При построении прикладных систем, работающих с текстами, первая же задача — это отождествление слов друг с другом. Для большинства языков индо-европейской группы её решение не представляет большой сложности. И решений этих существуют сотни, а самые простые из них, как правило, дают вполне пригодные (в рамках решаемой задачи) результаты.
Английский, с его весьма условным делением на части речи и практически отсутствующим склонением/спряжением, вполне прилично описывается простыми моделями выделения неизменяемой основы слова (стеммерами) с небольшим словариком исключений буквально на сотню слов. Слова немецкого прекрасно бьются на части по формальным признакам, словарю корней и принципу «максимума суммы квадратов длин». Системы окончаний других европейских языков также достаточно просты.
Со славянскими языками сложнее из-за развитой грамматики и глубокой изменчивости — любое русское прилагательное, к примеру, имеет как минимум двадцать четыре разных грамматических формы: три рода и множественное число, да по шесть оставшихся на сегодня падежей. А то и все двадцать девять, если принять во внимание краткие формы (широк, широка, широки) и образуемое от многих прилагательных наречие.
Для решения задачи отождествления разных форм существует некоторое количество реализаций морфологических анализаторов русского. Но почти все они — во всяком случае, заслуживающие внимания — растут из одного корня...
(По материалам внутреннего семинара компании МойОфис)