В случае полного отключения интернета одна из главных проблем — общение с товарищами и родственниками. Опыт Гонконга показывает, что для этого хорошо подходят децентрализованные P2P-мессенджеры, которые работают без интернета, используя mesh-сеть по протоколам Wi-Fi Direct, Bluetooth, Apple Multipeer Connectivity Framework, ANT+, LoRa и др.
Для эффективной коммуникации приложение нужно скачать максимальному количеству человек до начала блокады интернета. Иначе придётся искать файлы после блокады. Человек с нужными файлами станет настоящим авторитетом в офисе или в классе (как это было в Беларуси в августе 2020 года — за файлами Psiphon люди реально приезжали из других микрорайонов города).
Вообще, вся история сетей wireless mesh намекает на то, что эта технология крайне не нравится правоохранительным органам.
Mesh-сети
Приложения типа FireChat создают mesh-сеть, используя Bluetooth и прямые подключения через Wi-Fi. Они обеспечивают обмен сообщениями и фотографиями в офлайне между устройствами, находящимися друг от друга на расстоянии примерно до 60 метров.
Все пользователи образуют единую сеть, которая расширяется с ростом количества устройств. На пути к получателю (получателям) сообщения передаются от одного устройства к другому.
Другими словами, вам достаточно приблизиться на 60 метров к ближайшему пользователю — и вы можете отправить сообщение кому угодно. Каждый юзер — нода в сети. Без интернета.
Поэтому чем больше людей пользуются приложением, тем больше сеть, и тем лучше она работает. Кстати, в этом фундаментальное отличие mesh-систем от большинства других компьютерных сетей и сетевых технологий, в том числе сетей сотовой связи.
Если какой-нибудь узел mesh-сети вдруг выйдет в интернет, то сообщения пакетом от всех пользователей уйдут получателям по всему миру.
Особенно удобно, если каналы или комнаты в мессенджере создаются автоматически и объединяют людей, которые находятся рядом с друг другом (многоквартирный дом, стадион, концертный зал).
Для передачи текстовых сообщений можно приспособить практически любую mesh-сеть, даже сеть из геометок Apple AirTag, которые вообще-то предназначены не для общения людей, а для поиска утерянных вещей. В мае 2021 года хакерам удалось расшифровать трафик AirTag и передать по сети Apple Find My произвольный текст под видом оригинальных зашифрованных сообщений с GPS-координатами. Скорость передачи составила 3 байта в секунду. Задержка в сети — от 1 до 60 минут.
Подобные mesh-сети есть также у Samsung (Smart Things) и Amazon (Sidewalk) на протоколе LoRa. В принципе, можно использовать эту инфраструктуру для пирингового обмена сообщениями, а также для съёма данных с устройств вне зоны доступа в интернет.
Трагедия FireСhat
FireChat — проприетарное приложение от американской компании Open Garden. Эта фирма прекратила дальнейшую разработку, не открыв исходники.
Последняя версия приложения: 9.0.14 (копия на 4pda) вышла полтора года назад (примечание: доступ к сайту 4pda затруднён с территории РФ).
FireChat
Первая версия FireChat появилась в марте 2014 года под iOS, в апреле — под Android. Среди сооснователей Open Garden и разработчиков программы — Станислав Шалунов и Грег Хазел из компании BitTorrent, где они делали торрент-клиент uTorrent (200 млн пользователей). Там и познакомились.
Вероятно, предприниматели рассчитывали, что FireСhat станет настолько же успешным, как файлоообменные P2P-приложения. Если представить себе эту картину, то весь мир может объединиться в mesh-сеть, а интернет становится практически не нужен! Даже хостинг сайтов теоретически можно размазать в распределённой сети. Такая фантазия.
Очень быстро FireСhat приобрёл популярность в Ираке после того, как местное правительство ввело ограничения на использование интернета, а затем то же самое произошло в Гонконге, во время массовых протестов 2014 года.
Главной проблемой FireСhat во время массовых протестов в Гонконге стала безопасность. Сама архитектура открытой mesh-сети предполагает, что все пользователи приложения «светятся» как радиомаячки на расстоянии 60 метров, а то и больше. Так что полиции отловить их было очень просто. Наличие программы на телефоне однозначно доказывало вину. Можно предположить, что сотни или тысячи пользователей были арестованы благодаря FireСhat. К тому же, в приложении не использовалось шифрование, так что никакие сообщения не были действительно приватными.
Возможно, критика от специалистов по ИБ повлияла на решение американской компании Open Garden прекратить разработку и не публиковать исходники. Ну или ребята увидели, что всемирная популярность торрентов им не светит, а развитие программы пошло совсем не по тому пути.
Когда появился FireСhat, это была единственная программа такого рода, которая позволяла пользователям создавать mеsh-сети в офлайновом режиме (без интернета) и обмениваться сообщениями1.
Инструмент, который задумывался для общения людей, де-факто превратился в наводку для репрессий и физического насилия. Пожалуй, в этом есть какая-то трагедия.
Фото из статьи «FireChat — мессенджер, на котором работают протесты в Гонконге», The Guardian
Тем более обидно, если FireСhat создавали специально для Гонконга, как разработку аналогичного приложения Commotion Wireless в 2011 году профинансировал госдепартамент США в преддверии Арабской весны. Хотели как лучше, а получилось как всегда…
После FireСhat фирма Open Garden торговала электронными сим-картами (eSIM), продвигала свою криптовалюту, но в последние годы про неё ничего не слышно.
Вообще, приложение FireСhat было не очень качественным. Во-первых, закрытый код. Во-вторых, для регистрации обязательно (!) был нужен доступ в интернет, хотя потом оно работало в офлайне. Короче, странная программа. Может и хорошо, что разработчики её похоронили.
Рация Zello
Близкой по логике функционирования является интернет-рация Zello, которая заблокирована в Российской Федерации в апреле 2017 года.
Радио работает по принципу уоки-токи или push-to-talk. Основное преимущество — возможность слушать голосовые сообщения по громкой связи в реал-тайме, вообще не притрагиваясь к смартфону и в то же время быть на связи с большим количеством пользователей.
Хотя здесь передаётся не текст/картинки, а звук, но принцип работы такой же — через mesh-сеть, без интернета. Близкие друг к другу пользователи соединяются друг с другом напрямую и передают сообщения дальше, по цепочке. Что важно, здесь используется сквозное шифрование (E2E).
В России приложение получило особую популярность среди дальнобойщиков и других автомобилистов, поскольку очень удобно (и приятно) беседовать с попутчиками, которые едут по той же трассе. Они подскажут о радаре в кустах, о ДТП на дороге и т. д. Репрессии со стороны государства начались после массовых протестов дальнобойщиков в связи с введением обязательной платы миллиардеру Игорю Ротенбергу за проезд тяжёлых грузовиков по дорогам России (система «Платон»). Координация протестов осуществлялась через Zello, поэтому программу решили заблокировать.
Это был первый прецедент, когда власти попытались сломать мессенджер, работающий по VPN. Понадобился целый год, чтобы заблокировать свыше 4 тыс. IP-адресов из облака AWS, что не принесло успеха. Тогда РКН пошёл на шантаж компании Amazon, угрожая заблокировать 26 подсетей AWS, в сумме 13,5 млн адресов.
Компания Amazon оказалась не готова к войне — и отказалась предоставлять услуги Zello. Лишившийся облачной инфраструктуры сервис было легко заблокировать.
После успеха с блокировкой облачной VPN-инфраструктуры Zello, в 2018 году власти решили, что смогут успешно заблокировать такую же облачную инфраструктуру мессенджера Telegram. Но здесь нашла коса на камень: Павел Дуров инвестировал миллионы долларов в покупку всё новых и новых инстансов AWS, его брат Николай с коллегами запрограммировал систему обхода блокировок через прокси, а компании Amazon и Google выдержали блокировку своих подсетей в РФ. В итоге властям пришлось заблокировать 18 миллионов IP-адресов AWS и Google Cloud, что нарушило работу крупных ритейл-компаний, банков из топ-20, частных клиник и тысяч бизнесов в России. После двух лет выматывающей борьбы государство сдалось: руководителя Роскомнадзора уволили, Telegram разблокировали, а IP-адреса облачных сервисов удалили из чёрного списка.
Криптомессенджер Briar
Четыре года назад, в июле 2017 года, вышла первая публичная бета-версия мессенджера Briar, который работает через Tor или в офлайне, через пиринг. Его разработка продолжалась аж три года. Но продукт вышел на редкость качественный.
Это уже честный опенсорс. Приложение можно собрать из исходников (пошаговая инструкция для Android Studio). Оно доступно в каталогах приложений (например, Google Play) и отлично поддерживается: последняя версия 1.2.20 от 2 апреля 2021 года. Реализована стойкая криптография, сквозное шифрование.
По умолчанию мессенджер работает через интернет по протоколу Tor (луковичная маршрутизация). В этом случае программа создаёт на устройстве пользователя скрытый сервис Tor и соединяется со скрытыми сервисами Tor других людей из списка контактов. В случае отсутствия интернета она переходит на peer-to-peer коммуникации через Wi-Fi Direct, локальную сеть или Bluetooth.
Разумеется, при регистрации в криптомессенджере не требуется указывать номер телефона.
Поддерживает передачу сообщений (но не файлов), приватные группы, блоги/статусы и импорт RSS. Есть несколько полезных функций, таких как блокировка приложения (по PIN-коду).
Система относительно защищена от посторонних: добавление новых контактов производится по QR-коду с другого телефона (подразумевается физическое присутствие лица) или через обмен контактами, или по уникальной ссылке. Таким образом, в контакты не должен попасть человек, с которым никто не знаком.
Briar Project — некоммерческий проект, который сейчас ведут шесть добровольцев. Код на 97,7% написан на Java (+немного Kotlin, Python и Ruby) и поставляется под GPLv3. Вскоре после первого релиза код прошёл независимый аудит безопасности от компании Cure53. Она известна своим аудитом проектов SecureDrop, Cryptocat и Dovecot. Так что Briar — действительно надёжный вариант для пиринговых коммуникаций.
Единственный минус, что приложение выпущено только в версии под Android. Официальной версии для iOS нет и не будет, потому что «эта платформа накладывает жёсткие ограничения на разработчиков, не позволяющие реализовать некоторые идеи P2P, и является закрытым проприетарным продуктом».
Но исходный код открыт, так что теоретически кто угодно может попробовать сделать стороннюю реализацию Briar под iOS, например.
- Руководство пользователя Briar (на русском языке)
Matrix, Riot, Element
Официальный клиент Element (бывший Riot) для относительно децентрализованной сети Matrix не поддерживает пиринговые коммуникации в офлайн-режиме и формирование mesh-сети.
В последнее время этот клиент получил некоторую известность. Сейчас количество пользователей Matrix/Element сравнимо с Briar или больше. У него есть сквозное шифрование, мосты в IRC, Slack, Telegram, Jitsi Meet и др. Но именно пиринга в офлайне нет.
См. также:
«Secure Scuttlebutt — p2p социальная сеть, работающая и в офлайне» (есть клиент Manyverse для Android и iOS)
P. S. Кроме FireСhat, протестующие в Гонконге использовали малоизвестное мексиканское приложение Bridgefy, которое тоже умеет формировать mesh-сеть и передавать сообщения в офлайне. В октябре 2020 года приложение перешло на криптографический протокол Signal.
1 На самом деле ещё раньше были другие приложения, такие как Serval Mesh от проекта Serval Project или древний Commotion Wireless от Open Technology Initiative (с финансированием госдепа), но все эти разработки давно прекращены [вернуться]
На правах рекламы
Мощные виртуальные серверы на базе процессоров AMD EPYC для любых целей, в том числе для установки VPN.
Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram.