Комментарии 188
Арбуз — это своеобразный тест оборудования после ремонта?
в итоговую конструкцию усилителя с красивым именем «Dora» вставили 177 транзисторов— наверное, сумрачный германский гений вспомнил https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0_(%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5) :-)
А вообще круто конечно — когда-то 7Тл было доступно только самым-самым маститым физикам, а теперь вот — людей в это суют массово.
Заодно на тему «как выглядят высокие технологии»… Сложно они выглядят…
«любая достаточно сложная технология неотличима от магии»
Очень интересная статья.
А выглядят они действительно сложно. Не говоря уж о том, что даже не всякий образованный человек поймет, как оно работает…
Я правильно понял, что ток в магнитах циркулирует постоянно без внешней подпитки, пока проводники остаются сверхпроводящими?
Более интересно, в чем основная проблема восстановления после этого. Катушка настолько перегревается, что деформируется с возможными разрушениями?
А в общем круто. Я как-то пытался воткнуться в медтехнику, но в своём городе не нашёл ничего адекватного. Так и сижу в бытовой. А тут читаю, аж глаза засветились… Спасибо.
На самом деле это очень большая и интересная загадка для всей мировой физики, — тратит ли магнит энергию? Ставятся мысленные эксперименты на подобии следующего, на сколько хватит постоянного магнита массово намагничивающего иголки на производстве.
Когда говорят про замкнутость линий магнитного поля забывают про такой параметр как напряжённость поля.
Теоретически магнит должен остывать..., но с этим не все могут согласиться, так как учёные вообще точно не уверены откуда берётся энергия магнитного поля.
Если постоянный магнит остывает при затрате энергии магнитного поля, тогда он является вечным двигателем второго рода.
Если магнит потеряет весь гелий, то все очень сильно усложняется — стенки сосуда нагреются и этого объема гелия не хватит для получения уровня жидкого гелия в криостате. Обычно в таком случае, сначала заливают жидкий азот (он наметно дешевле) и потом заменяют его жидким гелием. Это процедура очень затратная по времени и цене.
Возникает вопрос — а так ли нужен гелий? азотом не выйдет, если охладить его до 4К? Соответственно, охлаждение будет тогда не за счет испарения, а просто теплопередачей. Наверное это получится менее эффективно — но можно больше азота прокачивать, ведь он очень дешевый.
И плюс это ослабит требования к оборудованию. Гелий сверхтекуч, и через микротрещины уходит, с азотом этой проблемы не будет.
К сожалению, твердым азотом охлаждать тяжело: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Phase_diagram_of_nitrogen_(1975).png
https://en.wikipedia.org/wiki/Liquid_nitrogen "The temperature of liquid nitrogen can readily be reduced to its freezing point 63 K (−210 °C...)"
Более низкие температуры, чем с азотом, можно достичь с жидким водородом — порядка 20 К:
http://cryocourse2011.grenoble.cnrs.fr/IMG/file/Lectures/2011-Godfrin-Cryogenic_fluids-v2.pdf
- Liquid Nitrogen Range of temperatures accessible by varying the pressure: from 62 K / 128 mbar to 126 K / 33 bars
- Liquid Oxygen Range of temperatures accessible by varying the pressure: From 54,4 K / 1,2 mbar to 154 K / 50 bars (Seldom used in Cryogenics)
- Liquid Hydrogen (flammable) Range of temperatures accessible by varying the pressure: from 13,8 K / 70 mbar to 33 K / 12,7 bars
- Liquid Neon (10 times more expensive than Helium) Range of temperatures accessible by varying the
pressure: from 24,5 K / 425 mbar to 44,5 K / 27,8 bars - Liquid Argon: from 83,8 K / 690 mbar to 150,9 K / 50 bars
- Liquid 4He: Range of temperatures accessible by varying the pressure: from 1 K / 0,1 mbar to 5,2 K / 2,26 bars
- Helium 3 (Very expensive: Price ~ 3000 Euros (2011) /litre of gas NTP!). Low temperatures < 1 K: 3He liquid at 10^-3 mbar: T = 0,3 K; Mixtures 3He/4He: a few mK. Range of temperatures accessible by varying the
pressure: from 0,3 K / 10^-3 mbar to 3,33 K / 1,16 bars
Видео с дозиметром через примерно 4 часа после ПЭТ. От меня жутко «фонит» и это вызывает «переполнение буфера». Сразу, после процедуры, дозиметр офигевал и показывал 0, вместо ~12 при нормальных условиях.
Конструкция аппарата подразумевает целую кучу детекторов:
Я полагаю, вы хотите использовать малое количество детекторов за счет их вращения вокруг обследуемого образца. Мне кажется это будет нереально сложно с точки зрения определения позиционирования детекторов. Нужно будет точно отслеживать положение рамы во время регистрации гамма-кванта, да и не факт что он не пролетит мимо пока детекторы проходят другой участок. Тем более в КТ излучатель строго напротив детекторов, а тут гамма-кванты могут прилететь откуда угодно же. Не зря в оригинальном аппарате такое решение не используется.
гамма-кванты могут прилететь откуда угодно
Вообще-то нет, при аннигиляции возникают 2 гамма-кванта, которые разлетаются род углом 180 градусов. Вот их, мы и будем ловить. Есть такая diy штуковина — мюонный телескоп, там похожий принцип используется: сигнал с двух детекторов поступает на логический элемент «И» и там выделяются нужные совпадения.
Поделитесь ссылкой на телескоп если есть, интересно будет почитать.
разлететься то они в любом направлении могут, хоть вдоль тела, разве нет?
Разлетаются в всех направлениях, томограф отрисовывает срез в плоскости поперек тела, потом смещается и следующий срез и так далее. Доза довольно большая, квантов хватает. Мне на диск все эти срезы скинули вместе с прогой, которая по ним полную картину строит. Кстати, глючная, до жути.
Тот самый телескоп с атмегой и дисплеем
ещё один телескоп
Одновременно, это с учетом как быстро электроника считает и может ли различить false positive events. Сейчас новое поколение PET работает по принципу time
of flight registration. И по цене clinical PET все же в полтора раза дешевле MRI. А еще любой МРТ жрет электричество как 5-этажка.
Time of Filght может уменьшить определние зоны где произошло событие распада, на все равно не дает точного положения этой точки. Расстояние между двумя детекторами около 70см, фотоны двигаются со скоростью света т.е. мы говорим о времени в несколько пикосекунд. Я не уверен, что технически возможно создать массовую электронику, которая стабильно работает с такой точность.
Clinical да, все с кт или мрт. Preclinical много просто pet. С циклотроном вы правы. В копеечку влетает. Сужу по Америке, здесь изотопами частные компании занимаются, поэтому цена на fdg-f18 не такая уж и большая. Теоретический предел локализации зоны аннигиляции позитрона около 200микрон(здесь не уверен). И разрешение сделать не 4 мм, а 1 мм, для clinical Пэт уже хорошо.хотя, да, электроника будет стоить много.
ГПС например может измерять миллиметры. И тоже скорость света.
Вот такие детекторы нашел
Кремниевые фотоумножители серии J (модель MicroFJ) были разработаны компанией SensL и оптимизированы по своим параметрам для использования в высокопроизводительных применениях, таких как медицинская времяпролетная позитронно-эмиссионная томография.
Чем вы таким болеете, что вам раз в год ПЭТ делают?Лимфома. Но, судя по разговорам в очереди на обследование, многим ПЭТ раз в год назначают, с разными диагнозами.
Достать радиоизотоп не так-то просто, особенно бета-плюс излучающий.Наибольшее концентрация изотопа, находится в моче пациента, хотя, вряд ли кто его будет оттуда выделять. Во всяком случае, дают памятку, с руководством по утилизации (смывать два раза). Видимо, чтоб кто-нибудь не украл)
На всю Россию около двух десятков медицинских циклотронов.По моим сведениям, меньше. Так уж получилось, что в моём городе есть медицинский циклотрон.
Стол отсоединяется от томографа и может быть использован как обычная каталка.
А томограф у нас, извините, не работает. Стол куда-то завезли в качестве каталки, а новый только в комплекте с томографом (или стоит половину от цены).
На панели управления аппаратов такого типа есть большая красная кнопка… Она не без иронии называется «Кнопка увольнения».
… восстановление его работоспособности после такого занимает очень много времени и денег.
Очень выгодная для производителя кнопка.
Она не без иронии называется «Кнопка увольнения».
Говорят, в самолётах схожую функцию выполняют ручки дверей аварийных выходов.
На земле бортпроводники перед открытием дверей ставят рукоятку на двери в Disarmed, тем самым отключая автоматический выброс, чтобы работать в штатном режиме. А перед полётом при закрытии дверей — в Armed. А насчёт неоснащённых выходов точно не скажу.
а еще они нехило взрываются иногда
Я из описания так и не понял почему такое произошло. Вроде написано, что смешались азот и гелий. Но почему? Заправляют же просто гелием? И что именно происходит при смешивании?
Вся магия МРТ начинается с квантовой физики, откуда берет свое начало термин «спин», применяемый к элементарным частицам. Можно встретить кучу определений, что такое спин, общепринято — это момент количества движения частицы, что бы это не значило. В моем понимании частицы как-бы постоянно вращаются (упрощенно) создавая при этом возмущения в магнитном поле
Спин — это (примерно) показатель вращения частицы вокруг своей оси.
Возмущение электромагнитного поля берётся от вращения электронов вокруг атомных ядер. Но никак не от спина протона. Есть ещё спин атома — вот он может создавать возмущение электромагнитного поля.
Простите, русский язык ваш родной?
По существу.
Эспри не был более дешёвым «за счёт укороченной ёмкости». Он вообще не был дешёвым, у того же Сименса была в полтора раза более доступная Эссенца и почти столько же стоящая Аэра, а магниты GE в пору производства Эспри крыли по цене любого немецкого одноклассника за счёт дорогого евро. При этом Эспри обеспечивал реально высокое качество изображений (лучше GE Signa и Philips Achieva) и возможность исследовать клаустрофобов (благодаря короткой и широкой апертуре, которую вы изящно обозвали «новой укороченной ёмкостью»). Да, Эспри более требователен к надёжности системы охлаждения, но у хорошего владельца работает без проблем. Хороший владелец, как правило, частный.
Кстати, изображённой на фото с арбузом сименсовской Гармошке минимум 15-18 лет, что как бы противоречит вашим домыслам о конструктивной ненадёжности техники этого производителя. Такой томограф (а также «ненадёжный» Эспри, плюс Аванто и трёхтесловая Скайра) много лет работает, например, в Онкоцентре на Каширке.
///МРТ нового типа — Philips Panorama. Поле этого аппарата 3 Тесла
Филипс Панорама имеет поле не 3 Тесла, а 1 (один), то есть, условно говоря, на 2 класса ниже. Вполне средний магнит с единственным и главным достоинством, связанным с дополнительным комфортом вышеупомянутых клаустрофобов.
И почему-то в статье не упомянута Toshiba, томографов которой в России на порядок больше, чем Hitachi.
Эспри не был более дешёвым «за счёт укороченной ёмкости». Он вообще не был дешёвым, у того же Сименса была в полтора раза более доступная Эссенца и почти столько же стоящая Аэра, а магниты GE в пору производства Эспри крыли по цене любого немецкого одноклассника за счёт дорогого евро.
Ну возможно, моя выборка данных не столь большая, я знаю два таких аппарата, и один из них стабильно раз в год сбрасывает гелий, другой чуть пореже. По данным коллег это все таки конструктивный изъян.
Кстати, изображённой на фото с арбузом сименсовской Гармошке минимум 15-18 лет, что как бы противоречит вашим домыслам о конструктивной ненадёжности техники этого производителя.
У вас наверное сложилось впечатление, что я ругаю технику Siemens. Это не так (за исключением усилителей конечно). Просто я специализируюсь в основном на ремонте оборудования этой фирмы, соответственно у меня на них больше материала и потому в статье они фигурируют. Ошибка выжившего своеобразная. По той же причине, не упомянул Toshiba — я ни разу не встречался с их оборудованием вживую.
Кстати тот томограф что на фото, претерпел ремонт практически всего что там стоит, а система охлаждения постоянно течет то тут то там, но в его почтенном возрасте это нормально, думаю.
Филипс Панорама имеет поле не 3 Тесла, а 1 (один), то есть, условно говоря, на 2 класса ниже. Вполне средний магнит с единственным и главным достоинством, связанным с дополнительным комфортом вышеупомянутых клаустрофобов.
Действительно, с полем ошибся, спасибо за исправление. Насчет среднего магнита не соглашусь — по уровню комфорта эксплуатации как для персонала так и для пациентов дает огромную фору любому закрытому аппарату, но это мое личное мнение.
Но после фразы
Одной из главных проблем при ремонте является отсутствие какой-либо документации, тем более, оборудование весьма специализированное. Поэтому порой приходится набить немало шишек и пожечь довольно много недешевых компонентов, чтобы понять что же было не так. Конечно, за деньги можно купить и сервисные мануалы, но как правило, они весьма поверхностные. Крутые фирмы надежно хранят свои секреты.
меня гложет вопрос: вы вообще имеете отношение к официальному сервису?
Хочу понять, то ли так плохо в России с официальным сервисом, что его работники при ремонте медприборов используют метод тыка и смекалочку, то ли у владельцев (в массе своей частных, как вы написали) МРТ не хватает на сервис официальный (при этом хватает на новый автомобиль каждый год, скорее всего) и они вынуждены обращаться к вам.
Или здесь какая-то друга специфика?
так плохо в России
Точно также работают наши коллеги в Евросоюзе.
Медицина здесь на 100% страховая, поэтому клиники любого уровня и формы собстенности снабжаются только через публичные закупки, а их история доступна любому желающему.
Так вот, мне не удалось найти упоминания сервисных договоров на MR томографы, заключенных не с фирмой-поставщиком(производителем). Siemens и GE здесь работают через локальные представительства, японцы — через авторизированных партнеров, которые обеспечивают в т.ч. сервис.
Далее, любой ремонт диагностического оборудования влечет за собой государственную аттестацию, которую невозмоно пройти неавторизированному ремонту или организации. И да, ремонт блочный: в журнал ремонтов записывается заменяемый блок, на вновь устанавливаемый должен быть поверочный сертификат производителя.
Вот так это выглядит по крайней мере официально. В случае врачебной ошибки будет подниматься документация от шприцов до томографов и будет усиленно искаться крайний (не врач же в самом деле ошибся, что за чушь!), поэтому рисковать никто из этой цепочки не будет.
От себя лично могу добавить, что категорически неприемлю кустарный ремонт медицинского, лифтового, авиационного (где сам работаю) и любого другого ответственного оборудования.
Вы меня совершенно заинтриговали последним предложением, поэтому я взял таймаут для изучения ситуации в моей части Евросоюза (Чехия).
Не буду спорить, я сам никогда не бывал там. Знаю только что есть по крайней мере одна компания подобная нашей на территории ЕС. Как то раз даже подсказывал им, как ремонтируется один из блоков.
От себя лично могу добавить, что категорически неприемлю кустарный ремонт медицинского, лифтового, авиационного (где сам работаю) и любого другого ответственного оборудования.
Я конечно согласен, но по факту только этим и занимаюсь, что поделать.
Я бы выставил аппараты по возрастанию цены следующий образом (видно, что Espree далеко не самая дешевая система):
1. Symphony
2. ESSENZA
3. Avanto
4. Espree
5. Aera
6. Skyra
Не думаю, что самопроизвольный квенч связан с коротким магнитом — при коротком магните сложно добиться гомогенного магнитного поля, но сама конструкция практически не отличается от других систем. Я не могу сказать, что статистка по самопроизвольным квенчам для Espree заметно различается от статистики для других типов магнитов. Вообще, самопроизвольный квенч довольно редкое событие и в большинстве случаев зависит от конкретного магнита. С чем связана ирония про «новую укороченную емкость» мне непонятно.
Касательно магнитного инструмента на столе аппарата под полем. Пожалуйста, на работайте с инженером, который так обращается с оборудованием/инструментом. Я видел довольно много случаев неосторожного использования МРТ, которые закончились не очень хорошо. Нужно понимать, что поле возрастает очень резко и если мы говорим о металлическом предмете массой более 50-100 грамм, то Вы не сможете удержать его в руках. Его просто вырвет из рук как только Вы почувствуете, что поле есть.
+1 к словам о надежности оборудования: я видел много старых систем работающих годами без существенных проблем. Проблема с RFPA, наверное, из наиболее ярких. Вероятнее всего, это обусловлено сроком его использования — он появился на Harmony/Symphony т.е. около 20 лет назад и до сих пор устанавливается на Symphony/ESSENZA/Avanto/Espree без изменений в конструкции. Это надежный усилитель со стабильными параметрами. Я могу согласиться, что ремонтопригодность этого усилителя не очень высока, но не считаю это проблемой.
Использование для новых систем ламповых усилителей не имеет большого смысла — мощные лампы стоят дорого и их ресурс заметно ниже, чем у полупроводниковых усилителей. Плюс возникает проблема с охлаждением (их сложно охладить водой, в отличии от полупроводниковых систем) и габаритами.
Если мы говорим о Toshiba, то до недавнего времени эта компании использовала магниты от Siemens.
Я видел довольно много случаев неосторожного использования МРТ, которые закончились не очень хорошо.не оченнь хорошо для техники, или для людей тоже?
(с одной стороны — интересно же — очень хочется попросить вас подробностей….с другой — площадка открытая — незачем, пожалуй, лишние фобии создавать у случайных людей, особо если разойдётся по миру цитатами)
Возможно, с тем, что не вполне ясно, при чём здесь ёмкость. Если речь об об'ёме внутри гентри, то по сравнению с Авантой бочка Эспри короче, но апертура шире на 10см — соответственно, об'ём если изменился, то незначительно.
А как поддерживается гелий в жидком состоянии ?
1. 10К магниты. Охлаждается несколько экранов которые находятся в вакууме (вместе с емкостью с гелием и сверхпроводником). Охлаждения этих экранов позволяет уменьшить нагрев емкости с гелием. В таких системах гелий расходуется всегда, их требуется регулярно заправлять. Использование экранов позволяет лишь уменьшить потери — чем ниже температура экранов, тем меньше нагрев за счет излучения от них.
2. 4К магниты. Охлаждение экранов + реконденсация гелия. Первая ступень холодной головы охлаждает экраны, вторая ступень достигает температуры 3.2К, что достаточно для сжижения газообразного гелия находящегося в криостате. Таким образом испарившийся гелий снова сжижается и попадает обратно в криостат. При исправности системы охлаждения МРТ (холодной головы, компрессора и чиллера) потери гелия в такой системе отсутствуют.
В качестве хладогента для системы (холодная голова, гелиевый компрессор) используется газообразный гелий.
Квенч часто происходит при монтаже оборудования, во время первоначального поднятия поля и шиммирования (выравнивания магнитного поля).
177 транзисторов
А что за количество такое странное? Вроде на 2 делиться должно. Не рассматривали вариант замены меньшим количеством более мощных-высоковольтных?
Остальные 60 транзисторов стоят на второй плате — управления, они работают в ключевом режиме, легко выкидываются и заменяются двумя мощными мосфетами из того же градиента. Более того, в следующей по мощности версии усилителя, производитель сам так и сделал.
Вообще, в статье я слегка приукрасил, не каждый протокол исследования требует столь активной работы градиентов на максимальной амплитуде, и иногда их работа напоминает скорее громкое жужжание.
Но немного непонятно по прочтении стало про роль катушек. Сначала пишете про мощный постоянный магнит на сверхпроводниках, а затем про градиентные обмотки. Если градиентные обмотки могут создавать мощные импульсные поля вдоль каждой из осей, то для чего тогда нужен основной криогенный магнит? И в каком направлении от него идет поле? Кроме того, на рисунке также показана радиочастотная катушка, назначение которой тоже не очень для меня осталось понятным: кто же делает радиочастотные импульсы — эта катушка или градиентные катушки?
Посмотрите на следующую иллюстрацию
синяя линия показывает как меняется напряженность поля вдоль стола когда работает градиент Z. Одновременно с градиентом, радиочастотная катушка посылает возбуждающий импульс. Его энергию поглотят только ядра атомов водорода (протоны), символически нарисованные на срезе, показанным в виде плоскости в центре, так как только их резонансная частота будет соответствовать частоте радиочастотного импульса. Протоны левее среза находятся в менее напряженном поле, а те, что правее среза — в более напряженном, соответственно их частоты отличаются от резонансной. После отключения градиента обратно сигнал излучат только ядра атомов, что поглотили энергию. Предположим, что основного магнитного поля при этом нет, тогда после отключения градиента, никакого внятного сигнала обратно мы не получим, так как ядрам атомов не нужно будет излучать фотоны чтобы вернуться к равновесному состоянию. В условиях отсутствия мощного поля они просто тихо-мирно постепенно придут к равновесию. Поэтому в аппаратах с высоким полем исследования занимают меньше времени, чем у аппаратов с низким полем, поскольку протоны быстрее стремятся отдать энергию обратно после того как их «побеспокоили».
Кроме того несмотря на всю мощь градиентов, поля создаваемые ими слабее поля сверхпроводника и также, решение на его основе более энергоэффективно.
Пожалуйста расскажите как намагничивается основной (сверхпроводящий) магнит аппарата при изготовлении?
Тут больше интересно, зачем ток наращивают медленно, почему нельзя быстро?
И как источник тока отключают от обмотки. Там же резистор этот, получается, надо мгновенно охладить, иначе ток упадет.
А с резистором все просто, нужно продолжать держать напряжение от источника пока нагретый участок не станет сверпроводящим, потом постепенно уменьшить напряжение и отключить источник.
А вообще фантастика, сколь суровую «по физике» технику сумели довести до массового в общем-то изделия.
Помню, в детстве, лет в 10-11, мне делали МРТ головы, а так как несколько раньше мне сделали склеропластику, вокруг каждого глаза у меня имеется 4 «подушечки», не дающих глазному яблоку растягиваться.
Так вот, я чётко помню, что под конец исследования начались сначала слабые, а потом всё сильнее и сильнее подёргивания в местах, где подшиты эти подушечки. На пике эти подёргивания были достаточно сильные, я уже стал нервничать, что если так будет нарастать — надо выбираться, а то их вырвет магнитным полем и мне разворотит лицо. Эти подушечки ведь из какой-то органики, не думал, что они будут магнитные (пусть и слабо). Сейчас ради интереса вожу довольно мощным неодимовым магнитом вокруг глаз — никакого шевеления не чувствую, очевидно, потому, что поле внутри томографа куда как мощнее.
Ну и да, рокот внутри трубы вызывает некоторые интересные и притом неприятные психологические явления. Мне на полном серьёзе казалось, что степень громкости грохота зависит от моих мысленных усилий, т.е. я мысленным напряжением как бы управляю громкостью. Причём так: стоит неосторожно подумать, как грохот резко нарастает, что-то вроде системы с положительной обратной связью, и был страх, что я как бы потеряю контроль и громкость улетит в небеса, причинив мне вред. Я потом даже вычитал название подобного эффекта (всё это было очень давно, так что уже не вспомню). Но эффекты неприятные) Явно не добавляет спокойствия при обследовании. Если бы мне про них рассказали перед исследованием, было бы намного лучше (а посмотреть на ютубе как проходит процедура тогда было нельзя, не было ни ютуба, ни компьютера дома).
Я далёк от темы, и из статьи не понял — зачем квенч? Что будет если просто обесточить обмотки, но продолжать их охлаждать?
За статью — спасибо!
А если заземление не на прямую, а через подобранное сопротивление, чтобы ток был не огромным, а «разрядил» контур, скажем, минут за 10? Так тоже нельзя?
Операция по стравливанию гелия гораздо более предсказуема и легче устраивается с точки зрения техники, к тому же гарантировано не создает помех — ибо томограф на небольшой промежуток времени превращается в просто большой кипятильник, а не сливает пару сотен кВтч через общее заземление в течении десятков минут.
Насколько я понял, ремонт заключается в заправке жидким гелием и накачке катушки током. Первое — обычное обслуживание криотехники. Подъехала машина — и заправила бак. Второе — процесс, который делается автоматически, специальным дэвайсом.
На ютуб по запросу «mri quench» есть некоторое кол-во видео, в которых группа людей специально вызывает квенч — и радуется этому явлению. Чему там можно радоваться?
Почему обязательно гелий? Есть же высокотемпературные сверхпроводники, у которых температура сверхпроводимости выше температуры кипения жидкого азота. По идее с такими сверхпроводниками все должно быть вообще дешево.
Максимальный ток для высокотемпературных сверхпроводников в магнитном поле в разы меньше, чем для используемых сейчас. Так как высокотемпературные сверхпроводники это керамика, то с ними сложно работать — например, соединить два куска это проблема. Я думаю и механическая прочность будет меньше, а для МРТ это проблема. Небольшая статью про высокотемпературные сверхпроводники тут .
Сколько там ИБП и какой примерно мощности? И вообще, что требуется запитывать от резервированного источника — криокулер, компрессоры, какой-то failsafe контроллер?
Как выполняется «корректный shutdown», к примеру при переезде или просто в ночь на выходной? Понятное дело, что компьютер для построения изображения можно выключить. А усилители, водяное охлаждение, блоки питания (кстати, там рансформатор или импульсные)?
ИБП — это опция, обычно ставится на весь аппарат МРТ т.к. резервировать отдельные части довольно сложно. Основная сложность с ИБП — это его цена. Пиковая мощность МРТ высокая, поэтому используется ИБП на 100-160кВа в зависимости от типа МРТ.
Когда МРТ находится в выключенном состоянии, работают: гелиевый компрессор, холодная голова, водяная система охлаждения и небольшое количество управляющей электроники. Все остальное выключено.
Я правильно понимаю, простите за дилетантский вопрос, что эти все ритмичные звуки, которые издает томограф — это от механически движущихся деталей, т.е. помпы охлаждения? Или какое-то отношение к собственно магнитным полям может быть? Мне всегда звуки томографа казались очень музыкальными, часто в чистый интервал «играющие» — т.е. это предполагает наличие более одного источника «шума», так ли это?
… Именно по этой причине перед обследованием в МРТ требуют избавиться от всего металла (пломбы снимать не надо
Всегда было интересно, как обследуют пациентов с металлическими имплантами (стоматологические — металлокерамика, брекеты или ортопедические металлоконструкции)…
Хотелось бы поговорить с автором про методы так сказать магнитной «фокусировки» на определенных точках пространства. Этого момента я не понимал раньше, теперь наступает прояснение. По аналогии с электромагнитной разверткой луча в электронно- лучевых трубках (кинескопах), в аппарате МРТ происходит что-то подобное. Я так понимаю, сильное постоянное магнитное поле, создаваемое электромагнитами на сверхпроводниках, модулируют слабым переменным магнитным полем, создаваемым градиентными обмотками. И я так понимаю, что, для того, чтобы в каждый момент времени считывать отклик только от одного вокселя (воксель, это аналог пикселя, только в объеме), надо чтобы в этом объеме вокселя (в объемной точке) величина поля соответствовала требуемой, а в остальных точках исследуемого объема, величина поля отличалась. Это надо для того, чтобы отклик нужной частоты мы получали только из одного вокселя в каждый момент времени. Такое хитрое распределение магнитного поля в пространстве получается с помощью градиентных обмоток, пропусканием через каждую обмотку в каждый момент времени тока определенной величины.
Если правильно (хоть и примитивно) понимаю принцип выборки вокселей в пространстве, то скажите, в каком диапазоне модулируют градиентными обмотками величину магнитного поля величиной 1 Тесла?
Снова приведу эту иллюстрацию, она довольно наглядная
Итак, пациент лежит в аппарате и включается градиент Z. Напряженность поля вдоль стола меняется линейно, только протоны в срезе посередине будут возбуждены радиочастотным импульсом. Но когда градиент отключится, сигнал обратно пошлют сразу все протоны, которые находятся в этом срезе, а это нам мало что даст. (Кстати, градиент Z при этомназывается срезокодирующим.)
Поэтому сразу после отключения градиента Z включается градиент X, который создает линейное изменение поля уже в плоскости среза (слева-направо если смотреть на срез). После выключения градиента Z, все протоны в срезе имеют одинаковую частоту, и прецессируют (вращаются) синхронно относительно силовых линий магнитного поля. Но когда включается градиент X, то протоны в срезе, еще сохраняя одинаковой частоту вращения начинают делать это уже не синхронно, то есть между ними появляется сдвиг по фазе, причем известной величины, т.к. поле меняется линейно. Это получается благодаря тому, что градиент X работает очень недолго и протоны не успевают сменить частоту вращения, а только накапливают разность фаз.
После отключения градиента X, мы все также можем получить в ответ сигналы сразу от всех протонов среза, но в этот раз они будут сдвинуты по фазе, т.е. разнесены по времени. Это уже позволяет знать, какой сигнал полученот протонов слева, а какой — от протонов справа, так как их сигналы приходят по факту по очереди. Градиент X при этом называется фазокодирующим.
Но, остается непонятным, какие сигналы приходят сверху среза — а какие снизу. Для этого сразу после X, включается последний градиент Y. Он создает линейное изменение напряженности поля в плоскости среза сверху-вниз. Этот градиент работает дольше предыдущего и поэтому протоны в срезе сверху-вниз меняют свою частоту. Итого после отключения последнего градиента мы получим сразу кучу сигналов разных частот, амплитуд, и сдвинутых по фазе относительно друг друга. Из всего этого мы формируем только одну строку изображения. Для следующих строк, процес повторится, но с другой амплитудой градиента X.
К сожалению, мы не можем использовать сразу все данные для построения полной картинки за одну итерацию, это связано с некоторыми ограничениями алгоритмов, использующихся при реконструкции.
Astrei, спасибо, но пока что понял только то, что за одну итерацию формируется одна строка изображения (аналоговый сигнал). Для построения всего изображения одного среза, надо много таких строк. Все это сложно и надо еще читать… читать… читать.
Еще раз спасибо, нашел PDF, попробую разобраться: http://mri-physics.net/bin/mri-physics-ru-rev1.3.pdf
Или не все так страшно?
Особенно интересны своей внезапностью ощущения когда подходишь к аппарату, а в карманах штанов начинают шевелиться монеты или ключи которые забыл вынуть ранее.
Мобильник в паре метров от аппарата входит в какой-то аварийный режим и показывает картинку что мол что-то не так, если поднести еще ближе — то выключится.
(любопытство моё праздное, для интересу)
(возил как-то сетку мощных магнитов с калужского завода а общ. транспорте. они ко всему прилипали и прихолось отдирать с силой. выглядело забавно — идёт мужик и постоянно отдирает рывком сумку от двери, урны, поручня…
А потом через рамку металлоискателя прошёл с ней — даже не пискнула, хотя у ледей вокруг на зонты-ключи-ножи-пряжки верещала нещадно)
Водород ведь содержится не только в воде. Органические вещества тоже содержат водород, хоть и в меньших количествах. Или их вклад пренебрежим?
На самом деле лишь совсем малая часть из огромного количества протонов в воде внутри организма участвует в резонансе. Вклад других веществ будет пренебрежительно мал по сравнению с этим.
Тем более что немного занимаюсь ремонтом. (мощные звуковые усилители, бп, упс), так что фоточки с массивом электролитов — порадовали! Мне бы наверное на год хватило прожить починив такой, только бы на транзисторы пришлось перед этим кредит брать, а потом этот квенч ещё:)
ps если бы знал заранее что там внутри — не знаю даже, полез бы в него на обследование
страшно подумать, что автор напишет в описании «безкриогенных» сканеров.
1. 7Т проходит сертификацию и скоро будет доступен как клинический. В России их пока нет, но скоро, я думаю, купят в большие центры, например, Бурденко. Машины 9.4 в европе есть в Тюбингене и Маастрихте (был в Юлихе). В Сакле запускают 11.7Т, обещали в следующей году (хотя об этом говорят уже года три как). Кстати, достижения в материалах обещают удешевить процесс построения больших катушек и режим получения сверхпроводимости. см Le Bihan&Schild, Supercond Sci Techn 30 (2017) 033003.
Кстати, ЯМР уже достиг частоты 1ГГц, и движется дальше, поэтому перспективы очевидны.
2. При квенче высвобождается значительное количество энергии иссчисляемое МДж. Катушка магнита представляет собой набор кассет, и бывает что одна из таких кассет выходит из строя, грубо говоря, рвется обмотка и происходит замыкание где то в сендвиче. Ремонт дорог из за замены такой кассеты и последующими тратами на гелий. Однако, это не является чем то ужасным, особенно исследовательские машины подвержены такому (9.4Т пока не стабилизировались квенчнулись пару раз).
3. Люди стали строить гибридные машины типа MRI-PET, MRI-Linac. Это позволяет получать за одну сессию больше информации. Относительно PET — всегда ищут добровольцев, цена около 200 евро за измерение.
Проблема PET — кристаллы и их конфигурация для улучшения пространственного разрешения.
4. Относительно того, что показывает МРТ — есть много контрастов, но основные базируются на временах релаксации и то что называется proton density, введение контрастных веществ и комбинирование подавления или улучшения контрастов дает основное многообразие клинических вариантов. Кроме этого есть диффузия, течение, спектроскопия и то, что называется — X nuclei imaging, например, натрий, фосфор, фтор и тд. Но тут, действительно, много и в одной обзорной статье не охватить (разве что в стиле автора: обо всем и ни о чем).
5. Сканирование в стиле провериться: граждане, во многих местах идут исследования, где требуются добровольцы (здоровые) — участвуйте, получите бесплатные проверки. Кстати, сканирование всего тела неочень долгое, но и менее точное. Надо понимать, что пока универсального диагностического метода от всего нет, проверяйтесь в координации со своими рисками: употребляете черезмерно акоголь — идете на абдоминальное сканирование, кружится голова, тошнит и плохо думается — головы, и тд. Из личного опыта: пару раз находили опухоли доброкачественные у добровольцев и один раз гидроцефала-кандидата наук.
автору: учите мат. часть — лучше меньше да лучше! ИТМО — молодцы, но пока строят велосипеды.
7Т проходит сертификацию и скоро будет доступен как клинический. В России их пока нет, но скоро, я думаю, купят в большие центры, например, Бурденко. Машины 9.4 в европе есть в Тюбингене и Маастрихте (был в Юлихе). В Сакле запускают 11.7Т, обещали в следующей году (хотя об этом говорят уже года три как). Кстати, достижения в материалах обещают удешевить процесс построения больших катушек и режим получения сверхпроводимости. см Le Bihan&Schild, Supercond Sci Techn 30 (2017) 033003.
Кстати, ЯМР уже достиг частоты 1ГГц, и движется дальше, поэтому перспективы очевидны.
У меня есть большие сомнения, что имеет смысл использовать 7Т магниты как клинические. На текущий момент это очень дорогая затея без особых преимуществ. Такие магниты требуют специально построенных зданий с десятками тонн железа для пассивного шиммирования. По-моему, повышение отношения сигнал/шум на 40% того не стоит. В клинических аппаратах резонансной частоты 1ГГц нет, и наверное не будет. Для 11Т получается всего около 500МГц.
При квенче высвобождается значительное количество энергии иссчисляемое МДж. Катчушка магнита представляет собой набор кассет, и бывает что одна из таких кассет выходит из строя, грубо говоря, рвется обмотка и происходит замыкание где то в сендвиче. Ремонт дорог из за замены такой кассеты и последующими тратами на гелий. Однако, это не является чем то ужасным, особенно исследовательские машины подвержены такому (9.4Т пока не стабилизировались квенчнулись пару раз).
Если мы говорим о клинических системах, то никакие катушки не выходят из строя при квенче. Ремонт этих катушек за пределами завода невозможен, а на заводе не имеет смысла — дешевле собрать все с «0». Что за система где «катушка представляет собой набор кассет» и что такое «сендвич» я вообще не знаю.
Люди стали строить гибридные машины типа MRI-PET, MRI-Linac. Это позволяет получать за одну сессию больше информации. Относительно PET — всегда ищут добровольцев, цена около 200 евро за измерение.
Проблема PET — кристаллы и их конфигурация для улучшения пространственного разрешения.
MRI-Linac не является диагностической машиной, ее предназначения уточнение локализации опухоли перед проведением исследования. Что касается MRI-PET, то я слышал пока только про аппарат от Siemens — Biograph MMR. Насколько я знаю в РФ есть по крайней мере одна такая система. Мне кажется, что такие системы не будут широко использоваться, я не вижу уникального преимущества для них. Возможно есть несколько типов исследований, где они действительно хороши, но и только. По-моему, гораздо проще и лучше сделать независимо ПЭТ-КТ и МРТ. Так же цена в 200 евро за такое исследование абсолютно нереальна, даже себестоимость ПЭТ исследование заметно выше. Если же говорить о проблемах систем MRI-PET, то основная проблема это невозможность использования фотоумножителей (PMT).
Сканирование в стиле провериться: граждане, во многих местах идут исследования, где требуются добровольцы (здоровые) — участвуйте, получите бесплатные проверки. Кстати, сканирование всего тела не очень долгое, но и менее точное. Надо понимать, что пока универсального диагностического метода от всего нет, проверяйтесь в координации со своими рисками: употребляете черезмерно акоголь — идете на абдоминальное сканирование, кружится голова, тошнит и плохо думается — головы, и тд. Из личного опыта: пару раз находили опухоли доброкачественные у добровольцев и один раз гидроцефала-кандидата наук.
Можете привести информацию о местах проведения исследований для добровольцев? Я думаю многим эта информация будет полезна. Я видел только исследования, которые спонсируются фармацевтическими компаниями для оценки эффективности лекарственных препаратов и, соответственно, не подходят для здоровых людей.
вы хотите обсудить ваше видение проблемы или тренды в науке?
Можете привести информацию о местах проведения исследований для добровольцев? Я думаю многим эта информация будет полезна. Я видел только исследования, которые спонсируются фармацевтическими компаниями для оценки эффективности лекарственных препаратов и, соответственно, не подходят для здоровых людей.
Если мы говорим о Москве (я не в Москве): то бывают исследования в институте им. Бурденко и институте Неврологии. Мне иногда бывают нужны люди в Бонне.
MRI-Linac является гибридной установкой и совмещает в себе и то, и то. Используют для локализации и оценки результатов лучевой терапии, иногда для планирования операций и как обычный сканер. Тоже касается и MRI-PET. Их много разных, я работал на Сименсе 3Т Trio. Не могу сказать как в России, в Германии и Дании они есть в больших клиниках и часто по несколько штук. Используются для онкологических исследований и для разработки новых маркеров (зависит от специализации места, где стоит сканнер). 200 евро платят добровольцам за участие (в Германии).
7Т является перспективным клиническим аппаратом. Здания и пассивное шиммирование это две разных причины: здание нужно, т.к. нужна клетка Фарадея (это не шиммирование, а экранирование) с учетом тяжести магнита (не ставить сканнер на второй этаж). Шиммирование — это дополнительные поля для корректировки, есть пассивное и активное. С ростом поля растет тяжесть пассивных шиммов, но по сравнению с материалом катушки — это мелочи.
Если мы говорим о клинических системах, то никакие катушки не выходят из строя при квенче. Ремонт этих катушек за пределами завода невозможен, а на заводе не имеет смысла — дешевле собрать все с «0». Что за система где «катушка представляет собой набор кассет» и что такое «сендвич» я вообще не знаю.
я поищу статью с описанием, как устроен сканнер.
вот статьи
IEEE Trans Appl Supercond 24 (2014) 4402205
IEEE Trans Appl Supercond 15 (2005) 1317
Supercond Sci Technol 26 (2013) 093001
Magn Reson Mater Phys (2016) doi:10.1007/s10334-016-0561-4
Их много разных, я работал на Сименсе 3Т Trio
Magnetom Trio — это обычный МРТ 3T, без PET
Здания и пассивное шиммирование это две разных причины: здание нужно, т.к. нужна клетка Фарадея (это не шиммирование, а экранирование) с учетом тяжести магнита (не ставить сканнер на второй этаж). Шиммирование — это дополнительные поля для корректировки, есть пассивное и активное. С ростом поля растет тяжесть пассивных шиммов, но по сравнению с материалом катушки — это мелочи.
Здание требуется что-бы поставить туда магнит. Клетка Фарадея нужна что для 3T, что для 7Т. Для пассивного шиммирование 7Т магнита нужны десятки тонн металла, и соответственно, специально спроектированное и построенное здание. В то же время 3Т магнит можно разместить практически в любом здании на площади порядка 40-50 квадратных метров.
я поищу статью с описанием, как устроен сканнер
Я вполне представляю, как устроен сверхпроводящий магнит МРТ. Проблема только в том, что наши представления почему-то не совпадают. Я опираюсь на то, что я видел на двух заводах производящих сверхпроводящие магниты для медицины. На чем основаны ваши представления о конструкции сверхпроводящих магнитов?
То vaborg, вы пишете: "Кстати, ЯМР уже достиг частоты 1ГГц, и движется дальше". Объясните чайнику, означает ли это, что и индукция магнитного поля увеличилась в (1000МГц/42,58МГц =23,5 раза) по сравнению с полем 1 Т, и составляет порядка 23 Тесла?
42,58МГц – это ларморовская частота для атомов водорода в поле 1 Тесла. Терминов начитался в Википедии :)
да это поля 23Т
такие же причины, как между 1.5Т и 3Т + 7Т включает многокатушечные системы облучения (pTx). В то время, как даже новые 3Т такого не имеют. Есть Skyra c 2 каналами, но они не независимые.
7Т позволяет получить больше информации и быстрее. Учитывая, что диагностика развивается и находят более тонкие маркеры разных заболеваний, то 7Т имеет свою нишу в клинике, но это не значит, что от 1.5Т и 3Т одномоментно откажутся.
Может кто знает, подскажите, интересно:
- можно ли делать мрт если в зубе коронка со штифтом?
- зачем при всем этом бывает делают некие инъекции для увеличения контраста?
2) Контраст нужен для определенных исследований, он улучшает видимость участков, на которые хотят обратить особое внимание. Например, чтобы построить более четкую карту кровеносных сосудов, включая мелкие. Иногда контрастное вещество не колют а пьют — для изучения желудочно-кишечного тракта. Но при любом раскладе контраст назначает врач.
Разбираем магнитно-резонансный томограф