На пороге дома Терезы появился неизвестный ей человек с очень интересным предложением. Тереза и её семья будут получать деньги в размере её годового дохода. И она не должна будет ничего возвращать. Ей не нужно будет выплачивать деньги, и они смогут потратить их, как угодно.
Тереза недоумевала. «Мы не верили, что нам кто-то даст столько денег, не требуя их отработать». Но деньги дали.
Эта история повторялась многократно. Организация с деньгами,
GiveDirectly, неизвестна широкому кругу лиц. Они почти не тратятся на маркетинг, их
страница на Facebook собрала всего 7000 лайков.
При этом, GiveDirectly является одной из самых эффективных организаций, пытающихся искоренить нищету. Двое из совета директоров компании стояли у истоков Facebook. В духе Кремниевой долины, работа компании основана на обработке данных, и прозрачна больше, чем остальные проекты благотворительности.
Тереза, её муж Одиямбо и их семья.
Как это работает. GiveDirectly переводит порядка $1000 бедной семье в течение года. Никаких правил и даже советов по использованию этих денег компания не даёт. С момента запуска в 2011 году компания распределила уже $15 млн. в сообществах Кении и Уганды. Это не самые бедные страны региона – они находятся в центре Африканской революции мобильного банкинга, что крайне важно для GiveDirectly. Вероятность того, что у человека из Африки района Сахары будет мобильный финансовый аккаунт, превышает вероятность существования такого аккаунта у европейца
в 60 раз.
После того, как GiveDirectly выбирают деревню на основании доступной статистики по бедности, они используют простой способ определения тех, кто получит деньги: они выбирают семьи, живущие в домах с соломенными крышами и земляными полами. Такое использование органики – точный признак нищеты. Это понятно для соседей по сообществу и для самой компании.