Comments 176
ru.wikipedia.org/wiki/Kickstarter
Логично, для настоящего мотоциклиста kickstarter представляется несколько иначе.
болон из-под пропана?
Это мужская особь собаки типа болонка?
"При активном выпускании пара при давлении менее 5 bar, начинает вылетать вода."
Возможно это связано с тем, что до 5 bar внутри котла преобладает перегретая жидкость, она и выбрасывается вместе с паром. А при давлении выше, там уже один пар под давлением и перегретый пар.
Как только вы открываете вентиль(сильно), у вас внутри становится 200градусов(все те же) и 10 атмосфер. Так быть не может, вода вскипает по всему объему, не только на поверхности практически мгновенно и температура опускается гдето до 150. Одновременно пар(газ) охлаждается за счет увеличения обьема. Получается пароводянная смесь в закритичной(для данного давления) точке.
Плюс в процессе выброса(за краном) пар резко охлаждается и выпадает в виде мелких капель жидкости, которые собираются в большие при определенной плотности.
С точки зрения безопасности надо сделать так. Бак для пара у вас есть, соединить его тонкой длинной стальной трубкой(чтоб не передавалось тепло) с другим баком в котором находится вода. Вторую трубку для выравнивания давления, с выходом на +5см от дна. Тоесть вода из второго бака будет поступать тогда, когда будет меньше 5см в первом баке. Тогда у вас в первом баке будет мало воды и запасенная энергия мала(меньше опасность).
Но надо еще как-то разделить горячий пар и холодную воду, чтоб вторая не нагревалася.
Вообще — еще вам в копилку идей на будущее :) — надо переходить на турбину вместо поршня. Хотя тут уже скорее всего самоделкой не обойдешься :( Лопатки турбины напильником не выточишь, нужно искать промышленную (и вряд ли их делают таких размеров… Надо посмотреть на автомобильные турбины от турбомоторов — возможно получится с ними что то сделать?)
Да, момент на нулевых оборотах — это приятный бонус.
Электродвигатель тоже так может, но он на низких оборотах (а тем более нулевых) тупо перегревается, так как обычно охлаждается крыльчаткой на собственном валу.
P.S. Хотя кого я пытаюсь удивить Негодой :)
Плюс, паровой двигатель куда эффективнее работает на перегретом паре, насыщенный пар быстро конденсируется.
Турбины, пароперегреватели и современные датчики с компьютерной (старый телефон, Raspberry PI, Adruino, простейший нетбук) обработкой данных — это путь к повышению КПД.
По скольку места у нас мало, придётся прибегнуть к хитрым уловкам. К примеру завести в топку не змеевик, а просто один изгиб, но сделать его медным и тогда энергия расползётся с него на зоны, которые с пламенем не контактируют. Но нужно продумать это так, чтобы температура не превышала 350*С.
Если есть идеи, интересно послушать.
Места мало, но его и не должно быть много, потому что в этом же и смысл делать мотоцикл, а не автомобиль!
См. libmetal.ru/cu/mechpropcu.htm, Табл. 2
Медь не настолько быстро прогревается.
Делайте из стали, на ваших температурах будет +- одинаково.
У вас температура пламени 800+.
Вам надо волноваться не про передачу тепла по металлу, а про передачу металл-пар(внутри трубки) которая на один-два порядка меньше.
Тоесть лучше 10 витков стали, чем 5 меди. К тому же, сталь выдерживает большую температуру топки.
tehtab.ru/Guide/GuidePhysics/GuidePhysicsHeatAndTemperature/ConvectionHeatTransfer1/OverallHeatTransferCoefficients
А теплопроводность в самой стали у вас будет не более 2мм, после чего еще один стык газ-сталь. Более того, теплообменник из меди для вашего давления будет тупо толще, тоесть общее тепловое сопротивление одинаково.
А еще после меди по ходу потока сталь будет электрохимически окислятся.
Во время конструирования нашего необычного мотоцикла, многие «учёные мужи» советовали мне сделать замкнутую систему воды. То есть, что бы из двигателя пар не вылетал на улицу, а попадал в конденсатор (охладитель) и получившаяся вода снова закачивалась
С замкнутым циклом идея не прокатит. Вы не сможете обеспечить нормальный отвод нужного количества тепла при разумных размерах радиатора. Идея с замкнутом циклом работала только на судах с использованием забортной воды для охлаждения пара. А на на паровозе уже не прокатывало.
У машин с прямоточными котлами такая водяная система охлаждения была. Ведь нельзя забывать, что котёл подобного типа очень чувствителен и требователен к качеству воды. Так что, хим подготовленная вода там это ценный ресурс. Нельзя её на улицу выбрасывать. Кроме того, эта машина предназначена для обычного городского применения. Она уже должна быть похожей не на паровоз, а на что-то новое.
Пишут, что у доблевских моделей запас хода на одной заправке мог достигать 2000 км.
При этом у более позднего притчардовского указан расход воды 40-50 миль на галлон, то есть при запасе в 5 галлонов (ок. 20 л) получается «всего» 300-400 км.
В паровозах от нее отказались из-за того, что выигрыш КПД (крохотный, но все же) был важнее чем запас хода — тащить на себе большой бак для паровоза не проблема, плюс имеется возможность заправки на большинстве станций, а то и из ближайшего водоема.
Автомобильный котел же чем попало не зальёшь, а большой бак — лишняя масса, ухудшающая маневренность и тормозимость (тем более с тогдашними тормозами).
Это атомная энергоустановка только на судах «взлетела», а проекты атомных локомотивов (и тем более автомобилей) провалились из-за невозможности достаточного охлаждения.
Мы же понимаем, что обуздать атомную энергию не просто, а учитывая количество аварий автомобилей, это было бы даже бездумно. Так, что вряд ли такое когда то вообще будет. Мне кажется будущее не за паром, а за электричеством. Уже придумали алмазную вечную батарейку, графеновый аккумулятор, а Тесла вообще качал энергию «эфира». Паровая машина, похоже так и останется некой романтикой старого мира.
Про разработки атомовозов:
elib.biblioatom.ru/text/atomnaya-energiya_t2-5_1957/go,70/
youroker.livejournal.com/71925.html
Про современные поползновения:
www.gazeta.ru/business/2011/02/18/kz_3531106.shtml
1. Какой получился запас хода и что его ограничивает, пропан или вода?
2. Если растопить котел до 16 атмосфер и поехать с полностью открытым регулятором, хватает ли горелки поддерживать 16 атмосфер? Надо прикручивать или наоборот горелки не хватает для поддержания давления?
3. Не думали поставить на горелку запальник и регулятор расхода газа для поддержания давления?
4. При переделке на классическую схему парораспределения имеет смысл поставить пароперегреватель. Не думали об этом?
5. Почему сразу не сделали продувку цилиндров как на паровозе? Можно сделать шариковые клапаны с приводом от тросиков. Открытие будет либо принудительное либо при превышении давления чтобы небыло гидроудара. С такой схемой можно открывать продувку и сразу ехать, как на паровозах делают.
- Я немного удивлён, но первым заканчивается пропан. Это говорит о недостаточной эффективности нашей топки.
- По второму пункту, опять же упираемся в низкий КПД топки. При максимально горящей горелки, на длительном крейсерском ходе, давление падает до 5 атм. и так и держится.
- Горелку я всё же регулирую. На газовом тракте установлен обычный краник, которым я открываю и регулирую подачу газа, но этого делать не стоит, так, как если краник чуть перекрыт, то расширение газа начинает перемещаться из полости горелки к этому кранику и всё начинает перемерзать и обрастать снегом. В какой то момент трубка закупоривается и газ начинает идти не стабильно.
- Конечно я постоянно об этом думаю, но прошлая моя конструкция накрылась от перегретого пара. Так что тут нужно сперва хорошенечко подумать. Кроме того, места у нас по прежнему очень мало.
- А это просто отличная идея. Сделать клапана с уставкой 20 атм и пусть сами автоматически спускают воду. Мне почему то казалось, что у паровозов, машинист сам в ручную их открывал и закрывал.
Сколько времени уходит на разогрев при полностью холодном мотоцикле?
И почему выброс пара идет не назад, хотя, казалось бы, ему место там, где свисток? Хотя, наверное, потому что там клапан, так? Но трубы, как мне кажется, не хватает, чтобы пар выбрасывался назад.
Свисток очень прикольный, вы его сами сделали или где-то нашли?
Пока, по километражу «чистых» данных нет. Так как нет контроля уровня воды в котле. На одной заправке проехал 6 км, но явно можно было больше, но я боялся, что топка окажется не покрытой водой и буде накалиться, что не желательно.
На начальный прогрев ушло примерно 15-18 минут.
Выход пара сделал максимально коротким, чтобы не создавалось сопротивления на выходе. Но пожалуй вы правы, его следует немного удлинить, так как при трогании мотоцикла, пар и кипяток постоянно обжигает ногу.
Свисток полностью самодельный. О нём шёл рассказ в 5 серии.
По моему опыту эккспериментов с туристским снаряжением: кастрюля 3л с ветрозашитой из другой кастрюли дает КПД 50% при тепловой мощности горелки в 3квт. КПД не падает если масштабировать конструкцию до меньших размеров. А если на дне кастрюли радиатор-теплообменник КПД уже 75%. Т.е. с газа можно снимать тепло очень эффекствно при достаточной площади.
4. Пароперегреватель это трубки внутри топки. Размера не добавят. Только надо расчитать или подобрать чтоб температура пара не превышала 350градусов.
5. На паровозах продувка открывается принудительно чтобы прогреть цилиндры. Но это не мещает защитной функции.
Топка, которую я врезал на видео, на самом деле, это уже 2 вариант был. Первая топка имела всего 2 поперечные теплообменные трубки а далее были просто приваренные теплоотводные рёбра смотрящие в центр. Эта конструкция была совершенно бесполезная и не эффективная. я замучился ждать когда прогреется вода, а пламя пролетало всю топку насквозь и в виде синеватого факела выходило с другой стороны. тогда я вырезал всю топку, сделал новую и нашпиговали её трубками, как только мог. Стало на много лучше, но сейчас понимаю, что и этого мало. Нужно наделать их ещё чаще и чтобы можно было под конец их уплотнить, нужно уменьшать диаметр. Собственно, как вы и советуете.
По моему опыту эккспериментов с туристским снаряжением: кастрюля 3л с ветрозашитой из другой кастрюли дает КПД 50% при тепловой мощности горелки в 3квт
Это всё работает на малой мощности и температуре, а для пара ничего лучше водотрубного или прямоточного котла (но там нужен насос высокого давления)не изобрели. Т.е., установка должна быть "вывернута наизнанку" и представлять собой топку, заполненную трубами по которым идёт вода/пар. И я не уверен, что это возможно изготовить в кустарных условиях, но я не сварщик и могу ошибаться. Кто умеет герметично варить трубы под давление в 16 атм поправьте :)


Тоесть логичнее опресовку делать так — ставите взрывной клапан на 15*1.25=18.75 атмосфер, нагреваете ваш закрытый бак до срабатывания клапана не менее 5 минут, ставите клапан на 15.
Просто при нагреве у вас может поменяться геометрия швов в случае брака при сварке. А взрыв бака возле бедренных артерий ничего хорошего не принесет.
Если повреждение ёмкости несёт опасность для жизни и здоровья людей, то испытания нужно проводить при трёхкратным превышении давления
Испытывать самопальную конструкцию на 3е давление(45 атмосфер?) тупо опасно.
Испытывать самопальную конструкцию на 3е давление(45 атмосфер?) тупо опасно.
Просто правильно испытывать надо — наливать водой почти на полную, а потом оставшийся небольшой объём накачивать уже воздушным насосом. Вода практически не сжимается, а сжатого газа очень мало, и при появлении течи запасенной энергии не хватает на разрыв бака, раскидывание обломков и прочие спецэффекты.
РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ
ПБ 03-576-03

ПБ 10-574-03

Как я понял, всё таки это баллон из под пропана, а как я знаю, они до 56 bar рассчитаны держать. Значит, если какой то мой шов и не выдержит, его не порвёт как воздушный шарик, а просто пойдёт струя воды или пара. Это меня немного успокоило. Полагаю куда более слабое место у нас, это шаровой кран. В них я не уверен. По этому, на всякий случай установил его таким образом, что бы был от меня отвёрнут в противоположную сторону.
www.sci.aha.ru/ALL/b17.htm
Проблему составляет не температура, а давление. Если баллон разорвет есть ненулевой шанс получить осколочные ранения в очень критичных точках.
Вы не правы, если баллон рванет он не просто раскроется розочкой понемногу, все произойдет быстро, есть шанс, что разрыв будет не плоский и кусок металла(либо несколько) улететь на скорости порядка 20-30мс в случайную сторону. К примеру, киньте камешек вон в ту струю на фото и посмотрите насколько улетит.
Как вариант, надо защитный кожух на расстоянии в 5-10см сделать(чтоб после того, как выгнет баллон осколки задержало). Насколько толстый надо смотреть в таблицах, вероятно около 4-5мм стали. Тоесть килограмм 100 весить будет.
Да и просто выход пара вас не порадует. У вас баллон на 40л, пусть там пара половина, 20 литров при 15 атмосферах приблизительно равны 300литрам(полторы бочки) при одной. И температура 200.
Несколько панелей, между ними кевлавр или сверхвысокомолекулярный полиэтилен.
Ранения во внутренней области бёдер в отсутствии медика катастроф, хирурга — гарантированно труп, если будут задеты сосуды (а они там близко к поверхности).
Ещё, при резком взлёте вверх, может произойти разрушение позвоночника (поизучай раний опыт катапультирования). От просто инвалидности, до различной степени паралича, максимум — летальный исход.
Плюс он даст теплоизоляцию, то есть уменьшение потерь энергии.
Для чего, собственно, нужно это пространство? На расширение? Ну так пускай композитная оболочка не дает расширяться баку, взяв на себя растягивающие напряжения.
Но вот именно с термостойкостью таки могут быть проблемы. Наполнитель-то не вопрос, даже стекловолокно годится, а уж углеволокно прямо оверкилл. Проблема в связующем. Эпоксидные как правило, выше 150 долговременно не держат, и вообще у доступных предельная рабочая температура градусов 250 — а желательно иметь запас. А какие-нибудь аэрокосмические — попробуй достань.
Баллоны на 300 бар я опрессовываю при 450.
Емкость на рабочее 16 разрушится очень феерично.
Посмотрите как у Разрушителей водонагреватель при 25бар взрывается, пробивает крышу и улетает на 100м вверх!
Ссылка
Так что испытания обязательно надо делать.
Ну или ездить с риском, с горячим котлом между ног. Это круто это адреналин :)
Еще в котле есть корозия это надо учитывать.
Воду туда надо заливать не обычную а деионизированную (думаю после обратного осмоса пойдет) или хотя бы умягченную чтоб накипи не давала с антикорозионными присадками которые используют в отопительных системах.
Топка перегревается и прогорает.
При разгерметизации жаротрубного котла вскипает сразу ВСЯ вода в нём. Посчитайте энергию пара массой равной массе воды при Т=200°С и пересчитайте в тринитротолуол. Будете удивлены и следующий Ваш котел будет водотрубным.
2,4МДж/кг теплота паробразования.
4220 Дж/кг на каждый градус теплоемкость, от 200 до 100 это 422КДж
Итого вскипит 2400/422 всего 17.58% от наличной воды. Чуть больше, ибо еще перегретый пар 200градусов отдаст тепло воде. Процентов 20 будет. Вся вскипит если будет температура 600+ градусов.

Это имелось ввиду от копоти.
Нет. Чистили сразу и от копоти и от накипи. Ничего не рассверливая если не течёт.
На ютюбе есть учебный фильм «Steam Train Maintenance in the 1950s Educational Documentary Ella73TV», правда на английском, по обслуживание паровоза. Там подробно показано как обслуживают котёл.
А еще, не поверите, проверяли состояние ВСЕХ заклёпок котла. Паровая машина — ОЧЕНЬ трудоемкая штука.
Чтобы чистить паровозы, у них крышки снимались открывающие доступ к трубам котла. Тут эти крышки есть?
шапку угля
чуть больше локтя
Одометр то в верстах или как?
ЗЫ. Отличный рассказ и белая зависть за прямые руки
Это прекрасно! Давно мечтал сделать паровой автомобиль, но не планирую этого делать. Рад наблюдать за паровым мотоциклом. :)
Но цель нашего проекта не кругосветное путешествие на дровах, а рассмотреть технологию позапрошлого векаЕсли технологии позапрошлого века, то нужны как раз дрова, а не пропан…
Я вот знаю реально используемые паровые турбины только на ТЭЦ, АЭС, и старых кораблях. При этом, чтобы запитать одну турбину на ТЭЦ, требуется котёл размером с десятиэтажный дом. Но и параметры там просто сумасшедшие. Пар 35 атм; 550 *С Так что мы с нашим паровозом, «курим в сторонке»
На эту тему был комикс, о том как начинаются гонки паровых машин, и зрители расходятся после старта на обед, потому что кочегары еще пол-часа будут растапливать машины
Причем первые часы будут очень некомфортны, поскольку основной дым из топки будет выходить через кабину.
Машинист рассчитывал когда, сколько и какого пара ему понадобится. Помощник машиниста со товарищами обеспечивал требуемое. Остановится на перегоне потому что пар кончился — несмываемый позор.
Говорят, что экзамен на помощника состоял в жарке в раскочегаренной топке паровоза яичницы с салом на угольной лопате (вымытой, естественно). Не понимая распределения жара в топке и умения увидеть это по состоянию углей — пожарить, а не спалить практически не реально.
Для подхода к построению замкнутого цикла воды — рассмотрите устройство компаундных паровых машин:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Компаунд-машина
Это позволяет использовать энергию пара максимально, и получить пар на выходе минимальной температуры. Далее будет проще его конденсировать и закачивать обратно в бак.
В простонародье это называют двухступенчатыми или трёхступенчатыми паровыми двигателями. Но из за сильного увеличения громоздкости и маленьком толке, подобные машины ставили только на предприятиях и больших насосных, где масса и размер не имели значения. Это были огромные стационарные паровые машины, некоторые из которых работают до сих пор.
На паровозах делались попытки ставить подобные тяжёлые паровые машины. Но это было дорого, а экономия топлива не столь значительная. Но что касается охлаждения пара, тут я с вами согласен. После двух ступеней расширения от пара почти ничего не останется. Можно почти сразу воду собирать.
На всех последних паровозах использовались двухцилиндровые компаунд-машины.
Вес машины не должен сильно увеличиваться, при сохранении мощности и большем КПД размер всех элементов уменьшится. А с современной запорной арматурой возможно сделать двускоростной режим — трогаемся подавая пар в оба цилиндра, после разгона подключаем их последовательно для увеличения кпд.
подобные машины ставили только на предприятиях и больших насосных, где масса и размер не имели значения.
Это не так.

Кстати, тоже с обычным котлом.

Четыре цилиндра — два высокого и два низкого давления
И еще:
Прямоточный котел достаточно капризен при настройке режимов. Подобные котлы очень хорошо работают (особенно с пароперегревательной) секцией только при постоянной нагрузке. А в ситуациях, когда потребление пара может меняться в широком диапазоне, прямоточный котел работает плохо. Может секцию перегревателя перегревать или наоборот, начать плеваться недогретым паром. В реале это выливается в наличие кучи регуляторов, которые держат котел в режиме.
Вы с этим не сталкивались, соединив напрямую насос подачи воды напрямую с колесом? Подозреваю, что на малой скорости идет интенсивный перегрев пара с риском спалить трубки, а на высокой скорости имеем недогретый сырой пар.
Если развивать эту конструкцию — нужен электрический насос, датчики температуры и давления. И подачу воды управлять через контроллер для достижения максимальной эффективности. Наверняка паровая машина имеет пик мощности при определенных параметрах пара. Эти параметры и поддерживать.
И небольшая накопительная емкость(под пятой точкой) для пара как промежуточный накопитель пара.
Можно и нужно. Но учти, что элементы котла имеют разную тепловую инерцию и при резкой смене режима все равно кратковременно все "разползутся".
А так "на коленке" прикинул — не реально вписать в габариты мотоцикла паровую машину с мощностью, достаточно для комфортной езды. Особенно на низких параметрах пара. А уходить на перегретый пар высокого давления — очень высокий риск.
Учти, что паровой двигатель, выпускающий пар в атмосферу, будет иметь практический КПД (включая котёл) от 1 до 8 %. Турбина немного поднимет КПД, но не особо сильно.
Уже были попытки создать аналогичное:
https://yobte.ru/97787-parovoy-motocikl.html
Ох, у меня уже руки чешутся переделать наш «паровоз» и посмотреть, что из него получится выжать.
Да, можно подумать над турбиной. Не надо забывать, что у паровозов и первых машин были движки с теми же КПД, но, однако, они смогли построить индустриальный мир.
Можно поискать информацию в Интернете о лучших конструкциях котла, поршней, топок, топлива. Я читал про перегретый пар и котлы с пароперегревателями, с ним КПД достигали выше. Можно контролировать все не так, как раньше, трубками и манометрами, а электроникой и связать всё через компьютер или старый телефон какой-нибудь. Так и повышать КПД, соответственно, скорость, простоту конструкции, надёжность, время разогрева, запас хода и комфорт при езде.
В Ютубе есть видео, промышленно выпускаемых в далёком прошлом моделей, реставрации или новодела, но твой более мощный, практичный и использующий новые технологии:
www.youtube.com/results?search_query=steam+motorcycle
Модель Lewistown PA,1902 loco cycle
www.youtube.com/watch?v=0gkgoNTBLdE
1896 Steam Motorcycle
www.youtube.com/watch?v=t93QlgBu4Is
Новодел в стиле 1920-х с угольной топкой:
www.youtube.com/channel/UCQc-Nh3SEIqSL5kq8ZldWkQ
Современной постройки
www.youtube.com/watch?v=XV_V65S8fXY
У этого оказался слишком слабый движок
www.youtube.com/watch?v=TuSLwE4IpnI
Некий Константин Никитин:
www.youtube.com/watch?v=TuSLwE4IpnI
www.patreon.com/steammotorcycle
Вот еще несколько штук:
www.youtube.com/watch?v=HkJlHkwTBhU
Самодельный, но в 1936 году:
www.youtube.com/watch?v=uIuBocThNIo
Новый, типа твоего, мопед
www.youtube.com/watch?v=yvS8wtnNQz4
www.youtube.com/watch?v=RGJzVxrlwIQ
Ну и еще для вдохновения:
www.youtube.com/watch?v=b8Ll_jfKzyQ
Тут паровой только первый
www.youtube.com/watch?v=MDXOz4sWA4U
Бразильский 2009 года:
www.youtube.com/watch?v=fpteACrgFIk
Студенты сделали в образовательных целях:
www.youtube.com/watch?v=Ypr4u2bNIHE
Грустно, что всё это где-то в других странах. Неужели в России никому не было интересно сделать паровой мотоцикл? Светлых голов и рукастых самодельщиков у нас хоть отбавляй. В чём же дело?
И еще вот этот: www.youtube.com/watch?v=7px_BkO-e2s
Но у него мотор отдельно располагается, в коляске.
Вот еще
www.youtube.com/watch?v=lgxp61_DR-4
А под хладогентом вы что именно подразумеваете?
В следующих экспериментах, я как раз буду пытаться достичь максимума из этого мотоцикла. И если у вас есть стоящая теория, её просто необходимо проверить.
А что если котёл попробовать заправить водой насыщеной углекислым газом?
Предлагаю провести один эксперимент. Залить в котёл воду разбавленную спиртом. По идеи, точка кипения сместиться в меньшую сторону. Предполагаю, что возможно, на тоже давление пара потребуется меньше энергии огня. По идеи, это должно сказаться на крейсерскую скорость. Но может я и ошибаюсь.
Кто, что думает на этот счёт?
Для жидкого азота топить даже не надо будет.
Когда котла ещё не было, а рама и двигатель уже были созданы, я не удержался и привязав к раме 5 литровый баллон пропана, Решил проехать перед гаражом. Так, что вы думаете, баллон быстро перемёрз от сумасшедшего расхода и давление мгновенно пропало. Я проехал метра 4, и то, кое как, потому, что газ не успевал столько испаряться в нужных количествах.
Единственный в мире микромотороллер с перистальтическим двигателем. Работает он за счет энергии жидкой углекислоты, запасенной в обычном баллоне от огнетушителя. Роль двигателя здесь выполняет кусок резинового шланга диаметром 20 миллиметров, наклеенный на поверхность заднего колеса обычного детского самоката (рисунок 3). Вот как работает силовая установка мотороллера. Приоткрыв вентиль, мы выпускаем углекислоту из баллона в медный змеевик. За счет тепла окружающей среды она вскипает и превращается в газ с давлением 0,3— 0,4 мПа. Газ поступает в специальный штуцер, установленный на задней оси (рисунок 4). Одетая на штуцер муфта вращается вместе с колесом. В момент, когда отверстия муфты и штуцера совпадают, в шланг двигателя поступает порция газа. Увеличиваясь в объеме в 3—4 раза, газ почти полностью отдает свою внутреннюю энергию. Двигатель работает экономично. На одном литре углекислоты можно проехать более 6 километров. Это сравнимо с электрическими аккумуляторами того же веса.
Заметим, если снизить дальность пробега до одного километра, мощность двигателя можно в три раза увеличить. Для этого в муфте следует проточить изнутри канавку, так, чтобы она проходила через отверстие для впуска газа. Тогда давление в двигателе будет на протяжении всего цикла (оборота) постоянным. Это и увеличит мощность. Но на «выхлопе» газ обладает еще большим запасом внутренней энергии — отсюда и низкая экономичность.
Производство сжиженной углекислоты, увы, пока несовершенно и требует в 10 раз больше энергии, чем это теоретически необходимо. Поэтому сегодня транспорт, использующий ее как источник энергии, не выгоден. Но будем надеяться, что это только пока.
ЮТ №11 1990 г.
Разумеется, я не мог отказать себе в удовольствии проверить такой «гибридный» накопитель в действии и сделал небольшую тележку – микромобиль. Основой послужил детский педальный автомобильчик – карт, какие продаются в «Детском мире». На тележке я установил баллон углекислотного огнетушителя и соединил его прочным резиновым шлангом с пневматическим гайковертом, приобретенным в магазине инструментов. Гайковерт состоит из пневмодвигателя, работающего от сжатого воздуха, и редуктора, понижающего скорость вращения патрона. С этим патроном я связал цепной передачей одно из задних колес тележки, а второе посадил на ось свободно, на подшипниках.
Раскрывая вентиль баллона, я подавал углекислоту в гайковерт, он вращал колесо, и микромобиль катился. Но теперь пневмодвигатель не замерзал, как в моем недавнем опыте с воздуховозом. Я поставил на пути газа из баллона в пневмодвигатель накопитель тепла, изготовленный из кастрюли, и внутри его поместил змеевик из металлической трубки (он был взят из выброшенного холодильника). В кастрюлю заливалась кипящая вода, а впоследствии расплавленный парафин и даже глауберова соль. Углекислый газ, проходя через змеевик, сильно нагревался и отдавал микромобилю значительно больше энергии.
Для меня это новость, мне это и в голову даже не приходило. Если все так удивительно просто, надо будет зайти посмотреть, не завалялось ли у них небольшого куска рельса для наковальни однако.
Энергия старого мира