as simple as possible, but not simpler
В 2001, после эпидемии CodeRed, Николас Вивер написал крайне интересную статью про быстрораспространяющихся червей
«Warhol Worms: The Potential for Very Fast Internet Plagues», у которой была потом ещё пара сиквелов. Краткое содержание статьи: если к механизму распространения червя добавить ряд оптимизаций, то червь может поразить всю уязвимую популяцию за 15 минут и даже быстрей. Грубо говоря, сломать интернет быстрей, чем админ допьёт кофе. Оптимизации были интересные:
- hitlist scanning (заранее создать список первых 1000-10.000 жертв, чтобы избежать начальной пологой стадии экспоненциального роста)
- permutation scan (обнаружив уже заражённую машину, перескочить в списке адресов, поскольку следующие за заражённым адреса уже наверняка просканированы)
- partitioned scan (родительский червь раздаёт потомкам диапазоны адресов, чтобы совершенно исключить повторное сканирование)
- subnet scan — очевидное сканирование локальной подсети в первую очередь
Меня тогда очень поразили такие возможности червестроения. Я тогда накатал статью
«Modular Worms», что черви будущего будут со сменными насадками, апдейтиться прямо в сети и т.д. Мою статью, как обычно, отклонили, а лет через пять, как обычно, именно такие черви стали использоваться для строительства ботнетов. Сначала был
Agobot, а потом дело встало на поток. Даже появился термин «open-source worm».
Реальный же червь Уорхола появился 25 февраля 2003 года. Он назывался
SQL Slammer, заражал MS SQL Server. И этот червь не использовал ни единой хитрой оптимизации. Он тупо распространялся по UDP, умещаясь внутри одной-единственной датаграммы. Это было проще, это было дешевле. Ведь все мы знаем, что TCP нужно отправить три пакета только чтобы начать общение. При этом необходимо держать структуры данных в ядре, ждать ответа, ставить таймеры и т.д. и т.п. Напротив, UDP червь мог тупо забивать аплинк датаграммами, сколько уж влезет. А влазит много: 1Mbits это 332 «споры» в секунду, каждая спора 376 байт. Глобальное распространение червя произошло за 10 минут. Может и быстрее, подумал я, ведь моя статистика собиралась с шагом 10 минут. И в одном файле червя не было, а в следующем он уже был. Я проверил таймстампы — да, примерно 10 минут. Зарубежные коллеги тоже сказали 10 минут. Этот рекорд до сих пор не побит.
Таким образом, самый выдающийся результат в области червестроения был достигнут через простоту и дешевизну, а не через хитровывернутые механизмы и оптимизации.