIDI – это не одно и то же.Блин, а
Ладно вот пример из наших палестин
Альбом «Пульс-1» А.Родионова и Б.Тихомирова 1985 года
И трекеры для Adlib появились в первой половине 90-х, а в изначальном софте ЕМНП который шел к Adlib музыка писалась нотной записью.
Возможно где-то музыка вообще на бумажке писалась.
Вообще, если смотреть ранний музыкальный софт, то полно такого, который не поддерживал протокол MIDI даже на компьютерах Atari со встроенным MIDI-интерфейсом.Начнем с того что у ATARI ST звуковой чип (какая неожиданность) YM2149F PSG «Programmable Sound Generator» – Provides three—voice sound synthesis, also used for floppy signalling, serial control output and printer parallel port, такойже как и на MSX, аналог AY8910.
Но MIDI ATARI ST был полным, и поэтому его очень уважали музыканты.
The ST has built-in MIDI ports, and there was plenty of MIDI-related software for use professionally in music studios, or by amateur enthusiasts. The popular Windows/Macintosh applications Cubase and Logic Pro originated on the Atari ST (the latter as Notator Logic, preceded by Creator, Notator and Notator-SL)
Так что переоценивать присутствие MIDI на домашних компьютерах не стоит.Открываем MobyGames раздел Game Browser » DOS [x] » Sound Devices Supported [x] (3726 games)
Выбираем Roland MT-32 (and LAPC-I) и скажем 1990 год. Всего 90 игр 1990 года рапортуют о поддержке МТ-32. Много это или мало? Снимаем галочку с МТ-32 и видим что в 1990 году на IBM PC вышло 338 игр, т.е. более четверти игр (26,6%) поддерживали МТ-32, для сравнения SoundBlaster поддерживался в 68 (20,1%) играх, а Adlib в 175 (51,8%) играх.
Так что рынок оценивал долю MIDI музыки в играх в 26,6%
Лично я не знаю ни одного человека, кто в начале 90-ых выбирал бы в играх пункт «General Midi» или «MPU-401».Боюсь что в начале 90-х на постсоветском пространстве (до 93-94 года) выбор звука сводился к двум опциям «No sound» или «PC Speaker». И только когда клоны SB начали наполнять рынок, появились иные варианты.
А Turtle Bech был у нескольких.Дьявол как всегда в деталях, когда и сколько. GUS был популярен у музыкантов, игруны те что побогаче покупали Creative, те кто победнее покупали клоны SB, разной степени совместимости. «Черепах» с их «заоблачными» ценниками я видел только в журналах.
Лично у меня был Pro Audio Spectrum и некоторые игры даже поддерживали его напрямую.Не так уж и плохо поддерживали Game Browser » DOS [x] » Sound Devices Supported [x] » Pro Audio Spectrum [x] (618 games)
А у меня первой звуковой картой был его младший брат Thunderboard, у него конечно с нативной поддержкой было похуже Game Browser » DOS [x] » Sound Devices Supported [x] » Thunderboard [x] (126 games), но полная совместимость с SB 1.5 делала свое черное дело? и не давала повода грустить что у тебя не Creative.
Теперь давайте подведем итоги.
1. Музыку и обмен ею на РС принесли не MOD, а STM (FutureCrew).
2. Трекерная музыка на РС стала возможна только когда производительность достигла критически достаточного уровня. На 286/6 или 286/8 музыка на спикере звучала на грани терпимого, на 286/12-16 она звучала приемлемо (если ничего не делать на фоне), на 386sx/33 и выше музыка могла играть на фоне. Паллиативы в виде COVOX резко улучшали качество звучания и снижали нагрузку на систему.
3. Насыщение рынка звуковыми картами подстегнуло программистов к созданию плееров которые могли воспроизводить MOD с амиги без конвертации
4. Началась гонка трекеров на PC — больше каналов, больше инструментов, больше разрядов. В результате которой Амига резко потеряла свои позиции в трекерной музыке.
5. Трекерная музыка так и не смогла стать основным решением в создании фоновой музыки игр, первоначально проигрывая другим решениям из-за более высоких требований к производительности ПК, а потом проигрывая потоковому воспроизведению в простоте использования и по качеству звучания из-за увеличения объемов HDD и массовости CD.
Т.е. несмотря на изначально существовавшее железо, которое могло аппаратно микшировать 4 канала с использованием ПДП, потребовалось два года чтоб придумать как задействовать эту возможность? Правильно?
Конечно же нет. Потребовалось всего два года, чтобы отдельно взятый энтузиаст разработал и стал продавать музыкальный редактор, и ещё немало лет понадобилось, чтобы он стал более-менее популярным. Как использовать звуковое железо, разумеется, было придумано его создателями до собственно создания. И конечно же оно использовалось авторами программ с первого же дня, просто они не пользовались готовыми решениями, а писали свои (в большинстве игр на Amiga музыка хранится вовсе не в MOD или другом легко редактируемом формате).
1. Профессиональное музыкальное оборудование,
2. Общепринятый межплатформенный формат музыкального файла,
3. Даты.
Формат MOD – межплатформенный, и в 1990-ом году его уже вовсю слушали на PC, ходили коллекции MOD-файлов.
Формат MID – тоже межплатформенный, но я не встречал его раньше 1991-го года на PC. Если укажите на файлы .mid с датой раньше 1990-го года, буду Вам благодарен.
Yamaha не знает, и свою легендарную серию синтезаторов DX на чем-то другом делала, а не на FM?Я знаю что такое FM-чипы, MIDI-интерфейс и Андрей Родинов – у меня дома лежит его синтезатор Yamaha PSS-480. Но всё это не имеет никакого отношения к коллекционированию музыки на PC. Зайдя на любую приличную BBS, вы видели раздел с MOD/STM файлами и раздел с MID файлами. Никаких рипов с MSX там не было. Люди коллекционировали только MOD и MID.
Музыку и обмен ею на РС принесли не MOD, а STMSTM был в меньшинстве (я это прекрасно помню – у друга пара кассет Arvid была забита MOD’ами, а STM’ы умещались на винчестере. Самый первый плеер STM’ов для PC играл также и MOD’ы, чем все и пользовались. Сейчас достаточно зайти на ftp.modland.com и сравнить количество MOD’ов и STM’ов.
90 игр 1990 года рапортуют о поддержке МТ-32.Что касается поддержки Roland MT-32: добавить её в игру – дело нехитрое. Гораздо сложней заставить обычного пользователей купить плату MPU-401 (сколько она стоила?) и сам MT-32 за 700$.
Насыщение рынка звуковыми картами подстегнуло программистов к созданию плееров которые могли воспроизводить MOD с амиги без конвертацииДемосцена не так работает. Программисты пытаются сделать невозможное, и каждый – лучше, чем остальные. Все ранние проигрыватели MOD’ов на PC работали через спикер и covox. Были даже такие, которые не поддерживали Sound Blaster. Так что не появление звуковых карт подстёгивало программистов на PC, а пример Амиги. Более того, проигрыватели трекерной музыки написали под кучу платформ, на которых звуковые карты так и не появились (УКНЦ, Союз-Неон, БК 0010 и др.)
Трекерная музыка так и не смогла стать основным решением в создании фоновой музыки игр, первоначально проигрывая другим решениямПроигрывала сама архитектура PC, не предоставляющая wavetable из коробки. А потом, когда мощности подтянулись, проигрывала лень программистов. Я очень много трекерной музыки для игр написал в 2000-2010 и знаю, что трудно уговорить программиста сделать клёвый интерактивный саундтрек, так как это требует некоторых усилий от него. Программист должен сам очень хотеть этого. Тогда проявляются все преимущества трекерной музыки.
Итого: я не спорю, что профессиональный музыкант, у которого дома уже был профессиональный модуль MT-32, мог подключить его к PC и поиграть в игры с круто звучащей музыкой, при этом музыка передавалась по MIDI-кабелю. Очевидно, что музыканты так и делали. А также пользователи, у которых был мешок денег.
Но абсолютное большинство пользователей PC слушало музыку из Digger и Alley Cat на спикере, а потом вдруг появился STMOD и возможность слушать трекерную музыку на том же спикере.
Статья ведь про это – «как слушали музыку в MS-DOS». Ну вот так и слушали: профессиональные музыканты на MT-32, всё остальное население на спикере, ковоксе и адлибе. И это была разная музыка, она распространялась в файлах разных форматов.
трекеры для Adlib появились в первой половине 90-х, а в изначальном софте ЕМНП который шел к Adlib музыка писалась нотной записью. Возможно где-то музыка вообще на бумажке писалась.У композиторов, серьёзно занятых в игровой индустрии, были свои тулзы для написания музыки. Например, трекер 1986-го года для C64:

Ну и Коджи Кондо, как известно, музыку для NES в 80-ых программировал, а не писал в «программах от производителя саундкарт» :)
Так что MIDI там даже и не пахло.
Во первых, на PC, трекеры не имели доступа к звуковому чипу подобному что использовался в Amige и все микшировалось и воспроизводилось программно, т.е. точность воспроизведения зависела от программной реализации.
Когда речь идёт о точности воспроизведения трекерной музыки, подразумевается точность интерпретации эффектов. Это чисто програмная часть и на Амиге, и где угодно, звукового чипа она не касается никак. Звуковой чип Амиги — это просто четырёхканальный DMA с изменяемой скоростью выборки и простейший микшер два влево — два вправо. Никакой интерполяции, ничего, и воспроизвести такой конфиг в программном микшере проще некуда. Единственная часть, которая касается точности — это программно управляемый фильтр, который в ранних реализациях плееров MOD на PC просто не делали (мало где используется, довольно ресурсоёмок в программной реализации). Т.е. эффекты E00/E01 на PC не работали.
Поэтому в разговор о точности воспроизведения трекерных модулей вплетать устройство или код выборки сэмплов нет смысла, на уровне реализации ранних MOD/STM это максимально тривиальная вещь, в отличие от десятков эффектов в формате модуля, каждый из которых мог быть реализован разными способами и толком не имел описания пограничных случаев.
Сложнее в системах 90-х годов, там уже повсеместно аппаратный декодер ADPCM, есть тонкости (интерполяция. фильтры), которые легко заметить на слух, там обсуждение выходной части имеет смысл.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0
Gravis Ultrasound или GUS — звуковая карта для IBM PC-совместимых компьютеров, выпущенная канадской компанией Advanced Gravis Computer Technology Ltd в 1992 году.
ru.wikipedia.org/wiki/Gravis_Ultrasound
Это если мы говорим о музыке на ПК, а не про синтезаторы.
Когда MIDI-совместимая звуковая карта получает эту ссылку, она ищет необходимый звук в таблице (Wave Table)
Задолго до появления волнового синтеза звук инструментов на ПК создавался с помощью FM-синтеза, а MIDI-музыка существовала и до появления стандарта General MIDI (собственно, выше коллеги настолько подробно эту тему по косточкам разложили, что и добавить-то нечего, сами почитайте).

https://www.youtube.com/watch?v=gwxay1IaGtc
Учитывая, что в статье упоминается 2:5053 и т.д., думаю, оно — прилетело по файлэхе всем тогда.
Без чего нельзя слушать музыку на компьютере? Разумеется, без звуковой карты. Это сейчас звук встраивается прямо в материнские платы
Он всегда встраивался. Нововведение звуковых карт — 8-битный буферизованный ЦАП. Без них — 1-битный небуферизованный, зато с встроенным генератором частоты. Вобщем-то через него очень много всяких звуков проигрывалось, включая музыку, странно что кто-то не знает, рассказывая про DOS.
Так вот, я предпологал, что под винду у игр просто не будет звука, но как же я ошибался… игры просто отказывались запускаться и мне нужен был драйвер, который бы увиделся и исправил эту проблему, никакой звук от него не нужен был. Все эти драйверы звука под виндовс — профанация, они позволяли при полностью зависшем компьютере пропищать какой-нибудь вав файл и всё, а как устройство нигде и никак не фигурировали. При этом под DOS можно было наслаждаться полноценным MP3 на PC-Speaker. Со временем я купил звуковуху, но это уже совсем другая история.
Враньё.
Музыку в виде wav файлов через него можно было слушать точно.
Я всё мечтаю, чтоб кто-то сделал такой драйвер под современные винды. Это ж какой кайф, вывести живой звук через спикер!) И досовский DSS Player это умел, но не на любом железе работало.
Правда, на старых компах, где спикер был настоящим динамиком на полватта, это звучало как надо. А на современных пьезо-пищалках звучит сильно убого.
https://youtu.be/NIyQueXqRYE
то ж какой кайф, вывести живой звук через спикер!)
Если бы ещё спикер был в современных компах…
собственно вот
Eventually because of the lack of hardware to communicate with, support for Beep was dropped in Windows Vista and Windows XP 64-Bit Edition.
In Windows 7, Beep was rewritten to pass the beep to the default sound device for the session. This is normally the sound card, except when run under Terminal Services, in which case the beep is rendered on the client.
вот тут ещё
Современная Windows вероятно не позволит отключить прерывания, а предсказуемость таймера в ней хуже, чем в предшественницах, так что вероятно звук будет не слишком качественным.
Есть фирменные системники, где динамик подключён кроме порта 61 к выходу звуковой карты, и если других динамиков нет, он вполне сносно воспроизводит музыку.
Наверное, это возможно, хотя ввиду пропиетарности винды и непросто.При чём тут проприетарность? Прямой доступ к портам вполне документирован. Другое дело, что если вам захочется большего, чем просто попищать спикером — для ШИМ вам придётся перепрограммировать таймер, от чего система сойдёт с ума.
Без чего нельзя слушать музыку на компьютере? Разумеется, без звуковой карты.
Это верно лишь отчасти. В Windows 3.1 был драйвер PC Speaker'а, установив который, можно было слушать wav-файлы через приложение Sound Recorder (а вот через Media Player не работало). А еще ходили DOS-программки, воспроизводившие зашитую в них музыку опять же через спикер — помню что-то из Битлз в таком виде (именно запись аудио с вокалом, хоть и в весьма низком качестве).

old-dos.ru/index.php?page=files&mode=files&do=show&id=2864
Иногда в качестве доброй шутки вставляли в autoexec.bat.
Если пойти дальше, то можно сказать, что и на спектруме можно было музыку слушать. Только короткие фрагменты и в очень ужасном качестве. А загружались с кассеты долго.
На самом деле играло намного лучше, особенно если нормальную колонку подключить.
Еще следует вспомнить про то, что формат mp3 (точнее, mpeg layer 3) появился не на пустом месте. У него были предшественники — mpeg layer 1 и 2. (Не путать с mpeg-2 !)
Сейчас эти форматы морально устарели и практически не используются (просто померкли на фоне mpeg layer 3, который мог обеспечить лучшее качество звучания при сравнимой степени сжатия). Хотя большинство плееров их понимает до сих пор.
Так вот, файлы mp1 вполне достойно проигрывались на 486 компьютерах первой половины 90-х. Хотя качество воспроизведения на 8битных звуковых платах того времени, конечно, оставляло желать… Но для многих слушателей, привыкших к "Электронике 302", этого было достаточно. (16-битные звуковые платы тоже потихоньку входили в обиход, и на них звук получался уже значительно лучше). Насчет ДОСа, честно говоря, не помню, но для Windows 3.1 плееры, понимающие формат mp1, уже были в ассортименте. Припоминаю, как в 1994 купил диск с коллекцией старых детских песен в виде файлов mp1, и слушал их со своими "птенчиками"…
До сих пор диск лежит на полке. Внукам достанется.
Вы меня заинтриговали.
Нашел вышеуказанный диск.
Вставил в привод usb dvd-rom.
Все читается и воспроизводится.
Хотя без нюансов не обошлось — На том диске было записано небольшое приложеньице — оболочка с проигрывателем, так вот оно, естественно, на 10й windows не запустилось. (Ну а чего вы хотите — 16 битное приложение в 64 битной системе.).
Все звуковые файлы видны, слушать можно, но вот их имена… (естественно, ведь просто так взять и обозвать файл названием песни или фамилией композитора в те стародавние времена еще не получалось. Сами понимаете, в windows 3.1 про русские буквы в именах файлов можно было только мечтать.)
Названия песен, исполнители, авторы стихов и музыки, название фильма (из которого эта песня) хранятся отдельно, в нескольких ini файлах. А самим звуковым файлам присвоены короткие цифровые номера. Оболочка все это читала и воспроизводила в приемлемом для мамолетних слушателей виде.
Да вот, именно так. Такие штуки как тэги появились только в MP3.
Короче, придется powershelloвский скриптик написать для разбора списка файлов и их переименования, чтобы слушать по человечески можно было.
И вообще, как же быстро к хорошему привыкаешь!
Да вот, именно так. Такие штуки как тэги появились только в MP3.MP3 — это обиходное название MPEG-1 Layer 3, где Layer 3 относится к формату сжатия звука (который может быть и layer 1, и layer 2). Тэги же там записываются довольно интересным способом, но к сжатию это отношения не имеет.
Точно, было такое дело.
Если быть совсем точным, этот алгоритм назывался IMA ADPCM.
Метод кодирования сигнала ADPCM давно и успешно использовался телефонистами, а ассоциация IMA разработала на его основе алгоритм сжатия звука, специально приспособленный для музыки.
Он был простой для понимания и весьма быстрый. А в эпоху флоппи дисков на 1.4 Мб и диал-ап модемов на 9600, задача сжатия звука была еще более актуальной, чем сейчас.
В Win 3.1 этот кодек тоже имелся. То есть особо программировать ничего и не требовалось, только разобраться в мультимедийном api операционной системы.
В первой половине 90-х, когда я по молодости лет еще писал игрушки, то для их озвучки использовал именно этот формат. И ведь работало!
Блин, как давно это было!
Чиптюн называется так потому что в нем звук генерирует в реальном времени аудиочип, причём тут малый размер — совершенно неясно.
К сожалению, достоверно неизвестно, кто и когда начал использовать этот термин, и что именно он им обозначал. Версии выше идут из комьюнити Amiga, в воспоминаниях о периоде 1987-1990 годах (появление Soundtracker, Protracker). Споры о точном значении термина на моей памяти шли всегда, с ранних 2000-х и до сих пор. Сейчас многие сходятся на том, что есть разные виды того, что мы называем чиптюном, и в это понятие включают в том числе музыку для Adlib, Genesis, SNES, небольшие XM-модули, а также т.н. fakebit, т.е. музыку, напоминающую звучание старых игр, но созданную в современных музыкальных редакторах без каких-либо реальных ограничений.
Именно поэтому у вас в голове и каша, что на оригинальной платформе это могло быть практически MOD файлом + плеер, но воспроизводящий на уникальный музыкальный сопроцессор, а перенос на всеми любимую PC платформу и мы получаем ChipTune. А у вас логика примерно такая: ROM файлы для NES эмулятора, это мини игры, мини-игры для PC, это com формат, поэтому назовём всё это всё — комфайлы.
P.S. Ну а тем кто слушал, вообще пофиг как это вопроизводится, на оригинале или в эмуляторе, они просто сообщали, что это Tune для легендарного XXX Chip — ChipTune, со всеми сопутствующим кайфом настольжи. На тех же кто наваял даже wav в стиле музыки под какой-то чип и поставил тег: ChipTune, ну и что теперь съесть «поэта»? Гумманитарий… в чём-то он прав.
P.S. Не в курсе ваших достижений в эмуляторах (но дело похвальное), за эмуляторами я следил ещё когда ZX-Net была жива и мой любимый эмулятор ZX Spectrum был тот, который использовал текстовый режим 8x1 то есть байт на 8 пикселей (потом у автора погибли сорцы вместе с диском и он переписал всё, но уже по другой технологии). И в то время уже был эмулятор для проигрывания музыки для AY/YM и где-то у меня коллекции ChipTune хранятся под него.
И только потом уже, с закатом цифровой трекерной музыки пошла мода на ретро, музыканты снова стали массово писать на аутентичных C64, GameBoy и пр. – вот тогда термин «чиптюн» обрёл окончательное значение «музыка для чипа». Тогда же, кстати, появился и термин «восьмибитная музыка» (понятное дело, до середины 8-ых никто такой термин не использовал).
Такие треки еще называли чиптюнами (от англ. chiptune) за свой малый размер, в несколько десятков килобайт
Так что с вашей фразой «малый размер в самом названии не подразумевается» я согласен, и в этом как раз претензия к исходному тексту.
Как слушать музыку (и в играх тоже) без звуковой карты (упомянутый уже выше самодельный covox, спаянный на резисторах без микросхем, подключаемый к LPT-порту):
Как слушать midi и mp3 через PC speaker (а так же сравнение современной мелкой пьезопищалки и старого динамика):
И просто способы слушать музыку и смотреть видео под dos (там есть еще 3 часть про попытки выйти в современный интернет из dos):
В итоге, прерывание, вроде как 8ое только работало и ещё нужно было кое-что добавить, дейвайс все определяли, как саунд бластер и напрочь висли, приходилось всех уговаривать, что это другой девайс, особенно драйвера под виндовс.
mpxplay.sourceforge.net
Сам был владельцем Гуся. Довольно много баловался midi студией под Windows
Ещё есть схожая тема: Csound
Все трекерные эффекты, которые музыкант записывает в паттерны, работают по определённым алгоритмам.По алгоритмам определённого трекера то есть. Тогда для достижения точности достаточно его дизассемблировать и переписать заново — только и звучать оно будет так же печально, как в оригинале.
На счёт «печальности» – это зависит не от трекера, а от композитора. На websound.ru проводилось сравнение качества алгоритмов микширования (со спектрограммами и всякими замерами в духе ixbt), так лучший результат уверенно показывал Renoise Tracker, обходя Cubase и другие профессиональные DAW. Ну и за алгоритм ресемплинга и микширования xmplay я могу лично поручиться, потому что участвовал в его отладке.
Качество музыкального материала тоже зависит не от инструмента, а от композитора. Вот здесь, например, трекерная музыка далеко не «печальная» :) sandsofficial.bandcamp.com/album/tracker-anthology
Ну а трекеры с софтварным микшированием вообще не зависят от железа (тот же Octamed или DigiBooster на Amiga, Impulse Tracker или ModPlug Tracker на PC).
Тем не менее, тот же xmplay (и библиотека bass.dll) воспроизводит старые MODы с 8-битными сэмплами гораздо качественней, чем оригинальная Amiga.Качественней, конечно. Но не точнее. Само понятие «точность» здесь лишено смысла.
А вот GLX был достаточно уникальным, он умел работать на XT8088/12mhz с звуковушкой ThunderBoard в 22 кГц, когда все остальные бубнили АТ286/16
Как выводить звук на спикер? Вот в этой статье на Хабре все подробно объяснялось.
И да, с этой программой (VPREG) встречался.
и я прям помню скримтрекер
скримтрекер
он на спикере вобще классно играл… есть какието современные проигрователи файлов .stm .xm?
я помню, что на хт8088 под дос 3.1 играл музыку скримтрекером на спикере вполне себе… потом на 486sx2 тоже без звуковухи…
и меня сильно впечатлило качество музыки на спикере…
Под винду проигрыватель? AIMP/WinAMP/XMPlay
Если в онлайне послушать, так есть The Mod Archive
Вот знаменитый STM из архива второго Scream Tracker arcanoidia (arcanoid.stm)
винамп играет, да но у винампа минус что он не показывает дорожки и сэмплы играющие… меня почему кубик заинтересовал, он у меня тоже есть старый, я думал попробовать его на современном железе и именно под честный спикер… винда не позволяет… а вот под дебианами хотелось попробовать, но судя из статьи, я тут в комментах приводил, там проблема с чипом таймера именно с железом…
хотелось чистый спикер услышать на современном железе…
Этот метод широко использовался на PC эпохи DOS в играх, музыкальных редакторах, и прочем. Собственно в воспроизведении таким образом звука особого трюка нет, а вот подготовить цифровой поток, затрачивая умеренное количество времени ЦП — это уже задачка. Для 286-ого 4-канальные MOD'ы пожалуй были на пределе возможностей (почти полная загрузка процессора).
И вот была там одна странная программулина, запускаемый файл назывался что-то типа vpreg.exe или вроде того, а полного названия за давностью лет не помню.
Visual Player это. Помню, он меня тоже поразил :)



и да есть и визуал плейр
у меня под досбоксом так и не получилось его запустить, толи он в резидента пытается сесть, толи какого то агента в резидент кидает, короче у меня не получилось, а разбираться лень…
Так же, какие-то современные работы (самая музыкальная платформа была Амига) могут быть на профильных сайтах всяких олдскульных сообществ, а раньше mod это было как сейчас mp3, где могут уже быть лицензии/продажи.
Ещё нередко писали «don’t rip my samples, lamers!»
А Cubic Player – да, сила! Лучший с точки зрения совместимости с основными трекерными форматами (до появления Xmplay под Windows). Самая впечатляющая возможность Cubic Player’а – проигрывание квадро-звука на двух картах GUS PnP.
В WinXP в стандартном Windows Media Player 9 в настройках была возможность поставить чекбокс «аналоговое воспроизведение CD». При этом на IDE-приводе звук шёл уже не по шине IDE, а через 4-контактную колодочку сзади (которую надо было отдельным кабельком подключить к звуковухе) + через TRS-гнездо спереди (куда втыкались наушники). Таким образом можно было аналогово слушать CD, программно переключая треки и перематывая.
Но в более позних виндах это отключили, соответствующий чекбокс недоступен.
И я не встречал ни одного плеера на более поздних виндах, который умел бы задействовать это API, то есть выводить звук через аналог на CD/DVD-ROMе с программным управлением. При том многие приводы с TRS-гнездом спокойно играют CD, если подать просто питание и подключить наушники.
Есть ли программные плееры, которые сегодня могут так работать с CD-приводом на семёрке и выше? Если нет, что могло измениться, что это API недоступно?
ЕМНИП в DVD-ROM отсутствует ЦАП, как и аналоговые разъёмы.
Зато была масса CD-ROM с аппаратными кнопками воспроизведение/пауза/предыдущий/следующий трек. Можно поискать привод Creative iNFRA.
На некоторых DVD видел и колодочку сзади, и даже TRS-гнездо. Но большинство да, не имеют этого. Просто непонятно, почему на свежих виндах этот функционал пропал и звук при подключённом IDE-шлейфе идёт только через IDE.

Есть ли программные плееры, которые сегодня могут так работать с CD-приводом на семёрке и выше? Если нет, что могло измениться, что это API недоступно?
У SATA приводов нету ЦАП внутри и, следовательно, нет такого функционала. Такое только у IDE. Вот, что изменилось. Что касается прослушки через аналоговый выход в доXP эру, то тут никакого API нет и не было. Это обычные ATAPI команды приводу, которые программы засылали напрямую в привод. Выше уже сказали, DN умел, у него был функционал полноценного CD плеера.
PS Я собирал автономный CD плеер на основе IDE CD-ROM 15 лет назад. На Z80, управляя приводом через IDE. Был очень интересный опыт.

Причем, звук был заметно лучше, даже из чистого DOS. Кстати, у драйверов для DOS была достаточно хорошая совместимость с DOS играми/программами.
Потому что это был SPDIFЧто «это»? Четырёхконтактная колодка рядом с двухконтактным… ой, SPDIF?
Уже позже да, и её выпилили. Но в определённый период времени дешевле было клепать приводы в старых корпусах.
P.S. У лайва/аудиджи совместимость в DOS была очень так себе. Vortex2 намного лучше себя показывал, жаль, SB16 не эмулировал.
Мультимедиа прошлого: как слушали музыку в MS-DOS