
В этой статье изложен опыт работы со списком адресообразующих элементов ФИАС, загруженным в базу данных под управлением PostgreSQL. Для работы с адресообразующими элементами ФИАС создано несколько функций на языке PL/pgSQL.
System architect
Яндекс, как и любая другая большая интернет-компания, хранит много, а точнее очень много данных. Это и пользовательские данные из разных сервисов, и намайненные сайты, и промежуточные данные для расчёта погоды, и резервные копии баз данных. Стоимость хранения ($/ГБ) — один из важных показателей системы. В этой статье я хочу рассказать вам про один из методов, который позволил нам серьезно удешевить хранилище.
В 2015 году, как вы все помните, сильно вырос курс доллара. Точнее, расти-то он начал в конце 2014-го, но новые партии железа мы заказывали уже в 2015-м. Яндекс зарабатывает в рублях, и поэтому вместе с курсом выросла и стоимость железа для нас. Это заставило нас в очередной раз подумать о том, как сделать, чтобы в текущий кластер можно было положить больше данных. Мы такое, конечно, делаем регулярно, но в этот раз мотивация была особенно сильной.
Каждый сервер кластера предоставляет для нас следующие ресурсы: процессор, оперативную память, жёсткие диски и сеть. Сеть здесь — более сложное понятие, чем просто сетевая плата. Это ещё и вся инфраструктура внутри дата-центра, и связность между разными дата-центрами и точками обмена трафиком. В кластере для обеспечения надёжности применялась репликация, и суммарный объём кластера определялся исключительно через суммарную ёмкость жёстких дисков. Нужно было придумать, как обменять оставшиеся ресурсы на увеличение места. Кстати, если после поста у вас останутся вопросы, которые бы вы хотели обсудить лично, приходите на нашу встречу.
«В 1997 году Deep Blue обыграл в шахматы Каспарова.
В 2011 Watson обставил чемпионов Jeopardy.
Сможет ли ваш алгоритм в 2013 году отличить Бобика от Пушистика?»
– Женя, привет. (wave) Вопрос к тебе, как мега лайв хакеру. Сколько времени нужно спать, что бы мозг отдохнул и можно было плодотворно работать? Умные будильники сильно помогают?
char near*
и int huge*
. Виртуальная память поделена на страницы, типичный размер которых 4 KiB, и по умолчанию они не отображены на физическую память (mapping), так что работать с ними не получится. Чтобы посмотреть текущие отображённые интервалы адресов у процесса, в Linux смотрим /proc/<pid>/maps, в OS X vmmap <pid>. У каждого интервала адресов есть три вида защиты: от исполнения, от записи и от чтения. Как видно, самый первый интервал, начинающийся с load address (соответствующий сегменту .text у ELF в Linux, __TEXT у Mach-O в OS X), доступен на чтение и исполнение — очень логично. Ещё можно увидеть, что стек по сути ничем не отличается от других интервалов, и можно быстро вычислить его размер, вычтя из конечного адреса начальный. Отображение страниц выполняется с помощью mmap/munmap, а защита меняется с помощью mprotect. Ещё существуют brk/sbrk, deprecated древние пережитки прошлого, которые изменяют размер одного-единственного интервала «данных» и в современных системах эмулируются mmap’ом.